урок по истории Древнего мира для 5-ых классов
презентация к уроку (история, 5 класс) по теме

представлен урок по истории Древнего мира . Тема урока "Культура Древнего Египта". Урок сопровождается презентацией по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_uroka.pptx2.82 МБ
Файл urok.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство Древнего Египта.

Слайд 2

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Слайд 3

Искусство – отражение окружающей действительности в художественных образах. ЖИВОПИСЬ СКУЛЬПТУРА АРХИТЕКТУРА Направления искусства

Слайд 4

Фараон. Царь Правитель Живой Бог Повелитель всего египетского народа Главный судья Египетского государства

Слайд 5

Пирамида – гробница фараона. Пирамида строилась из _______________ . Она была очень ____________ . Граней в пирамиде - ___. Каждая сторона имеет вид _______________ . Пирамиды строились в __________ .

Слайд 6

Первое чудо света. Строились вручную, из каменных плит. В день работало около 100 000 человек. Самая высокая - пирамида Хеопса. ( 150 метров)

Слайд 7

Мумифицирование Мумия – высушенное тело умершего.

Слайд 8

Саркофаг – это гроб, в который клали мумию.

Слайд 9

Храмы – жилища богов.

Слайд 10

Сфинкс – это фантастическое существо с телом льва и головой человека или барана.

Слайд 11

Скульптура Древнего Египта.

Слайд 12

Живопись.

Слайд 13

1 2 3 4 5 6 7 8 9



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

 средняя общеобразовательная школа №11

имени Вячеслава Владимировича Рассохина.

М  У  З  Ы  К  А

 Урок в  5-ом  классе

с использованием ИКТ для усиления обучающего эффекта.

Тема урока:

«Музыка русских и зарубежных композиторов,

созвучная сегодняшней проблеме

э к о л о г и и ».

Заслуженный  учитель РФ

Домашенко Н.П.

г.Армавир

2012 г.

Цель урока: На примере музыки и песен русских и зарубежных композиторов

                      XYIII-XX в. рассмотреть главные задачи по темам 5 класса и                        

                      проследить  их созвучие сегодняшней экологической проблемы.

Тип урока:   урок обобщения.

Задачи.   Образовательные: рассмотрение одной из  граней тем 5 класса –                  

                слияние  жизненной правды и красоты искусства.

                Воспитательные: воспитание у учащихся любви и интереса к    

                музыке и литературе, рисующей картины природы, эстетического    

                вкуса. Научить школьников жить в созвучии с окружающим миром,

                любить и беречь родную природу.

                Развивающие: развитие чувств и эмоций, глубокого переживания

                при просушивании и исполнении музыки о природе.

                Оборудование: фортепиано, мультимедиа.

Основные этапы урока.

  1. Вступительная беседа по темам «Преобразующая сила музыки» и «В  чём сила музыки».
  2. Выводы учащихся по теме «Преобразующая сила музыки».
  3. Слушание музыки, размышление о ней, о её связи с экологией.

«Весенние воды». Муз. С.Рахманинова (1873-1943), ст. Ф.Тютчева.

Весенняя песня. Муз И.Баха (1685-1750), р. текст С.Гинсберга.

  1. Выводы учащихся по теме «В чём сила музыки».
  2. Слушание музыки фр. к.  Камиля Сен-Санса (1835-1921) «Лебедь» из

сюиты «Карнавал животных».

  1. Исполнение песни «Просьба».

Муз. А.Пахмутовой, ст. Р.Рождественского.

  1. Итог урока. Оценка знаний  учащихся.
  2. Домашнее задание.

Сделать образно-эстетический анализ музыки К.Сен-Санса «Лебедь» и связать его с экологической проблемой.

 Ход урока.

Учитель. Сегодня мы проводим урок обобщения по темам уроков музыки в    

                 5-ом классе – «Преобразующая сила музыки» и «В  чём сила          

                музыки».

Слайд 1. Тема урока: «Музыка русских и зарубежных композиторов,

созвучная сегодняшней проблеме  э к о л о г и и ».

                Мы поговорим не только о великой силе искусства, раскрывающей  прекрасные картины природы, растительного и животного мира, но и об отношении человека к окружающему миру.

    Слайд 1.   «Преобразующая cила музыки».           

                 Давайте послушаем ваши выводы по теме «Преобразующая cила музыки».

Ученик. Слушание и исполнение музыкальных произведений в I-ом полугодии научило нас понимать, что источником всей окружающей нас музыки является жизнь, что музыка воздействует на жизнь через человека и в этом заключается её преобразующая сила.

Ученик. Различная по характеру музыка может человека успокоить, взволновать, заставить вспомнить   какие-то страницы жизни, сделать его счастливым и даже довести до слёз.

Ученик. Мне очень понравился и запомнился романс «Весенние воды», как своеобразный сплав поэзии и музыки, выразительности и изобразительности.

    Слайд 1.   Портрет  Фёдора  Ивановича Тютчева.

Учитель. Для Фёдора Ивановича Тютчева природа – не просто одна из постоянных тем его творчества, предмет поэтических раздумий.

Слайд 1.  Природа в его стихах наделяется собственным характером, она погружается в различные состояния – от томительного сна, до бурного ликования.

Слайд 2. Портрет Сергея Васильевича Рахманинова.

В фортепианном сопровождении романса р.к. Сергей Васильевич Рахманинов очень красочно и правдиво передал то, о чём поют стихи Тютчева: «Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд!»  Это – восторженный гимн приближающейся весне, гимн радости и счастья, воспевающий обновление жизни.

 Слайд 2.  Слушая музыку, давайте устно нарисуем картину природы,  изображённую в этом романсе.

                  /Фонограмма «Весенние воды»/.

1-е исполнение. Солистка.

2-е исполнение. Муслим Магомаев.

                   

 Ученик. Музыкальное сопровождение создаёт ощущение стремительного бега, быстрого движения маленьких ручейков, сливающихся в одну бурную реку.

Учитель. В этой музыке мы видим образ юных, безудержных, пробуждающихся сил весны.

Ученик. В этой музыке я вижу яркое солнце, один из тёплых весенних дней, когда начинает таять снег и ручейки, стекающие с гор, вливаются в одну полноводную реку, которая стремиться раствориться в море.

Ученик. Я хочу отметить, что кульминация этой песни приходится на слова

«… она нас выслала вперёд!» и как бы говорит: «Человек, обрати внимание на ликование родной природы. Люби и береги её».

Учитель. Этот романс написан в первой половине XX века, а возраст Весенней песни немецкого к. Иоганна Себастьяна Баха насчитывает более 250 лет, но она жива и так же, как и в те далёкие годы учит нас любить и беречь родную природу. Исполнить Весеннюю песню нам поможет вокальная группа нашего класса.

Слайд 3.  /Исполняется Весенняя песня муз. И.Баха, русский текст С.Гинзберга с фортепианным сопровождением учителя/.

Ученик. Обе песни написаны в мажорном ладу.  Их музыка проникнута ярким солнечным светом, красотой описанного времени года. Она бессмертна. Это – музыкальный учебник времени года – весна.

Учитель. Тема «Правда и красота музыки, рисующей картины природы» рассказывает об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека. Данная тема присутствует на наших уроках с 1-го класса. Песни о берёзе, о тонкой рябине, о медведе в лесу, о перепёлочке и о жаворонке, звучала музыка Э.Грига о наступлении утра и заходе солнца, музыка П.Чайковского об осени, М.Мусоргского о рассвете на Москве-реке, Р.Щедрина о ночи, Г.Свиридова о снежной зиме, Д.Кабалевского о весне и добром утре, звучали песни о Волге и Днепре и мы поняли, что всё искусство и музыка, и литература, и изобразительное искусство связаны с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека, что музыка часто бывает, красива именно  потому, что рассказывает о красоте природы, а, следовательно, и о красоте жизни.

Ученик. У р.к.Николая Андреевича Римского-Корсакова есть оперные и не только оперные произведения, в которых он воспевает природу – море, лес, солнце, время суток и времена года, на первое место я поставил бы его оперу «Снегурочка», в которой звучат отголоски русских народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц.

Учитель. Музыка Римского-Корсакова учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь – беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства…

                 Давайте вспомним, что выражает и изображает музыка «Увели нашу подружку» композитора В.Салманова.

Ученик. Я помню, что эта музыка выражает растревоженность птичьей стаи,    

 изображает журчание воды, взмахи птичьих крыльев.

Учитель. Лебедь – красивейшая, царственно величественная птица. Недаром в народе про красивую статную девушку говорят: «плывёт, словно лебёдушка». В сказке о царе Салтане А.Пушкина именно лебедь превращается в прекрасную царевну.

                                          Князь у синя моря, ходит,

С синя моря глаз, не сводит;

                                          Глядь, поверх текучих вод

                                         Лебедь белая плывёт.

                  После чудесного превращения в царевну Александр Сергеевич подчёркивает красоту царственной птицы и царевны

                                         Встрепенулась, отряхнулась

                                         И царевной обернулась:

                                         Месяц, под косой блестит,

                                         А во лбу звезда горит;

                                         А сама-то величава,

                                         Выступает, словно пава;

                                         А как речь-то говорит,

                                         Словно реченька журчит.

                   В лучших произведениях французского композитора Камиля Сен-Санса, написанных в 60-80-е годы XIX века воплощены характерные черты его композиторского стиля: задушевная выразительность и пластичность мелодии, гармоническое изящество, красочность оркестрового колорита.

                   Название этого музыкального произведения из сюиты Сен-Санса «Карнавал животных» вы без труда определите на слух.

Слайды 5-9. Звучание фонограммы «Лебедь».

Слайд 10. Наш урок мы заканчиваем исполнением ранее выученной песни «Просьба», авторы которой композитор Александра Пахмутова  и поэт Роберт Рождественский как бы подводят итог нашего урока:

«Люди-человеки. Мы теперь навесно должники природы!

Любите и берегите её».

(Хоровое исполнение песни «Просьба» с фонограммой «минус» или с фортепианным сопровождением учителя).

 

Учитель. Подведение итогов урока.  

Я оцениваю вашу работу на уроке высшим баллом – «5».

 Домашнее задание. К следующему уроку сделать образно-эстетический анализ музыки «Лебедь»  и связать его с проблемами экологии.

Можно воспользоваться языком изобразительного искусства.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

 средняя общеобразовательная школа №11

имени Вячеслава Владимировича Рассохина.

Вокальная и инструментальная музыка на уроках

и  во внеклассных мероприятиях

рисующая картины природы,

растительного и животного мира,

рассказывающая об отношении человека к природе,

о воздействии природы на человека,

созвучная сегодняшней проблеме экологии.

Заслуженный  учитель РФ

Домашенко Н.П.

1 класс. Певческий репертуар.

«Во поле береза стояла» р.н.п.

«Перепелочка» белорусская н.п.

«Степь широкая» казачья н.п.

«Нащ край» муз. Д.Кабалевского, ст.А.Пришельца.

Слушание музыки. 

15 урок. Музыка рисует картины природы.

«Утро в лесу». «Вечер».

18 урок. Куда ведет песня? /Симфония/.

Фрагмент финала симфонии №4. Муз. П.И.Чайковского.

19 урок. Куда ведет песня? /Концерт/.

Фрагмент 2-ой части 3-го концерта для фортепиано с оркестром. Д.Б.Кабалевского.

2 класс. Певческий репертуар.

«Скворушка прощается». Муз. Т.Попатеко. ст. М.Ивенсен.

«Утро». Муз. Э.Грига.

«Почему медведь зимой спит». Муз. Л.Книппера, ст. А.Коваленкова.

«Дружат дети всей земли». Муз. ДЛьвова-Компанейца, ст. В.Викторова.

«Во поле береза стояла» р.н.п. Канон.

Слушание музыки.

«Ночь», «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Муз. Р.Щедрина.

Вариации на тему белорусской н.п. «Перепелочка». /Цимбалы/.

Вариации на тему фрацузской н.п. Пастушья песня. Муз. В.Моцата.

Темы из симфонической сказки «Петя и волк». Муз. С.Прокофьева. Тема птички, Петя с птичкой разговаривают, Тема утки, утка и птичка спорят.

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане». Муз. Н.Римского-Корсакова.

3 класс. Певческий репертуар.

 «Вниз по матушке, по Волге» р.н.п.

«Заход солнца». Муз. Э.Грига, ст. А.Мунка, русский текст С.Свириденко. «Вишня» японская н.п.

«Жаворонок» польская н.п.

           Слушание музыки.

Вариации на тему р.н.п. «Вниз по матушке по Волге». Муз. А.Даргомыжского. Вариации на тему р.н.п. «Тонкая рябина». /Гитара/.

Ревет и стонет Днепр широкий». Украинская н.п. Ст. Т.Шевченко.

Осенняя песня. « Октябрь» из цикла «Времена года». Муз. П,Чайковского. Вариации на тему японской н.п. «Вишня». Муз. Д.Кабалевского.

«Наша весна». Главная мелодия 3-ей части кантаты «Песня утра, весны и мира». Муз. Д.Кабалевского, ст.Ц.Солодаря.

Вариации на тему французской н.п. Пастушья песня. Муз. В.Моцарта.

4 класс. Певческий репертуар.

 «Жаворонок». Муз. М.Глинки, ст. Н.Кукольника.

«Моя Россия». Муз. Г.Струве, ст. Н.Соловьевой.

«Поет зима, аукает». Мелодия 2-ой части «Поэмы памяти С.Есенина».

Муз. Г.Свиридова.

Слушание музыки.

Вариации на тему песни М.Глинки «Жаворонок». Муз. М.Балакирева.

Финал 4-ой симфонии П.Чайковского. /Р.н.п. «Во поле береза стояла»/.

Финал 1-го фортепианного концерта П.Чайковского. /Укр. н.п. «Веснянка»/. «Рассвет на Москве-реке». Муз. М.Мусоргского.

5 класс. Певческий репертуар.

«Гек Финн». Муз. и ст. Юрия Кукина.

Весенняя песня. Муз. И.Баха, русский текст С.Гинзберга.

«Просьба». Муз. А.Пахмутовой, ст. Р.Рождественского.

Слушание музыки.

«Лебедушка». Концерт для хора. /Фрагмент 4-ой части «Увели нашу подружку»/. «Весенние воды». Муз. С.Рахманинова, ст. Ф.Тютчева.

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».

 Песня Леля. Сцена и ария Снегурочки.

6 класс. Певческий репертуар.

Песня туристов из оперы «А зори здесь тихие». Муз. К.Молчанова.

«Звездопад». Муз. А.Пахмутовой, ст.Н.Добронравова.

7 класс. Певческий репертуар,

«Я шагаю по Москве». Муз. А.Петрова, ст.Г.Шпаликова.

Дополнительный материал по слушанию музыки.

П.Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года».

А.Вивальди. «Времена года».

«Шелест весны». Кристиан Синдинг.

«Форель». 4-ая часть квинтета Ля мажор.

Франц Шуберт. Вальс «Деревенские ласточки из Австрии».

Камиль Сен-Санс. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных».

Иоганн Штраус мл. «На прекрасном голубом Дунае».

Иоганн Штраус мл. «Сказки Венского леса».

Снимок 2006г.

Тема урока:

«Музыка русских и зарубежных композиторов,

созвучная сегодняшней проблеме

э к о л о г и и ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник  Ф. А. Михайловского....

Разработка урока по Истории Древнего мира "Финикийские мореплаватели", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при  повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется  игровая технология  (урок-путешест...