Главные вкладки

    Материал (11 класс) по теме:
    Уроки латинского языка

    Ткачева Наталья Ивановна

    Программа по латинскому языку;

    Программа элективного курса;

    Урок латинского языка;

    Урок латыни на конкурс

    Неделя иност.языка

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_latyn.docx21.06 КБ
    programma_elekt.kursa_.doc53 КБ
    urok_iz_elekt.kursa_.doc51 КБ
    urok_latyni_na_konkurs.docx540.25 КБ
    p3190599.jpg261.45 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                     Ткачева Наталья Ивановна

                                                                                                     учитель английского языка

                                                                                                     первой квалификационной категории

                                                                                                     МОУ гимназии №1        

                                                                                                     г.Миллерово Ростовской области

                                                                                                     2011 г.

                                                   

                                                        Программа «Латинский язык»

                                                       

                                                                 Пояснительная записка

    В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования учащихся старших классов относится переход к профильному обучению.

    Введение латинского языка в нашей гимназии, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что он остается международным языком медицины, естественнонаучной и юридической терминологии. На филологических факультетах высших учебных заведений он является специальной лингвистической дисциплиной, призванной расширить общелингвистический кругозор студентов и дающей большой материал для понимания проблем общего и сравнительного языкознания.

    Предлагаемая программа построена на основе учебного пособия «Латинская терминология в медицине» Г. В. Петровой. Программа адресована учащимся 10-х классов, а также может быть частично использована в  11-х классах.

    В результате прохождения программного материала обучающийся:

    имеет представление о:

    1) важнейших фонетических законах латинского языка;

    2) системе латинского именного склонения;

    3) системе латинского местоименного склонения;

    4) системе латинского глагола;

    5) словообразовании;

    6) синтаксисе;

    знает:

    латинский алфавит;

    студенческий гимн;

    профессиональные медицинские выражения на латинском языке;

    стандартные латинские выражения, встречающиеся в научной, политической и художественной литературе;

    умеет:

    читать и понимать тексты;

    переводить с латинского на русский;

    владеет:

    общемедицинской лексикой, базовой для всех медицинских специальностей;

    стандартными латинскими выражениями, встречающимися в научной, политической и художественной литературе.

    В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы.

    1. Латинский алфавит. Правила чтения и ударения.

    2. Анатомо-гистологическая терминология. Элементы латинской грамматики в анатомо-гистологических терминах.

    3. Фармацевтическая терминология. Элементы латинской грамматики, отраженные в рецептуре. Клиническая терминология.

    4. Словообразование.

    5. Синтаксис.

    6. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке.

    7. Латинские пословицы и афоризмы.

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих уроков. Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий по грамматике латинского языка, переводу текстов.

    Поскольку курс латинского языка имеет пропедевтический характер, в него включена преимущественно общемедицинская лексика, базовая для всех медицинских специальностей. Кроме основного материала в курс включены студенческий гимн, «Клятва Гиппократа», а также встречающиеся в литературе стандартные латинские выражения, пословицы и афоризмы. Это материал поможет повысить образовательный уровень учащихся и приобщить их к европейской культуре.

    Контрольные требования сводятся к следующему: сдача лексического минимума; проверка знаний основных фонетических законов, морфологии и синтаксиса; чтение и перевод текстов.

    Курс завершается контрольной работой (анализ текста).

    Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 10-ом классе.

                                         Содержание программы

    Порядковый

    номер

    занятия

    Содержание занятия

    Кол-во часов

    на занятие

    1

    Латинский алфавит. Правила чтения. Упражнения на развитие навыков чтения.

    1

    2

    Длительность гласных и слогов. Правила ударения. Упражнения на развитие навыков постановки ударения.

    1

    3

    Упражнения на повторение правил чтения и ударения.

    1

    4

    Nomen substantivum (имя существительное). Грамма-тические категории имени существительного. Пять склонение имен существительных. Упражнения. Лек-сический минимум.

    1

    5

    Nomen adjectivum (имя прилагательное). Прилагательные I-II склонения. Прилагательные III склонения. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    6

    III склонение существительных. Признаки мужского и женского рода. Исключения из правил о признаках мужского и женского рода существительных III склонения. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    7

    III склонение существительных. Признаки среднего рода. Исключения из правил о признаках среднего рода существительных III склонения. Существительные на -us. Существительные на -ma. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    8

    Степени сравнения прилагательных. Прилагательные сравнительной степени. Прилагательные превосходной степени. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    9

    Порядок слов в многословных терминах с согласованными и несогласованными определениями. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    10

    Именительный падеж множественного числа (nominativus pluralis). Родительный падеж множественного числа (genetivus pluralis). Упражнения. Лексический минимум. Приставки в анатомо-гистологической терминологии. Латинские приставки-числительные. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    11

    Фармацевтическая терминология. Условные наимено-вания лекарственных веществ и лекарственных средств. Прописная и строчная буквы в фармацевтическом  наименовании и в рецепте. Запись наименований лекарственных средств на латинском и русском языках. Название основных лекарственных форм. Порядок слов в фармацевтическом наименовании. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    12

    Винительный падеж (accusativus). Упражнения.

    1

    13

    Причастия прошедшего времени страдательного залога. Причастия настоящего времени действительного залога. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    14

    Аблатив (ablativus). Предлог in в названиях растворов. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    15

    Глагольные формы в рецепте. Рецепт. Дозы лекарст-венных веществ. Упражнения. Лексический минимум.

    1

    16

    Химическая номенклатура. Названия химических эле-ментов. Названия кислот и оксидов. Упражнения. Лек-сический минимум.

    1

    17

    Названия солей. Названия анионов солей. Упражнения.

    1

    18

    Сокращения в рецептах. Упражнения.

    1

    19

    Клиническая терминология. Однословные клинические термины. Упражнения.

    1

    20

    Многословные клинические термины. Упражнения.

    1

    21

    Названия наук, разделов медицины, специальностей. Названия методов обследования. Упражнения.

    1

    22

    Названия хирургических операций. Названия нехирур-гических методов лечения. Упражнения.

    1

    23

    Названия патологических процессов и состояний, от-носящихся к отдельным органам и частям тела. Уп-ражнения.

    1

    24

    Названия патологических изменений органов и частей тела, содержащие качественные или количественные характеристики этих изменений. Упражнения.

    1

    25

    Названия патологических изменений, относящихся к физиологическим процессам и функциям организма. Приставки, обозначающие отклонения от нормы. Уп-ражнения.

    1

    26

    Названия патологических образований в организме. Названия опухолей. Упражнения.

    1

    27

    Суффиксы в названиях процессов, состояний, болезней

    (-it-, -os-, -ias-, -ism-). Упражнения.

    1

    28

    Приставки в клинической терминологии. Приставки-числительные. Местоименные приставки. Упражнения.

    1

    29

    Простое предложение. Основные функции последних форм. Сложноподчиненное предложение (обзор).

    1

    30

    Упражнения по синтаксису.

    1

    31

    Студенческий гимн «GAUDEAMUS».

    1

    32

    Профессиональные медицинские выражения на ла-тинском языке.

    1

    33

    Латинские пословицы и афоризмы.

    1

    34

    Контрольная работа. Чтение и перевод текста. Анализ текста.

    1

         

                     Список литературы, используемой    

                                       учителем и учащимися

    1. Петрова Г. В. Латинская терминология в медицине: справ.-учеб. пособие/М.: Астрель: АСТ, 2009. – 222

    2. Латинско-русский словарь: Более 2500 слов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2005. – 185 (7) с.

    3. Словарь латинских крылатых слов и выражений/ Состав. В.Левинский, И. Смирнов. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2003. – 608 с.

    Ключевые слова

    1. Ablativus

    2. Accusativus

    3. Genetivus pluralis

    4. Nomen adjectivum

    5. Nomen substantivum

    6. Nominativus pluralis

    7. Анатомо-гистологические термины

    8. Дозы лекарственных средств

    9. Клиническая терминология

    10. Латинские афоризмы

    11. Местоименные приставки

    12. Многословные клинические термины

    13. Названия анионов солей

    14. Названия кислот и оксидов

    15. Названия нехирургических методов лечения

    16. Названия опухолей

    17. Названия патологических изменений

    18. Названия патологических образований

    19. Названия патологических процессов и состояний

    20. Названия хирургических операций

    21. Однословные клинические термины

    22. Приставки-числительные

    23. Профессиональные медицинские выражения

    24. Рецептура

    25. Синтаксис

    26. Студенческий гимн

    27. Суффиксы в названиях процессов, состояний, болезней

    28. Химическая номенклатура


    Предварительный просмотр:

    Элективный курс по латинскому языку

    в 10 - ом классе

                                                                                             

                                                                                 Автор:

                                                                                 Ткачева Наталья Ивановна,

                                                                                 учитель английского языка

                                                                                 МОУ «Гимназия № 1»

                                                                                 г. Миллерово

                                                                                       

                                                                                 

                                                                                     

                                                                                 

                                                                               

                                                   

                             

                                                      Миллерово

                                                          2011-2012 уч. год

    Пояснительная записка

         Данный элективный курс предусматривает обучение латинскому языку на начальном этапе при крайне ограниченном количестве часов, отводимых на изучение латинского языка в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля. Курс предназначен для учащихся, изучающих английский, французский и немецкий как первый или второй иностранный язык. Элективный курс рассчитан на 1 год обучения  и  включает в себя 34 урока, занятия проводятся по одному часу в неделю. Курс состоит из вводной части (4 часа) и 19 тематических уроков (30 часов), а каждый тематический урок подразделяется на определённое количество рабочих уроков.

         Изучение латинскому языку осуществляется на основе учебного пособия для учащихся медицинских и фармацевтических вузов и училищ гуманитарного профиля «Латинский язык». А также может быть использовано в практической работе медиков всех специальностей. (Петрова Г. В.-Москва.:Астрель,2009).

         Целью данного элективного курса является:

    1. знакомство учащихся с основами латинского языка, без знания которого немыслимо соответствие нашего образования европейским и мировым стандартам;
    2. изучение учащимися процесса зарождения и формирования романо – германских языков;
    3. демонстрация учащимся влияния латинского языка на лексическую и грамматическую структуру романо – германских и русского языков;
    4. развитие навыков и умений правильного чтения букв и буквосочетаний в отдельном изолированном слове, словосочетаниях, предложениях и сверхфразовых единствах;
    5. дальнейшее развитие способности учащихся к межкультурному общению, что предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении латинского языка, в область изучения  первого или второго иностранного языка;
    6. совершенствование лингвистических возможностей учащихся и развитие умений и навыков за счёт расширения объёма лингвистических и страноведческих знаний;
    7. способность понимать учащимися различия и общность своей культуры, культуры народов романо – германских языков;
    8. знакомство учащихся с римскими классическими авторами;
    9.  реализация междисциплинарных связей.  

         Во введении даны самые необходимые сведения об истории латинского языка и о его месте среди других языков, о развитии латинского алфавита и письменности, о правилах чтения и важнейших фонетических законах, а также об элементарных принципах анализа латинского текста.

         В тематической части курса последовательно, в форме заданий для их изучения, излагаются главные темы латинской грамматики базового уровня. Грамматический материал распределён по принципу нарастания сложности. После изучения соответствующей темы учащиеся должны закрепить теоретический материал разбором латинского текста и выполнением ряда упражнений. Одновременно учащиеся подводятся к умению читать и переводить несложные латинские тексты при помощи словаря.

         Курс также знакомит с морфологией и синтаксисом латинского языка, позволяет запомнить значительное количество наиболее употребительных латинских крылатых выражений, пословиц и поговорок.  

         Тематические уроки носят компактный, но достаточно содержательный характер. На протяжении всего курса  обучения прослеживается единая сюжетная линия, позволяющая объединить отдельные аспекты обучения латинскому языку в одно целое.

         По каждому тематическому уроку планируются групповые и индивидуальные, практические и теоретические формы работы.

         В качестве процедур оценивания результатов работы учащихся могут использоваться всевозможные тематические тестирования и защита проектных работ.

         Образовательный и воспитательный аспект обучения реализуется на очерках общеобразовательного характера о некоторых особенностях римской цивилизации.  Богатый текстовый материал и занимательные задания будут способствовать заинтересованному подходу к изучению латинского языка. На базе данного элективного курса вполне осуществимо дальнейшее, более глубокое изучение латинского языка с конкретными специальными интересами (история, филология, юриспруденция, биология, медицина).

    Тематическое содержание курса (34 часа)

    Вводная часть (4 часа)

    1. Из истории латинского языка   -  1 час

    2. Латинский алфавит и правила чтения   -  1 час

    3. Важнейшие фонетические законы латинского языка    - 1 час

    4. Принципы анализа латинского текста   -  1 час

    Тематические уроки (30 часов)

    Урок 1. Грамматический строй латинского языка. Спряжение глаголов в настоящем времени изъявительного наклонения действительного залога. Образование форм повелительного наклонения.    - 1 час

    Урок 2. Имя существительное. Грамматические категории существительного. 1 склонение.  - 1 час

    Урок 3. 2-е склонение существительных. 1-е и 2-е склонение прилагательных. Притяжательные местоимения. Склонение вопросительных местоимений.   -  2 часа

    Урок 4. Склонение личных местоимений. Возвратное местоимение. Настоящее время изъявительного наклонения страдательного залога. Предложное управление.    -  2 часа

    Урок 5. Прошедшее время несовершенного вида действительного и страдательного залогов. Склонение относительных местоимений. Местоимённые прилагательные.  -  2 часа

    Урок 6. Будущее время несовершенного вида действительного и страдательного залогов. Глаголы, сложные с esse.  -  1 час

    Урок 7. Склонение указательных местоимений. Количественные и порядковые числительные. Склонение числительных. Числительные наречия.  -  2 часа

    Урок 8. 3-е склонение существительных.  -  1 час

    Урок 9. 4-е и 5-е склонение существительных.  -  1 час

    Урок 10. 3-е склонние прилагательных. Степени сравнения прилагательных.  -  

                                                                                                                                         2 часа

    Урок 11. Прошедшее время совершенного вида изъявительного наклонения действительного залога. Прошедшее время изъявительного наклонения действительного залога. Будущее время изъявительного наклонения действительного залога.  -  2 часа

    Урок 12. Причастие. Супин.  -  1 час

    Урок13. Страдательный залог времени системы перфекта.  -  2 часа

    Урок 14. Наречие. Герундий и герундив.  -  1 час

    Урок 15. Функции падежей в латинском языке.  -  2 часа

    Урок 16. Неопределённая форма глагола – инфинитив.  -  1 час

    Урок 17. Образование и употребление конъюнктива.  -  2 часа

    Урок 18. Латинские крылатые выражения.  -  2 часа

    Урок 19. Римские классические авторы.  Защита проектных работ:  -  2 часа

    Литература

    1. Г.В. Петрова.Латинская терминология в медицине: справ.-учеб. Пособие – М.: Астрель: АСТ, 2009.

    2. Н.Л. Кацман, И.Л. Ульянова. Латинский язык: учебник для лицеев и гимназий.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

    3. А.А. Марцелли. Латинский язык: учебное пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений гуманитарного профиля. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

    4. С.А. Носков, М.С. Носков. Краткий курс латинского языка для самостоятельного изучения.- М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2007.


    Предварительный просмотр:

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

     Ткачевой Натальи Ивановны, учителя английского языка, МОУ гимназии №1 г. Миллерово Ростовской области

     ПО ПРЕПОДАВАНИЮ  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

    «ЛАТИНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ».

    Преподавание латинского языка в форме элективного курса началось в сентябре 2010 года на базе  МОУ гимназия №1. Слушателями курса с тех  пор стали  в 2010 году – 27 человек(10 кл.), в 2011 – 26 человек(11 кл.) +14 человек (10 кл.)

    С 2010 года  ведется преподавание предпрофильного элективного курса для учащихся, выбирающих в будущем профессию врача или фармацевта.  Курс  называется «Латинская медицинская терминология». Все грамматические темы изучаются на примерах медицинской лексики:  изучается анатомическая и фармацевтическая лексика. В обязательный лексический минимум введены пословицы о здоровом образе жизни.

    Курс «Латинская медицинская терминология», выполняя социальный заказ по подготовке будущих медицинских работников,  активно влияет на формирование мировоззрения обучающихся, выработку ими правильной  личностной позиции при выборе профессии, решает задачу овладения обучающимися конкретными  коммуникативными компетентностями,  навыками работы в информационном поле предмета «Латинский язык в медицинском вузе».

    Об эффективности педагогического воздействия предпрофильного курса «Латинская медицинская терминология» говорят отзывы учащихся:

    Лихоносова Надежда, учащаяся 11 класса МОУ гимназии №1: 

    «Я посещаю курс латинского языка, для того чтобы облегчить себе в будущем обучение в медицинском вузе; углубить мои познания в латыни для ознакомления с работой медика. Курс «Латинская медицинская терминология» дал мне основу для дальнейшего изучения языка в вузе и работы в медицине».

    Брыкина Виктория, учащаяся 11 класса : «Мне нужны курсы латинского языка, так как я собираюсь поступать в мед.университет, и основы  медицинской латыни мне очень пригодятся. В мед. университете мне будет гораздо легче изучать латинский язык. Я получила довольно большой багаж  начальных знаний и очень этим довольна. Теперь я могу без затруднений прочитать слова, составить предложение, знаю пословицы и крылатые фразы на латинском языке, а главное, медицинские термины! Этот курс мне очень помог».

    Иващенко Максим, учащийся 11 класса : « Я пришел на курс, чтобы научиться читать тексты на латинском языке и переводить их со словарем. Я этому научился. Благодаря курсам я могу прочитать текст, отличить  латинское существительное от глагола».

    Воронова Вероника, учащаяся 11 класса: «Я посещала курсы латинского языка, так как хочу поступать в медицинский институт, там все термины на латинском языке, и, чтобы понимать их, я ходила на латинский. Я достигла того, чего хотела: я знаю много слов, пословиц, узнаю окончания слов, могу прочитать рецепт».

    Гомер Анастасия, учащаяся 11 класса :  «Я посещала курс латинского языка, для того чтобы пойти в медицинский. Курс мне очень понравился, потому что латинский язык  очень красивый».

    Предлагаемая в данной статье  разработка урока  представляет собой  опыт изучения грамматической темы «Латинские глаголы». На данном этапе изучения программы курса учащиеся уже знакомы с парадигмой изменений по падежам латинских существительных 1, 2 склонения, знают группы спряжений латинских глаголов, умеют изменять их по лицам, а также трансформировать инфинитив глагола в форму повелительного наклонения. Приобретенные языковые  компетентности помогают обучающимся на курсе освоить тему «Состав рецепта».

    Тема урока : Глагол. Повелительное наклонение.

                          Что написано в рецепте врача?

    Цель: 1. Повторить спряжения глаголов.

               2. Научить преобразовывать неопределенную форму глагола в     форму  повелительного наклонения.

               3. Научить писать и читать рецепт.

    Ход урока.

    Учитель приветствует учащихся на латинском языке:

    Salvete, discipuli mei! Hora studii instat!  -Здравствуйте, мои ученики! Начинаем урок.

    1. Запись в тетради латинских изречений:

    Nota bene! – Заметь хорошо! Обрати внимание! 

    Carpe diem! – Лови день!

     Учитель обращает внимание учащихся  на используемые в изречениях глаголы, стоящие в повелительном наклонении nota, carpe. Неопределенная форма глаголов notare, carpere.

    Учитель просит учащихся определить спряжение этих глаголов.

    Глагол notare -1 спряжение (основа глагола оканчивается на –а), глагол carpere - 3 спряжение (основа глагола оканчивается на согласный).

    Учащихся называют слова русского языка с  латинским корнем nota.

      Нота, нотариус, нотация, нотариальная (контора).

    2.Вместе с учителем учащиеся определяют спряжение глаголов, записанных на доске, образуют формы повелительного наклонения в единственном и множественном числе:

    Примерная форма записи:

    Valere, 1 спряжение- быть здоровым  -  vale, valete

    Notare, 1 спряжение - замечать   –  nota, notate

    Salvere, 2 спряжение –быть здоровым – salve, salvete

    Dare , 1 спряжение – дать  -  da, date

    Signare, 1 спряжение, обозначать  – signa, signate

     Audire, 4 спряжение - слушать – audi, audite,

    Miscere, 2 спряжение – смешивать  – misce, miscete

    Recipere , 3 спряжение   - взять, брать – recipe, recipete

    3.Записать на латинском языке предложения:

    Я смешиваю травы. Мы слушаем учителя.

      Учитель предлагает учащимся с помощью  грамматических таблиц «Спряжение глаголов» и «1-ое склонение  существительных» перевести на латинский язык предложения.

    Это задание активизирует полученные ранее знания по теме «Существительное». Слова herbas и magistram являются формами существительных 1-го склонения herba  и  magistrа,стоящими в Acc. Pl. и Acc.Sing.  соответственно.

     Misceo herbas. – Я смешиваю травы.

      Audimus magistram. – Мы слушаем учителя.

    4.Учитель рассказывает учащимся о рецепте, его частях. Учащиеся называют латинские глаголы, используемые в рецепте:  recipe, da, misce, signa.

    5. Деловая игра «Рецепт для пациента». Учащиеся получают  принятые в современной медицинской практике бланки рецептов и  карточки с латинскими названиями частей тела: caput-голова, dorsum- спина, gaster- желудок, pharings-горло, manus- рука, nasus – нос, dens – зуб и т.д. В одном из уголков кабинета, в котором проходит урок, находится аптека с надписью Officina , где представлены лекарственные растения и даны их латинские названия.

    Для составления своего рецепта учащимся предложены лекарственные растения:

    Betula - береза

    Farfara - мать-и- мачеха

    Hipericum - зверобой

    Valeriana - валерьяна

    Belladonna- красавка, белладонна

    Quercus –    дуб

    Eucaliptus -  эвкалипт

    Millefolium – тысячелистник

    Сhamomilla -  ромашка

     На доске записан образец рецепта:

    Rp: Tincturae Calendulae

    Tincturae Chamomillae ana 10,0

    Misce. Da.

    Signa: По 1 стол. ложке 3 раза в день.

    Учитель объясняет учащимся принятое в медицинской практике сокращение Rp,обозначающее глагол в повелительном наклонении  Recipere , 3 спряжение– recipe.Слово рецепт дословно – взятое назад.

    Учащиеся усваивают название частей рецепта: Misce – смешай, Da- выдай, Signa – обозначь.

    Учащиеся «выписывают» рецепт виртуальному пациенту в соответствии с заболеванием того органа, который записан на карточке. Каждый рецепт читается  и обсуждается учащимися и учителем.

    Список литературы.

     Для учащихся:

    1.Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Введение в латинский язык и античную культуру.

    Часть 1.- М.: Прогресс,1984.

    Для учителя:

         

    1. .Виничук Л. Латинский язык. Самоучитель для студентов гуманитарных факультетов университетов. Пер. с польского.- М.: Высшая школа,1985.
    2. Козлова Г.Г. Самоучитель латинского языка: Учебник. - М.: Флинта: Наука, 2003.
    3. Кацман Н.Л. Сборник упражнений по латинскому языку (для студентов институтов и факультетов иностранных языков): учебное пособие. М.: Высшая школа, 1983.
    4. Голосов А.В., Городкова Ю.И., Соколов И.И. Латинский язык. Под ред. М.Я. Сумароковой. - М.: Медицина, 1972.

       


    Предварительный просмотр:

                 Муниципальное общеобразовательное учреждение

                              МОУ гимназия № 1 имени М. И. Пенькова

                             

        Разработка урока латинского языка

                           в 10 классе

                            Учителя  латинского языка

                                    первой квалификационной категории

                                    Ткачевой Натальи Ивановны

                                   

                                                   

                                                  г. Миллерово

                                           2010-2011 учебный год

                                    Урок-закрепление

    Тема: «Через тернии к звездам – Per aspera ad astra»

    В результате обучения латинскому языку  учащиеся должны научиться читать и понимать латинский текст.

    Как известно, книга - источник знаний. В книге содержится информация, которая может быть интересна ученику, и иметь для него значение.

    Хотя, общение не является целью обучения латинскому языку, необходимо сказать, что общение происходит, но опосредованное с культурой Римской империи и известными её представителями.

    На первых уроках учащиеся читают несложные по форме и содержанию тексты, познавательная ценность такого чтения невелика.

    К середине обучения учащимся уже предлагаются тексты, содержащие информацию о жизни римлян. Предлагаются также несложные неадаптированные тексты, в т.ч. стихотворения, которые глубже знакомят учащихся с историей, культурой и обыденной жизнью римлян.

    К концу 1 этапа обучения чтению учащиеся должны уметь:

    1) правильно читать тексты (техника чтения);

    2) найти требуемую лексическую единицу и определить её грамматические категории;

    3) выделить и проанализировать часть целого;

    4) найти и определить русские (латинские) дериваты;

    5) сделать грамотный перевод части текста;

                                   

                                     План урока:

    Тема: работа с латинским текстом.

    Тип урока: формирование навыков работы с латинским текстом.

    Цель: создать условия для практического применения языкового материала.

    Образовательная задача: совершенствовать языковые способности учащихся.

    Развивающая задача: развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу личности, память, внимание.

    Воспитательная задача: осуществлять воспитание уважительного отношения к укладу, традициям Древнего Рима.

    Практические задачи:

    Совершенствовать грамматические навыки;

    Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая.

    Технология: развивающее обучение.

    Метод: системно – деятельностный.

    Дидактические принципы: воспитывающее обучение, целенаправленность, доступность, наглядность, системность.

    Методические принципы: межпредметность.

    Средства обучения: доска, тематическая наглядность, раздаточный материал, карточки, интерактивная доска, телевизор

    Структура урока:

    1 блок – целевой: Орг.момент. Постановка задачи.

    2 блок – процессуальный: фон. зарядка. Совершенствование навыков грамматики. Формирование навыков работы с латинским текстом.

    3 блок – аналитический. Подведение итогов. Домашнее задание.

                                            Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Объявление цели урока.
    3. Фонетическая зарядка.
    4. Контроль домашнего задания по латинскому языку.
    5. Развитие умения применять на практике полученные лексические знания с целью извлечения из текста нужной информации.
    6. Закрепление навыков счета на латинском языке.
    7. Просмотр презентации и фильма о чудесах света. Колизей.
    8. Подведение итогов урока по латинскому языку.
    9. Домашнее задание по латинскому языку.

    I. Организационный момент.

    Salvete, amici! Assidite!
    Quis hodie abest?
    Quales dies est?

    Здравствуйте, друзья, садитесь.
    Кто сегодня отсутствует?
    Какой сегодня день?

     II. Объяснение цели урока.

    Studium nostrum vocor “Per aspera ad astra’’

    Тема нашего урока “Через тернии к звездам”.

    Поэтому cегодня мы будем применять наши знания латинского языка, соединяя их с умением работать на интерактивной доске. Для достижения поставленных целей на основном этапе урока учащимся предлагается  текст с заданиями.

    III. Фонетическая зарядка.

    Дети поют гимн студентов «Гаудеамус»

    Но сначала нам необходимо повторить крылатые выражения. Детям показывается заранее приготовленная презентация (приложение 1).Один ученик называет фразу на латинском, другой ее переводит на русский и задает следующему ученику свою фразу на латинском языке. Так весь класс вспоминает и повторяет крылатые выражения.( около 30 фраз)

           IV. Контроль домашнего задания.

            К сегодняшнему уроку вы учили слова.

          Сейчас вы прочитаете текст и ответите на вопросы по тексту. Ученикам предлагается текст, после прочтения которого, они должны ответить на задаваемые вопросы.

     

    Обратите внимание, отвечая на вопросы вы должны:

    1. Legite!

    Прочитайте текст. “In studio”.

    Текст находится непосредственно перед каждым ребенком на столе:

    Hora studii instat. Cuncti discipuli adsunt. Magister in auditorium intrat, discipuli surgunt et magistrum salutant.

    Magister: - Salvete, amici! Quis hodie abest?

    Discipuli: - Nemo abest. Cuncti adsumus.

    Magister: - Bene, silentium, quis respondere potest?

    Petrus: - Ego, magister. Ego respondere possum.

    Petrus venit ad tabulam et respondet fabulam graecam “Vulpes et uva ”.Petrus optime dicit.

    2. Respondete ad interrogata! Ответьте на вопросы.

    a) Ubi discipuli sunt?

    b) Quis in auditorium intrat?

    c) Quis abest?

    d) Quis respondere potest?

     Молодцы! (Учитель проходит и проверяет работу учащихся).

    V. Работа по карточкам

    Задание№1. Назови  известных тебе  великих медиков, врачей  и ученых:

    Гипп…   , Эрази…    ,Корнелий Ц…   , Клавдий  Га…   , Геро…   ,

    Андреас В…     ,Фалло…  ,  Лоу…  ,Ци….,  Пир…. , Дядь… ,Лом…

    Задание№2. Проставьте ударения в каждом слове,

    прочитайте текст.

    Gallia est omnis divisa in partes tres, quarum unam incolunt Belgae, aliam Aquitani, tertiam qui ipsorum lingua Celtae, nostra Galli appellantur. Hi omnes lingua, institutis, legibus inter se differunt. Gallos ab Aquitanis Garumna flumen, a Belgis Matrona et Sequana dividit. Horum omnium fortissimi sunt Belgae, propterea quod a cultu atque humanitate provinciae longissime absunt, minimeque ad eos mercatores saepe commeant atque ea quae ad effeminandos animos pertinent important, proximique sunt Germanis, qui trans Rhenum incolunt, quibuscum continenter bellum gerunt.

    Задание №3. Просклоняйте:

    Status, us m – состояние; cornu, us n – рог,фланг;

    Fides, fidei f – вера, доверие

    Для остальных учеников тест:

    Насколько вы знаете латынь и древний Рим?

    1. Первый вопрос, самый важный. Что есть латынь?

     Не знаю.

     Где-то я об этом слышал(а)...

     Это язык.

    2. Второй вопрос. Кто основал Рим и когда?

     Рем, 738 год до нашей эры.

     Ромул, 890 год до нашей эры

     Ромул и Рем, 745 г. до нашей эры

     Ромул и рем, 753 г. до нашей эры

    3. Легкие вопросы кончились. На какой слог ставится ударение в латинском языке?

     Когда как.

     Всегда на последний

     Всегда на второй от конца

     Всегда на второй от конца, если слог долгий. Если краткий - на третий от конца.

     Только на третий от конца

     На первый

    4. Что это за число? DCCC

     800

     700

     900

     500

    5. Сколько в латыни падежей?

     6

     5

     7

     4

     Не знаю

    6. Продолжите фразу: Omne initium...

     ...parve est

     ...aeterne est

     ...difficile est

     ...dura est

     Не знаю

    7. Как переводится фраза Barba crescit, caput nescit?

     Ослы едят, головами трясут

     Борода растет, голова не знает

     Барбара готовит, но не умеет

     Не знаю

    8. Sagitta - это...

     Дубленки и шубы

     Супермаркет

     Стрела

     Имя

     Копье

     Глянец

     Бифштекс

    9. На каком берегу реки Тибр был основан Рим?

     На правом

     На левом

     Он был основан не у Тибра, а у Рубикона

     На острове посередине, тут же и ров тебе рыть не надо

     Какой Тибр? Меж Тигром и Евфратом!

    10. При спряжении латинских глаголов в настоящем времени изъявительного наклонения действительного залога к основе добавляется личное окончание...

     Для первого лица - -o;-mus, Для второго - -s;-tis, Для третьего - -t;-nt.

     Для первого лица - -a;-mis, Для второго - -s;-is, Для третьего - -m;-mt.

     Понятия не имею

     Для первого - -u;-gum, Для второго - -a;gam, Для третьего - -o;ga.

    11. "Ага"-то как на латыни сказать?

     aha

     ehem

     uhum

     ehe

    12. А вежливо поздороваться со взрослым?

     Ave!

     Avete

     Salve!

     Salvete

     Vale!

     Valete!

    13. Теперь вопрос для гурманов: пиво как будет?

     Не знаю. Я не настолько углублялся(ась) в латынь

     Не знаю вообще

     Cerevisia!

     Corvesia!

     Conserva!

    14. Последний вопрос, решающий, по сути дела, все. Что вы хотите сделать с аффтаром?

     УБИТЬ.

     Похвалить за тест

     Ничего

     Стукнуть по башке

     Дать йад и стенко

     Вручить латинский учебник, и сказать: "Учись, аффтар!"

    VI. Закрепление материала “Числительные”.

    Назовите, пожалуйста, по -латински числительные от 1 до 20.

    Unus,una,unum – 1                      septem – 7

    Duo,duae,duo – 2                         octo - 8

    Tres,tres, tria – 3                          novem 9

    Quattuor – 4                                 decem - 10

    Quinque – 5                                 undecim - 11

    Sex – 6                                         duodecim -12

    Computate! Решите примеры.

    Duo et tria= …

    Quinque de decem = …

    octo et duo = …

    Quattuor de novem =

    Sex et unum=…

    tria de octo=

    3) Computa! Решите примеры!

    (выбери правильный ответ и подставь нужное латинское слово).

    2+2=

    (unum, tres. quattuor)

    2+8=

    (decem, octo, undecim)

    4+9=

    (novem, quinque, triadecem)

    12-6=

    (duo, sex, septem)

    10-5=

    (novem, tria, quinque)

    18+2=

    (duodecem, undeviginta, viginti).

    VII. Просмотр фильма “Колизей»

    Какие чудеса света вы знаете? Сегодня мы посмотрим одно из чудес Рима – Колизей.

    VIII. Подведение итогов урока.

    Молодцы! Vos optime laboratis. Ego contenta sum. (Вы отлично работаете.)

    Вы хорошо справились с работой: показали, что умеете работать с текстом, решать примеры. А самое главное вы умеете применять полученные знания на практике с использованием ИКТ.

    Скажите:

    - какой вид работы вам понравился больше всего;

    - что получалось легко;

    - что вызвало затруднения.

    Выставление оценок, их комментарий.

    IX. Домашнее задание.

    Текст  прочитать и понять главное содержание

    Multae terrae in Europa sunt. Varia est terrarurn Europae natura, nam aliae terrae, ut Hungaria, Niderlandia multaeque aliae terrae, ple-rumque planae sunt, aliae autem, ut Graecia, Italia, Helvetia, montuosae. Aliae terrae silvis abundant, aliae silvis fere carent. Nonnullae Europae terrae, ut Britannia, Hibernia, Islandia, in insulis sitae sunt, nonnullae, ut Italia, Graecia, Hispania — in paeninsulis. Forma Britanniae insulae triquetra est.

    In terris Europae plurimae fabricae et fodinae sunt, ferriviae atque stratae totam terram dense cooperiunt. Fabricae multas res ad cotidia-nam vitam necessarias producunt. Etiam agriculturae multarum Europae terrarum incolae student. Agricolae terram magna cum cura colunt et incolas terrarum suarum alunt.

    In silvis Europae multae bestiae et variae plantae sunt. Silvae mul-tam et variam materiam praebent.

    Patria nostra est terra magna et pulchra, partim in Europa, partim is Asia sita. In Europa terrae, patriae nostrae finitimae, sunt Polonia, Hungaria, Bohemoslavia et Dacoromania.

    Пр и м ечание к тексту:

    Hungaria, ae f новолат. Венгрия, Niderlandia, ae / Нидерланды, Helvetia, ae f Швейцария, Hibernia, ae f Ирландия, Islandia, ae f Исландия, Polonia, ae f Польша, Bohemoslavia, ae f Чехословакия, Dacoromania, ae f Румыния

                                           Лексический минимум

    sum, fui, —, esse быть

    studeo, studui, —, 2 (+ dat.) стремиться, стараться;   (усердно)  заниматься

    colo, colui, cultum 3 обрабатывать, ухаживать; почитать ..

    amo 1 любить

    amicitia, ae / дружба

    terra, ae f земля; страна

    natura, ae f природа

    incola, ae m житель      . >

    agriculture, ae f земледелие

    agricola, ae m земледелец

    cura, ae /забота, старание

    patria, ae f отечество, родина

    silva, ae / лес

    bestia; ae f животное, зверь

    scientia, ae. / знание; наука

    vita, ae / жизнь

    epistola, ae f письмо

    fortuna, ae / судьба, участь; счастье

    victoria, ae f победа

    tabula, ae f доска; картина

    cito быстро, скоро

    quia так как, потому что

                                     Приложение

    Comple promissum = выполняй обещания


     

     

    Debes, ergo potes = должен, значит можешь

    Cerium voto pete finem = ставь себе лишь ясные цели


    Ubi culpa est, ibe poena subesse debet = где есть вина, там должна быть и кара

    Volo, non valeo = хочу, но не могу

    Vis unita fortior =  объединённые силы мощнее

    Potius sero quam nunquam = лучше поздно чем никогда

    Nam viciis nemo sine nascitur = никто не рождается без недостатков

    In angustiis amici apparent = друзья познаются в беде

    Vince in bodo malum = победи зло добром

    Servame, servando te = выручи меня, а я выручу тебя

    Dictum - factum = сказано - сделано

    Carmina morte carent = стихи лишены смерти

    Nosce te iptium = познай самого себя

    De omnibus dubitardum = сомневайся во всём


    Tale quale = таков, каков есть

    Modus vivendi = образ жизни

    Utile dulce miscere = сочетать приятное с полезным

    Et multa alia = и многое другое


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Уроки здоровья

    Классным руководителям предлагается материал для проведения классных часов по ЗОЖ, а также для размещения на стендах....

    Ярославский государственный театр кукол

     Ярославский театр кукол создан театральным режиссером и педагогом Марией Слободской 1 марта 1927 года, и является ...

    Уроки здоровья

    Классным руководителям предлагается материал для уроков по формированию здорового образа жизни, а также для размещения м...

    План-конспект урока по физической культуре в 8 классе

     План-конспект урока по физической культуре в 8 классеТема: Строевые упражнения. Кувырки вперед и назад.Цель урока:...

    родительское собрание по теме: "Мобиломания"

    В помощь классным руководителям предлагается полная разработка родительского собрания включая приглашение на собрание, с...

    Открытый урок по теме "Еда" на конкурс "Учитель года"

    Открытый урок по теме "Еда" в 3-м классе на конкурс "Учитель года" (2009-2010 учебный год). Данная публикация включает в...

    Рабочая программа по экологии 5 класс

      Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразов...

    Циклограмма классного руководителя

    Циклограмма классного руководителя...

    Рабочая программа

    Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс)...

    План работы классного руководителя

    План работы классного руководителя...