Учебно - методическое пособие по расширению лексического запаса учащихся четвертых классов на уроках немецкого языка на основе текстов домашнего чтения
учебно-методическое пособие по немецкому языку по теме

Одним из основных источников получения информации о стране изучаемого языка, ее традициях и культуре, является чтение. На начальном этапе обучения чтение на иностранном языке является необходимым видом речевой деятельности, так как возможность общаться  именно с носителями языка имеют не многие, возможность читать иностранную литературу, газеты и журналы - практически все. В методической литературе различают несколько видов чтения на иностранном языке. Одним из видов чтения, по средствам которого можно решать множество учебных задач  является домашнее чтение. Данный вид чтения представляет собой один из обязательных аспектов школьной программы по иностранному языку. Домашнее чтение позволяет не только извлекать нужную информацию из читаемого текста, но также, служит средством для овладения навыками и  умениями в устной и письменной речи. Во время чтения происходит накопление языкового опыта наличие, которого является необходимым условием правильности устной и письменной речи. Кроме того, домашнее чтение способствует усвоению ранее изученных лексических единиц, и на его основе происходит процесс запоминания языковых единиц, причем как изучаемых, так и не изучаемых. На материале домашнего чтения можно работать также над формированием лексических навыков, важность развития которых также подчеркивается в современной методике обучения иностранному языку. В своем пособие я предлагаю специально отобранные тексты для домашнего чтения и упражнения для расширению лексического запаса учащихся на основе текстов, читаемых учащимися дома самостоятельно. упражнения к текстам учащиеся могут выполнять самостоятельно дома или моут использоваться учителем на уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_po_nemetseomu_yazyku.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие по расширению лексического запаса учащихся четвертых классов на уроках домашнего чтения

                       немецкому языку

Автор: Екимова О. М.

Учитель немецкого языка

ГБОУ Гимназия № 196 красногвардейского района  

г. Санкт-Петербурга 

Необходимость создания пособия

На начальном этапе обучения необходимо сформировать у учащихся определенный словарный  запас и научить их умело пользоваться им в рамках, предусмотренных программой.

Каждый учащийся к моменту окончания четвертого класса должен знать примерно 500 немецких слов.

Словарным запасом учащийся должен овладеть так, чтобы быть в состоянии:

  •  правильно читать и произносить эти слова;
  •  понимать их в контексте при чтении;
  •  устно переводить их с иностранного языка на русский  и с русского на иностранный;
  •  употреблять их в ответах на вопросы по изученным темам;
  • образовывать грамматические формы этих слов.

Уроки по домашнему чтению в 4 классах школ с углубленным изучением немецкого языка проводятся с использованием книги для чтения Г.В. Яцковской и Н.П. Каменецкой  к учебнику “ Разноцветные ступеньки“ для 4 класса. Книга является составной частью учебно-методического комплекта для данного класса.

В книге помещены рассказы, сказки, инсценировки, стихотворения и песни, к некоторым из них есть красочные иллюстрации с изображением героев. Содержание текстов соответствует возрастным и познавательным интересам учащихся 4 классов.  Однако следует  обратить внимание на то, что все тексты разного объема от одной с половиной до четверти страницы, и расположены хаотично, то есть, нет определенной последовательности их расположения. После рассказа или сказки можно прочитать стихотворение или диалог или инсценировку.  

Лексический материал, который учащиеся должны изучить по программе на основных уроках немецкого языка, не представлен в полном объеме  в текстах для чтения. Например, если учащиеся изучают тему “ Еда”, то в книге для чтения нет ни одного текста, на базе которого можно было бы  закрепить и повторить лексику по данной теме. Если и имеется текст с похожей тематикой, то в него включен не весь лексический материал, а также нет новой лексики по этой теме, за счет которой можно расширить словарный запас учащихся, работая с данным текстом.  В текстах и в упражнениях к нему лексические единицы не включаются в достаточном количестве раз для их активного усвоения. В последующих текстах не всегда включены слова из предыдущего текста.  Не предусмотрено включение достаточного количества новых слов в текстах по темам, изучение которых не предусмотрено в этом году.

С моей точки зрения было бы лучше, если тексты в книге для чтения были расположены в определенной последовательности, например по жанрам, по степени нарастания лексических сложностей.

Я считаю, что было бы целесообразно располагать тексты так, чтобы каждой учебной теме соответствовали определенные тексты в книге для чтения, чтобы на их основе можно было  закрепить  и  повторить лексический материал по изученным темам. К каждой теме можно предложить по два три текста, различные по объему: от одной с поливной страницы  до половины страницы, и различные по языковой сложности (объем незнакомой лексики). Учитель выбирает текст исходя из языковой подготовки группы.

Содержание текста, помещенного в книге для чтения, не должно дублировать содержание текстов из учебника, а напротив должно быть новым и  представлять интерес для ребенка. Следует  использовать аутентичные тексты, так как аутентичность является одним из требований, которому должен отвечать иноязычный текст. На основе этого текста учащийся сможет повторить ранее изученный лексический материал, по какой либо теме и сможет пополнить свой словарный запас новыми словами, относящимися к этой теме, чтобы в дальнейшем активно использовать их в устной или письменной речи.

 Рассмотрим теперь упражнения, которые предложены в книге по домашнему чтению. К каждому тексту есть задания, которые необходимо выполнить после прочтения текста.  Таких заданий  обычно только два  и  они  направлены в основном на проверку понимания читаемого. Например:

  • Ответь на вопросы к сказке;
  • Найди в тексте ответы на вопросы.
  • В каком порядке следуют предложения в тексте?
  • Найди предложения, которые не соответствуют содержанию сказки.
  • Найди в рассказе одинаковые предложения.

Выполняя однотипные задания только на проверку понимания читаемого у учащегося нет возможности последовательно повторить, затренировать и запомнить  новые  слова. То есть,  не предусмотрены задания на расширение лексического запаса учащихся.

На дотекстовом этапе необходимо также включить упражнения, которые помогли бы учащимся лучше понять содержание текста, а главное заинтересовать учащихся, чтобы чтение текста носило для них познавательный характер. До прочтения текста следует включить также такие задания, которые будут  направлены на активизацию лексики, содержащийся в тексте. После прочтения текста необходимо включить упражнения направленные на работу с лексическим материалом текста, выполнение которых, позволит учащимся расширить свой словарный запас.

Основываясь на выводах, полученных после анализа книги для чтения, мною были подобраны специальные тексты для домашнего чтения, в которых я старалась учесть требования к текстам для домашнего чтения.

Такие как:

1.В тексте для самостоятельного чтения необходимо наличие новой информации, следовательно, следует отбирать тексты, содержание которых не повторяет содержания  текстов учебников  по  различным  предметам. Однако, информационная насыщенность текста, то есть количество новой информации для конкретного читателя, не должна превышать 75 %, в противном случае смысловое восприятие затрудняется.

2.  Соответствие содержания текстов познавательным интересам учащихся, поскольку данные интересы являются наиболее действенными  внутренними  мотивами  чтения.   Познавательные интересы школьников определяются особенностями психологического развития ребят данного возраста, а также их индивидуальными особенностями, которые зависят от природных данных, узкой социальной среды (семья, друзья) и широкой социальной среды (состояние общества в целом). Для выявления этих интересов Е.К. Позднеева рекомендует  использовать изучение психологической и  методической литературы, анкетирование, беседы с учащимися,   изучение читательских формуляров учащихся в библиотеке.

3.  Текст для самостоятельного чтения на  иностранном языке должен иметь  личностную значимость для учащихся, то есть  между содержанием текста и личным опытом читателя существует определенная связь, соотношение; текст имеет личностную значимость для ребят, если он помогает им ответить на какой-либо   вопрос,   решить определенную проблему; если   сведениям,   содержащимся   в  нем,   учащиеся могут найти  практическое применение в повседневной  жизни или   на   занятиях  по  другим   предметам.

4.Немаловажным требованием  к тексту  для   самостоятельного чтения  является его эмоциональная  привлекательность для учащихся, которая   обусловлена и занимательным   характером,  то   есть  наличием   неожиданных,   необычных сведений  или увлекательного сюжета.   В  результате у   читателей   возникает  чувство  удивления,   любопытства,   что активизирует их самостоятельное чтение на иностранном языке.

5.Для того чтобы текст был интересен учащимся, он должен быть ими правильно понят. Следовательно, доступность формы и содержания материалов для чтения является важным при отборе текстов для самостоятельного чтения. Это является условием легкости их восприятия, правильности понимания, получения удовольствия от чтения.

6.С точки зрения доступности языка следует отбирать тексты, построенные на знакомом грамматическом материале. Количество новых слов: до 10%, если об их значении можно догадаться, и до 2—3%, если ни форма слова, ни контекст не подсказывают его значения.                        

7.Построение текста должно обеспечивать глубокое проникновение в смысл, поскольку именно глубина понимания влияет па формирование интереса учащихся к чтению. Следовательно, при изложении содержания следует соблюдать логическую и временную последовательность.

8.Так как доступность текста определяется и тем, насколько легко учащиеся могут понять его смысл, уловить основную идею.  В соответствии с этим предпочтение при отборе следует отдавать текстам повествовательного характера, в которых рассуждения автора или героев сведены до минимума, так как наличие рассуждений образует определенный контекст, затрудняющий понимание. Данные требования к текстам самостоятельного чтения на иностранном языке, будут активизировать самостоятельное чтение учащихся.

К текстам, предлагаемым,  для чтения дома я разработала упражнения, направленные на работу с лексическим материалом. При разработке упражнений я опиралась на требования к упражнениям для формирования лексических навыков:

  • упражнение должно быть направлено на закрепление определенной лексической операции;
  • упражнение должно сочетаться с предыдущими и последующими упражнениями, чтобы процесс формирования лексического механизма речи имел   последовательный   и   непрерывный   характер;
  • в упражнениях, должны быть избраны надлежащая структура и   рациональный   объем   для   каждого   упражнения;
  • большинство упражнений должно выполняться в условиях ситуативного варьирования лексикой, то есть подбор и сочетание лексических единиц в этих упражнениях должны производиться учащимися не произвольно и механически, а в связи с конкретным коммуникативным заданием  (например, познакомиться с новым учеником), вытекающим из ситуации общения;
  • в лексические упражнения должны включаться все виды лексических единиц - не только слова, но и их устойчивые сочетания и речевые клише, отобранные в качестве наиболее употребительных и включенные в минимум.

Этап  ознакомления включает работу над формой слова, то есть работа над звуко-буквенным (правила правописания) и буквенно-звуковым (правила чтения) анализом слова, а также работа  над его значением и употреблением,  которая  осуществляется по средствам семантизации.

Этап первичного закрепления лексики тесно связан с этапом развития  умений использования лексики в различных видах речевой деятельности, то есть упражнения,

обеспечивающие, первичное закрепление лексики должны входить в общую систему упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексического  материала.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Приведем примеры упражнений, которые можно использовать на данном этапе.

  1. Подберите к картинкам слова.

                                                                   

     

1…………..                          2………………..               3………………….

  1. Составь из слогов слова.

LE

SCHU

ZIM

LAM

   

MER

WE

PE

  1. Раздели слова на слоги по образцу: der Va – trer, die Ho -se

  (die Schule, die Lampe, das Mädchen,  der Junge)

  1. Соедини правильно части слова и запиши его.

  SCHUL

  MANN

SCHNEE

   TISCH

SCHREIB

   HOF

  1. Подбери к словам антонимы, (синонимы).

klein -  …………          warm -…………

jung-  …………..         schwarz - ……….

  1. Найди в группе слов лишнее слово и объясни, почему оно лишнее.

der Freund                      der Hund

der Brudrer                     die Maus

der Tisch                         die  Frau

  1. Составь слово из букв.

 MHIMEL

    NWIERT

SCHEEN

 

   1………………                2………………                   3……………

 

В упражнениях, используемых на втором и третьем этапах,  выделяют  две подсистемы - подготовительные упражнения и речевые упражнения.  С помощью подготовительных упражнений усваивается форма и значение лексических единиц, а также действия с ними как компонентами речевой деятельности.

Типы подготовительных упражнений должны выделяться с учетом последовательности формирования навыков. А так как навык определяется по  А. Н. Леонтьеву как  закрепленные операции, то, следовательно, в каждый тип упражнений должны входить виды, обеспечивающие достаточное повторение лексических единиц в различных сочетаниях и в разном контексте.

Речевые упражнения проводятся на текстах, обладающих значительным потенциалом в плане решения коммуникативных и познавательных задач. При выполнении этих упражнений актуализация новых слов должна проводиться на уровне непроизвольного к ним внимания, поскольку мнемическая  задача несовместима с одновременным выполнением логико-смысловых задач, т.е. активной переработкой воспринимаемой информации или порождением собственной речи.  

На начальном этапе обучения иностранному языку можно предложить выполнить на данном этапе следующие упражнения, например:

Подготовительные упражнения.

Упражнения в дифференциации и идентификации:

а) найдите в тексте слова, относящиеся к одной теме (к синонимическому ряду, к одной части речи и т.д.);

б) сгруппируйте слова по указанному признаку;

в) найдите в тексте (подберите на память) антонимы к словам, данным на доске и др.

2. Упражнения в имитации (в том числе с некоторым преобразованием):

а) прослушайте слова,  (словосочетания, предложения) повторите их вслед за учителем;

б) прослушайте текст, содержащий новый словарный материал; повторите за диктором (за преподавателем) тот же текст, опираясь на графический вариант с фонетическими пометами;

3. Упражнения для развития словообравовательной и контекстуальной догадки:

а) определите значение незнакомых вам слов, образованных от известных корней и аффиксов;

б) прослушайте (прочитайте) ряд предложений, догадайтесь о значении интернациональных слов,, сходных с семантическими эквивалентами родного языка;

в) дополните предложения, придерживаясь следующих образцов:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Meine Schwester ist Schülerin. Sie ist 8 Jahre alt. Sie ………..

4.Упражнения для обучения прогнозированию на уровне слов, словосочетаний и предложений:

а) назовите слова, которые могут сочетаться с данными существительными (прилагательнными, глаголами)

das Haus - groß,  klein, gemütlich.. ……

б) употребите как можно больше слов при ответе на следующие вопросы:      

Was machst du, Anna?  ……………….

Wohin fahren wir ?   …………………..

Wie ist das Wetter heute ? ………………..

в) дополните второе предложение, учитывая содержание первого:  

    Ich gehe in den Laden.  Ich kaufe dort ..................

Wir machen die Hausaufgabe.  Wir………………….                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

г) найдите окончание каждого предложения из вариантов, приведенных ниже;

1.Ein kleines Kind

2.Heute geht Karl aus der Schule

3.Ich liebe meine Großeltern und  

 a) besuche sie gern.

           b)nicht nach Hause

        c)macht einen Schneemann

5.Подстановочные упражнения:

а) Заполните пропуски слов в предложении, используя слова из списка.

)  Ich kaufe in dem Laden  ......... und ...........  .

4)  Auch kaufe ich  ............. und...............    .

  1. Die Großeltern haben einen Hof und einen..........  .

Garten,  Kartoffeln, Tomaten,  Torte,  Limonade, Schokolade, Milch, Butter.

в) Вставьте пропущенные в диалоге слова, пользуясь списком слов.

  • Was machst du  heute, Anna?
  • Ich gehe ins ………
  • Und ich mache ………

Hausaufgabe, Schule, Kino

с) Замените в предложении русские слова на немецкие, обращая внимание на их грамматическую форму.

  1. Die Großeltern haben einen Hof und einen (сад).
  2. Im Hof spiele ich mit meinen (друзьями).
  3. Im Garten gibt es (картофель) и (яблони).
  4. Oft  (помогаю) ich im Garten.

д) Замените в предложениях подчеркнутые слова синонимами, антонимами.

Das Haus der Großeltern ist nicht neu, aber groß und gemütlich.

Der Hund ist schwarz und alt.

6. Конструктивные упражнения:

а) Составьте из предложенных вариантов слов предложения по образцу.

ist schlecht das Wetter heute -  Das Wetter ist heute schlecht.

sie in Schule arbeiten -…………………….

bauen Schneemann noch  die Jungen -………………….

б) Составьте как можно больше предложений из набора слов.

(lesen, malen, singen, arbeiten, Klaus, Schule, Lehrer, Kind, gut, lernen)

Речевые упражнения.

а) дополнение высказывания c опорой на ключевые слова из текста: Mein Vater…………

(Utas Vater, Ernst, aus Deutschland, in Berlin, 40 Jahre alt, klug, lesen, mit dem Computer arbeiten, Apfelsaft.)

б) Составление рассказа (по вопросам о главном герое).

  1. Wie lernt Anna?
  2. Wohin geht sie aus der Schule?
  3. Was macht sie zu Hause?
  4. Wohin geht  sie mit der Mutter?  

в) Опиши картинку и расскажи, что мальчики делают зимой во дворе, используй опорные слова.

(eine Schule, Winter, schöne Schneeflocken, auf dem Schnee liegen, Schulhof, viele Kinder, spielen,Scneehaufen, Schlittschuh laufen, Schi laufen, rodeln, die Jungen, eine lustige Schneeballschlacht, Schneemann machen, das Kind).

 г) Составьте диалог, используя  набор  слов к серии сюжетных картинок.

 Картинка №1. (Kartoffeln, Tomaten, Äpfelbäume, Pflaumen, machen, helfen)

 Картинка №2.

 (kaufen, Milch, Butter, Zucker, Sahne, Torte, gehen,  dort, was, wohin,   Erdbeereis, Limonade, Schokolade, kosten, wieviel).

д) Расскажи по плану, используя опорные слова, что интересного произошло с мальчиком.

1. Peter geht in die Schule.

(lang, ein Autobus, die Menschen, das Auto, durch die breiten Straßen fahren)

  1. Peter ist im Park.

(Kinder spielen,  der Junge, das Mädchen)

  1. Peter ist zu Hause.

        ( die Mutter, machen , die Hausaufgabe, helfen, spielen, Musik hören)

Данные группы упражнений можно использовать на уроках немецкого языка для формирования лексических навыков.

                                                  Текст для чтения

Слова, выделенные в тексте зеленым цветом, входят в активный словарный запас по теме “ Зима“, а слова, выделенные желтым цветом, входят в пассивный словарный запас по данной теме.

                                             Die Freunde.

Karl und Walter sind Freunde. Sie lernen in einer Klasse und sitzen in einer Schulbank. Die Jungen lernen gut und fleißig.

Heute geht Karl aus der Schule nicht nach Hause. Er geht zu seinem Freund. Walter ist krank, er hat Temperatur, Schnupfen und Husten. 

„Bringst du mir die Hausaufgaben?" - fragt Walter.

„Ja , heute haben wir eine interessante Hausaufgabe,“- sagt Karl.

„Hilfst du mir?"- fragt Walter.

„Gern", antwortet Karl.

Die Freunde machen die Hausaufgabe. Zuerst liest Karl einen Text: „Das ist ein Bild. Auf dem Bild sehen wir eine Schule. Es ist Winter . Die schönen Schneeflocken liegen auf dem weißen Schnee. Im Schulhof sind viele Kinder. Sie spilen in den Scneehaufen. Monika und Anna laufen Schlittschuh. Robert und Martin laufen Schi und rodeln. Zwei Jungen machen eine lustige Schneeballschlacht. Ben macht einen Schneemann. "

Dann malen die Jungen ein Bildchen. Die Jungen malen die Schule, den Schulhof und die Kinder. Sie laufen Schlittschuh, machen lustige Schneeballschlacht,  rodeln und laufen Schi. Ein kleines Kind macht einen Schneemann.

 „Danke, jetzt ist alles in Ordnung “,- sagt Walter. Dann geht Karl nach Hause. Zu Hause ist seine Großmutter. „Kommst du aus der Schule?"- fragt die Großmutter. „Nein , ich war bei meinem Freund ",- antwortet Karl und erzählt ihr alles. „Das ist sehr gut !"- sagt die Großmutter. „Ein guter Freund hilft immer!"

Упражнения к тексту.

Подготовительные упражнения.

Упражнение №1. (выполняется дома)

Füllt die Tabelle aus. (Заполните таблицу)

Перед чтением текста учащиеся заполняют таблицу, в которой они должны отметить знакомые  и незнакомые для них  слова. Если слово знакомо, то учащийся ставит знак

         Was ist falsch und  was ist richtig ?

   richtig

   falsch

1

Karl und Walter sind Brüder.

2

Die Jungen lernen gut und fleißig.

       +

3

Heute geht Karl zu seinem Freund Walter, um die Hausaufgabe zu machen.

 

4

Die Freunde lesen einen Text und malen ein Bild.

5

Auf dem Bild malen sie die Tiere und den Wald.

     -

6

Dann geht Karl ins Kino.

7

Zu Hause erzählt Karl alles seiner Großmutter.

“ +” в соответствующей графе, а также пишет перевод данного слова на русский язык.

Если слов не знакомо, то  учащийся ставит знак “- “ в соответствующей графе.

Упражнение №3.

Füllt die Tabelle aus. (Заполните таблицу.)

       die Wörter

         ( слова )

  neu

(новое)

bekannt

(знакомое)

  die Übersetzung

     ( перевод )

der Freund

die Klasse

der Junge

das Mädchen

die Schule

die Temperatur

der Husten

der Schnupfen

das Bild

der Winter

der Schnee

das Kind

die Hausaufgabe

Schlittschuh laufen

Schi laufen

der Schneemann

Schneeballschlacht machen

die Schneeflocke

der Schulhof

die Großmutter

fleißig

krank

lernen

der Schneehaufen

Упражнение №2.

Schreibt deine Assoziationen zum Wort  “DER WINTER”.

(Напишите свои ассоциации к слову  “Зима”)

  der Winter

Упражнение №4.

Was paßt zusammen? ( подберите слова к картинкам)

     Schi laufen       das Kind        der Schneemann    die Schneeflocke                      

             

Упражнение №5

Setzt die Teile der Wörter zusammen. (Соедините правильно части слов.)

 SCHUL

AUFGABE

                     

SCHNEE

   BANK

GROß

 FLOCKE

 HAUS

 MANN

SCHNEE

   HAUFEN

SCHUL

 MUTTER

SCHNEE

  HOF

Упражнение №6

 

Findet Antonyme zu diesen Wörtern.  (Подберите к данным словам антонимы из текста.)

 

schlecht-…………..

groß-………………

traurig-……………..

     weiß………………..

Упражнение №7

 Was sagen die Sterne am Himmel? Stellt aus Buchstaben die Wörter zusammen. (Составьте из букв слова и запишите их с артиклями.)

Упражнение №8

Ein Wort paßt nicht.

(одно слово не подходит, вычеркните его)

1.Schi                     2. Kind           3. Großmutter      4. Husten

   Scnee                      Junge              Bruder                  Schnupfen

  Schlittschuh             Bild                Haus                     Schulbank

Упражнение №9

Kannst du richtig die Endungen des Wörters schreiben? (Можешь ли ты правильно написать окончания слов?)

 die Kind **

 die Freund*

 die Schneeflocke*

 die Hausaufgabe*

 die Junge*

Упражнение №10

Ergänzt die Wörter.  (Вставьте пропущенные слова.)

1.Auf dem………….sehen wir eine Schule.

2. Die schöne Schneeflocken liegen auf dem weißen ............ .

3. Robert und Martin laufen........... .

4. Monika und Anna laufen........................und machen………. .

5. Zwei Jungen machen eine lustige........................  .

6. Ein guter .................hilft immer.

Schnee, Schlittschuh, Schneemann, Schneeballschlacht, Freund, Bild, Schi

         

Речевые упражнения.                                                                                                              

Упражнение №1.

 Übersetze ins Russische. (Переведите на немецкий язык.)

1.Ребенок делает снеговика.

2. Анна катается на лыжах.

3. Во дворе много детей.

4. Снежинки лежат на снегу.

5. Моника катается на лыжах.

6. У Вальтера температура кашель и насморк.*

 

Упражнение №2

Ergänzt die Sätze mündlich. (Закончите устно правильно предложения.)

  1. Auf dem Bild sind die Schule……………………………………………
  2. Walter ist krank.........................................................................................
  3. Die schöne Schneeflocken........................................................................
  4. Zwei Jungen machen................................................................................

 6. Monika und Anna....................................................................................

7. Ein kleines Kind………………………………………………………….

8. Sie laufen Schlittschuh, machen lustige Schneeballschlacht und………..

Упражнение №3

Beschreibt das Bild. Erzählt, was malen die Jungen.

(Опишите картинку и расскажите, что рисуют мальчики, используй опорные слова.)

(eine Schule, Winter, schöne Schneeflocken, auf dem Schnee liegen, Schulhof, viele Kinder, spielen,Schneehaufen, laufen Schlittschuh, laufen Schi, rodeln, die Jungen, eine lustige Schneeballschlacht, Schneemann machen, dasKind).

Упражнение №4.

Beantwortet die Fragen. (Ответьте на вопросы.)

  1. Wie lernen Walter und Karl?
  2. Wohin geht Karl aus der Schule?
  3. Warum ist Walter zu Hause?
  4. Was machen die Jungen zu Hause?
  5. Was malen die Jungen auf dem Bild?
  6. Wohin geht  Karl dann?
  7. Wem erzählt Karl alles?

Текст для чтения

Слова, выделенные в тексте зеленым цветом, входят в активный словарный запас по теме “ Еда“, а слова, выделенные желтым цветом, входят в пассивный словарный запас по данной теме.

                               Bei den Großeltern

Ich heiße Helga. Meine Familie lebt in der Stadt Hamburg. Ich fahre aber oft ins Dorf. Dort leben mein Großvater und meine Großmutter. Ich liebe meine Großeltern und  besuche sie gern. Im Dorf ist es schön, besonders im Juli und im August.

Das Haus der Großeltern ist nicht neu, aber groß und gemütlich. Im Haus sind vier Zimmer. Drei Zimmer sind groß und ein Zimmer ist klein. Das kleine Zimmer ist mein Zimmer. Die Großeltern haben einen Hof und einen Garten. Im Hof spiele ich oft mit meinen Freunden. Im Garten gibt es Kartoffeln, Tomaten und viele Äpfelbäume und Pflaumen.Oft gehe ich in den Garten, um den Großeltern zu helfen.

Heute hat mein Großvater Geburtstag. An diesem Tag kommen seine Freunde. Die Großmutter bäckt eine große Torte und macht einen Salat aus Kohl, Möhre und Rübe. 

         Ich helfe auch meiner Großmutter und gehe in den Laden. Ich kaufe dort Milch, Brot, Zucker und Sahne für die Torte. Auch  gehe ich in den Eisladen, um dort Erdbeereis und Himbeereis, Limonade und Schokolade zu kaufen. Dann gehe ich nach Hause.

Da kommen die Gäste. Sie gratulieren dem Großvater und schenken ihm die Geschenke. Auf dem Tisch steht eine große Torte!

Упражнения к тексту

Подготовительные упражнения.

Упражнение №1.(выполняется дома)

Füllt die Tabelle aus. (Заполните таблицу.)

       die Wörter

         ( слова )

  neu

(новое)

bekannt

(знакомое)

  die Übersetzung

     ( перевод )

Die Familie

Die Kartoffeln

Der Hof

Das Dorf

Das Haus

Das Zimmer

Der Garten

Der Laden

Die Milch

Der Juni

Der August

Das Kind

Die Butter

Das Geschenk

Die Torte

Die Schokolade

Die Limonade

Die Großeltern

Der Großvater

Die Großmutter

besuchen

neu

Упражнение №2

 Schreibt deine Assoziationen zum Wort  “DER LADEN”.

(Напишите свои ассоциации к слову  МАГАЗИН)

  der Laden

Упражнение №3

 Ordnet die Teile des Textes richtig ein. (Расположите части текста в правильном порядке.)

  1. Ich helfe meiner Großmutter und gehe in den Laden.  Ich kaufe dort Milch, Butter, Limonade,und Schokolade. Auch  gehe ich in den Eisladen, um dort Erdbeereis und Himbeereis zu kaufen.   Dann gehe ich nach Hause.

  1. Ich heiße Helga. Meine Familie lebt in der Stadt. Ich fahre aber oft ins Dorf. Dort leben mein Großvater und meine Großmutter. Ich liebe meine Großeltern und   besuche sie gern. Im Dorf ist es schön, besonders im Juli und im August.

  1. Da kommen die Gäste. Sie gratulieren dem Großvater und schenken die Geschenke. Auf dem Tisch steht eine große Torte.

  1. Heute hat mein Großvater Geburtstag. An diesem Tag kommen seine alten Freunde. Die Großmutter bäckt eine große Torte.

  1. Das Haus der Großeltern ist nicht neu, aber groß. Im Haus sind vier Zimmer. Drei Zimmer sind groß, ein Zimmer ist klein. Das kleine Zimmer ist mein Zimmer. Die Großeltern haben einen Hof und einen Garten. Im Hof spiele ich. Im Garten gibt es Kartoffeln, Tomaten und viele Äpfelbäume.Oft gehe ich in den Garten, um den Großeltern zu helfen.

Упражнение № 4

  Aus welchen Teilen bestehen diese Wörter? Übersetze die Teile des Wörters richtig ins Russische . (Разделите слова на части и напиши перевод каждой из частей.)

Großvater         …………        ……………

Geburtstag.        …………       …………….

Großmutter       ………….       …………….

Großeltern          ……….         ………………

Erdbeereis         …………..      ……………..

Himbeereis        …………...     ……………..

Eisladen            …………….    …………..

Упражнение №5

 Was paßt zusammen? Найдите пару.

 Milch             торт              

 Butter             лимонад            

 Limonade       молоко                                

Schokolade       масло                

Torte                 шоколад

Упражнение № 6

 Übersetzt die Wörter. ( Переведите подчеркнутые слова.)

Das Haus der Großeltern ist nicht neu, aber groß. Im Haus sind vier Zimmer. Drei Zimmer sind groß, ein Zimmer ist klein. Das kleine Zimmer ist mein Zimmer. Die Großeltern haben einen Hof und einen Garten. Im Hof spiele ich. Im Garten gibt es Kartoffeln, Tomaten und viele Äpfelbäume und Pflaumen.

 Ich kaufe dort Milch, Butter, Zucker und Sahne für die Torte. Auch  gehe ich in den Eisladen, um dort Erdbeereis und Himbeereis, Limonade und Schokolade zu kaufen. Dann gehe ich nach Hause.

Die Großmutter bäckt eine große Torte und macht einen Salat aus Kohl, Möhre und Rübe.

Упражнение № 7

Stellt aus Buchstaben die Wörter zusammen. (Составьте из букв слова и запишите их с артиклями.)

Упражнение №8

Ergänzt die Wörter.  (Вставьте пропущенные слова.)

  1. Im Garten gibt es ………,  ……………. und viele Äpfelbäume.

2)  Auf dem Tisch steht eine große ..........   .

3)  Ich kaufe in den Laden  ......... und ...........  .

4)  Auch kaufe ich  ............. und...............    .

  1. Die Großeltern haben einen Hof und einen..........  .

Garten,  Kartoffeln, Tomaten,  Torte,  Limonade, Schokolade, Milch, Butter.

Речевые упражнения.                                                                                                              

Упражнение №1

Übersetze ins Deutshe. (Переведи на немецкий язык.)

  1. Я помогаю бабушке и  иду в магазин.
  2. Я покупаю лимонад, масло, молоко и лимонад.
  3. В саду много яблонь и картофеля.
  4. На столе стоит большой торт.
  5. В магазине мороженного я покупаю земляничное мороженное и малиновое мороженное.**

Упражнение №2

Ergänzt die Sätze mündlich. (Закончите правильно предложения устно.) 1) Im Dorf leben ……………………………………………………..

2) Die Großeltern haben einen Hof und……………………………...

3) Die Gäste. gratulieren dem Großvater und ……………………….

4) Im Garten gibt es Kartoffeln……………………………………….

5) Ich kaufe dort Milch............................................................

6) Im Eisladen kaufe ich .....................................................

Упражнение №3

Beantworte die Fragen und  erzähle über Helga.

Ответьте на вопросы и расскажите о Хельге.

  1. Wo lebt Helga ?
  2. Wohin fährt Helga oft ?
  3. Was haben die Großeltern im Dorf ?
  4. Was gibt es im Garten ?
  5. Wer hat heute Geburtstag ?
  6. Wie hilft Helga der Großmutter?
  7. Was kauft sie in den Laden ?

                             

Текст для чтения

Слова, выделенные в тексте зеленым цветом, входят в активный словарный запас по теме “ Город“, а слова, выделенные желтым цветом, входят в пассивный словарный запас по данной теме.

                    ALLEIN IN DER GANZEN WELT

        Es ist Morgen. Falle will nicht mehr schlafen. Er steht auf und geht zum Schlafzimmer. Dort schlafen seine Eltern. Aber im Schlafzimmer ist es  leer1. Wo sind denn  meine Eltern? Falle geht in die Küche. Auch dort ist niemand2.

Falle geht auf die Straße.Falle sieht viele Gebäude Die Straßen sind lang und  leer.  Auf den Straßen stehen ein Autobus und eine Straßenbahn. Wo sind denn die Menschen?. Er ist  ganz allein auf der Welt.Vor dem Laden steht das gelbe Auto. Falle fährt durch die breiten Straßen und singt ein lustiges Lied3. Er kann alles machen, was er will.

 Da sieht er noch einen Laden. Er will Spielsachen kaufen: einen Obus, ein Auto, ein Flugzeug. Aber dort ist keine Verkäuferin.

Dann geht Falle in den Park. Er will mit den Kindern spielen, aber niemand ist in dem Park.

Da ist ein schönes großes und altes Kinotheater. Falle geht ins Kino, um einen interessanten Film zu sehen. Aber hier ist es dunkel und auch leer.

Falle läuft zum Flugplatz4. Dort steht ein schönes Flugzeug. Falle setzt sich auf den Platz des Piloten und fliegt über die Stadt. Er fliegt zu den Sternen. Da — bums! — ein Stoß5! Falle wacht plötzlich auf6. Mutti kommt zu ihm ins Zimmer.

“O, Mutt, ich war ganz allein in der Welt!“ -sagt Falle.

 Heute ist Sonntag, aber Falle steht schnell auf. Er läuft in den Park. Dort spielt er mit seinen Freunden. Wie lustig ist es, mit allen zusammen zu spielen.

  1.  leer- пусто
  2.  niemand-никого

3.   das Lied- песня

            4.   der Flugplatz- аэродром

            5.   ein Stoß-удар

 6.   aufwachen-проснуться

Подготовительные упражнения.

Упражнение №1.(выполняется дома)

Füllt die Tabelle aus. (Заполните таблицу.)

       die Wörter

         ( слова )

  neu

(новое)

bekannt

(знакомое)

  die Übersetzung

     ( перевод )

Die Straße

Der Autobus

Die Straßenbahn

Das Auto

Die Welt

Der Laden

Der Verkäufer

Der Obus

Die Stadt

alt

dunkel

lang

breit

Die Küche

Das Flugzeug

Der Kinotheater

Das Schlafzimmer

Die Spielsache

Der Morgen

schlafen

fahren

Der Mensch

Die Eltern

spielen

Das Gebäude


Упражнение №2

Was macht Falle im Schlaf ? ( Что делает Фалле во сне?)

Was macht Falle im Schlaf ? 

      ja 

   nein 

1. 

Er steht munter auf und geht zum Schlafzimmer. 

 

2. 

Falle geht ins Badezimmer. 

 

3. 

Falle geht auf die Straße. 

 

 

4. 

Falle fährt durch die breiten Straßen und singt ein lustiges Lied. 

 

5. 

Er kauft Limonade. 

 

6. 

Falle geht ins Theater, um einen interessanten Film zu sehen. 

 

7. 

Falle läuft zum Flugplatz. 

 

 

8. 

Er fliegt über die Stadt, zu den Sternen. 

 

 

Упражнение №3

Füllt die Tabelle aus. (Заполните таблицу.)

Schulhof

Schule

Hof

школьный двор

Spielsachen

Schlafzimmer

Straßenbahn

Fugplatz

Kinotheater

Упражнение №4

 Findet hier 6 Wörter.  (Найдите 6  слов из текста и запишите их с артиклями.)

HYFSTRAßEPIYSTADTKGBOBUSLKHGAUTOKRTBUSESTRAßENBAHN

Упражнение № 5

Welches Wort ist übrig? (какое слово лишнее?)

fliegen              Straße           Auto             Straßenbahn

fahren                Park             Obus             Autobus

          singen               Film             Flugzeug       Welt

Упражнение №6

Übersetzt die Wörter. (Переведите в предложении подчеркнутые слова.)

1.Wo sind denn die Menschen? Er ist  ganz allein auf der Welt.

2. Falle fährt durch die breiten Straßen und singt ein lüstiges Lied.

3. Er will Spielsachen kaufen: einen Obus, ein Auto, ein Flugzeug.

     4. Falle setzt sich auf den Platz des Piloten und fliegt zu den SternenУпражнение №7

Найдите в предложениях  слова, которые произносятся почти также как в русском языке.

 1. Falle setzt sich auf den Platz des Piloten und fliegt über die Stadt.

           2. Falle geht ins Kino, um einen interessanten Film zu sehen.

           3.Er läuft in den Park. Dort spielt er mit seinen Freunden

           4.Da ist ein schönes großes und altes Kinotheater

Упражнение №8.

Was paßt zusammen? ( подберите слова к картинкам)

 das Auto       der Flugzeug         der Autobus      die Stadt

Упражнение № 9

Übersetzt die Wörter in Klammern richtig ins Russische. (Переведите слова в скобках с русского на немецкий язык.)

  1. Falle geht auf die ( улицу ).
  2. Vor dem Laden steht das gelbe (машину).
  3. Da sieht er noch einen ( магазин ).
  4. Er will Spielsachen kaufen: einen (троллейбус), ein Auto, ein(самолет).
  5. Dann geht Falle in den (парк).

           6.  Falle fliegt über die (город).

Речевые упражнения.                                                                                                              

Упражнение №1

Beantwortet die Fragen und  erzählt, was mit Falle im Schlaf war? (Расскажите по вопросам, что случилось с Фалле во сне.)

1.Was macht Falle zu Hause?

2.Wohin geht er dann?

3. Wie sind die Straßen?

4. Was sieht er auf der Straße?

5. Was will er in den Laden kaufen?

6. Wohin geht er dann?

7. Was will Falle ins Kino sehen?

8.Was macht Falle in den Flugplatz?

Упражнение №2.

Расскажите по плану, используя опорные слова, что делал Фалле во сне.

  1. Falle ist auf der Straße.

(viele Gebäude, lang, ein Autobus, eine Straßenbahn, die Menschen, Laden, das gelbe Auto, durch die breiten Straßen fahren ein lustiges Lied singen )

  1. Falle ist in einem Laden.

(Spielsachen, kaufen, ein Obus, ein Auto, ein Flugzeug,Verkäuferin)

  1. Falle  ist im Park.

(Kindern spielen,  niemand )

IV.Falle ist im Kino.

(ein schönes großes und altes Kinotheater, interessant, Film, sehen, dunkel, leer)

V. Falle läuft zum Flugplatz.

(ein schönes Flugzeug, der Platz des Piloten, über die Stadt, zu den Sternen fliegen )

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Система работы по обогащению и активизации словарного запаса учащихся 5 класса на уроках русского языка

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции....

Учебно - методическое пособие. «Технология развития критического мышления учащихся»

Данное методическое пособие предназначено для учителей гуманитарного цикла. Технология позволяет эффективно сформировать ключевые компетенции учащихся. Развить способность брать на себя ответственност...

Обучение проблемно-поисковому чтению на уроках немецкого языка. Работа по тексту.

В новом ФГОС формирование  универсальных  учебных действий обеспечивающих школьникам  умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем с...

"Учебно-методическое пособие по физической культуре для учащихся с ОВЗ"

Методическое объединение учителей физической культуры совместно с медицинской службой с учетом тяжести заболевания пришло к разделению учащихся на 8 групп, эти группы впоследствии будут разделены по п...

Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)

Упражнения для развития фонематического слуха, для расширения лексического запаса (1-4 класс)...