Рабочая тетрадь как средство обеспечения требований ФГОС нового поколения»
статья по английскому языку по теме

Осипова Татьяна Николаевна

В условиях перехода профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности. Главная цель образования сегодня состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в формировании умения учиться, что, в свою очередь, обеспечивается системно-деятельностным подходом, лежащим  в основе стандарта.      

Кроме того, в концепции  ФГОС СПО ведущей формой организации учебного процесса становится самостоятельная работа. Это требует разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.tetrad_doklad_08.04.17.docx19.7 КБ
Файл osipova_t.n._rab._tetrad.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на II краевой практической конференции «ФГОС –реалии нового времени. Опыт работы». (06.04.17)

«Рабочая тетрадь как средство обеспечения требований ФГОС нового поколения»

(из опыта работы преподавателя английского языка системы СПО)

 

Осипова Т.Н.,

преподаватель английского языка

В условиях перехода профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности. Главная цель образования сегодня состоит не в передаче знаний и социального опыта, а в формировании умения учиться, что, в свою очередь, обеспечивается системно-деятельностным подходом, лежащим  в основе стандарта.     

Кроме того, в концепции  ФГОС СПО ведущей формой организации учебного процесса становится самостоятельная работа. Это требует разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала.      

 Дисциплина «Английский язык» является общеобразовательной дисциплиной, в учреждениях профессионального образования изучается с учетом профиля. При освоении профессий  естественнонаучного и технического профилей английский язык изучается как базовый учебный предмет в объеме 171 часа.    

 Наряду с изучением теоретического материала большое внимание должно быть уделено практическим занятиям, которым за весь курс обучения отводится 165 часов: на первом курсе 74  часа, на втором -91 час.

Но, к сожалению, на сегодняшний день для преподавания и изучения английского языка в системе СПО в соответствии с новыми требованиями ФГОС имеется только лишь учебник “Planet of English” с аудиоматериалами. Причем  в учебник включены темы основного содержания программы. 40 тем профессионально ориентированного содержания приходится искать самостоятельно. Не говоря уже о практических занятиях, которые на сегодняшний день нигде не представлены.

Для решения данной проблемы мною были разработаны рабочие тетради, предназначенные  для практических занятий  по ОУДБ.03 «Английский  язык» для специальностей естественнонаучного и технического профиля: для студентов 1, 2 курсов по профессиям «Повар, кондитер» и «Тракторист-машинист с/х производства».

Рабочие тетради соответствует  рабочим учебным программам ОУДБ.03  «Английский язык» и  включают в себя 165 практических занятий.  Учебное пособие составлено в соответствии с учебником английского языка Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО/ Г.Т. Безкоровайная, Н.И.Соколова, Е.А.Койранская, Г.В. Лаврик.-М.: изд.центр «Академия» , 2015.

Материал рабочей тетради структурирован следующим образом: предисловие, пояснительная записка, критерии оценки по всем видам речевой деятельности по иностранному языку, практические занятия, литература.

Каждое практическое занятие включает цель, перечень необходимых материалов  для работы, при необходимости –краткие теоретические положения (в основном это касается грамматики и творческих заданий, таких как написание эссе, оформление презентации, составление родословной), раздаточный материал (например, тексты или упаковки из-под продуктов). Ряд заданий предполагает работу на компьютере (поиск информации, видео просмотр рецептов,  оформление презентаций, заполнение таблиц). Некоторые занятия предполагают работу с ресурсом Learning Apps. Для этого у каждой группы есть свой класс с папками –заданиями, пароли для входа в систему. Студентам даются задания как выполнение готового, так и создание собственного упражнения (например, кроссворд по теме).

В целом, задания могут быть разными:

-вставить пропущенный термин;

-дописать определение;

-ответить на вопрос;

-заполнить таблицу;

-построить схему;

-отметить последовательность;

-найти соответствие;

-решить терминологический кроссворд;

-сделать вывод;

-написать эссе и т.д.

Рабочая тетрадь является индивидуальной для каждого студента. Предусмотрено выполнение как письменных, так и устных заданий. Письменные задания выполняются в тетради, устные сдаются в ходе монолога и/или диалога преподавателю. При выполнении письменных заданий студент заносит ответы прямо в рабочую тетрадь (вписывает, дополняет, отвечает на вопросы, зарисовывает, выстраивает последовательность и т.д.). Часть заданий в рабочей тетради сопровождаются рисунками.  Примеры вы видите на экране.

Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение процесса изучения английского языка студентами. Своим содержанием, построением, конструированием она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Что соответствует требованиям стандарта.

Рабочую тетрадь можно будет применять на любом этапе учебного занятия. Пособие позволит установить «обратную связь» с обучающимися, проверить эффективность проделанной работы, потребует от студентов активных мыслительных действий, поможет более качественно подготовиться к промежуточной аттестации и позволит развить самостоятельность как профессиональное и личностно-значимое качество.

Таким образом, к преимуществам использования рабочей тетради в учебном процессе можно отнести следующие:

-существует возможность провести определенную подготовку студенту на занятии;

-позволяет студенту осознать теоретический материал;

-с помощью иллюстраций способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний;

-по мере изменений требований сферы труда в рабочую тетрадь могут быть оперативно внесены необходимые изменения;

-рабочие тетради формируют у студентов мыслительные навыки и умения; помогают разрабатывать умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей

-способствует более качественному усвоению изучаемого материала, т.к. работая с каждым заданием самостоятельно, у студента появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения;

-преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами.

Таким образом, рабочая тетрадь является средством обеспечения требований ФГОС нового поколения. Включение студентов в работу с тетрадями значительно увеличивает объем самостоятельной деятельности всех студентов. Индивидуальные задания вызывают у каждого студента чувство ответственности, удовлетворения, способствуют формированию познавательных интересов, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.

Перспективы работы: разработка разноуровневых заданий и оформление методичексого пособия для преподавателей по работе  срабочими тетрадями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Рабочая тетрадь как средство обеспечения требований ФГОС нового поколения» (из опыта работы преподавателя английского языка системы СПО) Осипова Т.Н., преподаватель английского языка КГБПОУ « Ребрихинский лицей ПО»

Слайд 2

Цель образования: Если главной целью образования, согласно ФГОС 1 поколения было усвоение знаний, умений и навыков (т.е. он был ориентирован на предметные результаты: цель - формировать и давать знания), то сегодня ФГОСы ставят своей целью общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся (ориентация на личность ученика, главными стали не сами знания, а умения ими пользоваться). Приоритетной целью образования становится научить учиться (способность самостоятельно ставить задачу, проектировать пути ее реализации, контролировать и оценивать свои достижения).

Слайд 3

ОУДБ 03. «Английский язык» Профессия Профиль Кол-во часов Кол-во практических занятий: «Повар, кондитер» Естественнонаучный 171 165 «Тракторист-машинист с/ х производства» Технический 171 165

Слайд 4

Тематическое планирование О сновное содержание (130 часов) Введение Приветствие , прощание, представление себя и других людей в официальной и неофициальной обстановке Описание человека (внешность, национальность, образование, личные качества, род занятий, должность, место работы и др.) Семья и семейные отношения, домашние обязанности Описание жилища и учебного заведения (здание, обстановка, условия жизни, техника, оборудование) Распорядок дня студента колледжа Хобби , досуг Описание местоположения объекта (адрес, как найти) Еда , способы приготовления пищи, традиции питания и т.д. Профессионально ориентированное содержание (40 часов) Физические и природные явления Экологические проблемы. Защита окружающей среды. Безопасность жизнедеятельности Достижения и инновации в области естественных наук Участие в отраслевых выставках

Слайд 26

Рабочая тетрадь позволит : - провести определенную подготовку студенту на занятии ; - студенту осознать теоретический материал; -более полно воспринимать получаемую информацию , а вследствие этого более прочно усваивать знания; -по мере изменений требований сферы оперативно вносить необходимые изменения ; - сформировать у студентов мыслительные навыки и умения ; умение преодолевать трудности для достижения намеченных целей, - более качественно усваивать изучаемый материал , т.к. работая с каждым заданием самостоятельно, у студента появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения; - преподавателю стать не источником знаний, а помощником в поиске таковых.

Слайд 27

«Рабочая тетрадь как средство обеспечения требований ФГОС нового поколения» (из опыта работы преподавателя английского языка системы СПО) Осипова Т.Н., преподаватель английского языка КГБПОУ « Ребрихинский лицей ПО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)

В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (презентация)

В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ОПИСАНЫ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВ ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ....

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения

В настоящее время все чаще говорится о необходимости введения новых форм организации учебного процесса. Среди них называют межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги, урок-презентация, урок-м...

Доклад на тему "Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения"

Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколенияФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и ...

Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС нового поколения

Выпускная квалификационная работа краткосрочных курсов повышения кавлификации по  проблеме "Актульные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики  в свете треб...

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи :   1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...