Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Лазарева Светлана Викторовна

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющим успех в этой деятельности.Одна из базовых компетентностей педагога - компетентность в педагогическом оценивании. Многочисленные исследования, проведённые по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребёнка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности.Как нельзя лучше для решения данной проблемы подходит применение на практике стратегии формирующего оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

К.Д. Ушинский

Глобализация современного общества требует иного взгляда на многие процессы школьного образования, где главным профессиональным качеством педагога становится умение учиться. Педагогическая гибкость, толерантность, готовность и умение действовать нестандартно – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

В 2013 году был утвержден  профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющим успех в этой деятельности.[1] Одна из базовых компетентностей педагога - компетентность в педагогическом оценивании. В качестве показателей оценки этой компетентности предложено следующее:

-знание функций педагогической оценки,

-знание видов педагогической оценки,

-знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности,

-владение методами педагогического оценивания,

-умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах,

-умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

Характеристикой компетентности учителя в педагогическом оценивании является  его умение:

- обеспечивать процессы стимулирования учебной активности,

- создавать условия для формирования самооценки,

- определять процессы формирования личностного «Я» обучающегося,

- пробуждать творческие силы.[1]

Многочисленные исследования, проведённые по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребёнка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности. [2,с.10]

Как нельзя лучше для решения данной проблемы подходит формирующее оценивание. Формирующее оценивание - это современная международная образовательная стратегия, где внутреннее (формирующее) оценивание противопоставлено внешнему (суммирующему). Суть внутреннего (формирующего) оценивания можно выразить следующей цитатой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». Компетентный педагог хорошо понимает критерии оценивания, объясняет критерии оценивания еще до выполнения учениками задания, всегда может обосновать, почему он поставил ту или иную оценку. Прозрачность оценивания достигается при выработке совместно с учениками или знакомстве их с критериями оценивания основных видов деятельности (чтения, письма, говорения, аудирования). Применение критериального подхода формирующего оценивания на практике дает ученику доступ к оцениванию: он понимает, как его оценивают и становится сознательным участником процесса обучения.[3]

Формирующее оценивание ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении обучающимся того или иного элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, и не предполагает сравнения результатов разных обучающихся. Педагогическая оценка фиксирует уровень образованности ученика, степень соответствия данного уровня нормативно одобренным требованиям, является основой для контроля и регуляции педагогической деятельности, так как отражает степень достижения ее целей. Действия педагога, связанные с разъяснением критериев оценки и правил ее выставления, важны для учеников, так как внешнее оценивание сопровождает человека не только в школе или в вузе, но и в других сферах жизни. Все это позволяет педагогу устранить возможное непонимание, обиду или агрессию ученика. Формирующее оценивание удачно встраивается в личностно-ориентированное обучение, носит системный характер. Применение разноуровневых заданий с учетом требований ФГОС (базового, повышенного, максимального уровней) позволяет заинтересовать и вовлечь в работу учеников с разным уровнем знаний. Внедряя в практику разноуровневые задания,  учитель дает возможность ученику выбрать  степень сложности и темп освоения материала в соответствии с его возможностями и способностями, снимая страх перед неудачей и повышая самооценку ребенка. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен. Все большее количество современных УМК предлагает балльную систему оценивания самостоятельных, контрольных работ, тестов. Применяя на уроках балльную систему оценивания, учитель тем самым расширяет границы «оценки», предлагая ученику более гибкую шкалу оценивания.

Система формирующего оценивания дает возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, дает возможность сверить достигнутый обучающимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. Ученическое портфолио является, в своем роде, работой по прогнозированию самим учеником своих планируемых образовательных результатов, а также саморефлексией  ученика по поводу процесса и прогресса обучения, достижения его конечного результата. Данная система оценивания фиксирует как изменения общего уровня подготовленности каждого обучающегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности (усвоение и обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более полную  картину успехов и неудач обучающихся на пути получения образования.[4]  При этом педагог не умаляет значимости творческих, нестандартных решений ученика. Применяя на своих уроках стратегию формирующего оценивания, педагог стремится к тому, чтобы ученик понимал, почему ему выставлена определенная оценка и что надо сделать, чтобы она стала выше, он, по сути, способствует тому, что ученик усваивает позитивные социальные нормы и правила поведения,  являющиеся залогом успешного включения молодого человека в социальные отношения. Полная прозрачность этой системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию. Удачной находкой для творческого педагога является внедрение листов самооценки учеников, разработанных как на отдельный урок, так и на целый раздел или тему. Формирующее оценивание являясь «оцениванием для обучения», становится для педагога средством непрерывного взаимообмена информацией «учитель-ученик», которое помогает учителю вовремя реагировать и правильно выбирать методики и технологии обучения.

Таким образом, формирующее оценивание это механизм обратной связи, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать навыки преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё обучение.  Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Применение стратегии формирующего оценивания дает педагогу возможность умело сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Формирующее оценивание является способом развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.

        Литература:

  1.  Профессиональный стандарт педагога http://www.academy.edu.by/files/prof_standart_pedagoga.pdf

2. М.А.Пинская, И. М. Улановская.  Новые формы оценивания.

Просвещение, «Работаем по новым стандартам», (80 с.),2013 г.

3. Романов Ю.В. Система оценивания: опыт осмысления и использования.

http://schools.techno.ru/ms45/win/history/krit8-9.html

4. Л.Н.Чипышева. Контроль и оценка в условиях введения ФГОС НОО. http://ipk74.ru/index.php