Обучение аудированию на основе передовых зарубежных технологий.
статья (английский язык) по теме

Петрова Юлия Александровна

В данной статье рассматриваются приемы обучения аудированию на основе передовых зарубежных технологий, применяемых в различных современных УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение аудированию на основе передовых зарубежных технологий.

Автор статьи Петрова Юлия Александровна,

учитель высшей категории, школа 534 г.Санкт-Петербург

Невозможно развить навыки говорения не развивая навыки понимания иностранной речи на слух, т. е. аудирования. Когда учитель говорит на уроке, у учащихся формируется умение аудировать. Чтобы разговор состоялся, необходимо понимать, о чем тебе говорят. Поэтому урок следует проводить на английском языке. Позднее способность понимать иностранную речь может стать очень важной, например, для понимания радиопрограмм, телевизионных новостей, зарубежных гостей, для обучения.

Для развития умения аудировать необходимо постоянно практиковаться в слушании английской речи в нормальном темпе. Прослушивание живой речи является важнейшим способом восприятия и усвоения разговорных грамматических структур и лексики. Всем известен «эффект погружения», когда учащиеся, оказавшись за рубежом, быстро схватывают и интонацию, и новые слова, и целые фразы.

В реальной жизни мы слышим иностранную речь в двух случаях:

1. «Случайное слушание» - слушаем радио, беседуя с друзьями или выполняя какую-нибудь работу. Позднее мы можем даже не помнить, что слушали.

2. «Внимательное прослушивание» - прослушивание с целью извлечь необходимую нам информацию, например, новости, инструкцию о работе прибора, информацию на автоответчике. В этих ситуациях мы слушаем гораздо внимательнее, но особое внимание сосредотачиваем на наиболее важном для нас. Обычно мы знаем заранее, что хотим услышать и это помогает в восприятии услышанного.

На уроках мы обычно имеем дело с «внимательным прослушиванием»: учитель ожидает, что учащиеся будут слушать внимательно и запомнят, что слышали.

Если мы попросим учащихся прослушать и ответить на вопросы, это будет трудным заданием. Чтобы облегчить задание, надо сказать заранее, что именно обучающийся должен понять и на чем сосредоточиться. Для этого необходимо дать либо наводящие вопросы, либо задания, которые выполняются в ходе прослушивания.

Современные УМК позволяют начинать обучение аудированию на самом раннем этапе изучения иностранного языка. Все курсы снабжены аудиокассетами и видеокурсами, что дает возможность слушать иностранную речь в естественном темпе почти на каждом уроке. Учащиеся слышат различные голоса и акценты. Таким образом можно включить естественную речь носителей языка в ход урока. Прослушивание аудиозаписи дает возможность услышать сразу несколько голосов в диалоге или интервью. Кроме того активно используются записи песен и сказок.

Задания по аудированию могут быть самыми разнообразными:

  • Catch the words and phrases;
  • Right and wrong statements;
  • Look at the list of clues. Write to whom they refer in the text;
  • Listen and answer the questions;
  • Listen and check your answers;
  • Listen and follow in your books;
  • Right, wrong and don’t know;
  • Listen and number the parts in the correct order;
  • Make a chart and fill it in;
  • Complete the interview.

Одной из важнейших задач при обучении аудированию является развитие способности предсказывать или догадываться, что скажут. Старайтесь получить как можно больше предположений. Например:

A few nights ago, I was asleep at home as usual. At about three o’clock in the morning…(What happened?)… I was suddenly awakened by a noise… (What noise?)… jf rushing water… (What was it?)… It came from the bathroom, so I got up and went to investigate… (What was it?)…

Особенно хорошо упражнение на развитие догадки проходит в младших классах при прослушивании сказок и смешных рассказов.

Каким образом учитель должен готовить учащихся к аудированию?

Подготовка зависит от типа заданий. Если цель – понять как можно больше (интенсивное аудирование), например, при введении нового материала, то внимательно слушать нужно все, что говорит учитель. Если нужно понять только общий смысл услышанного, то учитель должен предупредить заранее. Такое аудирование называется экстенсивным.

Прежде чем прослушивать текст, обсудите тему с учащимися и название. Это поможет понять содержание. Задайте вопросы по иллюстрациям.

Объясните значение нескольких незнакомых слов. Объясните, как выполнить задания во время прослушивания или после него.

Чтобы развить необходимые умения, в учебниках соблюдается определенная последовательность работы: предтекстовые задания, собственно аудирование и задания после прослушивания.

Рассмотрим, например, работу по аудированию по УМК «Hotline Intermediate». В число аудируемых текстов включены диалоги с большим числом участников, интервью, рассказы, песни. Разберем интервью с кинокритиком о фильмах про супергероев, имеющих огромные кассовые сборы, «Superheroes, Super profits».

В упр. 1 и 2 обсуждается тема и иллюстрации к тексту, выясняется мнение учащихся и их отношение к супергероям и фильмам о них, задаются вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти в тексте после первого прослушивания. В упр. 3 дается задание для повторного прослушивания: выбрать из длинного списка фильмы, о которых шла речь, и изложить мнение критика о них. В упр. 4 задаются более детальные вопросы по тексту. В упр. 5 повторяются значения новых слов. В упр. 6 предлагаются вопросы по обсуждению темы, учащиеся используют и вновь полученную информацию, и свой жизненный опыт.

Аудирование занимает ведущее положение среди прочих коммуникативно-ориентированных методов обучения. Этот метод широко используется в школе №534 г.Санкт-Петербурга и дает хорошие результаты. Во всех случаях посещений нашими школьниками зарубежных стран, учащиеся, как правило, успешно используют приобретенные в школе коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск оптимальных и эффективных форм обучения для обеспечения успешного изучения информатики на основе передовых педагогических технологий.

Возможности развития обучаемого при использовании современных педагогических технологий и методик в обучении информатике....

доклад на тему "Повышение эффективности процесса обучения математики на основе использования информационных технологий"

Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостояте...

Обучение аудированию на основе аутентичных текстов

Обучение аудированию на основе аутентичных текстов на основе аудиотекстов с сайтаhttp://esl-lab.com Все аудиоролики на сайте распределены на три группы по уровню сложности. К каждому ролику есть ...

Обучение аудированию на основе аутентичных текстов

Обучение аудирования на основе аутентичных текстов  ( Emergency) с сайта http://esl-lab.com  Все аудиоролики на сайте распределены на три группы по уровню сложности. К каждому роли...

Презентация к фрагменту урока английского языка в 7 классе "Обучение аудированию на основе лексического материала по теме «Благотворительность» (УК Кузовлева В.П.)"

Презентация к фрагменту урока английского языка в 7 классе "Обучение аудированию на основе лексического материала по теме «Благотворительность» (УК Кузовлева В.П.)"...