Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах
олимпиадные задания по истории на тему

Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые задания, 2 блок - задания на соотнесение, на заполнение логического ряда, пропусков, на определение лишнего. 3 блок  - задания на решение ситуативных, правовых задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_olimpiada_po_obshchestvoznaniyu_v_7-11_klassah.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада  школьников по обществознанию

7 класс

Блок 1

Ответьте на вопросы ( по 1 баллу)

1.Понятие «общество» применимо

А) к любой исторической эпохе

Б) только к современному периоду

В) к эпохе возникновения и существования государств

2. Ступень в развитии общества, для которой характерно преобладание промышленности, называется

А) аграрное общество  

Б) индустриальное общество

В) постиндустриальное ( информационное) общество

3. К проблемам современного общества нельзя отнести

А) распространение ядерного оружия

Б) эпидемия чумы и чёрной оспы

В) распространение СПИДа и наркомании

Г) международный терроризм

4.Как называется государство, в котором имеется разделение властей, соблюдаются права человека и все равны перед законом:

А) социальное  б) правовое  в) справедливое

5. Узкое понимание государства:

А) государство – это общество

Б) государство – это царь, руководитель, президент

В) государство это институт власти

6. Формы правления государством:

А) монархия и республика

Б) гражданское и правовое

В) демократическое и тоталитарное

Блок 2

1.Восполните логический ряд ( 1 балл на ряд)

А) ……., федерация, конфедерация ( унитарность)

Б)экономическая, политическая, …….., духовная (социальная)

В) ………, христианство, ислам ( буддизм)

Г)……., судебная, исполнительная ( законодательная)

2. Закончите высказывание французского короля Людовика 15 : «Государство – это ….»

А) общество    б) чиновники   в) народ    г) я ( 3 балла)

3. Не является важным признаком государства (2 балла)

А) Наличие суверенитета

Б) Наличие государственного аппарата

В) наличие профсоюзов

Г) Наличие права ( законов)

4. Согласно Конституции  Российское государство не является ( 2 балла)

А) социальным  б) унитарным  в) федеративным  г) республиканским

Блок 3

1. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны, то «нет» ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

А) Конституция является основным законом страны -да

Б) каждый человек является гражданином - нет

В) К.Маркс – русский философ - нет

Г) вопросы регулирования экологических вопросов относятся к административному праву - нет

Д) свобода совести, свобода передвижения, свобода слова являются неотъемлемыми свободами человека - да

2 тур

( по 3 балла за задачу)

  1. Древней формой приветствия является рукопожатие. По этикету, кому принадлежит привилегия подать первым руку. ( Привилегией подать первым  руку обладают старшие по возрасту, начальник, женщина)
  2. Согласно европейскому этикету, в каких случаях женщину пропускают вперёд, а в каком случае мужчина должен быть впереди ( При входе в помещение, при посадке в транспорт, женщина – первая, а при преодоления препятствий, при выходе из транспорта – мужчина – первый)
  3. Петров, учащийся 7 класса, вечером на катке сорвал с головы девочки меховую шапочку и отбежал в сторону. Она закричала, позвала милицию. Проходившие в это время сотрудники милиции задержали Петрова. Он объяснил свои действия тем, что хотел привлечь внимание девочки. Подлежит ли Петров уголовной ответственности? ( Ответ обоснуйте) ( Нет, не подлежит. Но в случае, если был корыстный мотив, то хищение шапки означало бы грабёж, что подлежит уголовной ответственности

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

8 класс

 Блок 1

Найдите правильный ответ ( за каждый вопрос – 1 балл)

  1. Превосходство сферы услуг, профессиональное деление, ценностью является образование, знание, характерны для общества:

А) доиндустриальное  б) индустриальное  в) постиндустриальное

2. Автор иерархической теории потребности:

А) П.Сорокин  б) Д.Бэлл  в) А.Тофлер  г) А.Маслоу

3. Автор произведения «Капитал»

А) Фома Аквинский б) К.Маркс  в) Н.Маккиавели  г) Платон

4. Укажите верное суждение

А) Понятие «человек» и «гражданин» являются синонимами

Б) Понятия «человек» и «гражданин» не взаимосвязаны

в) Понятие «гражданин» имеет более широкий смысл, чем понятие «человек»

г) Понятие «человек» имеет более широкий смысл, чем понятие «гражданин».

5. К социальной сфере жизни общества непосредственно не относится

А) увеличение среднего класса

Б) сокращение дистанции между богатыми и бедными

В) уменьшение производства товара

Г) введение новой социальной политики

6. Конституционными обязанностями граждан в области экологии не являются:

А) вступление в организацию по защите природы

Б) бережное отношения к природным богатствам

В) охрана природы

Г) денежные пожертвования на охрану редких видов растений и животных

Блок 2

1. Назовите науку, отвечающую на вопросы: Как организовать деятельность людей? Кто будет исполнителем? Какова цель организации? Как будут исполнять решения? ( 3 балла)

А)управление   б) экономика  в) политология г) психология

2. Восполните логический ряд ( 1 балл на ряд):

А)  экономическая, политическая, ……, духовная ( социальная)

Б) буддизм, ……, ислам (Христианство)

В) законодательная, исполнительна,…… ( судебная)

3. К какому понятию относится следующие понятия ( 3 балла)

А) средство обращения

Б) мера стоимости

В) средство накопления

Г) средство платежа

Д) обслуживание мировых расчёта ( деньги)

Блок 3

 «Да» или «нет»?  ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

А) В каждом государстве есть конституция- нет

Б) Каждый человек является гражданином - нет

В)Д.Бэлл – немецкий социолог- нет

Г) Вопросы регулирования семейных отношений относятся к гражданскому праву - нет

Д) НДС, акцизы, таможенные пошлины относятся к косвенным налогам - да

Е) свобода совести, свобода слова, свобода передвижения являются неотъемлемыми свободами человека - да

Блок 4

1. Вставьте вместо точек соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов и словосочетаний больше, чем пропусков в тексте. ( 8 баллов)

Экономические отношения занимают важное место в … (общество). и определяются  …….9 потребности)  людей. Главным двигателем экономики выступают ……. ( деньги)  . Их наличие или отсутствие определяет наши желания, потребности и интересы. Кроме того, экономическая жизнь определяется ….,  ( инфляция) когда цены растут, а заработная плата – нет. Не только люди, но и целое общество, зарабатывает и тратит. То, что общество заработало за год, именуется …, ( национальный продукт)  а то, что заработали за то же самое время люди, называется ……  ( труд, капитал, земля) .Они составляют главные виды ресурсов, среди которых выделяют.

  1. Общество
  2. Деньги
  3. Потребности
  4. Национальный доход
  5. Инфляция
  6. Труд
  7. Семейный доход
  8. Капитал
  9. Информация
  10. земля  

  1. тур

1.Веками складывался обычай, согласно которому женщине полагалось идти справа от мужчины, с чем это связано? ( 3 балла) ( Мужчины носили слева шпагу, которую при необходимости можно было бы применить)

2.Возможно ли решить экологические проблемы только с помощью законов? ( до 5 баллов)

3.Иванов ехал в переполненном автобусе и тайком похитил из кармана Чернышевой кошелёк, в котором оказалось 300 рублей. Подлежит ли Иванов уголовной ответственности? (Обоснуйте свой ответ) 3 балла

Школьная олимпиада школьников по обществознанию

9 класс

Найдите правильный ответ ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

1.Служение людям, общественным интересам как высшую цель и основной мотив человеческого поведения утверждает:

А) гедонизм   б) эгоизм  в) кинизм   г) альтруизм

2. Античный автор тезиса «Познай  самого себя»

А) Сократ  б) Платон  в) Аристотель  г) древние философы

3. К социальной сфере жизни общества непосредственно не относится:

А) социальные группы

Б) этнические общности

В) социальные нормы

4. Компоненты духовной сферы общества изучает наука

А) антропология  б) этика  в) археология  г) психология

5. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для для

А) традиционного общества

Б) индустриальной цивилизации

В) аграрной цивилизации

Г) феодального общества

6. Выделение российским правительство в условиях демографического спада дополнительных средств из государственного бюджета на помощь семьям, имеющим детей, характеризует экономическую деятельность государства в сфере

А) производства  Б) потребления  В) распределения  Г) обмена

Блок 2

1. По какому принципу образованы ряды? ( 2 балла за задание)

А) гуманитарные, естественные, технические ( науки)

Б) лютеранство, кальвинизм, англиканство ( религиозные направления0

В) экономическая, политическая, социальная, духовная  (сферы общественной жизни)

Блок 3

. «Да» или «нет»? ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

А) В каждом государстве есть рынок - да

Б) Не каждый человек является личностью - нет

В) К.Маркс – русский мыслитель. 19 века- нет

Г) вопросы регулирования производственных отношений относятся к трудовому праву - да

Д) сдельную заработную плату платят за количество произведённой продукции- да

Блок 4

1. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из предложенного текста. Слова и сочетания слов даны в единственном числе. В списке слов и словосочетаний больше, чем пропусков в тексте ( 8 баллов)

Право как форма духовной жизни и как ….. возникло на основе ….. Право имеет чётко очерченные границы, оно представлено во всех сферах общественной жизни. Где есть ….., там всегда есть место правовой оценке.  Оно выступает как ….., её нормы, как правило устанавливаются, ……., они закреплены в ……. Право опирается на силу …….. Право в отличие от морали не …… . В праве на первый план выходит сам …… совершённого деяния, тогда как в морали главным считается внутренний мотив совершённого деяния.

  1. Государство
  2. Инстинкт
  3. Общественное мнение
  4. Первобытность
  5. Отношения между людьми
  6. Государственное принуждение
  7. Возникает стихийно
  8. Обычай
  9. Регулятор поведения
  10. Законы
  11. Законодательный акт
  12. Не записаны
  13. Факт
  14. Социальный институт

Ответ: 14,8,5,9,1,10,6,7,13

2 тур

.Решите задачу, обоснуйте свой ответ ( 3 балла)

1.Зиновьев, выходя последним из купе поезда на конечной станции, обнаружил забытую кем-то из пассажиров сумку. Зиновьев взял эту сумку, привёз её домой, открыл и обнаружил золотые часы, комплект ювелирных украшений и бумажник с 20 тысячами долларов. Пустую сумку он выбросил в мусорный контейнер.. Подлежит ли Зиновьев привлечению к уголовной ответственности?

2.Бабушка подарила своему 12-летнему внуку принадлежавшую ей приватизированную квартиру. Кто теперь является собственником квартиры? Кто имеет право распоряжаться этой собственностью, например, сдать квартиру в аренду?

Школьная олимпиада школьников по обществознанию

10 класс

 Блок 1

1 Найдите правильный ответ ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

1 Кому принадлежит высказывание « Я мыслю, следовательно – существую»?

А) Р.Декарту  б) Дж.Локку  в) Т.Гобссу   г) И.Канту

2. Кому принадлежит высказывание «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма»?

А) В.И.Ленину  б) Г.Гегелю  в) И.Канту г) К.Марксу

3.Кто обосновал происхождение человека путём естественного отбора из популяции обезьян?

А) О.Конт  б) Т.Морган  в) Ч.Дарвин  г) Г.Мендель

4. Как называются последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа – доказывать то, что он считает выгодным и правильным:

А).киники  б) софисты  в) пифагорейцы   г) перипатетики

5. Наделение  человеческими качествами окружающей природы:

А) антропоморфизм  б) антропогенез  в) антропоцентризм  г) антропологизм

6. Какая научная дисциплина оперирует категориями «добро» и «зло»?

А) психология  б) этика  в) эстетика  г) социология

7. Каким термином принято обозначать сохранение памятью образов предметов,воздействовавших ранее на наши органы чувств:

А) восприятие  б) умозаключение  в) представление  г) интуиция

8. Укажите метод познания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок:

А) дедукция  б) синтез  в) индукция  г) аналогия

9. В чём отличие рационального познания от иррационального?

А) расширяет знания об окружающем мире

Б) формирует наглядный образ предмета

В) использует логические умозаключения

Г) реализуется в форме ощущений и чувств

10. Чем отличается товарное производство от натурального?

А) наличием разделения труда

Б) производством, ориентированным на рынок

В)повышением издержек труда

г)использованием рабочей силы

11. Что выдают под залог недвижимости для получения ссуды?

А) кредит   б) ипотеку  в) банковский процент  г) потребительские товары

12. Как называется переход государственной собственности во владение частных лиц?

А) приватизация  б) национализация  в) макдонализация

г) дефляция

13. В отличие от иных социальных норм право обеспечивается:

А) общественным мнением

Б) совокупностью обычаев, традиций и норм социальной практики

В) личным убеждением

Г) силой государства

14. Отличительными признаками республиканской формы правления предстают:

А) дееспособностью главы государства

Б) наличием Основного закона

В) совокупностью властных институтов

Г) передачей верховной власти по наследству

15. К какому типу государства присущи разделение ветвей  власти и наличие механизма сдержек и противовесов между ними?

А) суверенное  б) монархическое  в) федеративное  г) правовое

Блок 2

1.Установите соответствие между принципами и их содержанием ( 2 балла за каждый пункт)

Принцип

 Содержание

1

Гуманизм

а

Предпочтение собственных интересов интересам других

2

Альтруизм

б

Признание человека высшей ценностью

3

Милосердие

в

Сознательное стремление к общему благу, отказ от индивидуализма

4

Эгоизм

г

Сострадательная деятельная любовь, готовность оказания помощи нуждающимся

5

Коллективизм

д

Бескорыстное служение ближнему

Ответ:  1- б, 2-д, 3 -г, 4 -а, 5 -в .

2.Найдите в приведённом списке формы территориально-государственного устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны

  1. унитарное государство
  2.  монархия
  3. Демократия
  4. Конфедерация
  5. Республика
  6. Федерация

Ответ :146

Блок 3.

Найдите лишнее понятие в перечне. Подчеркните его. Объясните ваше решение. (От 1 до 3 баллов)

1.Политология, социология, философия, культурология, география, демография

2.Нищие, безработные, бомжи, бродяги___________________

3. Индукция, дедукция, деизм, умозрение__________________________________________

4.Фортепианный концерт, философское эссе, детективный роман, эпос________________________________________

5.Частная собственность, конкурентная среда, централизованная система управления, система рынков и цен_______________________________________________

Блок 4.

«Да» или «нет»?  (За каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Образ своего «Я» формируется у человека с момента рождения  -да

2. Заблуждение – неосознанное искажение истины – да

3. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ -нет

4. одной из главных социальных наук является философия - нет

5. Чтобы стать депутатом государственной Думы РФ необходимо достичь возраста 21 года - да

Блок 5

 Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков ( 8 баллов)

В русском языке термин «………» ( 1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на созданиеблаг, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «………» (2). Во-вторых, этим термином обозначают __________(3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные …………. (4) для удовлетворения своих неограниченных …….(5). В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и ………(6). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров.

А) наука  б) государство  в) экономика   г) человек  д) ресурс е) сфера  ж) потребность   з) хозяйство  и) производитель

1

2

3

4

5

6

в

з

а

д

ж

Б

 

2 тур

Решите задачи, ответ обоснуйте ( до 3 баллв)

  1. Супруги, имеющие сына, разводятся и делят имущество. К кому должны перейти приобретённые для сына спортивный тренажёр и музыкальный инструмент?
  2. 13-летний Николаев по наущению 16-летнего Иванова вырывал сумки у прохожих. Деньги, изъятые из сумок, они делили пополам. Могут ли они быть привлечены к уголовной ответственности?

Школьная олимпиада школьников по обществознанию

11 класс

Блок 1

Ответьте на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Какой из перечисленных терминов означает уровень научного познания

А) естественнонаучный

Б) прикладной

В) фундаментальный

Г) эмпирический

2. Как можно определить мировоззренческую позицию, согласно которой в прогрессе человечества основную роль играет разум?

А) интуитивизм б) механицизм

В) прагматизм  г) рационализм

3. Мыслитель, написавший произведение «Полезная, а также и занимательная поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопия»:

А) Т.Гоббс   б) Д.Бруно   в) Д.Дидро  г) Т.Мор

4. Философ, чьим утверждением было «Худшее – это большинство»:

А) Сократ  б) Платон  в) Цицерон  г) Эпикур

5. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

А) этика  б) литературоведение   в) лингвистика  г) эстетика

6.Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программист выступает как

А) объект  б) предмет  в) средство  г) субъект

7. Фактором производства являются

А) методы планирования объёмов производства

Б) способы распределения прибыли

В) источники финансирования предприятия

Г) промышленные станки и оборудования

8.После окончания института К. устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

А) социальной стратификации

Б) горизонтальной социальной мобильности

В) профессиональной дифференциации

Г) вертикальной социальной мобильности

9.Деятельностьмуниципального образования регулируется

А) уставом района, города или села

Б) муниципальной администрацией

В) гражданским правом

Г) районной управой

10. Одной из форм выражения права является

А) традиция   б) диспозиция  в) гипотеза   г) прецедент

Блок 2

1.Назовите понятие, общее для приведённых ниже слов, объединяющее их ( 2 балла за каждый правильный ответ)

А)Банки, кредит, биржа, кривая спроса и предложения __( экономические сферы общества)

      б) Эксперимент, наблюдение, моделирование, структурный анализ, системный подход____( методы научного познания)

в)Прокуратура, милиция, нотариат, адвокатура__( правоохранительные органы)

  1. Что или кто является лишним в ряду. Лишнее подчеркните ( 2 балла)

А).Категория эстетики:

Прекрасное, возвышенное, героическое, трагическое, комическое

Б)Национальные религии

Даосизм, иудаизм, индуизм, ислам,синтоизм

В)Представители экзистенциализма

Ф.Ницше, С.Кьеркогер, Н.Бердяев, К.Ясперс. Ж.П. Сартр

3. По какому принципу образованы ряды ( 1 балл за задание)

А) Фалес, Пифагор, Сократ, Эпикур______( древнегреческие философы)

Б) материально – производственная, политическая, духовная___( сферы общ.жизни)

В) исполнительная, законодательная, судебная_______( ветви власти)

4. Какой обществоведческий термин характеризует данный текст ( 2 балла за термин)

А) Сфера познавательной деятельности людей, базирующаяся на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания мира, все процессы и явления которого подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления. Ответ:___( наука)

Б) Эта категория характеризует сущность человека и его существование; состоит в возможности человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Ответ__( свобода)

В) Синтетическая форма общественного сознания, объединяющая в себе научно- теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира. Её цель – поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания, выработка стратегии свободной человеческой жизнедеятельности  .Ответ:____( философия)

Блок 3

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

 На фондовой ……… (1) обращаются две категории ценных бумаг: акция и ……. (2). Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом без установленного срока обращения, удостоверяющая внесение её владельцем доли в акционерный …………. (3) общества и позволяющая получать …………(4) из прибыли общества. Цена, по которой продаются и покупаются акции, называется …….(5) акции. Существенное влияние на него оказывает соотношение …..(6) и предложения акций на рынке.

А) потребитель  б) курс  в) сертификат  г) дивидент  д) спрос  е) чек  ж) капитал з) облигация  и) биржа

1

2

3

4

5

6

и

з

ж

г

б

Д

2 тур.

Решите задачи, ответ обоснуйте ( 3 балла)

  1. Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий. Приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решаться в суде?
  2. Комков увидел, что два подростка сорвали на его садовом участке яблоки, и выстрелом из ружья убил одного из них. Наступит ли уголовная ответственность в отношении Комкова в данном случае?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах

Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые зад...

Примеры олимпиадных заданий по обществознанию и праву 9 класс

Данные задания будут полезны учителям при подготовке к олипиадам по обществознанию и праву...

Примеры олимпиадных заданий по обществознанию и праву 10 класс

Данные задания будут полезны учителям при подготовке к олипиадам по обществознанию и праву...

Олимпиадные задания по обществознанию для 6-8 классов

Олимпиадные задания по обществознанию для 6-8 классов имеют тестовую форму. К заданиям есть и ответы. Задания полностью соответствуют учебному плану. И являются шагом на пути подготовки к ЕГЭ. Для каж...

Олимпиадные задания по обществознанию для учащихся 8 класса. Школьный тур

Олимпиадные задания по обществознанию для учащихся 8 класса. Школьный тур...

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах.

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах....

Работа с текстом при подготовке к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах.

Работа с текстом при подготовке  к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах....