Урок истории в 9 классе "Российская экономика на пути к рынку"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

План-конспект урока истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizitnaya_kartochka_uroka.doc591.5 КБ
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Леденева Евгения Александровна

учитель истории и обществознания

государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №3 Петроградского района Санкт-Петербурга

Визитная карточка урока истории

для учащихся 9 класса

Раздел: Новая Россия. 1991 – 2003 гг.

Тема урока: Российская экономика на пути к рынку.

Цель урока: показать роль государства в экономике в 1993 – 1998 гг., организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. рассмотреть значимые моменты в становлении экономики Новой России;
  2. познакомить учащихся с определениями понятий «валютный коридор», «ваучер», «инфляция», «конвертируемая валюта», «либерализация цен», «приватизация» «рыночная экономика».

Коррекционно-развивающие:

создать условия для:

  1. развития мышления (навыков соотносительного анализа, группировки и классификации, комбинаторных способностей);
  2. развития навыков устной (монологической, диалогической) и письменной речи;
  3. развития зрительной памяти и внимания;
  4. расширения представлений об окружающем и обогащение словаря;
  5. коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Воспитательные:

  1. содействовать формированию активной жизненной позиции, уверенности в своих силах, уважения к труду и людям труда,
  2. создать условия для воспитания гуманизма и патриотизма.

Новые понятия: валютный коридор, ваучер, инфляция, конвертируемая валюта, либерализация цен, приватизация, рыночная экономика.

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (групповая, парная работа).

Оборудование урока:

  1. установка для мультимедийной презентации,
  2. тексты и задания для групповой работы,
  3. «словарное лото» для парной работы,
  4. Учебное пособие «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2008.

 Логика построения урока:

  1. Постановка перед учащимися учебной задачи
  2. Деятельность учащихся по выполнению заданий.
  3. Подведение итогов деятельности.
  4. Контроль уровня выполнения заданий.


Предварительный просмотр:

Ход урока

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

I. Организационный момент.

Приветствие.
Проверка готовности к уроку.

Формирование рабочих групп.

Создание положительного эмоционального настроя.

Приветствие.

Выбор лидера группы.

II. Сообщение темы и постановка целей урока.

Мотивация учебной деятельности.

Объявление темы.
Совместная постановка целей и задач урока.

Я уверена, что вы справитесь со всеми задачами и получите только хорошие отметки

Чтение темы урока. Запись в тетради.

Чтение плана.

Слайд 1

Слайд 2

III. Изучение нового материала.

1. От советской экономической системы к рынку.  

 

 

2. «Шоковая терапия».  

3. Приватизация.

Групповая работа.

   

4. Корректировка курса реформ.

   

5. Первые результаты экономических реформ.

Групповая работа.

Постановка проблемного вопроса:

Чем объяснить противоречивый характер результатов экономических преобразований?

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V съезде народных депутатов Б. Н Ельцин выступил с программой перехода к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны

Он заявил о либерализации цен и торговли. Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от реагирования цен, чтобы наполнить рынок товарами.

Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость.

Самым болезненным было решение о либерализации цен.

Ответственным за проведение реформ стал один из их разработчиков вице-премьер Правительства РСФСР Е.Т. Гайдар.

Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с переходом экономики к рынку в конце 80-х гг.  

Правительство объявило о введении свободных, не регулируемых государством цен в январе 1992 г. Оно утверждало, что цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

Действительность оказалась более суровой. Цены на многие товары выросли сразу в 10 — 12 раз, а к концу 1992 г. —  в среднем в 25 раз. Инфляция обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.  

Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой.  

Проанализируйте данные и ответьте на вопросы.

План приватизации на 1992 г.

Разгосударствление государственных предприятий в промышленности – 20%

Разгосударствление предприятий торговли и сферы услуг – 70%

1 группа. Что такое приватизация? Проводилась ли политика приватизации при М.С. Горбачёве? Почему темпы приватизации торговли и сферы услуг были более высокими, чем в промышленности?

2 группа. Что вы можете сказать о приватизации в сфере сельского хозяйства? Подлежала ли земля купле-продаже? Почему этот вопрос был самым болезненным и вызывал наибольшие дискуссии?

3 группа. В чём существенно различались подходы к приватизации Е. Гайдара и Г. Явлинского? Чей подход к этой проблеме, на ваш взгляд, был более рациональным и почему?

В результате первого года реформ правительству не удалось решить основную задачу — стабилизировать экономику страны.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина.

Новый глава правительства сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства.

Кредиты выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных облигаций. Продавая облигации ГКО, которые погашались через несколько месяцев, государство обеспечивало их держателям возможность получения огромных доходов — до 170% годовых.  

Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля.  

Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их владельцам огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса.

Проанализируйте данные о социальной цене первого года реформ и ответьте на поставленные вопросы.

Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991 г.

Мясо – 81%

Молоко – 56%

Овощи – 84%

Рыба – 56%

1 группа. Чем вы можете объяснить резкое падение потребления основных видов продуктов питания в первый год реформ? Существовал ли иной вариант развития событий?

2 группа. В учебнике найдите другие данные о положении основных слоёв российского населения в 1992 г. Каким именно категориям населения труднее всего пришлось в первый год реформ?

3 группа. Чем вы можете объяснить превышение смертности над рождаемостью и неуклонное сокращение численности населения?

Запись в тетради:

Либерализация цен — отказ от государственного регулирования цен в условиях перехода к рыночной экономике.

Запись в тетради:

Конвертируемая валюта — денежная единица, подлежащая свободному обмену на валюту другого государства.

Запись в тетради:

Шоковая терапия – экономические реформы начала 90-х гг. в России

Запись в тетради:

Инфляция — рост цен, связанный с чрезмерным увеличением находящихся в обороте бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров.

 Запись в тетради: 

Приватизация — передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.

Ваучер — в России в 1992 – 1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.

Выполнение задания в группах.

Выполнение задания в группах.

Слайд 3

Слайды 4 – 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

IV. Релаксационная пауза.

Вверх-вниз, влево-вправо.

Круг.

 

Квадрат.

Рисование носом.

Расширение поля зрения.

 

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

6. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.    

7. Россия в мировой экономике.    

 

 В начале 1998 г Черномырдин был отправлен Ельциным в отставку Его преемником стал С. В. Кириенко.  Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, превосходивших возможности бюджета.

17 августа 1998 г правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Одновременно был отменен «валютный коридор», удерживавший в 1995 — 1998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г он снизился в четыре раза. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России Правительство Кириенко было отправлено в отставку

Новым главой Кабинета министров был утвержден Е М Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль «подешевел», импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей Вдвое удалось снизить государственные расходы, в результате чего на смену бюджетному дефициту пришел профицит. Была ликвидирована денежная задолженность правительства бюджетникам и пенсионерам. В мае 1999 г главой правительства был назначен С. В Степашин, сохранивший преемственность курса.

В августе 1999 г новым Председателем Правительства был утвержден В В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новых подходов к экономическому развитию страны.

Начало перехода экономики России к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа.  

Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22% от уровня США, а в 1994 г — 18%. Позиции России оказались серьезно потесненными и новыми промышленно-развитыми странами. Если в начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав, а в середине XX в. находилась на втором месте, то к концу века по совокупным показателям экономического развития она переместилась во вторую десятку мировых держав, а по ряду показателей в расчете на душу населения занимала 55-е место в мире.

Другая проблема состоит в том, что, не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу. От успеха в решении этой задачи зависит, сумеет ли Россия сохранить подобающее ей положение в мире.

Запись в тетради: 

Валютный коридор — в России в 1995 – 1998 гг. установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.

Запись в тетради: 

Рыночная экономика — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений; опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

V. Закрепление изученного материала.
1. Групповая работа.

2. Работа в парах.

1. Работа в группах.

По материалам учебника ответьте письменно на поставленные вопросы:

1 группа. Какие государственные посты занимали к концу 1991 г. Е.Т. Гайдар и Г.А. Явлинский?

2 группа. Что объединяло их экономические программы?

3 группа. В чём заключалась разница их подходов к решению проблемы перехода России к рынку?

2. Работа с терминами. Словарное лото.

ВАЛЮТНЫЙ КОРИДОР — в России в 1995 – 1998 гг. установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.
ВАУЧЕР — в России в 1992 – 1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.
ИНФЛЯЦИЯ — рост цен, связанный с чрезмерным увеличением находящихся в обороте бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров.
КОНВЕРТИРУЕМАЯ ВАЛЮТА — денежная единица, подлежащая свободному обмену на валюту другого государства.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН — отказ от государственного регулирования цен в условиях перехода к рыночной экономике.
ПРИВАТИЗАЦИЯ — передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений; опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

3. Проблемный вопрос:

Чем объяснить противоречивый характер результатов экономических преобразований?

Выполнение задания в группах.

Выполняется работа в парах.

Ответы учащихся.

VI Домашнее задание.

Записать задание в дневник.
Объяснение задания.

Запись в дневниках.

Слайд 19

VII. Итог урока.

Рефлексия.

Выставление оценок в дневники.

Продолжить предложение…

 

Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Российская экономика на пути к рынку"

Презентация к уроку истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учре...

Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики

Библиографическое описание: Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. ...

Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс

Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс - история России...

Российская экономика на пути к рынку.

Урок проводился 31.01.2019 в 9 классе.Цель урока: показать роль государства в экономике в 1993 — 1998 гг., организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий.Задачи урока:Обра...

Российская экономика на пути к рынку

Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Российская экономика на пути к рынку"....

Презентация к уроку "Российская экономика на пути к рынку"

Презентация к уроку "Российская экономика на пути к рынку"...