Рабочая программа по Всеобщей истории для 6 класса 2011-2012 учебный год
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Соколова Юлия Владимировна

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образо­вания по истории МО РФ 2004 г., авторской программы под ред. В.А. Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2008 г.

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2007).

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность просле­дить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внима­ние тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача курса :

 Показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре­менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стре­миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

•    сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

•  осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

•  охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

•   показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь совре­менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

•  умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

•  умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

•  умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

•  умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич­ностям;

•  умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

•  умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

•  умения работать с исторической картой;

• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последова­тельность событий и явлений.

     В соответствии с учебным планом МОУ  СОШ №2  на изучение истории средних веков в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 40 часа.  Контрольные работы, зачеты-

        Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Цели обучения:

1. Воспитание уважения к истории и традициям других стран, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

3. Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации.

4. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

       Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий,  самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

                  Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности обучающихся, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение.

       Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими), а также  ценостно- смысловая ( это мировоззрение ученика, его ориентиры, способность понимать окружающий мир и на основе этого действовать) и  общекультурная (научная картина мира, особенность национальной и общечеловеческой культуры, умение организовать свой досуг);

       Результаты изучения курса истории приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию  личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной  деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственное суждение об историческом наследии народов России.

     

 Используемый учебник: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. Москва, «Просвещение, 2008г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 городского округа

город Волгореченск Костромской области

РАССМОТРЕНО                          СОГЛАСОВАНО                                 УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО                            Зам директора по ВР                Директор МОУ СОШ  №2

Протокол №____                             _______________                               г.Волгореченск

«___» _______2011г.                 «___» _________2011г.                          _____Н.В.Балакирева

                                                                        «___» _______2011г      

                                                                                                                                                                                                       

Рабочая  программа по Всеобщей истории

для 6 класса

2011-2012 учебный год

                                                                                       Составил учитель истории:

                                                                                              Соколова Ю.В.

2011г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образо вания по истории МО РФ 2004 г., авторской программы под ред. В.А. Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2008 г.

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2007).

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность просле дить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внима ние тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача курса :

 Показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на совре менный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стре миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

•    сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

•  осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

•  охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

•   показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь совре менного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

•  умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

•  умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

•  умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

•  умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич ностям;

•  умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

•  умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

•  умения работать с исторической картой;

• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последова тельность событий и явлений.

     В соответствии с учебным планом МОУ  СОШ №2  на изучение истории средних веков в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 40 часа.  Контрольные работы, зачеты-

        Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Цели обучения:

1. Воспитание уважения к истории и традициям других стран, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.

3. Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации.

4. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

       Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий,  самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

                  Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности обучающихся, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение.

       Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими), а также  ценостно- смысловая ( это мировоззрение ученика, его ориентиры, способность понимать окружающий мир и на основе этого действовать) и  общекультурная (научная картина мира, особенность национальной и общечеловеческой культуры, умение организовать свой досуг);

       Результаты изучения курса истории приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию  личностно ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной  деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, высказывать собственное суждение об историческом наследии народов России.

     

 Используемый учебник: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. Москва, «Просвещение, 2008г.

Содержание программы

Раздел 1. Становление  средневековой Европы (VI-XI века)

Понятие  «средние века». Хронологические рамки средневековья. Древние германцы и Римская империя. Королевство франков и христианская церковь в VI –VIII  веках. Империя Карла Великого. Феодальная раздробленность. Образование государств в Западной Европе. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

    Обучающийся должен знать.

  1. понятия: Великое перенаселение народов; феод; феодал; майордом; междоусобные войны;   норманны; варяги; викинги; сеньор; вассал;
  2. имена: Хлодвиг; Карл Великий; Меровинги; Кирилл; Мефодий; Тацит; Юстиниан;
  3. даты: 476; 800; 843;

     Обучающийся должен уметь:

  1. понимать последовательность событий, приведших к появлению в Европе  раннефеодальных государств;
  2. понимать значение принятия христианства;
  3. уметь показывать на исторической карте варварские королевства, империю Карла Великого, славянские государства

Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: скипетр; мозаика; фреска; смальта;  
  2. имена: Юстиниан; Кирилл; Мефодий; Мешко I; Болеслав I Храбрый ;

Обучающийся должен уметь.

  1. указывать на особенности развития средневековой Византии;
  2. определять влияние византийской и арабской культур на историю европейских государств;

Раздел 3.Арабы в VI-XI веках.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия:  бедуин; ярмарка; ислам; шариат; халиф; медресе; мулла;
  2. имена: аль- Бируни; Ибн Сина ( Авиценна);  
  3. даты: 630 г.

Обучающийся должен уметь.

  1. определять влияние арабской культуры на историю европейских государств;
  1. характеризовать новую религию – ислам;
  2. соотносить важнейшие даты с изучаемыми событиями.

Раздел 4. Феодалы и крестьяне. Средневековый город.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Цехи и гильдии. Жизнь и быт горожан.

    Обучающийся должен знать.

  1. понятия и термины: феод; феодал; вассал; сеньор; феодальная лестница; вотчина; натуральное хозяйство; самоуправление; мэр; ратуша; городской совет; цехи; гильдии; шедевр; ростовщик; товар; ярмарка; товарное хозяйство; оброк; барщина; мастерская.

   Обучающийся должен уметь.

  1. представлять сословный характер средневекового общества, сущность феодального землевладения, взаимоотношений сеньоров и вассалов;
  2. характеризовать жизнь феодалов и крестьян;
  3. оперировать терминами.

Раздел 5. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

Могущество папской власти.Католическая церковь и еретики. Крестовые походы, их влияние на жизнь европейского общества. Начало Реконкисты. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии, Османская империя.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: сословия; церковная десятина; индульгенция; еретик; инквизиция;  
  2. имена: Григорий VII; Иннокентий III; Фридриг I Барбаросса; Ричард Львиное Сердце;
  3. даты: 1054 г; 1077г.; 1096г.; 1099г.; 1204г.;

Обучающийся должен уметь.

  1. объяснять причину крестовых походов;
  2. соотносить важнейшие даты с изучаемыми событиями.

Раздел 6. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV веках).

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции и Великая хартия вольностей. Парламент.  

Столетняя война. Жанна д`Арк. Война Алой и Белой Роз. Городские и крестьянские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Германия и Италия в XII-XV веках. Реконкиста.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: централизованное государство; Генеральные штаты; денежный оброк; реформа; шериф; хартия; парламент; палата лордов; палата общин; Жакерия; Реконкиста; тирания4
  2. имена: Уот Тайлер; Жанна д`Арк; Карл Смелый;
  3. даты: 1358г.; 1356г.;  1381г.;  

 Обучающийся должен уметь. 

  1. Понимать причины и логику процессов появления централизованных государств;
  2. Выявлять политическую значимость сословно представительных органов Франции и Англии,
  3. Соотносить даты с событиями Столетней войны, Жакерии, восстания Уота Тайлера;

Раздел 7.Славянские государства и Византия в  XIV-XV веках.

Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками- османами Балканского полуострова.

      Обучающийся должен знать.

  1.  великий раскол; церковный собор; табориты; умеренные; сейм; гуситское движение;
  2. имена: Ян Гус; Сигизмунд; Ян Жижка; Милош Обилич;
  3. даты:1419г.; 1434г.; 1389г.; 1453г.;

     Обучающийся должен уметь. 

  1. соотносить даты с событиями  
  2. характеризовать взаимоотношения римских пап и императоров.

Раздел 8. Культура Западной Европы в XI-XV веках.

Духовный мир средневекового человека. Быт, праздники. Эпос. Рыцарская литература. Фольклор. Стили в архитектуре, скульптуре. Развитие науки и техники. Университеты. Начало книгопечатания. Культурное наследие Византии. Особенности культуры народов Востока.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия: домна; мушкет; астролябии; литеры; диспут; декан; ректор; эпос; витражи; романский; готический; возрождение; гуманисты.

Обучающийся должен уметь.

  1. Характеризовать важнейшие достижения культуры Средневековья;
  2. Рассказывать о культуре с опорой на источники.

Раздел 9. Народы  Азии, Америки  и Африки в эпоху средневековья.

Китай: распад и восстановление единой державы. Индийские княжества. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии .Походы Тимура. Доколумбовы цивилизации Америки. Африка.

Обучающийся должен знать.

  1. понятия:  династия; пагода; раджа; Империя Великих Моголов; майя; ацтеки; инки; пигмеи; бушмены.
  2. имена: поэт Ду фу; философ Хань Юй; математик Арьябхата;

Обучающийся должен уметь.

  1. понимать особенности развития Китая, Индии, Японии, Америки, Африки.
  2. Рассказывать о культуре этих стран с использованием исторических источников.

Литература и средства обучения

1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории.- Официальные документы в образовании, 2009

2. .Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. Учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2008

3. Арасланова О. В. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. Москва, «ВАКО», 2004.

4.Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.

5. Настенные карты по истории средних веков.

6.Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2007.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.

2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу истории Средних веков.

4. Уроки КиМ. «Средние века»

 

Учебно-тематический план

Тема

Часы

Формы контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

 Живое средневековье

Становление  средневековой Европы (VI-XI века).

Византийская империя и славяне в VI-XI веках.

Арабы в VI-XI веках.

Феодалы и крестьяне. Средневековый город.

 Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV веках).

Славянские государства и Византия в  XIV-XV веках.

 Культура Западной Европы в XI-XV веках.

Народы  Азии, Америки  и Африки в эпоху средневековья.

Итоговое повторение

1

5

4

2

4

3

8

2

5

5

1

текущий

Проверочная работа по теме: « Становление средневековой Европы»

Контрольная работа по теме: «Византийская империя и славяне в VI-XI веках.»

текущий

Проверочная работа по теме: « Средневековый город. Феодалы и крестьяне»

Контрольная работа

по теме: « Крестовые походы»

Контрольная  работа по теме: «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV веках)

текущий

Контрольная работа по теме: « Позднее средневековье»

Контрольная работа по теме: «Народы  Азии, Америки  и Африки в эпоху средневековья.»

 Тестирование, зачет

Требования к уровню подготовки обучающихся

             В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:

        •    основные этапы и ключевые события мира; выдающихся деятелей

              истории  средних веков;

        •    важнейшие достижения культуры и системы ценностей,

             сформировавшиеся в ходе исторического развития;

        •    изученные виды исторических источников;

             уметь:

        •    соотносить даты событий  истории  средних веков с веком; определять

             последовательность и  длительность важнейших событий  истории России;

        •   использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении  

             различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных

             источников;                                

        •    показывать на исторической карте территории расселения народов, границы  

             государств, города, места значительных исторических событий;

        •    рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая  

             знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание

             исторических событий и памятников культуры на основе текста и

             иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;  

             использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том

             числе сочинений),  рефератов

         •   соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять

             существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать

             исторические  явления  и  события  по  заданному  признаку;                                                                                                                                

             объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять  

             общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

             определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших  

             исторических событий;

         •   объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и  личностям  

               истории  средних веков, достижениям  культуры; использовать  

              приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной

              жизни для:

         -   понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений  

             современной жизни;

         -   высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;  

         -   объяснения исторически сложившихся норм социального поведения.

         

  Количество часов –34 часа

Учебник -  2. .Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. Учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2008

I триместр

II триместр

III триместр

Количество часов

20

20

-

Календарно- тематический план

по истории средних веков. 6 класс

Название темы

Часы

Дата

I.

1.

2.

3.

4.

5.

II.

6.

7.

8.

III.

9.

10.

IV.

11.

12.

13.

14.

V.

15.

16.

VI.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

VII.

25.

26.

VIII.

27.

28.

29.

30.

IX.

31.

32.

33.

34.

Становление  средневековой Европы (VI-XI века).

Древние германцы и Римская империя.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Западная Европа в IX-XI веках.

Культура Западной Европыв раннее Средневековье.

Византийская империя и славяне в VI-XI веках.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии.

Образование славянских государсьв.

Арабы в VI-XI веках.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Культура стран халифата.

Феодалы и крестьяне. Средневековый город.

В рыцарском замке.

Средневековая деревня и её обитатели.

Формирование средневековых городов.

Горожане и их образ жизни.

 Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Крестовые походы.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV веках).

Как происходило объединение Франции.

Что англичане считают началом своих свобод.

Столетняя война.

Крестьянские восстания во Франции и Англии.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Усиление власти князей Германии.

Расцвет итальянских городов.

Славянские государства и Византия в  XIV-XV веках.

Гуситское движение в Чехии.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

 Культура Западной Европы в XI-XV веках.

Образование и философия.

Средневековая литература и искусство.

Культура раннего Возрождения в Италии.

Научные открытия и изобретения.

Народы  Азии, Америки  и Африки в эпоху средневековья.

Средневековый Китай.

Индия. Государства и культура.

Государства и народы доколумбовой Америки.

Африка.

5

1

1

1

1

1

3

1

1

1

2

1

1

4

1

1

1

1

2

1

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, измерители

Эле-

менты допо-

лни-

тель-

ного содер-

жания

Дом. задание

Дата проведения

План

Факт

1

Обществоведение: особенности курса, формы изучения

1

Вводный урок

Знакомство с курсом обществознания, анализ учебного пособия

1.09-4.09

Глава 1. Общество и человек.

2

Что такое общество?

1

Урок изучения нового материала

Общество, страна, государство. Сферы общества.

-Объяснять значение понятий. Давать характеристику сферам общества. Соотносить различные значения слова «общество».

Составить схему : « Сферы общества»

§1. Подготовить сообщения о различных мнениях происхождениях человека.

6.09-11.09

3

Происхождение и развитие человека

1

Комбинированный урок

Происхождение человека. Естественно-научная теория и ее особенности. Мифологические представления о появлении первых людей на земле. Вопрос о происхождении человека в христианской религии.

Знать основные положения урока, понятия темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- объяснять происхождение человека;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Объяснять поведение человека, понятия темы.

Различать цели поведения человека и животного.

Определять отличие человеческих действий от действий животных

Составить схему: «Происхождение человека»

§2, вопросы.

13.09-18.09

4

Исторические ступени развития общества

1

Комбинированный урок

Ступени развития общества. Первые сообщества людей.  Жизнь людей в эпоху первобытности.  Обычаи и традиции как регуляторы человеческого поведения. Понятия: первобытное общество, сообщество, поведение, обычаи, традиции.

Знать основные положения урока, понятия темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Словарик темы.

§3, вопросы.

20.09-25.09

5

Современное общество

1

Урок изучения нового материала

Современное производство. Современные средства транспорта и связи. Состав современного общества. Проблема современного общества.

Знать характерные черты современного общества. Объяснять значения понятий. Высказывать суждения о проблемах современного общества.

Устный опрос

§4, практикум с. 33 учебник.

27.09-2.10

6

Человечество как сумма поколений

1

Комбинированный урок

Что такое человечество? Что такое поколение? Что такое культурное наследие?

Знать основные положения урока, понятия темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Беседа по вопросам

§5, практикум

4.10-9.10

7

Человек, общество, природа

1

Комбинированный урок

Взаимосвязь человека, общества и природы. Взаимодействие человеческого общества и природы. Охрана природы

Объяснять взаимосвязь человека, природы и общества, иллюстрировать конкретными примерами. Называть примеры негативного и позитивного влияния человечества на природу.

Практическая работа.

§6, подготовить проект, направленный на охрану природы.

18.10-23.10

8

Общество и человек

1

Повтори-тельно- обобщающий урок

Обобщить полученные знания по изученной главе. Развивать познавательную  активность, умение  работать  с разноуровневыми тестами, учебно- исследовательские умения, критическое мышление.

Проверочная работа.

25.10-30.10

Глава 2. Экономическая сфера общества.

9

Что такое экономика?

1

Урок изучения нового материала

Роль экономики в обществе. Что такое производство?  Что необходимо для организации  производства?

 Знать роль экономики в жизни общества.  Видеть экономические проявления в повседневной жизни людей. Характеризовать правила организации производства. Объяснять значение понятий: «экономика», «товары и услуги», «производство», «производитель», «потребитель».

Фронтальная беседа,  дискуссия.

§7, подготовить сообщения об одной из профессий, связанных экономикой.

1.11-6.11

10

Рынок

1

Комбинированный урок

Что такое рынок?  Деньги в экономике. Банки в экономике

Объяснять смысл понятий: «рынок», «деньги», «банк». Знать роль рынка в экономике.  Знать когда появились банки и зачем.   Показывать на примерах , как деньги служат людям.

Фронтальная беседа,  дискуссия.

§8, подготовить сообщение по одной из т ем: « История денег», « История торговли»

8.11-13.11

11

Что такое предпринимательство и бизнес?

1

Комбинированный урок

 Предпринимательство и предприниматели.  Бизнес. Основные  формы бизнеса

Знать основные положения урока; термины,: бизнес, предпринимательство, виды и формы бизнеса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Практическая работа.

§9, разработать проект игровой фирмы

« Школьная компания»

15.11-20.11

12

Домашнее хозяйство

1

Комбинированный урок

Семья и домашнее хозяйство. Семейный бюджет. Доходы. Расходы.

Знать цели и задачи семейной экономики; потребности, ресурсы семьи и их воспроизводство. Уметь вести простейшие расчеты в семейной экономике, видеть возможную экономию в семье.

Фронтальная беседа,  дискуссия.

§10, практикум с 68 учебник.

29.11-4.12

13

Экономическая деятельность подростков

1

Комбинированный урок

 Труд детей в разные исторические эпохи. Молодежная экономика в современном обществе, карманные деньги. Заработная плата. Распоряжение деньгами.

Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться и зарабатывать деньги.

Дискуссия.

§11, вопросы.

6.12-11.12

14

Труд с точки зрения закона

1

Урок изучения нового материала

Труд., трудовая деятельность. Право на труд.  Работник и работодатель. Трудовой договор

Объяснять отношение к труду в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл народных пословиц о труде.

Работа в группах

§12, практикум

13.12-18.12

15

Экономическая сфера общества

1

Повтори-тельно- обобщающий урок

Обобщить полученные знания по изученной главе. Развивать познавательную  активность, умение  работать  с разноуровневыми тестами, учебно- исследовательские умения, критическое мышление.

Контрольная работа.

20.12-25.12

Глава 3. Социальная сфера общества.

16

Социальная структура общества

1

Урок изучения нового материала

Социальные группы. Большие социальные группы. Социальное неравенство

Знать основные положения урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения. Объяснять смысл понятий «социальная группа», «малая группа», « семья»

Фронтальная беседа,  

§13, сообщения «какие социальные группы существуют в нашем городе»

27.1231.12

17

Семья

1

Комбинированный урок

Что такое семья. Роль семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Государство и семья.

Знать основные положения урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения.

Практическая работа

§ 14 вопросы и практикум

10.01-15.01

18

Правила и нормы поведения в обществе

1

Комбинированный урок

 Что такое социальные нормы. Обычаи и традиции. Нравы и законы.

 Объяснять смысл понятий

«социальные нормы», «привычки», «традиции», «обычаи». Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.

Работа в группах по заданиям. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях.

§ 15 Сообщение «Как появились нормы жизни и поведения людей в обществе»

17.01-22.01

19

Повторение по теме: «Социальная сфера общества»

1

Повтори-тельно- обобщающий урок

Обобщить и повторить знания по теме: «Социальная сфера общества»

Тест.

24.01-29.01

Глава 4. Политика и право.

20

Государство и граждане

1

Урок изучения нового материала

Что такое государство. Что такое гражданство.  Государственные символы и черты.

 Объяснять понятия изучаемые на уроке. Называть основные признаки государства. Составлять рассказ об «идеальном государстве». Характеризовать современное Российское государство с помощью текста учебника.

Соотносить положение граждан и не граждан в государстве. Знать и объяснять символы Российского государства.

Урок- лабораторная работа.

-раздаточный материал отрывок из работы Платона «Государство»

§ 16, вопросы.

Придумать сказку об идеальном государстве 7-9 предложений.

Ответить на вопросы учебника 1,2,3, стр. 41

31.01-5.02

21

Право на службе у человека

1

Урок изучения нового материала

Право, источники права. Права и обязанности. Несовершеннолетние. Ответственность несовершеннолетних. Преступность. Уголовная ответственность.

Объяснять понятия изучаемые на уроке. Знать права и обязанности ребенка в возрасте от 6 до 18 лет, рассказывать о причинах наступления юридической ответственности.

Диалог с элементами игры.

Таблица «Права несовершен-

нолетних»

§17

(вопросы)

Написать эссе «Зачем нам соблюдать законы»

7.02-12.02

22

Конституция- основной закон страны

1

Комбинированный урок

Конституция как содержание основного закона. Власть, разделение властей. Президент, Совет Федерации, Госудврственная Дума, местное самоуправление

Объяснять значение Конституции в государстве. Аргументировать свое мнение по вопросу о необходимости  знания Конституции своего государства.

Работа с Конституцией  РФ ( по заданиям)

§ 18 вопросы

Индивидуальное задание: составить компьютерную презентацию по теме

14.02-19.02

23

Право и правопорядок

1

Урок изучения нового материала

Правопорядок, законность. Правоохранительные органы. Судебные органы. Юридическая защита.

Рассказывать о роли и сохранении правопорядка и законности в стране. Объяснять, чем опасны и вредны для общества нарушения законов. Называть правоохранительные и судебные органы

Практическая работа.

§19, вопросы

Творческое задание: проекты помощи органам правопорядка

28.02-5.03

24

Как защититься от несправедливости

1

Комбинированный урок

Нарушение прав граждан. Способы защиты граждан. Судебное разбирательство. Принцип деятельности судов.

Рассказывать о способах защиты судов, о роли суда в государстве, о принципах и порядке деятельности

Беседа

§ 20 практикум, вопросы

7.03-12.03

25

Обобщающее повторение по теме: «Политика и право»

1

Повтори-тельно- обобщающий урок

Обобщить и повторить знания по теме:» Политика и право»

Контрольная работа.

14.03-19.03

Глава 5. Духовная сфера общества.

26

Наука и образование

1

Урок изучения нового материала

Что такое наука. Образование, его значение в жизни людей. Право на образование

Объяснять значение понятий «наука», «общественные науки», «образование», «самообразование». Определять к каким группам наук относят предметы, которые изучаются в школе.  Определять значение науки и образования для человека и общества.

Беседа с учащимися

§21. Практикум.

21.03-26.03

27

Мораль

1

Комбинированный урок

Что такое мораль. Нравственные ценности

Знать основные положения урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения.

Фронтальный опрос

§22 Вопросы, практикум

28.03-2.04

28

Идеал и ценности

1

Комбинированный урок

Что такое идеал. Идеалисты и материалисты. Общечеловеческие ценности

Объяснять значение понятий «идеал», «идеалист», «идеализация».

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения.

Практическая работа

§23 вопросы

4.04-9.04

Глава6. Ребенок в обществе

29

Ребенок в семье

1

Комбинированный урок

Что такое детство. Положение ребенка в обществе. Отлличия ребенка от взрослого. Отношение к детям в разные эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание детей в разные исторические периоды

Знать основные положения урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения.

Фронтальный опрос

§24 вопросы, практикум

18.04-23.04

30

Взаимоотношения детей и родителей

1

Комбинированный урок

Родители и дети. Взаимоотношения детей и родителей

Знать основные положения урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения.

Беседа

§25 вопросы, практикум

25.04-30.04

31

Ребенок в школе

1

Комбинированный урок

История школьного обучения. Современная школа

Знать основные положения урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения.

Практическая работа

§26 вопросы, практикум

2.05-7.05

32

Друзья и ровесники

1

Комбинированный урок

Что такое дружба. Отношения дружбы

Знать основные положения урока.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-высказывать свою точку зрения.

§27 вопросы, практикум

10.05-14.05

33

Обобщающее повторение по теме: « Духовная сфера общества»

1

Повтори-тельно- обобщающий урок

Контрольная работа.

16.05-21.05

34

Итоговое повторение

1

Повтори-тельно- обобщающий урок

Анализ контрольной работы

23.05-31.05

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Список литературы:

  1. Поурочные разработки по обществознанию. Е.Б. Биянова.6 класс.
  2. Поурочные разработки по обществознанию. Н.С.Кочетов.6 класс.
  3. Тесты по обществознанию. И.С. Хромова.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по истории средних веков.6 класс.

Тема: « Становление средневековой Европы».

I вариант.

1. История в лицах: франкские правители V-IXвв.

Отметьте  буквой «Х» сведения о Хлодвиге, «К»- о Карле Великом,  «М»-о Карле Мартелле.

1. Майордом

2. Император

3. Король

4. Вдвое увеличил размеры государства

5. Завоевал Галлию

6. Положил начало династии Меровингов

7. Положил начало династии Каролингов

8. Был отцом родоначальника династии Каролингов

2. Европа и Византия в раннее средневековье.

Найдите пояснения к терминам и именам в первой колонке и впишите номера ответов в пустые клетки.

1. Германцы

1.Большое сообщество людей, отличающееся устойчивыми чертами жизни.

2. Крупные земельные собственники.

3. Король франков, создатель государства.

4. Участок земли, передаваемый зависимому крестьянину на условиях несения барщины и оброка.

5. Крупное хозяйство, в состав которого входят владения сеньора и наделы крестьян.

6. Коллектив равноправных родственников или соседей.

7. Племена, заселявшие в IV- VIII вв. большую часть Западной Европы.

8. Византийский император.

2. Община

3. Цивилизация

4. Поместье

5. Надел

6. Феодалы

7. Хлодвиг

8. Юстиниан

3. Основные особенности развития Европы и Византии в раннее средневековье.

1) Какими были традиционные верования древних германцев?

-язычество

-христианство

2)  Какие титулы носил глава Римской церкви?

-папа

-епископ

- патриарх

4. Завершите Фразу:

1)  Земельный надел, передававшийся по наследству, за который несли военную службу,- ….  .

2) Управляющий королевским двором,- …

Все служители церкви представляли особый слой населения,- … .

3) В ….. году майордом Карл Мартелл нанес сокрушительное поражение арабам в сражении у города ….. .

4)  Падение Западной римской империи произошло в  … .

5. К какому из трех средневековых сословий принадле жал Карл Великий:

  1. рыцари;
  2. духовенство;
  3. крестьяне?

6. Как называется «главный» над вассалом, его покро витель:

  1. король;
  2. сеньор;
  3. феодал?

7. Соотнесите названия стран с приведенными в списке утверждениями, терминами, понятиями и событиями:

1)   Франкское   госу дарство;

а)

Кодекс Юстиниана

2)

Византия;

б)

храм Святой Софии;

в) в 843 г. заключен Верденский дого вор;

г)

Карл Великий;

8.Династия королей, правящих Францией с751 г.:

             а) Нибелунги               в) Меровинги

             б) Каролинги               г) Плантагенеты

9. Норманнам приписывается:

            а) открытие Америки

            б) изобретение книгопечатания

            в) изобретение пороха

            г) первое кругосветное путешествие

10.Прочитайте текст:  Из жизнеописания Людовика Толстого (XII в.)

Священный долг королей - мощною рукой обуздывать дерзость ти ранов, кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежа ми, бедный люд губят, церкви разоряют и столь предаются неистовству, что если давать ему волю, оно зажигает их все большею и большею яростью....Пример тому - Томас Марль, человек отчаянный... Дьявол ему сопутствовал, как бывает это с безумцами, коих успехи неизменно приводят их к гибели. В то время когда Людовик (король) был занят ...войнами, он, не страшась... разорял и, как хищный волк, пожирал округа Ланский, Реймсский и Амьенский, не давая при этом ни малей шей пощады ни клиру, ни народу. Все истреблял, все губил, даже два лучших селения у монастыря св. Иоанна Ланского отнял...

Вопросы к документу.

  1. О каком историческом явлении идет речь в документе?
  2. Какие признаки этого явления указаны в документе?

Контрольная работа по истории.6 класс.

Тема: « Раннее средневековье».

II вариант.

1. История в лицах: франкские правители V-IXвв.

Отметьте  буквой «Х» сведения о Хлодвиге, «К»- о Карле Великом,  «М»-о Карле Мартелле.

1. Принял христианство вместе с дружиной

2. Был коронован папой в Риме

3. Его имя значит « прославленный в боях»

4. Получил почетное прозвище за свои деяния

5. Его прозвище звучит «молот»

6. Повелел записать «Салическую правду»

7. Создал постоянное конное войско

8. Издал более 250 указов

2. Европа и Византия в раннее средневековье.

Найдите пояснения к терминам и именам в первой колонке и впишите номера ответов в пустые клетки.

1. Ромеи

1.Представители верхушки церкви.

2. Византийский император конца X-XI вв.

3. Земельное владение, предоставленное за военную или иную службу.

4. Император франков

5. Общее название населения Византии

6. Общественный строй Западной Европы в средние века.

7. Главный орган власти у германцев, где решались вопросы войны и мира, производился суд, принимались законы, выбирались вожди и короли.

2. Народное собрание

3. Феодализм

4. Феод

5. Епископы

6. Карл Великий

7. Василий II

3. Основные особенности развития Европы и Византии в раннее средневековье.

1.На основе какого языка возник алфавит у германских народов раннего средневековья?

-латинского

-греческого

2. Какие титулы носил глава франкского государства Карл Великий?

-король

-император

- майордом

4. Завершите Фразу:

1) Коронация Карла Великого состоялась в ....

2) В 843 г. был подписан ...

3) Деление государства на ряд самостоятельных об ластей, при слабой центральной власти, называется …. .

4) Владелец земельного надела и крестьян в средне вековом обществе назывался ... .

5. Государственным   языком   Византийской   империи был:

  1. византийский;
  2. греческий;
  3. арабский;
  4. латынь.

6. Карл Великий не воевал с:

             а) хорватами               в) лангобардами

             б) саксами                  г) аварами

7.         Соотнесите даты и события:

1) Провозглашение Пипина Короткого королем франков

а)987г.;

2)   Возникновение германского  государства

б) 843 г.;

3) Верденский договор;

в) 919 г.;

4) Приход к власти династии Капетингов

г) 751г;

8. Священная Римская империя образовалась в результате:

                  а) походов Карла Великого;

            б) завоеваний ОттонаI;

            в) раздела империи Карла Великого

            г) политических преобразований Гуго Капета.

9. Норманнских воинов с юга Скандинавии на Руси называли:

            а) бритты                        в) викинги

            б) берберы                      г)варяги

10.Прочитайте текст: 

«Когда знать собиралась на заседание королевского совета, Карл Великий, по словам историка, подробно расспрашивал, нет ли волнений среди народа какой-либо области, какова причина волнений, не ропщет ли народ...»

Объясните,  почему Карл Великий проявлял к этому большой интерес.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV веках)»

I вариант.

1. Как называется государство, имеющее: единую власть короля, единые законы, налоги, армию?

а)  объединенное;

б) централизованное;

в) демократическое.

2. Когда впервые были созваны генеральные штаты во Франции?

а) 1302г.;          б) 1209г.;           в)1304г.

3. К чему привело завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом?

           а)к ослаблению королевской власти в Англии;

б) к усилению королевской власти;

в) к феодальной раздробленности государства.

4. Как звали герцога Нормандии, завоевавшего Англию?

а) Иоанн;            б) Филипп;           в) Вильгельм.

5. Что изменилось в управлении на местах в результате реформы  Генрих II.

а) усилена власть шерифов, управляющих графствами;

б) ослаблена власть шерифов;

в) приостановлена деятельность шерифов.

6. Когда был созван первый парламент в Англии?

а) в 1230г.;            б) в 1365г;             в) в 1265г.

7. Что такое парламент?

а) собрание представителей сословий: феодалов, чиновников, горожан;

б) собрание представителей сословий: феодалов, крестьян и ремесленников;

в) союз короля и церкви.

8. Первый крестовый поход начался в …

а) 1094г.;         б) 1095г.;          в) 1096г;         г) 1097г.

9. Чем отличались архитектурные сооружения романского стиля?

а) повторяющимися колоннами, на которых держалась крыша;

б) повторяющимися очертаниями полукруглых арок;

в) они были тяжеловаты, похожи на крепости;

г) верно б) и в).

10. Что характерно для средневековых храмов в Западной Европе?

а) витражи;             б) мозаика;              в) фрески.

11. Среди «семи свободных искусств» не было…

а) риторики;                            б) грамматики;

в) богословия;                         в) астрономии

12. «Университас» по латыни обозначает …

а) образование;                       в) объединение;

в) науку;                                  г) мудрость.

13. Раньше всего возник университет в:

а) Париже;        б) Праге;         в) Лейпциге;        г) Будапеште.

14. Как назывался словесный поединок студентов?

а) драка;       б) диспут;        в) словесный бой;         г) дискуссия.

15. « Сумму теологии» написал…

а) Франциск Ассизский;

б) Фома Аквинский;

в) Бернар Клервонский;

г) Пьер Абеляр.        

Контрольная работа по теме: «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV веках)»

II вариант.

  1. Кто ввел «щитовые деньги» в Англии?

а) Генрих II;             б) Робин Гуд;                в) Вильгельм Завоеватель.

2. Что было в «Книге Страшного суда»?

        а) перепись всех земель и всего населения Англии;

        б) перепись всех феодалов и пастбищ Англии;

        в) перепись английских пенсионеров.

3. Когда Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом?

а)  1066г.;              б) 1077г;            в) 1302г

4. Как называется централизованное государство, в котором король опирается на сословный орган управления?

а) конституционная монархия;

б) сословная монархия;

в) просвещенная монархия.

5. Когда появилась Великая хартия вольностей?

а) в 1215г.;            б) в 1100г;             г) в 1207г.

6. Чьи интересы защищала Великая хартия вольностей?

а) интересы крупных феодалов, рыцарей и горожан;

б) крестьян;                  в) ремесленников.

7. Какое значение имело появление парламента?

а) парламент ограничил власть короля;

б) учитывались интересы разных слоев населения;

в) закладывались основы демократического правления;

г) верно все, что указано под  а), б), в).

8. Шестой крестовый поход был организован…

а) Фридрихом I;

б) Фридрихом II;

в) Ричардом I;

г) Филиппом Августом.

9. Слово «готика» происходит от:

а) имени архитектора Гота;

б) названия германского племени готов;

в) названия города, в котором впервые был построен такой собор.

10. На что похож в плане романский храм?

а)  на крест;           б) на круг;            в) на квадрат.

11. Что отличало архитектурные сооружения готического стиля?

  а)повторяющиеся очертания стрельчатой арки;

б) крутые скаты крыш;

в) высокие башни колоколен;

г) верно а), б) и в).

12. Архитектурные стили средневековой Европы?

а) романский и готический;                      б) барокко и рококо;

в)классицизм и готика;                              в) романский и ампир.

13. Какого факультета не было в средневековых университетах?

а) богословия;        б) философии;       в) медицины;        г) права..

14. Раньше возникли школы:

а) приходские;          б) городские;        в) монастырские;        г) королевские.

15. Вагант- это:

а) ремесленник;                                  б) странствующий студент;

в) средневековый философ;              в) слепой музыкант.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №2.

«Католическая церковь вXI-XIII веках. Крестовые походы»

1 Вариант.

Часть А.

1. Как называлась земля, находившаяся в руках крестьянина?

а) надел;       б) феод;          в) бенефиций.

2. Какими были главные обязательства вассала по отношению к сеньору?

а) являться в поход;                   б)  помогать деньгами при выдаче дочери сеньора замуж;

в) охранять замок сеньора;        г)   жениться на дочери  сеньора.

3. Что обязан был делать вассал в случае пленения сеньора?

а) находить деньги на выкуп сеньора из плена;

б) предлагать себя в плен вместо сеньора;

в) добиваться помощи со стороны короля.

4. Что больше всего ценил истинный рыцарь?

а) благородное происхождение;         б) богатство;  

в) честь, безупречное поведение, куртуазность.

5. Каковы причины возникновения средневекового города?

а)  прекращение набегов в Европу;

б) развитие ремесла в деревне;

в) активная торговля с восточными странами

г) основание городов римскими папами;

д) рост населения в поместье, его перенаселение.

6. Как назывался город, добившийся независимости от сеньора?

а)   бург;         б) коммуна;         в) республика.

7.Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?

а) 1095г.;          б) 1054г.;        в) 988г.

8. Каковы источники экономического могущества церкви?

а) церковная десятина;               б) плата за обряды и прикосновение к «святым мощам»;

в) продажа индульгенций и церковных должностей;     

 г)верно все, что указано под а), б), в).

9. Когда крестоносцы взяли Иерусалим?

а) 1147 г.;          б) 1099 г.;              в) 1242 г.

10.Против чего выступали еретики?

а) против дорогих церковных обрядов;           б) против богатства церкви;

в) против феодальных повинностей и налогов;             г) верно все, что указано под а), б), в).

Часть В.

1. Завершите фразу:

1) Группы людей с определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству, на которое делилось все средневековое общество, - … .

2) Хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне,- ….

3) Специальные глашатаи, объявлявшие имена и девизы рыцарей на турнирах,- …

4) Хозяйство, при котором сельскохозяйственная и ремесленная продукция идет главным образом на продажу, - …

2. Вычеркните лишнее.

Средневековые крестьяне в поле:

Пахота, охота за зайцами, участие в турнире, сев, косьба, перевозка грузов, охрана замка, обмолот зерна, унавоживание почвы, обнесение поля изгородью.

3. Подчеркните термины и понятия, относящиеся к рыцарству.

Меч, феод, тиара, шлем, герб, копье, кольчуга, герольд, шпоры, пояс, паж, виллан, мишень, ритуал, сокол, кардинал, оруженосец, домен, надел, оброк.

4. Подчеркните города, которые судя по названию, возникли на горе или при крепости.

Любек, Оксфорд, Гранада, Нюрнберг, Гамбург, Париж, Аугсбург, Кембридж, Франкфурт, Милан, Тулуза.

Часть С.

1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

        «Посреди пестрой толпы чернели длинные, до земли, сутаны свя щенников, клобуки монахов. И все же главную массу собравшихся в этом городе составили крестьяне из ближних и дальних селений. Лица землепашцев бороздили морщины, на худых телах болтались рубахи из грубой шерсти или холста и широкие холщовые либо кожа ные штаны. Обувью некоторым служили толстые башмаки из свиной кожи на деревянной подошве, остальные пришли и вовсе босыми. Про стые войлочные колпаки покрывали их головы. «Босой и оборванный народ» - так впоследствии назовет эту массу деревенских бедняком летописец. Переминаясь с ноги на ногу, крестьяне толпились поодаль от графов и рыцарей.»

1.Что же привело в тот осенний день десятки тысяч людей на поле у этого города?

2. О каком историческом событии рассказывается в этом от рывке? Объясни свое мнение.

Контрольная работа №2.

«Католическая церковь вXI-XIII веках. Крестовые походы»

2 Вариант.

Часть А.

1. Как назывались повинности и поборы с крестьян в пользу сеньоров?

а) барщина,                б) оброк,                 в)подношение.

2. Как назывался во всех странах специальный побор с крестьян в пользу церкви?

а) десятина;           б) налог;            в) милостыня.

3. Какие занятия были достойными рыцаря?

а) военное дело;         б) торговля;         в)преподавание в школе;       г) участие в турнирах.

4. Как назывались неписаные правила рыцарского поведения?

а) кодекс чести;       б) устав рыцарей;           в) клятва чести.

5. Каковы причины борьбы горожан с сеньорами города?

а) желание освободиться от поборов;

б) надежда передать город под власть короля;

в) стремление сделать город независимым государством;

г)желание иметь своего мэра и совет из числа горожан;

д) желание иметь свой суд.

6. Как назывался глава города, добившегося независимо сти от сеньора?

а) мэр;        б) бургомистр;        в)старшина.

7. Каковы итоги крестовых походов?

а) погибло много людей;

б) разрушено много городов и населенных пунктов;

в) оживилась торговля между Западом и Востоком;

г) верно все, что указано под а), б), в).

8. В каком году крестоносцы взяли Константинополь?

а) 1201;         б) 1202;          в) 1203;          г) 1204.

9. Почему начались крестовые походы?

а) стремление участников походов освободить Святую Землю;

б) стремление участников познакомиться с традициями стран Востока;

в) стремление открыть новые торговые пути.

10. Что такое индульгенция?

а) грамота о прощении грехов;

б) проклятие, которое посылал папа императору;

в )союз между папой императором.

Часть В.

1. Завершите фразу:

1) За пользование землей зависимые крестьяне  должны были нести, - …

2) Хозяйство, в котором все, что производится, служит для внутреннего пользования, а не для продажи, называется …. .

3) Мастера ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, часто объединялись в -…..

4) Для защиты от грабителей и помощи друг другу, купцы объединялись в …. .

2. Вычеркните лишнее.

Средневековые крестьяне дома:

Рубка дров, заточка мечей, уход за скотиной, скачки на лошадях, приготовление дичи, выпечка хлеба, давка винограда, чтение стихов, прядение шерсти, участие в суде.

3. Подчеркните термины и понятия, относящиеся к рыцарству.

Герцог, граф, серв, сеньор, герб, тиара, святые мощи, меч, плуг, сокол, турнир, кардинал, шлем, оброк, выкуп, клятва, кольчуга.

4. Подчеркните города, которые судя по названию, возникли у моста или у брода.

Любек, Оксфорд, Гранада, Нюрнберг, Гамбург, Париж, Аугсбург, Кембридж, Франкфурт, Милан, Тулуза.

Часть С.

1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

        «В поисках новых ценностей рыцари креста не пощадили и главной мечети. С обнаженными мечами ворвались они туда. Под высоким куполом мечети стояли и сидели на корточках, тесно прижавшись друг другу, седобородые старики, женщины с грудными младенцами, инвалиды - несколько тысяч человек. Рыцари не пощадили никого, они убивали даже детей, разбивая их головы о камни. «Кровь неверных текла по всему храму», - рассказывает хронист. Число убитых здесь составило почти 10 тысяч человек! Резня охватила весь город»

1. В каком городе могло происходить это событие? Объясни свое мнение.

2.Каково ваше отношение к описываемому событию? О чем свидетельствует тот факт, что люди находились в мечети?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе 2011-2012 учебный год

Календарно-тематическое планирование по рускому языку в 7 классе 2011-2012 учебный год. Планирование составлено из расчета 4 часа в неделю,136 - за год. По программе предусмотрено 3 часа в неделю, доб...

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

Портфолио 5 класса 2011 - 2012 учебный год

Очень важно, чтобы в 5 классе у ребят были дела, которые вели к сплочению классного коллектива. Совместные мероприятия, радость побед, интересные моменты, которые потом приятно вспоминать - всё это шк...

Анализ результатов пробного экзамена по математике в новой форме выпускников 9 классов(2011-2012 учебный год) в МАОУ СОШ №147 города Челябинска

Предлагается анализ результатов пробного экзамена по математике в новой форме в 9 классах   школы №147 города Челябинска, проводимого  в рамках работы  городского педагогического сообще...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ ГЕНОВ» 9 класс 2011-2012 учебный год

Курс предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Программа ку...

Церемония вручения гимназических премий «Звездный дождь» 6 – 11 классы 2011-2012 учебный год

Церемония вручения гимназических премий«Звездный дождь»6 – 11 классы2011-2012 учебный год...

Церемония вручения гимназических премий «Звездный дождь» 1 – 5 классы 2011-2012 учебный год

Церемония вручения гимназических премий «Звездный дождь»1 – 5 классы2011-2012 учебный год...