Главные вкладки

    Статья по английскому языку (8 класс) на тему:
    Статья: "Систематизация и закрепление страноведческого материала на уроках английского языка"

    Каргаполова Татьяна Михайловна

    очень важно, чтобы у учеников был богатый лексический запас. Это достигается по-  разному.Вот примеры, как можно закреплять страноведческий материал на уроках английского языка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Закрепление и систематизация страноведческого и краеведческого материала на уроке английского языка

    -----------------------------------------------------------------------------------

    В ходе обучения английскому языку учащиеся средней школы усваивают довольно обширный и разнообразный фактический материал, касающийся пяти англоязычных стран (Британии, Канады, США, Австралии и Новой Зеландии). На уроках истории, географии и т.д. ученики получают сведения по краеведению (о тех местах, где они проживают:  о селе, городе, области, республик). Разнообразие усваиваемых школьниками конкретных фактов удачно сочетается с известным единообразием языкового материала (словосочетаний, грамматических конструкций, оборотов речи, терминов), необходимого для построения несложных иноязычных высказываний на соответствующие темы.

     Такое сочетание, при котором повторяемость языковых структур сосуществует с вариативностью их лексического наполнения, создаёт благоприятные условия для систематизации и закрепления усвоенного материала. При этом, если повторяемость способствует прочности запоминания и усвоения, то вариативность избавляет от чисто механического повтора, снижающего интерес к материалу. Кроме того, сопоставление однотипных фактов, относящихся к различным странам, способствует сознательности усвоения материала, развитию у школьников логического мышления, способности сравнивать и сопоставлять различные сведения.

          Исходя из этих посылок, можно организовать проведение нескольких обобщающих уроков в выпускном классе средней школы, посвящённых различным аспектам изученного школьниками страноведческого и краеведческого материала. На базе страноведческих текстов учебника В.П. Кузовлева и учебником :  «Счастливый английский» (часть 3) под редакцией Т.Б. Клементьевой и Jill Albiker Shannon (8 – 11 классы) мы выделяем следующие аспекты страноведческой и краеведческой информации:

    Lesson1. General Information and Geographical Position.

    Lesson2. Physical  Geography.

    Lesson 3.  Population. Cities.  Languages.

    Lesson 4.  Economy.

    Lesson 5.  Political System.

        Перечисленные аспекты, или, иначе, мини – темы, можно распределить в рамках нескольких уроков следующим образом (см. таблицу):

    Lesson 1: Geographical Position

    Lesson 2: Physical Geography

    Lesson 3: Population. Cities. Languages.

    Lesson 5: Political System

    1. Student 1

       Student 2

    Britain

    USA

    Canada

    New Zealand

    2.  Student 3

       Student 4

    New Zealand

    Britain

    USA

    Australia

    3. Student 5

      Student 6

    Australia

    New Zealand

    Britain

    Canada

    4. Student 7

      Student 8

    Canada

    Australia

    New Zealand

    USA

    5. Student 9

         Student 10

    USA

    Canada

    Australia

    Britain

    Количество пар школьников, участвующих в обзорных уроках, можно расширить за счёт привлечения краеведческого материала. Я широко использую краеведческую информацию, касающуюся Хабаровского края и города Хабаровска, жителями которого мы являемся. Более одарённым учащимся можно предложить  сообщения по краеведческому материалу: история края, культура, люди, народности края, участие  края в Великой Отечественной Войне.

    Наглядным пособием для обзорного урока политическая или физическая карта мира, а также карта родного края.

    Глядя на таблицу, нетрудно заметить, что все мини – темы связаны между собой как « географически», так и « тематически». Поэтому каждый школьник, участвующий в серии обзорных уроков, обязательно соприкоснётся с каждой из изученных им стран, а так же с каждым аспектом их изучения.   В ходе обзорного урока каждая пара учеников участвует в вопросо  – ответной работе, предъявляя своего рода « катехезис» ( из. лат catechesis- поучение, наставление) ( 8 – 10 вопросов и ответов, касающихся определённого аспекта страны – природы, экономики, политического устройства и т.д.). Реализация « катехезиса» осуществляется парами школьников, выходящими к доске и использующими в ходе своей вопросо – ответной работы наглядные пособия. В зависимости от уровня подготовки учащихся педагог требует от них либо самостоятельной подготовки вопросов и ответов, либо предлагает им предварительные заготовленные образцы вопросов с пробелами, заполняемыми в соответствии с ситуацией. Более трудные вопросы должны предлагаться более сильным ученикам или одарённым, которые проявляют особый интерес к изучению иностранного языка. Приведём примерное содержание таких вопросов:

     Lesson 1.General information and Geographical Position

    1. What country are you going to tell us about?

    2. Where is…situated/ located?

    3. What part of the continent does…occupy?

    4. What oceans  is… washed by?

    5. What  is the territory/ area of?

    6. How many parts (states, provinces, territories, districts) does consist of?

    7. What countries does… border on?

    8. What is the traditional symbol/emblem of…?

    9. What is the capital/administrative center of…?

    Lesson 2.Physical Geography

    1. What is (are) the most important mountain ranges?

    2. Where is (are) this (these) mountain ranges situated/located?

    3. What is the highest mountain peak in…?

    4. Where is the highest mountain peak in…situated /located?

    5. What is the most important river in…?

    6. What river, sea, ocean does …flow into?

    7. Is the climate of…cold or warm?

    8. What is the coldest season in…?

    9. What is the hottest season in?

    10. What important minerals is...rich in?

    Lesson 3.  Population. Cities. Languages.

    1. What is the population of…?

    2. What ethic groups does the population of… consist of?

    3. In what part of the country is the capital of… situated /located?

    4. On what river is the capital of… situated / located?

    5. What is the population of the capital of…?

    6. What are the main sights / places of interest in the capital?

    7. What are the most important cities in…?

    8. Where are the most important cities in… situated / located?

    9. What is (are) the official language (s) of…?

    Lesson 4.  Economy

    1. Is…a highly developed country?

    2. What are the main branches of industry in…?

    3. What are the most important industrial products in…?

    4. Where are the most important industrial centers in …situated / located?

    5. What does the agriculture of…produce?

    6. What is the basic currency unit of…?

    Lesson 5.  Political system

    1. Is …a republic or a monarchy?

    2. What   is  the  highest  legislative body/ organ in…?

    3. How many houses does the (Parliament)  (Congress) of …consist of?

    4. Who   is  Head  of  State  in…?

    5. Who   is   Head   of   Government in…?

    6. What are the most important political parties in…?

    7. What is the residence of the Government of…?

    8. What is the residence of the highest legislative body of…?

    9 .What is the residence  of  the  Head  of State of…?

    Внимательно слушая вопросы и ответы, касающиеся того или иного  страноведческого аспекта, остальные школьники готовят в это же время собственные вопросы, обращённые к ученикам, стоящим у доски. Основная задача таких вопросов -  сравнить со « своими» англоязычными странами ту из них, о которой в данный момент идёт речь у доски. Для того чтобы задавать такие вопросы и правильно отвечать на них, школьники должны прежде всего уверенно владеть сравнительными конструкциями типа:

    … is (are) bigger (smaller, colder, hotter, etc.) than…

    …is (are) more important (highly developed, etc. than…

    Кроме того, в распоряжение учеников должен находиться определённый набор вводных клише, служащих для выражения уверенности/ неуверенности в приводимых ими высказываниях:

    If I am not mistaken;  As far as I know; There is no doubt that…; In my opinion; It seems to me;  I think that… ; To my mind…etc.

    Далее приводятся примеры вопросов « на сравнение», которые класс задаёт соответствующей паре школьников, стоящих у доски: (желательно, чтобы у доски стояли более сильные ученики)

    1. Does… border on any other English – speaking countries?

    2. What  English – speaking countries does… border on?

    3. Is the territory of… bigger or smaller than the area occupied by…?

    4. Is … washed by the… ocean?

    5. Are the mountain ranges in… higher or lower than in…?

    6. Is the most important river in… longer or shorter than..?

    7. Is … richer in mineral resources than…?

    8. Is… richer in coal (oil, iron ore ) than…?

    9. Is the climate in… colder or warmer than in…?

    10. Does… have a bigger or smaller population than…?

    11. Is the capital of… bigger or smaller than the capital of…?

    12. Is … a more highly developed country than…?

    13. Is the industry ( agriculture )  of…  more highly developed than the industry  ( agriculture ) of…?

    14. The industry ( agriculture ) of… produces..  Does  the  industry  (agriculture ) also produce …?

    15. In what country are there more ethic groups – in… or in…?

    16. What city is more beautiful   - … or…?

    17. In what country are there more political parties – in… or in…?

    18. In … Head of state is elected by  Are there many parts and factories in…?

    14.the people  pf  the country. Is Head of State in… also elected by the people?

    Описанный вид работы мобилизует внимание класса на содержание работы у доски и стимулирует сопоставление данных, относящихся к разным англоязычным странам.

    Легко заметить,  что рассказы о столицах и крупных городах англоязычных стран, о столице России и о родном городе тоже укладываются в единую схему:

    1. What town ( city ) are you going to tell us about?

    2. Is … the capital of…?

    3. In what part of … is… situated / located?

    4. On what river is … situated/ located?

    5. Is … a big city?

    6. What is the population of…?

    7. Is … an ancient city?

    8. When ( in what century ) was… founded?

    9. By whom was… founded?

    10. What are the main sights of…?

    11. What is the main street ( square ) of…?

    12. Is … an important ( economic ) center of…?

    13. Are there many plants and factories in…?

    14. What are the main branches of industry in…?

    15. What does the industry of… produce?

    16. Is … an important cultural center?

    17. Are there many libraries, museums and theatres in…?

    18. What is the most  important  library  ( museum ) in…?

    19. What  monuments  is… famous for?

    20.Have  you ever been to…?

    21. What places of interest would you like to see in…?

    22. Hqw  can you get from your place  to … - by air, by train or by boat?

    23. How long  would  it  take you to get from your place to…?

    В заключение статьи хочу ещё раз подчеркнуть, что интенсивное проговаривание на обзорных уроках структур и выражений « многоразового пользования»  - эффективное средство прочного и сознательного усвоения языкового материала. Вариативность такого проговаривания надёжно защищает школьников от бессмысленной и утомительной зубрёжки, подчёркивает роль иностранного языка как источника информации и средства обмена информацией.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы использования страноведческого материала на уроках английского языка

    Использование страноведческого и лингвострановедческого материала на уроках английского  языка При овладении иностранным языком учащиеся испытывают трудности, связанные с интерференцие...

    Страноведческие минутки на уроке английского языка

    Тезисы :1.     Культурный шок2.     Изучение языка в аспекте его связей с культурой и миром, носителей этого языка3.     Изучение культуры –...

    Страноведческий материал к уроку английского языка

    Данная статья ознакомит учащихся с основными фактами о высшем образовании в Англии....

    Как вводить страноведческий материал на уроках английского языка.

    Приемы введения лингвострановедческого материала в урочное и внеурочное время. Календарь праздников и других событий для шести главных англоязычных стран....

    Методическая разработка на тему: «Введение и первичное закрепление новой лексики на уроках английского языка»

    Методическая разработка посвящена использованию лексических упражнений и игр на уроках английского языка....

    Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка

    Использование страноведческого материала на уроках немецкого языка...