Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".
учебно-методический материал по теме

Комагоркина Светлана Викторовна

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kommunikativnye_tehnologii_new.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

"Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Выполнила:

учитель английского языка

МБОУ ООШ № 3

Комагоркина С.В.

Научный сотрудник:

к.п.н., доцент Бурлакова И.И.

Воскресенск 2012

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения.

Объект проекта: процесс иноязычного образования младших школьников.

Предмет проекта: коммуникативные технологии начального иноязычного образования в условиях ФГОС нового поколения.

Задачи проекта:

  1. Обосновать специфику использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка  в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения.
  2. Выявить динамику коммуникативного развития учащихся в процессе начального иноязычного образования.
  3. Доказать методическую значимость коммуникативных технологий.
  4. Показать в практической части работы актуальность коммуникативных технологий иноязычного образования в начальной школе.


Введение

В условиях ФГОС нового поколения в результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у  обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками.

Именно наиболее благоприятным для обучения иностранному языку является младший школьный возраст. На данном этапе закладываются основы иноязычной коммуникативной компетенции, под которой понимается способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах, что предусматривает сформированность языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно–познавательной коммуникативной компетенции.

Принцип коммуникативной направленности определяет содержание обучения, отбор и организацию учебного материала, средства обучения, с

помощью которых можно обеспечить овладение коммуникативной функций изучаемого языка на основе аутентичного звукового и печатного материала для общения, стимулирующего его, позволяет перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения

Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что коммуникативные технологии – это, прежде всего умение работать с информацией.

Коммуникативные технологии опираются на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

  • аудирование;
  • говорение;
  • чтение;
  • письмо.

Важно отметить, что в реальном общении ни один из указанных видов речевой деятельности не существует изолированно. Реальное общение – это взаимодействие партнеров. У говорящего, например, всегда есть речевое намерение воздействовать на слушающего,– значит, ожидается ответная реакция. Изоляция видов речевой деятельности в обучении может привести к тому, что учащиеся овладеют умениями высказываться на определенную тему, но не будут воспринимать речь на слух и, таким образом, не смогут участвовать в общении, или, наоборот, понимая смысл прочитанных или услышанных фраз, не смогут сформулировать свои собственные высказывания. Кроме того, отсутствие взаимосвязанной основы обучения всем видам речевой деятельности тормозит формирование каждого из них и не позволяет добиться существенных результатов.

Главным при  коммуникативных технологиях обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

  • речевых поступков;
  • речевой ситуации.

Коммуникативные технологии предусматривают функциональность обучения (деятельность ученика):

  • ученик спрашивает;
  • подтверждает мысль;
  • побуждает к действию;
  • высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  • новая речевая задача;
  • новый собеседник;
  • новый предмет обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

  • осознание необходимости общения;
  • потребность использования речи;
  • формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуются коммуникативные технологии, может быть:

  • учебная;
  • игровая;
  • трудовая.

Единицей организации  и ядром процесса обучения с использованием коммуникативных технологий является ситуация. С помощью ситуации:

  • устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
  • мотивируется общение;
  • презентуется (преподносится) речевой материал;
  • приобретаются речевые навыки;
  • развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативных технологиях отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

  • отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
  • возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

  • приносить детям радость;
  • сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

Пожалуй, ни по одному из предметов школьного образования нельзя так просто и легко обнаружить невладение им, как по иностранному языку: обратились к человеку на изучаемом им языке, а он не понимает и не умеет говорить на нем, попросили прочитать, что написано, например, в инструкции, и этого он сделать не может. Сразу делается вывод - не знает, не умеет, школа не в состоянии научить иностранному языку. Действительно ли это так? Или в школе можно сформировать практические умения, которые могут служить основой для дальнейшего образования, если четко представлять себе конечные результаты в изучении этого предмета учащимся и целенаправленно к ним его вести? Я постараюсь ответить на этот вопрос. Первое, что хотелось бы отметить, - язык, родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Будучи средством общения, изучаемый язык постоянно должен находиться в состоянии "готовности к употреблению".

Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что ведущей идеей представляемого нами педагогического опыта является процесс коммуникации, столь необходимый на современном этапе обучения школьников иностранному языку. В последние два десятилетия разработка этого процесса стала не только интенсивнее, но и значительно успешнее. Одной из них является тенденция к усилению коммуникативной направленности учебного процесса. Эта тенденция родилась не сегодня и не вчера: попытки приблизить процесс обучения по его характеру к процессу коммуникации предпринимались давно. Но по мере того, как продолжались научные исследования методистов и практические поиски учителей, становилось ясно, что мы имеем дело не просто с устойчивой тенденцией, а с методом обучения.

На мой взгляд, важность обоснования коммуникативного метода не подлежит сомнению.

Во-первых, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Постоянное практическое пользование языком помогает преодолевать нелюбовь большинства учащихся к лингвистическим манипуляциям, делает обучение привлекательным, ибо согласуется с конечной целью и тем самым обеспечивает усвоение говорения как средства общения.

Во-вторых, коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств учащегося как индивидуальности: его способностей, умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных свойств. Подобный подход гарантирует истинную мотивацию, а также подлинную, внутреннюю активность учащегося.

Практика показала, что из всех умений, предусмотренных программой, хуже всего учащиеся овладевают именно разговорной речью. Недостаток усвоения разговорной речи особенно ощущается в старшем звене общеобразовательной школы, когда от учащихся требуется не только задавать вопросы и уметь на них отвечать, но и умение вести беседу. А естественная беседа, как правило, включает в себя не только вопросы, но и предложения, стимулирующие к выполнению действий, выражающие согласие или несогласие, поясняющие причину отказа и т. д.

Разработкой коммуникативного направления в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты. При всем различии методологий и технологии все они внесли в теорию и практику методики много ценного.

В своей работе я опираюсь на учебно-методический комплект (УМК) под редакцией С.И. Азаровой. Данный УМК предлагает разнообразный материал для развития речевых и общеучебных навыков, который был отобран с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников.

Учебники этого УМК построены в соответствии с учебным планом (2 часа в неделю в начальном звене) и ориентированы на государственный стандарт применительно к учебному предмету "иностранный язык". Работая в старшем звене, я продолжаю развивать у учащихся знания, полученные ранее. В основу УМК для начальных классов положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности - чтением, говорением, аудированием, письмом. В начальных классах ведущими в овладении иностранной культурой являются познавательный и учебный аспекты, а среди видов речевой деятельности на первый план выдвигается говорение.

Содержание и организация процесса коммуникативного овладения ИК

Иноязычная культура — «...есть та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (социокультурном), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах» (Е. И. Пассов).

Аспекты

Компоненты

Развивающий

1) развития языковых способностей: к слуховой дифференциации, к развитию фонематического и интонационного слуха, зрительной дифференциации (сравнение графического образа букв и транскрипционных знаков), к имитации, к догадке, к выявлению языковых закономерностей, функционально-адекватному сочетанию ЛЕ, к выявлению главного, к логичному изложению;
2) 
развития психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение);
3) 
развития мотивации к дальнейшему овладению ИК;
4) 
развития учебных умений и формирования у учащихся рациональных приемов овладения ИК, а также привития навыков самостоятельной работы по дальнейшему овладению ИК.

Познавательный (социокультурный)

Овладение ИК как средством:
1) приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка: литературе, музыке, живописи, театре, истории и т. п.;
2) постижения менталитета других народов;
3) более глубокого понимания родной культуры;
4) удовлетворения личных познавательных интересов (от профессиональных до хобби).

Воспитательный

Овладение ИК как средством:
1) воспитания толерантности и уважения к другой культуре;
2) приобщения к общечеловеческим ценностям;
3) воспитания ответственности перед обществом;
4) воспитания личностных качеств (трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность и др.).

Учебный

Овладение ИК как средством:
1) развития умения общаться, используя различные виды речевой деятельности для удовлетворения потребностей и возможностей рассказать о себе и родной культуре;
2) приобретения знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком.

Организация учебного материала

Основной задачей третьего года обучения является обучение чтению и говорению, цикл уроков строится на трех этапах овладения материалом: этап формирования навыков, этап совершенствования навыков и развития умения общаться, этап самоконтроля и самооценки.  В основу построения цикла положен принцип комплексности, который предполагает взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности: отобранный речевой материал усваивается и в чтении, и в аудировании, и в говорении, и в письме.
      Задача
первого этапа — формирование лексических, грамматических навыков говорения. Этот этап охватывает 3 урока каждого цикла. Формирование навыков осуществляется в упражнениях, включающих такие действия, как имитация, выбор, поиск, трансформация, репродукция. Сопутствующей задачей на этом этапе является совершенствование произносительных навыков, совершенствование навыков чтения по правилам.

      Второй этап призван совершенствовать речевые навыки и развивать умение говорить в монологической и диалогической формах. Одной из сопутствующих задач на данном этапе является развитие умения читать и аудировать.      

Упражнения, используемые на данном уроке, направлены на трансформацию и комбинирование усвоенного на предыдущих уроках материала в новых ситуациях общения.
      
Монологическая речь.
      На уроке учащиеся учатся строить самостоятельные высказывания по теме, используя пройденный лексико-грамматический материал. Текст служит не только стимулом, но и речевым образцом для высказывания. На этом этапе начинается постепенный «отрыв» учащихся от текста, что происходит благодаря использованию опор и речевых образцов для высказывания.
      
Диалогическая речь.
      На данном этапе урока учащиеся учатся общаться в паре. Им предлагаются содержательные опоры для построения собственного диалога по заданной теме или проблеме.
      
Третий этап посвящен развитию навыков самоконтроля и самооценки. На выполнение заданий из раздела “Test yourself” отводятся 2 урока, на которых учащиеся выполняют упражнения в тестовых форматах по различным видам речевой деятельности. После проверки правильности выполнения заданий по ключам они подсчитывают баллы и выставляют себе отметки.


Технология выполнения основных видов работ

Работа с речевым образцом

      Речевой образец сопровождают, как правило, упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков говорения. Речевые образцы представлены в учебнике либо полностью, либо частично, акцентируя то, что отрабатывается в том или ином образце (выражение определенной функции, грамматическое явление и т. д.).
      Последовательность работы с речевым образцом:
      1) Формулировка задания (цели). Важно, чтобы учащиеся осознавали, что они должны сказать, прочитать, написать, понять при прослушивании записи. На первых уроках может возникнуть необходимость перевода заданий, чтобы гарантировать понимание их учащимися.
      Если речевой образец направлен на выражение различных речевых функций (согласия/несогласия, переспроса, удивления и т. д.), необходимо обратить внимание учащихся на то, что они научатся выражать с помощью данного образца.
      2) Пояснение образца. Все необходимые пояснения надо сделать до того, как учащиеся будут использовать речевой образец. Возможно, в отдельных классах следует акцентировать внимание на грамматических особенностях, пояснить отдельные выражения и т. д.
      3) Овладение речевым образцом. Совершенно обязательным действием является усвоение интонации речевого образца. Нужно добиться, чтобы учащиеся интонационно правильно оформляли каждую синтагму, входящую в образец, соблюдали логическое ударение. Все это скажется на плавности речи, ее темпе и, самое главное, выразительности.
      4) Показ функционирования образца. Сначала по образцу высказывается учитель или более подготовленные учащиеся, затем — остальные учащиеся. Иногда содержательное заполнение образца вызывает у учащихся трудность. Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с их мыслями и чувствами; добавить, если нужно, что-то свое.
      5) Высказывание учащихся по речевому образцу. Работа ведется во фронтальном режиме (за исключением тех образцов, где указана работа в паре) при обязательном условии: учитель и ученик — речевые партнеры. Это означает, что учитель не должен оставаться равнодушным к тому, что говорит ученик, а реагировать на его высказывание. Причем реакция учителя должна относиться к содержанию высказывания. Что же касается исправления ошибок, то следует обращать внимание на те ошибки, которые часто повторяются либо искажают смысл; исправлять их следует речевым способом, когда учитель, переспрашивая, подсказывает правильный ответ.

Разработка урока во 2 классе с применением

коммуникативной технологии

Цели урока:
      
метапредметные: развитие способностей к выявлению языковых закономерностей, развитие логического мышления, фантазии и воображения, увеличение объема памяти;
      
личностные: воспитание познавательных потребностей, привитие интереса и любви к чтению;
      
предметные: формирование лексических и грамматических навыков (вопросительные предложения с глаголом can, конструкция "Is he/she/it…?"), совершенствование навыков чтения по транскрипции, навыков каллиграфии.

Задачи урока:

  • активизировать употребление в речи модального глагола "can";
  • практиковать использование в речи конструкций "Is he/she/it…?";
  • совершенствовать навыки диалогической речи.

Языковой материал:
 грамматический: Is he/she/ it..? - Yes, he/she/it is. He/she/it is... Can he/she/it ... ? — Yes, he/she/it can./No, he/she/it can’t.
Речевые функции: asking about ability/disability to do smth (Can he/she hunt?).
Оснащение урока: аудиозапись, таблицы, наглядность (картинки со сказочными персонажами).

  1. Приветствие. Речевая подготовка.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Развитие навыков диалогической речи.

      T: Let’s play "Who is it?" Many fairy-tale characters can do a lot. (Think of a fairy-tale character.) Загадайте любого сказочного героя. Open your Activity Books at page 64, ex. 1. (Mark with ticks the things the character can do. Be ready to answer your classmates’ questions.) Отметьте в таблице то, что умеет делать задуманный сказочный герой. Будьте готовы ответить на вопросы одноклассников.
      
Ch: (отмечают в таблице галочкой, что умеет делать герой сказок, которого они задумали)
      
Т: (То guess who the character is, make a list of questions.) Теперь, чтобы отгадать, кого из героев задумали ваши одноклассники, составьте список вопросов. (Two questions are given to start with) Первые два вопроса у вас уже есть, добавьте к ним остальные.
      
Ch: (записывают вопросы, затем задают их своим соседям по парте, пытаясь отгадать, кто какого героя задумал. При отгадывании героя происходит смена ролей.)

      

Заключение

В результате применения коммуникативных технологий на ступени начального общего образования у обучающихся:

  1. сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т.е. способность и готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учетом речевых возможностей и потребностей младшего школьника, расширится лингвистический кругозор, будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
  2. будут заложены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
  3. сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.
  4. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему.

Список литературы:

  1. Азарова С.И. Книга для учителя 2 – 4 классов. Обнинск: Титул, 2009.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  6. http://www.mon.gov.ru (Закон об образовании РФ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "применение новых игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе"

данная презентация содержит материал о применении игровых технологий на уроках английского языка...

Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в средней школе и начальной школе

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, ...

Доклад. Роль игровых элементов на уроках математики в подготовке компетентностного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения

задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей студентов, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости применять знания в нестандартных ситуациях. Это возм...

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

современные технологии на уроках иностранного языка в школе в условиях введения ФГОС нового поколения

современные технологии на уроках иностранного языка в школе у условиях введения ФГЩС нового поколения...

Выступление на РМО на тему:" Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе."

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве доп...

«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...