Русско-японская война
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Галина Анатольевна Карпинская

В связи с введением новых ФГОС перед учителем стоит новая задача- разработать урок соответствующий новым стандартам. Сложность заключается в том, что нет никаких методических рекомендаций . Данный урок разработан с учетом требований к новому уроку и представлен для конструктивной критики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russko-yaponskaya_voyna.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русско-японская война 1904-1905 гг.

Класс: 9

Урок изучения нового материала.

В результате занятия учащиеся смогут:

1.

-Систематизировать материал о русско-японской войне (предметные)

-Характеризовать причины войны, планы сторон. (предметные)

2.

-Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения (метапредметные).

-Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов, сформулированных учителем и учениками во время урока (метапредметные).

-Высказывать свою точку зрения на влияние войны на общественную жизнь России.  (предметные,личностные).

--Обсуждать итоги Портсмутского мира и его значение ( метапредметные)

3.

-Осознать   роль  и значение русско-японской войны в истории Российского государства и общества (предметные,личностные).

-Способствовать формированию культуры межличностного общения (метапредметные).

-Осознать необходимость усиления взаимной  ответственности и заботы государства и общества во время войны (личностные).

Краткое описание идеи занятия:

-Работа с текстом учебника  , презентациями и документами.

Вопросы занятия:

- Почему Япония развязала войну с Россией?

- В чём причины неудач русской армии?

- Почему война не пользовалась популярностью в русском обществе?

-Итоги и значение войны.

Проблемный вопрос:

- Почему русско-японская война не стала для России ни  «маленькой», ни «победоносной»?

Оборудование: фрагмент фильма «», учебник. История России 9 класс (Мнемозина)под редакцией И.Н. Данилевского, карта «Русско-Японская война».

Этапы занятия:

  1. Вводная часть (мотивация):

«Чтобы остановить революцию. Нам нужна маленькая победоносная война»,- незадолго до русско-японской войны сказал министр внутренних дел В.К.Плеве. Япония оказалась подходящит противником для такой войны. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора. Однако ни одно из этих сражений в войне не было выиграно русской армией. Почему русско-японская война не стала для России ни «маленькой», ни «победоносной» ?

  1. Объявление учебных результатов и хода занятия:

Цель урока: познакомиться с событиями итогами, результатами русско-японской войны 1904-1905 гг. Выявить причины неудач русской армии. Проанализировать причины,  по которым война не пользовалась популярностью в русском обществе.

  1. Новая тема:

Учитель: Будучи наследником престола,  Николай II посетил Японию, где подвергся нападению японского полицейского и получил ранение в голову.

Вопрос:  Мог ли этот инцидент стать причиной войны? ( НЕТ)

Учитель: Тогда давайте выясним причины войны. Проанализировав текст на стр.31, перечислите эти причины.

Ответ детей.

Учитель: - А теперь давайте выясним, как относились к войне в России. В это время в правящих кругах произошел раскол на два лагеря: сторонников войны, возглавляемых А.М. Безобразовым и В.К. Плеве; и ее противников, возглавляемых С.Ю.Витте.

Опережающее задание:

  Две группы выступающих на основе анализа исторических источников и документов, озвучивают факты и мнения о взглядах  политических деятелей.

  1. группа аргументы и факты в пользу войны, высказанные Плеве.
  2.  группа-аргументы и факты против войны, высказанные Витте.

Вопрос классу: -Чью точку зрения вы разделяете и почему?

                            -Выскажите  и аргументируйте свое отношение  к проблеме вступления России в   войну.

Ответы учеников.

Учитель.     Не только правящие круги, но и русское общество начала  века  резко разделилось в своем отношении к войне!

Утром 27 января 1905 года большая японская эскадра блокировала в Корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». После отказа сдаться эскадра начала боевые действия. Так было положено начало войне.

Ученикам было дано опережающее задание:

Ребята получили задание создать презентацию по теме «Оборона и падение Порт-Артура», «Бесславная кончина II Тихоокеанской эскадры».( просмотр и обсуждение презентаций)

Учитель: - Назовите победы русских войск ( их нет) Почему?

А чтобы ответить на этот вопрос  прочитаите и проанализируйте текст на стр.33 -34.

 Вопрос:- В чём причины неудач русской армии?)

               - Может ли карикатура на стр.33 служить подтверждением вашей версии.( ответы учеников)

Учитель: Любая война в конце концов заканчивается. 

Вопрос: -Чем закончилась эта война? ( Портсмутский мир)

               - Какие потери Россия понесла в этой войне?

 Учитель: прочитав и проанализировав на стр.36  отрывок из мирного договора, сделайте вывод о том, с какими  результатами  вышла из войны Россия.

Ответы учеников.

Учитель:

- Почему русско-японская война не стала для России ни  «маленькой», ни «победоносной»?

Ответы учеников.

Итог урока:

 Смысл и цели войны для населения России были непонятны и чужды. Сказалось и неблагоприятная экономическая обстановка: столетие началось годами кризиса и неурожев. Груз военных расходов оказался непосильным для страны. Необходимость реформирования государственного  устройства империи была осознана большей частью российского общества.

Закрепление: ученикам предлагается составить синквейн на слово война

Война

Несправедливая , захватническая

Разрушает, убивает, отнимает

Война, не ставшая народной

Смерть.

Д/З : даются разноуровневые задания:

1 уровень. Составить хронологическую таблицу «Ход военных действий в годы Русско-Японской войны».

Дата

Событие

Значение

2 уровень. Подготовить эссе или презентацию на тему: « Русско-Японская война в художественных произведениях начала XX века».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по истории России "Русско-японская война"

Презентация к уроку по новейшей отечественной истории  "Русско-японская война"...

"Кто хочет стать отличником?" - Русско-японская война 1904-1905 гг.

Материал представляет собой презентацию, выполненную в стилистике игровой программы "Кто хочет стать миллионером?". Игра проходит по схожим правилам (один из слайдов в начале поясняет соответствие отм...

Аннотация к проекту «ПРОИГРАННАЯ ПОБЕДА»: АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 гг.

Мтаериал подготовлен к IХ областному фестивалю презентаций учебных и педагогических проектов. Проект защищался в секции по истории  "Сокровища веков". В работе проанализированы причины поражения ...

Проверочная работа 11 класс. Первая русская революция и русско-японская война

Проверочная работа служит для проверки знаний учащихся 11 классов и способствует их постепенной подготовке к ЕГЭ...

русско-японская война и начало первой русской революции

презентция составленая мною, состоит из теоретического материала переложенного в схемы, что позволяет четко формировать знаниевые компоненты и легко усваивать материал....

Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"

Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...

Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»

Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:·        актуализацию полученных знаний по курсу &laq...