Главные вкладки

    Статья по теме:
    Компетентностный подход на уроках английского языка

    Пашкина Ирина Владимировна

    Подробно о том что такое компетентностный подход применительно к предмету "иностранный язык".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    doklad_kompetentnostnyy_podhod.docx21.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Средняя  общеобразовательная  школа №5»

    Доклад

    Реализация  компетентностного  подхода на уроках иностранного  языка

    Учитель английского  языка

    Пашкина Ирина  Владимировна

    Саратов  2011

    Реализация компетентностного подхода на уроках

    иностранного языка

    Концепция модернизации российского образования, определяющая цели общего образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

    Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

    Что такое ключевые компетенции? Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

    К ключевым компетентностям относятся: 

    личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

    метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

    предметные,  включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

    В компетентностном подходе перечень необходимых компетенции опре деляется в соответствии с запросами работодателей,  требованиями со стороны академического сообщества и широкого об щественного обсуждения на основе серьезных социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и ре зультатами процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т.е. качество.

    В конце 20 века в России произошла «революция» и в методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению вокабуляром, чтению вслух и литературному переводу. Это принципы «старой школы», которая (стоит отдать ей должное) все же приносила плоды. Но какой ценой! Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Задания предлагались достаточно однообразные: чтение вслух текста, перевод, запоминание новых слов, упражнения по содержанию текста и лексико-грамматическому содержанию, мучительный пересказ. Аудирование? Тот же мучительный пересказ услышанного.

    Иногда, ради необходимой смены деятельности, - сочинение по выученной теме или диктант, плюс фонетическая муштровка в качестве «релаксации». Когда приоритеты отдавались чтению и работе над «топиками», реализовывалась только одна функция языка – информативная. Неудивительно, что язык хорошо знали единицы. Только очень целеустремленные, трудолюбивые и дисциплинированные люди могли овладеть им на высоком уровне.

    Что же сейчас? Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения новых запросов рынка труда, безнадежно устарела. Новый образовательный стандарт ориентирует школьное образование на переход от школы «объяснения» к школе «развития».

    Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоении знаний», а на самом деле суммы информации (сведе ний), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профес сиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределен ных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

    Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера преподавания.

    А в области обучения иностранному языку новый образовательный стандарт ставит задачи, коренным образом перенацеливающие субъекты образования на достижение качественно новых целей в изучении иностранного языка, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В требованиях к уровню подготовки выпускников по иностранному языку ясно сказано, что выпускник должен «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов».

     Таким образом, применительно к иностранному языку, компетентность – это просто умение общаться на этом языке.

    Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции.

    Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:

    · Лингвистическая (linguistic) компетенция – систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание.

    · Социолингвистическая компетенция (sociolinguistic competence) – способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, т.е. от того, кто является партнером по общению.

    · Дискурсивная компетенция (discourse competence) – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания.

    · Социокультурная компетенция (sociocultural competence) – знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур.

    Заслуживает внимания деятельностная форма представления коммуникативной компетенции А.В. Хуторского.

    Автор приводит следующие примеры формулировок коммуникативной компетенции в деятельной форме:

    · Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление, эссе, отправить сообщение по электронной почте.

    · Уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка.

    · Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог.

    · Владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, полилог, чтение, письмо).

    · Владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

    · Иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

    Использование компетентностной модели в образовании предполагает и принципиальные изменения позиции учителя, преподавателя. Он переста ет быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которые он пыта ется передать ученику Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать слои спо собности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в про цессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении постав ленных целей.

    Все формы работы, все способы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке направлены на формирование компетентностей, которые ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности и которые могли бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности. А первой значимой проверкой нашего совместного труда будет ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе, задания которых подготовлены уже с учетом того, как выпускник может применить свои компетентности.

    Использованные материалы и литература:

    1.http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=784

    2.http://www.domyenglish.ru/p57aa1.html

    3.http://www.scholar.ru/tag.php?tag_id=4643

    4.http://festival.1september.ru/articles/527228/

    5.Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

    6.Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Страсбург, 1996

    7.Рекомендации по организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса под редакцией Каспржак А.Г., 2003

    8. Штарина А. Г. Английский язык. 5-11 кл. Компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков. Издательство «Учитель», 2008

    9. ФГОС основного общего образования. Пояснительная записка.

    10. Проект. Примерная образовательная программа образовательного учреждения.

     


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    деятельностный подход на уроках иностранного языка

         В основу методики обучения иностранному языку положен деятельностный подход. Общеизвестно, что вне д...

    Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка

     Характерная особенность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная шко...

    Кроссворд по истории России 6 класса по теме "Восточные славяне"

    Кроссворд  может быть использован  как дополнительный материал, как итоговый контроль на уроке, как  допо...

    первый раз в 5 класс

    презентация для родителельского собрания...

    Углерод. Оксиды углерода.

    урок химии в 9 классеЦель: Познакомить учащихся с углеродом и его свойствами, аллотропными видоизменениями, которые обра...

    урок краеведения "Лихолетье"

    Конспект урока краеведения в 9 классе. Урок содержит материалы по истории Николо-Теребенского монастыря (Максатихинский ...

    Элективный курс "Создаем сайт в интернете"

     Программа предлагаемого элективного курса составлена на основе элективного курса «Создаем школьный сайт в Интернет...

    план работы кафедры учителей русского языка и литературы

    план работы кафедры учителей русского языка и литературы на 2012-2013 уч.год...

    Профилактические занятия с обучающимися, как система мер образовательного учреждения по предупреждению употребления ПАВ

    Профилактический материал для работы в образовательном учреждении, по предупреждению употребления ПАВ. Рекомендации в ра...

    ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

     Вашему вниманию предлагается краткий вариант психологического опросника М. Цукермана, который позволяет показать с...