Активные формы обучения на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Крылова Марина Владленовна

эта статья посвящена активным формам обучения языку школьников разных возрастов, в ней даны различные технологии, используемые мной, на уроках языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Активные  формы  обучения на  уроках  английского  языка

Каждому  учителю хочется сделать свой  урок интересным   увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный  интерес школьников, их  творческая и мыслительная  активность. Чтобы  сделать  свой  урок  интересным  и  увлекательным, добиться  того, чтобы  дети хорошо  и  прочно усваивали языковой  материал  необходимо разнообразить приёмы организации  учебной  деятельности. Игра  является одним  из  таких  приемов, особенно  на  начальном  этапе. Игра-средство активизации  лексического  материала, развития навыков и умений всех  видов  деятельности. С помощью  игры  хорошо  отрабатывается  произношение, активизируется лексический  грамматический материал, развиваются  навыки аудирования, устной  речи. В игре  развиваются творческие, мыслительные способности  учащихся. Обучающие  игры помогают  сделать  процесс  обучению английскому языку интересным  и  увлекательным. Чувство  равенства, атмосфера увлечённости дают возможность преодолеть стеснительность, скованность, снять  языковой  барьер. В любой  вид деятельности на  уроке можно  внести  элемент  игры  и тогда даже  самое  скучное  занятие приобретает  увлекательную  форму. Именно  игра  является одним из сильных  мотивов  на  уроках  английского  языка. Игры  можно  разделить  на  несколько  видов:

                

1.Игры  с  буквами.

2. Игры  со  словами.

3.Синтаксические  игры.

4.Игры  с  текстом.

5.Грамматические  игры.

6.Поэтические  игры.

7.Корректировочные  игры

8.Загадки, ребусы

Эта  классификация  может  быть  расширена, так как на  уровне  слова, предложения, и текстов  могут  выполняться  и лексические,  и грамматические , и стилистические, и орфографические и фонетические  игры. Применяя  игры  на  уроках , нужно  помнить :

- выбор формы игры должен  быть  педагогически и дидактически  обоснован;

- должно  быть  задействовано возможно  большее  количество  учащихся;

- игра должна  соответствовать языковым  возможностям  учащихся;

- языковая  игра должна проводиться на иностранном  языке;

- игра  базируется  на  уже  изученном  материале;

-игры  необходимо  применять  целесообразно  и  планово

 Ролевые  игры – также  являются эффективным средством   мотивации  изучения английского  языка .Формы  ролевой  игры  различны. На  начальном  этапе обучения - это  сюжетная ролевая  игра  сказочного содержания, для  среднего школьного  возраста - сюжетная ролевая  игра  бытового  содержания, на  старшем и среднем этапе имитационная  ролевая игра  познавательного  содержания на старшем  же  этапе имитационная  деловая  игра. В сюжетных ролевых  играх можно  использовать фотоальбомы, книги, журналы, иллюстрации, куклы  с  набором одежды, игрушки. Темы  игр  близки  детям – разговор  о  членах семьи, о профессиях, о явлениях окружающего мира, о режиме  дня  и др. Для  разработки сюжетов  ролевых  игр бытового содержания можно  выделить  следующие сферы  речевого  общения:  в школе, на уроке, в  столовой, в  библиотеке, у врача, в спортзале, дома, на  отдыхе, на улице, в  театре,  в  музее,  на стадионе и т.д. Например, ситуация : экскурсия  туристов из Лондона  по Санкт-Петербургу( и наоборот). Туристы  едут  по  городу, слушают  экскурсовода, «видят»  из  окна улицы города – картинки и фотографии, выходят  из  автобуса  у достопримечательностей  города, Туристы  задают  вопросы. Гидов  может  быть несколько. Имитационные  игры  разрабатываются с познавательным  содержанием: знакомство с персонажами  литературных  произведений, фактами биографий выдающихся  деятелей литературы, искусства. Например, в учебниках «Английский  в  фокусе» для 10-11  классов( авторы О.В. Афанасьева Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В.Эванс) в  каждом  модуле  есть  раздел «Литература».В этих  разделах ученики знакомятся с  биографией  русских  и зарубежных авторов и отрывками  из  их  произведений. Учащиеся готовят сообщения о творчестве и биографии  писателей  в  виде  презентаций. Можно  также  провести  дискуссию  по  данному произведению, где  бы  приняли  участие  и  противники  и  сторонники книги.

Такие  игры позволяют имитировать  ситуации, которые могут возникать в  будущей  профессии  учащихся.

          

Инсценирование   ещё  один  вид  игровой  деятельности на  уроках  английского  языка

Инсценировка может  происходить   прямо  на  уроке и не  требует   большой  подготовительной  работы. Учащиеся   инсценируют  короткие  диалоги. Они  быстро овладевают речевыми  конструкциями повседневного английского языка, а  потом автоматически употребляют их в  речи. Эти  маленькие «театральные  постановки» помогают  создать языковую  среду, приближенную  к естественной и   является  одним  из  мотивом  изучения английского  языка.

Музыка, пение, разучивание  стихов также   играют  важную  роль в изучении  английского  языка, создают положительную атмосферу  в классе. Ведь  комплексное решение  практических, образовательных, воспитательных и развивающих  задач обучения возможно  лишь  при  условии воздействия не только  на  сознание  учащихся, но  и проникновения  в  их эмоциональную  сферу. Песни представляют большую  ценность при изучении языка. В  них  язык употребляется  в  реальном  контексте. Изучение  песен помогают более  прочному усвоению и расширению  речевого запаса, т.к. включает  новые  слова  и  выражения. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного  произношения, развитию музыкального  слуха. На  уроке  можно  использовать песни и стихи во время  фонетической зарядки, для  закрепления  лексического  и  грамматического  материала, как  своего рода релаксация в  середине  или в  конце  урока, когда  дети  устали  и им  нужна  разрядка. Песни  и  стихи помогают снимать  напряжение  и  восстанавливают работоспособность.  Песню или  стихотворение  можно  инсценировать, а  стихотворение  прочитать  по  ролям. Работа с  песнями и рифмовками можно  начать  с обсуждения картинок, которые их иллюстрируют .После  первого  прослушивания и решения

В каждом  модуле  в учебниках «Английский  в  фокусе»  2-4  классах ( авторы Н.И. Быкова, Дж.Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс)  есть  песни и  рифмовки. Учащиеся повторяют  за  учителем   текст по  строчке, читают  его  самостоятельно, а  затем исполняют песню и рифмовку, используя мимику, жесты ,движения в зависимости от контекста. Работа  над песнями с интересным  сюжетом  персонажами  может  быть продлена  их  драматизацией. Распределяются  роли  и учащиеся  должны  петь  только  свои  строчки. К  драматизации  привлекаются  все учащиеся. Работа  с  песенным  материалом позволяет  использовать  и  в  качестве  релаксационной  паузы, а  в  основном  для отработки фонетических  явлений, языковых  средств и формирования  всех  видов  речевой  деятельности.

  В  учебнике «Английский  в  фокусе»  для 10-  11  классов ( авторы О.В. Афанасьева Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В.Эванс)  раздел «Литература» знакомит учащихся  с произведениями выдающихся британских  и американских  писателей, их  биографиями.В  данном  разделе  также  осуществляется введение новых  лексических  единиц, формируется  представление о  стилистических  приёмах  и  средствах, которые  используют  авторы  для передачи смысла. Текст  выступает как  средство формирования языковых  навыков, а  также умений в  чтении и говорении. Также  формируется  механизм антиципации-  предвосхищения. Учащиеся зачастую выступают в  роли  писателей, предлагая  свой  вариант развития  событий, и таким  образом развивают навыки письменной  речи, логического  изложения мыслей  и т.д.

 Например, в  учебнике  11  класса учащиеся знакомятся  не  только  с  творчеством  Киплинга, но  и с его  стихотворением «Если..».  Учащиеся  выполняют  ряд  упражнений ( находят метафоры, сравнения и отвечают  на  вопросы). Ученикам  предлагается найти в интернете различные  переводы  стихотворения, выбрать  по  их  мнению  лучший и самому  перевести  хотя бы  1  куплет стихотворения.

Особый  интерес  у  учащихся независимо от  возраста вызывают  игры, которые  демонстрируются по  телевидению: « Поле  Чудес», Ключи  от  Форт Боярд», «Что? Где? Когда?».

«Поле  Чудес» - в эту  игру  может играть  вся  группа. Игра  может  проводиться на  материале любой изученной  темы. На  доске нужно  записать  закрытые карточками  слова, которые  нужно  отгадать. Кроме  секторов, дающих  возможность учащимся  назвать букву, можно  включить  сектор   «?» ( вопрос  задаёт  по  этой  же  теме  учитель), сектор «+» (можно  открыть  любую  букву) ,сектор «банкрот» ( можно  избежать  его, прочитав  стихотворение  на английском  языке) , сектор « скрипичный  ключ» ( спеть  песню).Проведение   этой игры требует  большой  подготовки  учителя.

Мне  и  моим  учащимся больше  нравиться  проводить игру « Что? Где?  Когда?». Группа  делится  на  2 команды, выбирают  название  команды, капитана. Эта  игра  требует  большой  подготовительной  работы, но уже  со  стороны  учащихся. Темы  могут  быть  разнообразными: история, география, культура,  традиции и  обычаи  стран  изучаемого  языка.

Подводя  итог  всему  сказанному, нужно  отметить, что  уроки английского  языка предоставляют  учителю большие возможности для  поднятия интереса, создания  мотива для  дальнейшего его изучения. Для  учителя в  этом плане существуют неограниченные  возможности  для  творческого поиска  всё  новых  и  новых  форм  и  методов  активизации  учебного  процесса.