Главные вкладки

    Методическая разработка по истории (10 класс) по теме:
    Россия в эпоху ИванаГрозного (1533 - 1584 годы).

    Кислова Ольга Петровна

    В методическую разработку  по теме: " Россия в эпоху Ивана Грозного" входит две презентации, приложения ( таблица, различные точки зрения на личность Ивана Грозного, карты, фильмы из интернета), методическая разработка урока, расчитанная на два учебных часа. Эти материалы можно использовать на уроках истории России в 6-х и 10-х классах.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    3 февраля 1565 года – принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части:
    «Опричнина» во главе с Иваном Грозным
    Опричное войско ( 1 тыс. дворян лично подчиненных царю)
    Террор по всей стране
    «Земщина»
    во главе с Боярской думой и системой приказов
    Россия в
    XVI
    веке
    План урока:
    I
    .

    Введение опричнины, сущность и последствия;
    II
    . Внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачи, направления и события
    .
    Иван Грозный видел неудачи своей политики в изменах и мятежах феодальной знати;
    Он твердо считал, что России необходима сильная, самодержавная власть основным препятствием к которой были боярско –княжеские землевладения и боярские привилегии;
    Она давала царю право на неограниченную , самодержавную власть на вверенных ему - лучших землях.
    Причины введения « опричнины» :

    ( СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦАРЯ)
    Западное направление южное направление восточное правление
    -выход в Балтийское море, - защита южных рубежей - борьба с Казанским,
    Возврат русских земель страны, борьба с крымским Астраханским, Сибирским
    На западных границах. Ханством. Ханствами.
    Основные направления и задачи внешней политики:
    Второй период правления Ивана Грозного 1565 -1584 гг.
    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич
    /М.Ю. Лермонтов/
    Опричнина( опричь-кроме)
    –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики.
    «Учреждение это всегда казалось странным, как тем ,кто страдал от него так и тем , кто его исследовал.»

    / В.О. Ключевский
    /

    Опричнина 1565-1572гг.
    http://
    video.mail.ru/mail/evolenkoklycaslan.nelli/4711/10815.html
    м
    h

    Внешняя политика Ивана Грозного
    Опричнина( опричь-кроме)
    –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики.
    Земщина
    – территория под управлением Боярской думы и приказов.
    Крепостное право
    - насильственное прикрепление крестьян к феодалу и земле.
    « Заповедные лета»
    – запрет перехода крестьян от одного феодала к другому в «юрьев день»
    Основные понятия:
    Заполнить таблицу
    Параграфы 26, 27 учебника «история России» А.Н. Сахаров, В.И.
    Буганов
    .
    Выучить основные термины и понятия по теме.
    Домашнее задание:
    Н.М. Карамзин « Следствие психического расстройства Ивана Грозного».
    С.М. Соловьев – «Борьба и утверждение новых государственных начал против старых родовых».
    С.Ф. Платонов – «
    Антибоярская
    направленность опричнины».
    В.О. Ключевский – «
    Сверхцентрализация
    государственной власти».
    А.А. Зимин – «
    Антиудельный
    и
    антикрестьянский
    характер опричнины».
    А.Л.
    Юрганов
    – опричнина- репетиция страшного суда на земле».
    Оценка историками «опричнины»
    Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?
    Можно ли назвать опричнину реформой?
    Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?
    В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?
    Познавательные вопросы:
    Последствия опричнины

    Политические
    Усиление политической роли дворянского сословия;
    Укрепление режима личной власти царя;
    Ликвидация пережитков удельной системы.
    Социально –экономические
    Хозяйственное разорение страны;
    Начало процесса закрепощения государством крестьян ( отмена « Юрьева дня» в 1581 году т.е. введение «Заповедных лет» )
    Дата
    Территории присоединенные
    Присоединенные
    народы
    Насильственное или добровольное вхождение
    Основные события внешней политики

    Предварительный просмотр:

    Мой университет – www.moi-mummi.ru


                           Тема: «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 годы».

    Эпиграф:  «Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие:

    То за трапезой сидит  во златом венце,

    Сидит грозный царь  Иван Васильевич

    /М.Ю. Лермонтов/

    Цели  и задачи темы:

    Образовательные: сформировать  представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости;

    Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке;

    Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;

    Развивающие:  способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.

    Воспитательные: продолжить формирование  уважительного  отношение к чужому мнению, продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям, продолжать воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

    Тип урока: получение новых знаний.

    Форма урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы.

    Время изучение темы: 2  учебных  часа.

    Оборудование урока:    историческая карта «Россия в XVI веке»,учебник «История России» А.Н. Сахаров, тетради учащихся, таблицы «Реформы Ивана IV и Избранной рады», «Основные события внешней политики России в XVI веке» ,компьютерные презентации  учителя.

    ПЛАН  ИЗУЧЕНИЕ  ТЕМЫ:

    I.Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»;

    II.Опричнина;

    III.Внешняя политика России в xvi веке;

    IV.Последствия и значение правления Ивана Васильевича.

    Проблемные  вопросы по теме:

    Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?

    В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

    Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?

    Тема 1урока: « Внутренняя политика России в XVI веке»

    План урока :

    Этапы правления  Ивана Васильевича IV:

       1  этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской;

       2 этап  - 1538 -1547 гг. Боярское правление;

       3 этап  - 1547  -1564 гг. Реформы Избранной рады ;

       4 этап  - 1565  - 1572 гг. Опричнина.

    Основные понятия : 

    Реформа – это преобразование  какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих  социально – экономических  и политических структур.

    Сословно – представительная  монархия- форма феодального государства, при которой власть монарха  сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы).

    Опричнина (опричь- кроме)- политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев  удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.

    Ход урока:

    -В начале урока классу предлагаются высказывания историков (приложение 1) с целью определить оком идет речь и затем объявляется тема урока.(слайды 1-6)

    -Определяются периоды правления Ивана Грозного ( слайд 7);

    -Устанавливается родословная русских князей периода централизации России (слайд 8):

    При каком князе было создано централизованное государство?

    Кто завершил собирание земель вокруг Москвы?

    Этапы правления Ивана грозного:

    1  этап -1533-1538 гг. Регентство Елены Глинской

    1. Борьба с братьями Василия III  ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены;
    2. Реформы Елены Глинской:
    3. Денежная реформа( утверждение единой  общегосударственной системы счета. Введение копейки.)
    4. Унификация всех мер.
    5. Укрепление Москвы. Строительство  стен Китай-города

    2 этап  - 1538 -1547 гг. Боярское правление;

    1. Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
    2. Пагубное влияние оказывали  на психику малолетнего Ивана.
    3. Дестабилизация положения в стране.

    3 этап  - 1547  -1564 гг. Реформы Избранной рады ;

    Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года.

    Причины  и значения венчания:

    1. -уравнивало по чину ИванаIV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды);
    2. -превращение Руси в Российское государство  как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии;
    3. -царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей;
    4. -провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть;
    5. - ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.

    -Рассмотрение вопроса о создании «Избранной рады».

         Таблица:     реформы Ивана IV и Избранной рады

    Название реформ. Дата

    Содержание реформы

    Значение и последствия

    /заполнение таблицы самостоятельно используя учебник « История России» Сахаров Л.Н.- начало заполнения в классе, а закончить дома/

    -Возвращение к познавательным вопросам:

    1. Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
    2. В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

    / Обсуждение вопросов с учащимися/

    Домашнее задание: параграф №25, заполнение таблицы « Реформы Ивана Грозного и Избранной рады».

    Урок 2 темы: « Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584гг.»

    Тема урока: «Второй  период  правления  Ивана Грозного 1565 -1584 гг.»/ слайд 1 /

    Актуализация знаний:

    -Какую тему мы начали изучать на прошлом  уроке?

    -Назовите период правления Ивана Грозного;

    -Когда он венчался на Российский престол? Значение этого события?

    -Что такое Земский собор и когда он был введен?

    -Что такое Избранная рада?

    -Перечислите реформы Избранной рады;

    Учащимся предлагается заполнить таблицу «Реформы Избранной рады» по вариантам, по две реформы и сдать учителю.

    План   урока: / слайд 2/

     I  Введение  опричнины, сущность и последствия;

    II. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачи, направления и события.

    Познавательные   вопросы: / слайд 3 /

    1. Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?
    2. Можно ли назвать опричнину реформой?
    3. Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?
    4. В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?

    Основные   понятия: /слайд 4/

    Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики.

    Земщина – территория под управлением Боярской думы и приказов.

    Крепостное право- насильственное прикрепление крестьян к феодалу и земле.

    « Заповедные лета» – запрет перехода крестьян от  одного феодала к другому в «юрьев день»

    I.Введение опричнины, сущность и последствия .

    Опричнина   1565-1572гг.     «Учреждение это всегда казалось странным, как тем ,кто      страдал от него так и тем , кто его исследовал.»         / В.О. Ключевский/ /слайд 5 /

    Учащимся предлагается просмотреть видео ролик « Имя России» и самостоятельно в процессе просмотра выделить причины введения опричнины, а затем сравнить их с предложенными учителем на слайд.

    Причины  введения « опричнины»:

    _Иван Грозный видел неудачи своей политики в изменах и мятежах феодальной знати;

    _Он твердо считал, что России необходима сильная, самодержавная  власть основным препятствием к которой были  боярско –княжеские землевладения и боярские привилегии;

    _Она давала царю право на неограниченную , самодержавную власть на вверенных ему  - лучших землях.

    3 февраля 1565 года – принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части:

    1. «Опричнина» во главе с Иваном Грозным

            Опричное войско ( 1 тыс. дворян лично подчиненных царю)

    Террор по всей стране.

            2. «Земщина»    во главе с Боярской думой и системой приказов.

          -     с основные события и последствиями опричнины учащиеся знакомятся самостоятельно    в учебнике «История России» А.Н. Сахарова, пар.27, стр.84. Последствияопричнины записывают в тетрадь, а затее сверяют и по необходимости дополняют со слайда №8.

    Последствия   опричнины:

    Политические:

    Усиление политической роли дворянского сословия;

    Укрепление режима личной власти царя;

     Ликвидация пережитков удельной системы.

    Социально –экономические:

     - Хозяйственное разорение страны;

      -Начало процесса закрепощения государством крестьян ( отмена « Юрьева дня» в 1581 году т.е.      введение «Заповедных лет» ).

    -Учащимся предлагается оценка   историками «опричнины», а также дается возможность высказать свою точку зрения. /слайд 9/.

    Возвращение к проблемным вопросам темы и их обсуждение:

    1. Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?
    2. Можно ли назвать опричнину реформой?
    3. Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?

    /учащиеся высказывают свое мнение по предложенным вопросам/.

    2.Внешняя политика Ивана Грозного.

    Работая с картой «Образование Российского централизованного государства», учащиеся вместе с учителем определяют основные направления и задачи внешней политики России в 16 веке, результаты записывают в тетрадь./слайд10 ,11,12/.

    Основные  направления  и задачи  внешней  политики:

    Западное направление                                  южное направление                               восточное правление

            ↓                                                                       ↓                                                                     ↓

    -выход  в Балтийское море,                      - защита южных рубежей                    - борьба с Казанским,

    Возврат русских земель                             страны, борьба с крымским                Астраханским, Сибирским

    На западных границах.                                 Ханством.                                                               Ханствами.

    Основные события внешней политики учащиеся вносят в таблицу дома самостоятельно.

    Над проблемой: В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?, учащиеся подумают дома и выскажут свое мнение на следующем уроке закрепления.

     Таблица: основные  события  внешней политики /слайд 13/

    Дата

    Присоединенные территории

    Присоединенные народы

    Насильственное или добровольное вхождение

    1. Домашнее задание :Заполнить  таблицу
    2. Параграфы 26, 27 учебника  «история России»  А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.
    3. Выучить основные термины и понятия по теме.  /слайд 14/.


    Предварительный просмотр:

    Мой университет – www.moi-mummi.ru


    Характеристики Ивана  Грозного представителями различных эпох.

    Спор об этом человеке идет уже около пяти веков. Одна из первых характеристик дана еще при его жизни, она весьма противоречива:

    -некрасивый (« образом нелепый») с длинным и кривым носом царь вместе с тем высок, у него «сухое тело» и толстые мышцы, высокие  плечи и широкая грудь.

    -« Муж чудного разумения, книжного поучения, многоречив, к ополчению дерзостен, за Отечество стоит крепко».

    - жесток , не умолим в пролитии крови: множество народу от мало до велика при царстве своем погубил, однако многие благо сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан.

    Похоже, современник стал в тупик перед многогранностью человеческого характера.

    Карамзин  - «герой» в первый период своего царствования он превращается в тирана во втором.

    Соловьев  - представлял историческое развитие России  того времени как смену «родовых» начал на «государственные». В этом смысле деятельность Ивана Грозного была шагом в перед, к победе государственных начал. Однако Соловьев  резко говорил  о казнях неповинных людей, писал , что « не произнесет  историк слово оправдания такому человеку».

    Конец 19 – начало 20 веков историки , за исключением  В.О. Ключевского, настаивали  на свободе от моральных оценок прошлого, что надо не судить ,а понять людей минувших.

    -В30 годы 20 века оценка историков деятельности этого человека была единодушной. Его изображали на экране, в литературных произведениях, в ученых трудах,  как великого патриота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявшегося с изменниками  боярами.

    ( О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ?)

    Чтобы понять деятельность Ивана Грозного, надо знать какую страну он получил в  наследство, когда трехлетним ребенком взошел на престол.


    Предварительный просмотр:

    Мой университет – www.moi-mummi.ru


    Таблица « Реформы Ивана Грозного»

    Название реформы и ее значение

    Содержание реформы

    Значение и последствия реформы

    Административная  реформа и реформа местного  управления

    Военная реформа

    Судебная реформа

    Религиозная реформа


    Предварительный просмотр:

    Мой университет – www.moi-mummi.ru


    Урок по истории: «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 гг.»

    Данная тема рассчитана на два учебных часа, преподается  в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы , с  использованием  учительской компьютерной  презентации.

    Такая форма проведения урока позволяет более эффективно использовать наглядность на уроке, экономить время на повторении изученного материала. Использование видео роликов в контексте урока активизирует внимание учащихся, развивает мыслительную, аналитическую  деятельность. Наличие  познавательных и проблемных вопросов  в изучаемом материале позволяет ученикам  сформировать свою точку зрения, высказать ее и обосновать. Самостоятельная работа с источниками и заполнениями таблиц  развивает аналитические способности и формирует оценочные суждения у учащихся. Презентации, которые используются на этих уроках, расширяют и систематизируют знания учеников, а также  формируют наглядно- образное мышление. На уроке есть возможно использовать все развивающие технологии.

    Для подготовки урока были использованы:

    1. ресурсы интернет;
    2.  хрестоматия А.С. Орлова- Москва «Проспект» 1999года;
    3. История России «С древнейших времен до конца XX века» А.Н.Сахаров - Москва «Аист» 1998 год;
    4. История России для детей А.О.Ишимова – Москва – 2004год.и т.д.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Тема
    1урока
    : « Внутренняя
    п
    олитика России в
    XVI
    веке»
    План урока :
    Этапы правления Ивана Васильевича
    IV
    :
    1 этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской;
    2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;
    3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;
    4 этап - 1565 - 1572 гг. Опричнина.
    3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;
    Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года.
    Причины и значения венчания:
    -уравнивало по чину Ивана
    IV
    с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды);
    -превращение Руси в Российское государство как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии;
    -царский титул ставил Ивана
    IV
    выше европейских королей;
    -провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть;
    - ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.
    Тема
    : «Россия в эпоху Ивана Грозного
    1533-1584 годы»
    Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич
    /М.Ю. Лермонтов/
    Основные понятия :
    Реформа
    – это преобразование какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих социально – экономических и политических структур.
    Сословно – представительная монархия
    - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы).
    Опричнина (опричь- кроме)-
    политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.
    2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;
    Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
    Пагубное влияние оказывали на психику малолетнего Ивана.
    Дестабилизация положения в стране.
    Иван Васильевич Грозный
    Проблемные вопросы по теме:
    Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
    В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?
    Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана
    IV
    ?
    1 этап -1533-1538 гг.
    Регентство
    Елены Глинской
    Борьба с братьями Василия
    III (
    Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) –

    Казнены;
    Реформы
    Елены Глинской:
    Денежная реформа( утверждение единой

    общегосударственной системы счета. Введение копейки.)
    Унификация всех мер.
    Укрепление Москвы. Строительство стен Китай-города
    ПЛАН ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:
    Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»;
    Опричнина;
    Внешняя политика России в
    xvi
    веке;
    Последствия и значение правления Ивана Васильевича.
    Иван Грозный – имя России
    http://video.mail.ru/mail/evolenkoklychaslan.nelli/4711/10815.html
    м

    Цели и задачи темы:
    Сформировать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости;
    Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в
    XVI
    веке;
    Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;
    Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.
    Родословная московских князей
    Иван
    III
    Иван
    Молодой
    Василий
    III
    Юрий
    Андрей
    Удельный
    Князь Старицкий
    Елена
    Глинская
    Иван
    IV
    Анастасия
    Захарьева-Юрьева
    Владимир
    Таблица:
    реформы Ивана
    IV
    и Избранной рады
    Название реформы
    и год ее введения
    Содержание реформы
    Значение и последствия реформы