Урок истории в 5 классе "Путешествие в древнюю Грецию"
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

урок-путешествие по древней Греции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.99 КБ
Файл urok_istorii_v_5_klasse.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествие в Древнюю Грецию.

Эпиграф к уроку:

«Каждый пусть будет,

 По-своему, греком!

 Но только пусть будет!»

 (И.-В. Гете)

Цели урока:

образовательные:

 познакомить учащихся с основными событиями   истории Древней Греции;

развивающие:

 формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты; логически мыслить, высказывать свою точку зрения;

воспитательные:

 способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, бережно относящуюся к памятникам культуры.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.- 1 мин.
  2. Вступительное слово учителя, демонстрация вводного видеоклипа.

Много воды утекло со времен заката античной цивилизации. На Балканах, на север от Греции расселились другие народы; исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Мы отделены от Эллады тысячами лет и километров. Но муза истории Клио вместе с Мнемозиной, музой памяти, уберегла для нас многое. Обратите внимание на эпиграф урока. Вот и я вам предлагаю побыть чуточку древними греками. Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие по истории Древней Греции, мы познакомимся с  основными  событиями   истории этой удивительной страны, ее славными  героями, восхитимся памятниками греческой культуры и подумаем над вопросом:

« КАКОЙ ВКЛАД ВНЕСЛА ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ В ИСТОРИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?»- 3 мин.

  1. Работа учащихся и учителя по ознакомлению с   материалом урока.-10 мин.
  1. Учитель:

 - но для того, чтобы начать наше путешествие, нам с вами, ребята, нужно открыть двери в Древнюю Грецию. Давайте попробуем ответить на вопрос:

  1. Как в древности называли Грецию? (в  древности Грецию называли Эллада).

Молодцы, ребята! Сумели открыть двери, и теперь мы можем начать наше путешествие.

  1.  Учитель знакомит учащихся с природными условиями Древней Греции, основными событиями истории, религией древних греков  (презентация слайды 2-13).  Дети активно участвуют в рассказе учителя, стараются отвечать на предложенные вопросы.

Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, на юге Балканского полуострова,  жили греческие племена. Значительную часть Греции покрывали крутые и отрывистые горы, которые делили Грецию на большие, изолированные друг от друга области. Больших и полноводных рек в Греции нет (слайд 2). Со всех сторон Грецию омывают моря, на морях множество островов, самым крупным из которых является Крит. Считается, что именно Крит стал начальным этапом формирования Древнегреческой цивилизации. Крит находился на пересечении важных морских путей. Цари Крита построили мощный военный флот и стали властителями всего Эгейского моря. В XV веке до н.э.  на острове Фера произошло землетрясение, которое стало причиной   гибели Критской цивилизации (слайды 3-4). Во II тысячелетии до н.э. город Микены стал одним из самых могущественных в Греции. Микены были хорошо укрепленным городом, цари Микен предпринимали далекие морские походы, для того, чтобы овладеть новыми землями и богатствами (слайды 5-6). Вслед за Критом, греки начали осваивать  и заселять и другие острова Эгейского моря, стремились они укрепиться и на его восточном побережье – на полуострове Малая Азия. Их соперником здесь стало Троянское царство. Около 1200 года до н.э. против него выступило объединенное войско греческих городов. Осада столицы царства – Трои – закончилась ее  падением (слайды 7-8). Однако греки не сумели воспользоваться плодами своих завоеваний – с севера в Грецию вторглись воинственные племена. Они опустошили юг страны, разрушили Пилос, Микены. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Среди пришельцев были и греческие племена, родственные тем, что жили  в Греции до их вторжения. Но о них, ребята, мы поговорим немного позже.

  1. Гимнастика для глаз.- 1мин.
  2. Говоря о Греции, невозможно не вспомнить мифы этой удивительной страны.

Из поколения в поколение греки передавали мифы о своих богах, древних героях и войне с троянцами. Боги греков, в отличие от древневосточных богов, имели вполне человеческие черты, служили каноном человеческой красоты и олицетворяли собой либо качество человека, либо занятие. Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи и болезни. Греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания (слайды 9-12).

  1. Выставка детских рисунков, иллюстрирующих древнегреческие мифы.- 1 мин.
  2. Работа в группах - составление коллажей « Мифы Древнего Египта  и Древней Греции». (Ученики должны, работая в группах, сгруппировать героев мифов по принадлежности к государству). Для этого каждой группе предоставляется бумага, вырезанные изображения героев мифов, клей. По завершении работы один человек от группы представляет коллаж, объясняя принцип отбора: черты, идеи мифологии разных стран. – 5 мин.
  3. Учитель:

 Подводя итог  работы по данному вопросу необходимо отметить, чтобы прочесть книгу, надо знать как минимум азбуку. Чтобы читать книгу мировой культуры, необходимо знать смысл тех или иных символов, имен, сюжетов. Персонажи античной и библейской мифологии для нас, европейцев, - та же азбука. Не зная ее, невозможно прочитать по-настоящему ни Данте, ни Шекспира, ни Пушкина, ни Мандельштама. Античные и библейские образы глубоко укоренились в нашем сознании и стали источником творчества не только для поэтов и художников, но и для ученых, исследователей целого ряда областей - от астрономии до медицины. Знания, заложенные в бесхитростных древних легендах и мифах, оказались универсальными. Многие поколения европейской интеллигенции воспитывались на произведениях древних авторов, в стихии двух мифологических систем. Для современного же человека - и, увы, не только школьника! - произведения классики зачастую оказываются ребусом, который надо разгадывать с помощью сносок, ссылок и примечаний. Прекрасный дворец, наполненный сокровищами мудрости и фантазии, заперт для него на замок. И право же, стоит потрудиться, постигая забытый язык древности в поисках волшебного слова "Сезам", которое откроет нам путь в сокровищницу.- 3  мин.

  1. Продолжая наше путешествие, сейчас мы поговорим о Семи чудесах света, ведь Родиной пяти из них стала Древняя Греция. Расскажет нам о них ______________, подготовившая презентацию. (Презентация «Греческие чудеса света»). Презентация содержит сведения о том, что такое чудо света, почему возникло такое понятие и рассказывает о Колоссе Родосском, Фаросском Маяке, Галикарнасском музее, статуе Зевса и храме Артемиды.- 5 мин.

Учитель: Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Полное их перечисление приводит в своей эпиграмме Антипатр Сидонский (3 в. до н. э.):

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,

Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса

И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;

Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел

Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,

Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

Солнце не видит нигде равной ему красоты.- 3 мин.

  1. Подведение итого урока, выставление оценок.

 Отвечая на вопрос, поставленный  в начале урока, приходим к выводу, что:

  1. Достижения древнегреческой культуры используются многими народами до сих пор (алфавит, Олимпийские игры, театр, скульптура, архитектура).
  2. В Греции возникла новая система управления государством – демократия.
  3. Мифы Древней Греции и сегодня служат прекрасным средством воспитания детей. – 5 мин. (слайды 13-18)

( Ученики могут добавить свои суждения.)

Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке и все получаете оценки (назвать оценки)

  1. Домашнее задание: прочитать серию мифов о Геракле и проиллюстрировать ее- 1 мин.

В награду я приготовила для вас сюрприз от древних греков. Мы с вами сегодня говорили, что достижения древнегреческой цивилизации и сегодня вдохновляют творцов нашего времени. Вот еще один ярчайший пример. Ну, что, смотрим!

  1. Завершается урок показом  фрагмента мультфильма «Аргонавты»  -2-3 мин

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Путешествие в Древнюю Грецию

Слайд 2

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ Рассмотрите карту! ? Опишете природные условия Древней Греции? ? Как вы думаете, чем занимались древние греки ? ? Почему вы сделали такой вывод ?

Слайд 3

Древний Крит. План Кносского дворца, послужившего прообразом знаменитого Лабиринта. Такой вид Дворец приобрел после множества перестроек, после разрушавших его землетрясений.

Слайд 4

Гибель критского царства. В 15 в.до н.э. Критская цивилизация погибла. Существуют 2 версии 1.В результате взрыва вулкана о . Фера 2.В результате вторжения греков-ахейцев Сейчас ряд ученых считает, что на Крите располагалась легендарная Атлантида. Взрыв вулкана на о.Фера .

Слайд 5

Микены В середине 2 тысячелетия до н.э. одним из самых могущественных стал г.Микены Крепость города была сложена из огромных каменных плит. Греки думали , что ее построили циклопы.

Слайд 6

Микены Рассмотрите карту ? Выгодное ли положение занимали Микены ? Почему ? ? Что в этом положении было хорошего , и что было плохого ? Микены

Слайд 7

Троянская война В 1200 году до н.э. началась война между греками и Троянским царством за побережье Малой Азии. Греки разрушили Трою, но вскоре подверглись нашествию северных племен и Микены пришли в упадок.

Слайд 8

Троянская война По преданию после нескольких лет осады, греки пошли на хитрость. Они построили деревянного коня, спрятали туда воинов и оставили его у крепостных ворот.

Слайд 9

Боги Греции В Древней Греции единого бога не было. Греки поклонялись Олимпийским богам во главе с Зевсом .

Слайд 10

Боги Греции Во главе олимпийского пантеона стоял Зевс – отец остальных богов – олимпийцев . А . Лосенко . Зевс и Фетида.

Слайд 11

Боги Греции Брат Зевса - Посейдон господствовал на море . И.Айвазовский. Путешествие Посейдона по морю.

Слайд 12

Боги Греции Второй брат Зевса-Аид господствовал в царстве мертвых. Аид. Средневековая гравюра.

Слайд 14

древнегреческий алфавит Здесь был создан первый греческий алфавит

Слайд 15

греция - родина олимпийских игр Первый олимпийский стадион, самый длинный древний стадион в Греции.

Слайд 16

Здесь проходило народное или судебное собрание свободных граждан. ГРЕЦИЯ - РОДИНА ДЕМОКРАТИИ. Законы подобны паутине: если в них попадется бессильный и легкий, они выдержат, если большой — он разорвет их и вырвется. Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон. Равенство не рождает войну. Высказывания Солонa

Слайд 17

греция - родина театра Театр Диониса под Акрополем, является самым древним театром Греции. Старый, но все еще действующий, древний амфитеатр.

Слайд 18

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ СТАТУЯ АФИНЫ-МИРОН; КУРОС (АПОЛЛОН ТЕНЕЙСКИЙ); ГЕРМЕС С МЛАДЕНЦЕМ ДИОНИСОМ- ПРАКСИТЕЛЬ; 4. ДИСКОБОЛ (МЕТАТЕЛЬ ДИСКА)-МИРОН; АФРОДИТА (ВЕНЕРА) МИЛОССКАЯ; ЛАОКООН С СЫНОВЬЯМИ; КОРА С АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ; ДОРИФОР (ЮНОША-КОПЬЕНОСЕЦ)-ПОЛИКЛЕТ.

Слайд 19

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Храм в Сегесте. Древний стадион в Олимпии. Древний греческий город Эфес. Дельфы, один из древнейших городов Греции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"

Презентация содержит занимательные вопросы  по данной теме, разные  задания позволяют провести урок интересно и творчески....

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматриваются следующие темы: Этапы изготовления ваз(в картинках)Формы античной керамикиКерамические плитыВотивные табличкиТерракотовые статуэткиТри способа изготовлен...

Презентация учебного материала по истории изобразительного искусства "Искусство Древней Греции.Вазопись"1 класс

В презентации рассматривается тема  декоративной росписи  сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывается период с догр...

Лабораторная работа по истории на тему "Мифы Древней Греции"

Данный материал можно использовать для оценки качества знаний на уроке, завершающем изучение темы "Мифы древней Греции"...

технологическая карта урока истории в 5 классе "Древнейшая Греция" в технологии проблемно-развивающего обучения

паспорт урока раскрывает программные требования ФГОСа, технология проблемно-развивающего обучения на материале истории Древней Греции позволяет выстроить основные этапы урока по современным стандартам...

Тест по истории 5 класс. Тема "Древняя Греция"

Контроьный тест по истории для 5 класса в виде презентации по теме "Древняя Греция".Тест используется после изучения темы "Древняя Греция". в тесте 18 впросов , оветы для проверки....

Открытый урок истории "Олимпийские игры в Древней Греции" 5 класс

План – конспект урока истории в 5 классепо теме «Олимпийские игры в древности»Тема «Олимпийские игры в древности»Цель урока: «Формирование мировоззренческих установок и мышления школьников на значимос...