Рабочая программа факультатива в 5 классе "В мире немецкого языка"
рабочая программа по немецкому языку (5 класс) по теме

Суркова Наталья Сергеевна

Факультатив

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakult5.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время получение информации посредством чтения является одним из важнейших путей приобретения и пополнения знаний, присвоения опыта, накопленного человечеством в самых разнообразных областях социальной, культурной, профессиональной и других видах деятельности. Чтение как разновидность информационной, поисковой и познавательной деятельности человека занимает особое место в образовании, развитии и обучении современного человека. Сегодня большинство специалистов понимают, что научить читать – это значит не только выработать умения правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи факты, понимать его, оценивать, использовать полученную информацию. Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет важную воспитательную и образовательную роль. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.

Огромное количество информации, заключенной в текстах для чтения, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, т.е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи.

Факультативные занятия по чтению для учащихся 5 классов рассматриваются как составная часть школьной программы гуманитаризации общего среднего образования, как органическая часть процесса «интеллектуализации» содержания обучения, он тесно связан с основным курсом, его целями и содержанием.

Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и глубины (понимать основное содержание текста; выборочно извлекать необходимую/интересующую информацию), пользоваться компенсаторными умениями (использовать: языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной литературы; иллюстративные и изобразительные опоры).

Задачи:

  • Познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;
  • Развивать коммуникативную компетентность учащихся;
  • Развивать толерантное отношение к культуре другого народа;
  • Формировать умения применять на практике полученные знания;
  • Развивать творческий потенциал учащихся;
  • Повышение мотивации и активизации деятельности.

Факультативные занятия по чтению обеспечивают комплексную реализацию общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей.

Формирование у учащихся умений  коммуникативного и интеллектуального чтения, которое, затрагивая личность обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию прочитанного, понимание эксплицитно и имплицитно заложенной в тексте информации, соотнесение его содержания со своим личным опытом и умение аргументировано изложить свое понимание проблем, затронутых в тексте.

Сложное интегративное умение понимать прочитанное предполагает активизацию когнитивных ресурсов школьника и их направленность на решение интеллектуальных задач. Значительное место при этом в деятельности читающего занимают планирование и самоконтроль своей деятельности. Важной задачей факультативного курса является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы с иноязычным текстом: способность выбрать тот  или иной способ смысловой переработки печатной информации для решения конкретной коммуникативной задачи, способность использовать компенсаторные умения, а также умение оценить свою познавательно-поисковую деятельность при чтении.

Данные занятия способствуют развитию учебно-познавательных умений: работать с двуязычным и одноязычным словарями, а также умение ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, включая компьютерные технологии (Интернет, обучающие компьютерные программы, мультимедиа).

Образовательная ценность чтения адаптированных иноязычных текстов способствует языковому образованию школьников, а также расширению их общего кругозора в контексте мировой культуры. В процессе чтения лингвострановедческих текстов, наглядно демонстрирующих факты и реалии  страны изучаемого языка, учащиеся проводят аналогии, противопоставления, обобщения, сравнения между фактами родной и изучаемых культур. Все это способствует не только общему образованию школьников, но и развитию их культуры в целом, приобщению к общечеловеческим ценностям, обогащению национального самосознания, формированию ценностных ориентаций личности, расширению и углублению поликультурного поля учащихся.

Ведущая  развивающая функция чтения состоит в формировании критического творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций, формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе знакомства с иноязычными текстами. В рамках факультативного курса по чтению учащиеся решают различного рода проблемно-поисковые задачи: познавательно-поисковые, групповые и индивидуальные проекты, ролевые игры и т.д., при выполнении которых учебная деятельность школьников скрещивается с другими видами человеческой деятельности, например, познавательной или ценностно-ориентационной. Такое обучение,  наряду с усвоением определенного объема знаний и формированием навыков и умений, направлено на развитие познавательных процессов и способствует развитию всех сторон личности школьников, их языковых, интеллектуальных и познавательных способностей: мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, системы нравственных и эстетических взглядов.

Факультативные занятия по чтению ориентирован на формирование интереса к чтению литературы страны изучаемого иностранного языка, воспитание уважения к культурным ценностям, традициям своего народа и других народов, а также воспитание понимания роли изучаемого иностранного языка среди других языков.

В рамках чтения предусматривается также формирование информационной культуры школьников.

Данный факультативный курс носит целостный характер, предусматривает преемственность этапов обучения и рассчитан на 34 часа в год.

 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение  чтению  иноязычных  текстов  должно  быть  направлено  на развитие у учащихся следующих  умений:

•  определять тему/ главную мысль текста;

•  прогнозировать   содержание   по   заголовку,   началу   текстов,   зрительной наглядности;

•  отделять основную информацию от второстепенной;

•  выбрать главные факты текста, опуская второстепенные;

•  использовать   сноски   (ключевые   слова,   реалии   и   др.)   как   опоры   для понимания;

•  классифицировать/ группировать информацию по определенному признаку;

•  оценивать важность, новизну, изложенных в тексте фактов и др.

Данные умения  целесообразно развивать в процессе чтения  адаптированных текстов, содержание которых должно удовлетворять познавательно-коммуникативные потребности и интересы школьников: несложные художественные тексты, научно-популярные (детские журнальные статьи), прагматические (вывески, афиши, меню, рецепты, программы телевидения, расписания движения транспорта, объявления и др.).

Язык текстов, предназначенных для извлечения из них основной информации, должен быть нормативным, а содержание текстов соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся.

Успешность обучения определяется следующими условиями:  быстрый темп чтения;   одноразовое чтение текста про себя;   проверка понимания основной информации;   исключение перевода на родной язык.

Достижение того или иного уровня понимания иноязычного текста предполагает владение учащимися компенсаторными  умениями:

прогнозировать содержание текста по заголовку;

опираться на средства зрительной наглядности (рисунки, фотографии, таблицы);

использовать языковую догадку (по схожести со словами родного языка);

использовать двуязычные словари.

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Контроль выполнения требований к владению чтением на иностранном языке  заключается в выявлении степени сформированности навыков и умений  чтения иноязычного текста с различной степенью полноты и точности понимания. Сформированные  знания,  навыки  и  умения  чтения   должны позволить   учащемуся   в процессе чтения иноязычных текстов (в соответствии с его реальными интересами  и потребностями)  использовать различные стратегии  чтения: извлекать основное содержание текста; выявлять наиболее значимую (интересную), необходимую информацию, опираясь при этом, в случае необходимости, на догадку, словарь, а также на опоры в виде комментария и/или паралингвистических средств.

Контроль прочитанного следует проводить в строгом соответствии  с коммуникативными заданиями, стратегиями чтения и характером текста.

Критерии сформированности умений чтения:

- полнота понимания: правильность определения темы, установления фактов, последовательности событий;

- точность понимания: однозначность понимания информации и правильность понимания значений лексических и грамматических средств в конкретном контексте;

- глубина понимания: понимание точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам, оценка извлеченной информации.

Показателями понимания основного содержания текста являются следующие умения:

-      определять и выделять основную информацию текста;

-      отделять информацию первостепенной важности от второстепенной;

-      предвосхищать возможное развитие (завершение) действий, событий;

-      обобщать изложенные в тексте факты;

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Успешная реализация целей и задач факультативных занятий «Практикум по чтению» неразрывно связана с организацией учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

В основу факультативных занятий положены принципы непрерывности, преемственности и межпредметности.

Текстовой материал факультативных занятий соотнесен в содержательном плане с основными темами/проблемами основного курса.

Обучение чтению на факультативных занятиях предполагает создание  проблемных ситуаций, организующих учебно-познавательную деятельность и требующих от обучаемых самостоятельного поиска, обобщений и выводов на основе заложенной в тексте информации. Для стимулирования интеллектуальной активности учащимся целесообразно использовать различные проблемно-поисковые задания на прогнозирование темы/проблемы текста по его заголовку, подзаголовкам, ключевым словам, установление тем абзацев путем определения ключевых слов и предложений, углубление содержания текста на основе имеющихся знаний.

В ходе учебного процесса предусматривается также расширение лексического запаса учащихся за счет обогащения пассивного словаря. Учащимся предлагаются  задания по овладению словообразовательными моделями, развитию умения распознавать лексические единицы на основе контекста и др.

Различной может быть  методическая организация текстов. Учащимся предлагаются тексты с цепочечной информацией, либо «разорванные» тексты, где преднамеренно опускается необходимая информация для стимулирования потребности в дальнейшем чтении или просмотре других материалов. Целесообразно использовать тематически смежные тексты, объединенные одной проблемой, и освещающие различные стороны ее решения.

Структура заданий моделирует ситуации «естественного» чтения с целью поиска информации. Задания направлены на обучение приемам смыслового свертывания и расширения текста, на выведение суждения на основе содержания текста, сравнение информации с уже известными фактами, углубление содержания текста на основе актуализации фоновых знаний.

 

Методы и приемы обучения


Методы обучения 

Приемы обучения

Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой

- объяснение;
- слушание, повторение, запись;

Практика, тренировка

- словарная работа;
- чтение материала;
- проверка понимания с помощью различных упражнений (множественный выбор, закончить предложения, подтвердить предложения, перевести, соотнести...);
- парная и групповая работа;
-разучивание песен, стихотворений, ролей для инсценировки сказок, ситуаций, диалогов.

Продуктивная работа учащихся

- проектная работа;
- обсуждение изучаемой темы;
- ролевые и сюжетные ситуации;
- презентация;
- проведение праздника.

Основные положения обучения: 

  • в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда;
  • курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом;
  • дифференцированный подход, предполагающий учет уровня подготовки учащихся, реализуется через использование материала разного уровня трудности, использование опор различной степени развернутости, разные способы контроля.

Инновационность программы: программа включает новые для обучаемых социокультурные знания, не содержащиеся в базовых программах.

Контроль знаний и умений: текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися заданий по подготовке к праздникам. Итоговый контроль реализуется при проведении праздников.

Организация учебного процесса:

- урочная форма, в которой учитель знакомит с традициями, культурой, обычаями в Германии;
- внеурочная форма, в которой учащиеся самостоятельно выполняют проектные задания.

Здоровьесберегающие технологии предполагают учет физиологических и психологических особенностей школьников, предусматривают разнообразные виды работы, новизну и нетрадиционность материала.

В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо.

                                                           Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).

Календарно-тематическое планирование  


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Тип урока

  Требования к уровню

           подготовки

Виды текстов

Дата проведения

1-4

Здоровый образ жизни

4

комбинированные

 Уметь читать стихотворение с предварительно снятыми трудностями, уметь читать текст с полным пониманием прочитанного

Рассказы, песни, стихи, диалоги, лингвострановедческие тексты

5-9.

Жизнь в городе и деревне

5

комбинированные

 Уметь читать текст с пониманием основного содержания, выражая собственное мнение

Рассказы, сказки, лингвострановедческие тексты, стихи

10-14.

Каникулы

5

комбинированные

 Уметь читать текст с общим охватом содержания, выделять главную мысль

Рассказы, песни, программа проведения каникул, диалоги

15-19.

Праздники

5

комбинированные

Развивать навыки распознавания новых лексических единиц с целью их лучшего запоминания

Рассказы, поздравительные открытки, письма

20-24.

Телепередачи

5

комбинированные

Уметь читать текст с полным пониманием с использованием словаря

Рассказы, сказки, информация в телефонной книге, реклама, письма

25-29.

Путешествия

5

комбинированные

Уметь читать тексты с извлечением главных факторов, опуская второстепенные

Рассказы, правила безопасного движения на улицах, дневник путешествий

 

30-34

Страны и континенты

5

комбинированные

Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного, извлекая нужную информацию

Рассказы, стихи, письма, интервью, лингвострановедческие тексты

35.

Обобщающий урок

1

Литература для учителя :

  1.  “Erste Schritte” И. Л. Бим, .Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 3 класса. Москва «Просвещение» 2007
  2. “Erste Schritte” И. Л. Бим,  Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 4 класса. Москва «Просвещение» 2007

Литература для учащихся:

  1. Журнал “Schrumdirum”
  2. “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 3 класса. Москва «Просвещение» 2008
  3. “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 4 класса. Москва «Просвещение» 2008
  4. Диск «100 детских песен»
  5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса

"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....

Рабочая программа для 6 класса по немецкому языку по УМК И.Л. Бим

Рабочая программа для 6 класса по немецкому языку по УМК И.Л. Бим...

Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch .» - «Немецкий язык. » по не¬мецкому языку для 9 класса И. Л. Бим, Л. М. Санниковой.

Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch .» - «Немецкий язык. » по не­мецкому языку для 9 класса И. Л. Бим, Л. М. Санниковой, разработана на основе Примерной программы основного общего образования ...

Рабочая программа факультатива - 5 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу факультатива по математике в 5 классе....

Рабочая программа 5-9 классы по немецкому языку. автор учебника И.Л. Бим, Рыжова Л.И.

Рабочая пргорамма составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта основного общего образования....

Рабочая программа 2-4 классы по немецкому языку в формате ФГОС

Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников  «Немецкий язык» для 2–4 классов общеобразовательных  учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. И....

рабочая программа для 2 классе по немецкому языку . ФГОС.

рабочая программа для 2 классе по немецкому языку . ФГОС....