УРОК «Жители Российского государства II пол. XV – н. XVI в.»
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Двояшова Наталья Николаевна

 

Работа в группах с опережающим домашним заданием 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

Тема:         «Жители Российского государства II пол. XV – н. XVI в.».

Форма работы:         Работа в группах с опережающим домашним

        заданием.

Предварительная подготовка:        распределение детей на группы:

        «князья», «бояре», «дворяне», «крестьяне»,

        «казачество», «горожане».

Образовательные:         обобщить знания по теме:

        «Жители Российского государства II пол. XV –

        н. XVI в.».

Воспитательные:         взаимовыручка, умение координировать работу в

        группе.


I тур.

Разминка.

«Кто первый» - фронтальный опрос.

  1. Почему в к. XV – н. XVI в. русская культура, преодолевая местные особенности, становится единой?
  2. От влияния культуры какой страны освобождается культура Руси в этот период? (Византийской).
  3. Кто такие зодчие?
  4. Зодчие какой страны оставили глубокий след в истории культуры нашей страны? (Италии).
  5. В легендах о происхождении московской династии от Августа и о передачи регалий от византийского императора Владимиру Мономаху лежала очень важная для правителей Русского государства идея. Какая?
  6. Расшифруйте идейную фразу «Москва – третий Рим».
  7. Какое литературное произведение написал Рязанский боярин Сафоний Рязанец. О чем это произведение? («Задонщина – поэма»).
  8. Какое еще произведение о Куликовской битве вы знаете?
  9. Кто такой Афанасий Никитин?
  10. Какой вклад внес Афанасий Никитин в русскую литературу?
  11. Что такое хронограф?
  12. Год издания в России? (1512).
  13. Из каких материалов строили на Руси?
  14. Кто основал 1-й кирпичный завод? (Аристотель Фиораванти).
  15. Какие постройки в Москве увековечили имена Итальянских зодчих? (стены, башни Кремля, Успенский, Архангельский, Иван Великий).
  16. Почему палата для приемов называется Гранатовая?
  17. Назовите имена великих русских иконописцев того времени.

II тур.

Вопросы для князя, боярина.

  1. Кому после объединения русских земель выделялись уделья (только ближним родственникам князя).
  2. Количество бояр в Московском государстве быстро увеличивалось. Каким образом? (ордынская знать, бояре из литовских княжеств).
  3. Что означало понятие «боярин»? (чин, который занимал человек).
  4. Что такое «титулованное боярство»? (бояре, сохранившие княжеский титул).
  5. Как называлось земельное владение боярина? (боярская вотчина).

Вопросы для помещика.

  1. Каким образом государство заботилось о боеспособности армии?
  2. Как называлось земельное владение служилых людей? Каковы были его размеры?
  3. Почему создание слоя помещиков было выгодно великокняжеской власти?
  4. Каковы причины появления казачества?
  5. Где возникают казацкие общины?

Вопросы для крестьянина.

  1. Почему создание единого государства на начальном этапе было выгодно крестьянам?
  2. Каким крестьянам жилось легче и почему?
  3. Что такое Юрьев День?
  4. На какие 2 группы разделились крестьяне? (владельческие, дворцовые).
  5. Как назывались свободные крестьяне и где они проживали?

Вопросы для городского населения.

  1. Докажите, что в к. XV – н. XVI в. в городах сохранились элементы самоуправления (сотни, старосты).
  2. Две древнейшие московские сотни.
  3. Назовите и расшифруйте два объединения купцов.
  4. Как горожане защищали свой город во время опасности?
  5. Расскажите о дворах московской знати (где находилась, кто служил).

III тур.

Вопросы          (представители сословий от всех команд пишут ответы на доске

        одновременно молча).

  1. Главные богатства боярства, основа их могущества? (земельные владения).
  2. Конно, модно и оружно – расшифровать.
  3. Пожилое – что это?
  4. Кого называли «черные люди»?
  5. Какие отношения сложились между правительством и казачеством?

IV тур.

Пересказ – от каждой команды по одному человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Урок обобщения: Российское государство в XVI веке. 7 кл.

Урок  обобщения: Российское государство в XVI веке. Урок-игра   по предмету история, раздел История России  XVI-XVIII века.7 класс. Урок проходит в форме телевизионной...

план конспект урока тема: Жители Российского государ¬ства второй половины XV - начала XVI века

Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать  основные  г...

Презентация к уроку Символы Российского государства

Презентация к уроку Символы Российского государства...

Жители Российского государства

Речь на уроке пойдет об измененияхсоциально-экономического развития страны.Прослеживается жизнь представителей разных сословий.Предусмотрена работа с текстом, составление творческих работ,путешествияп...

Урок истории Российское государство в конце XVI века.

Урок истории Российское государство в конце XVI века....

Внеклассное мероприятие " Жители зеленого государства"

Аннотация    Внеклассное мероприятие «Жители зеленого государства» разработано для учащихся  5-6 классов. Данное мероприятие проводится в рамках общешкольной недели эко...