Театр и музыка в Древней Греции
план-конспект урока (история, 10 класс) на тему

Конспект урока можно использовать на уроках МХК и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_i_muzyka_v_drevney_grecii.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования РФ

Муниципальнаябюджетная Городищенская средняя общеобразовательная школа №1

403003 Волгоградская область,

п. Городище, ул. Чуйкова, 6а                                               т. 8 (844 68) 3-30-48

 

Конспект урока в 10 классе

по мировой художественной культуре

Тема:   Театр и музыка в Древней Греции

 

 

 

Составила учитель истории

и обществознания

высшей категории

Денисова Татьяна Викторовна

Городище, 2012

Опережающее задание: между учащимися распределяются роли (актёры, корифеи, искусствоведы, хор, Дионис)

Форма урока:     урок – путешествие в прошлое

Ход урока:

АОЗ

1. Физминутка (под музыку «Сиртаки»)

2. Оргмомент

- Хайрете пайдес. Калой кай агатой.

Здравствуйте дети, прекрасные и совершенные.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Древней Греции. Давайте вспомним   достижения греческой культуры.

3. Проверка домашнего задания.

Исторический диктант.

  1. Какому общественному деятелю V в. до н.э. принадлежит это высказывание?

«Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности» (Перикл)

  1. Какой город считается центром греческой цивилизации? (Афины)
  2. Относятся ли следующие архитектурные комплексы к греческой культуре. Ответьте – да или нет.

А) Ансамбль Акрополь (да)

Б) Храм Ники Аптерос (да)

В) Мегалиты (нет)

Г) Храм Амон-Ра в Луксоре (нет)

Д) Парфенон (да)

  1. Как зовут нимфу, воспитавшую юного бога Диониса, которой посвятил своё творение древнегреческий скульптор Скопас (Менада)
  2. Какое архитектурное сооружение располагается на южном склоне Акрополя? (театр Диониса)

ФНЗ

1. Введение в тему.

Литературно-художественный эпиграф:

            (под торжественную музыку звучит текст из книги И.Бояджиева)

          «В зале полная тишина, на заднем плане вырисовываются колонны древнего храма, и раздаётся глухая заунывная музыка. На  сцену  выходит актер, выходит большими шагами, он полон решимости, энергии, силы.

          Его речь – страстный призыв к действию, к правому отмщению…

Звучат голоса Древней Эллады…»

           Никогда человек не был так гармоничен, как в Древней Греции. Жизнь греков состояла из религии, а религия - из общения  с богами.  Жители Древней Эллады считали, что религия подобна жизни, а «человек подобен богам» - видимо, с этим и было связано гармоничное развитие нации.            

            Греческие мифы были основой для театральных зрелищ, которые постепенно переросли в важный вид искусства  Т Е А Т Р.

Театр зародился в Древней Греции.

- Что такое «театр»?                                                                                                                    

  (по словарю переводится как «место для зрелищ» и вид  искусства на сцене)   Зрелища, на которые собирался почти весь город, все свободные граждане       Афин, имели очень большое  значение.

      2. Сообщение темы и целей урока.      

Нам предстоит совершить путешествие в мир древнегреческого театра  (запишите тему урока)

и  выяснить (запись плана урока):

   1.    Что из себя представлял театр в Древней Греции?

   2.     Какое  значение для древних греков имел театр?

   3.     Что общего и различного между театром древнегреческим и театром      

           современным?

4. Музыкальное искусство.

 

          Сегодня на  уроке  присутствуют театроведы, настоящие участники  и очевидцы древнегреческого театра.

 

- Какой греческий бог имеет прямое отношение к театру?      (Дионис)

                               (выходит  ученик  в  роли Диониса)

Дионис:    

         Я, Дионис, был первым демократическим богом в греческом пантеоне, и меня воспринимали не только как покровителя винограда, но и как покровителя художественных потребностей.  Боги, как считали греки, могут всё, но не умеют страдать, т.к. они бессмертны.

          Я же единственный бог, который умел страдать, то есть принимал страдания народа на себя.

           С дионистических шествий, где люди во время ритуальных обрядов впадали в безумие,  зарождались первые подобия комедий и трагедий.

            Таким образом, я являюсь своего рода прародителем театра.

- Спасибо, уважаемый Дионис!

-  А как же выглядело театральное помещение в Древней Греции?

    Каково было его устройство?

                         Устройство древнегреческого театра

(на доске иллюстрация или слайд «Театр Древней Греции» - схема устройства)

Ученик:  О том, как был устроен театр в Древней Греции, говорят уцелевшие во многих местах театральные сооружения. Их вместимость была довольно внушительная.   Афинский театр Диониса  вмещал, например, около 17 тысяч зрителей.

(слайд «Театр Диониса в Афинах»,  схема устройства древнегреческого театра)

Древнегреческий театр напоминал скорее театральный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – ОРХЕСТРЕ.    Помещение, откуда актёры выходили на орхестру,

называлось СХЕНА.

              Скамьи для зрителей вырубали прямо на каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков – ТЕАТРОН.

 

-  Как сейчас называется  место  для игры актеров? –  (СЦЕНА - очень похоже на древнегреческое слово СХЕНА – «возвышение»).

          Что же происходило во время представлений на орхестре, нам расскажут настоящие актеры из древнегреческого театра.        

                 

  Искусство актера в древнегреческом театре

             (под музыку выходят актеры и Корифей - они в костюмах)

Актер:   Актеры в Древней Греции выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, герой, женщина и т. п.), либо душевное состояние (радость, горе, надменность, отчаянье и т. д.) и в париках.

Женские роли играли мужчины. Приходилось  увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой подошве – КОТУРНЫ.

          Кроме актеров в спектакле участвовал  ХОР,  возглавляемый  КОРИФЕЕМ.

Корифей:  Я, Корифей, обращаясь к многотысячной аудитории, рассказывал миф, положенный в основу трагедии. А хор поддерживал героя в его правой борьбе, осуждал его за ошибки, гневно корил за преступления, впадал в отчаянье при бедствиях, рыдал над погибшим. Но во всех случаях хор выражал мнение народа, публики, ведь хор состоял из граждан Афин и был как бы символом живого участия народа в представлениях.

              В древнегреческом театре почти не было декораций. Вся эта скромность изобразительных средств (костюмы, маски, парики, отсутствие декораций и т. д.) существовала потому, что искусство в древнегреческом театре в основном опиралось на слуховое и зрительное восприятие актерского мастерства. И главными средствами выразительности были  ЖЕСТЫ,  РЕЧЬ,  ДЕКЛАМАЦИЯ.

- Вопросы к классу:  Что определило подобный внешний вид  

  древнегреческих актеров?    

-Кто такой Корифей  сегодня?

       Представления древнегреческого театра были «думой о жизни», здесь, на орхестре совершались важные захватывающие события, сталкивались мощные характеры.

- Какие виды представлений проходили в театре Древней Греции?

  Что вы о них знаете?

                    О представлениях древнегреческого театра

Ученик:  На сцене проходили два вида представлений.

                ТРАГЕДИЯ – изображает на сцене такие события, когда герой    

                                         борется со злыми силами и погибает.

                КОМЕДИЯ – изображает на сцене такие события, которые    

                                        вызывают смех.

Все эти понятия являются частями одного целого и называются – ДРАМАТУРГИЯ, т. е. литература для театра.

А   ДРАМАТУРГ – это автор, создающий литературу для театра.

- Давайте познакомимся с самыми известными древнегреческими    

   драматургами.  Слово театроведам…

Ученик:  Всемирную славу древнегреческому театру принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид.

Эсхил – был автором  90 трагедий, из них сохранились 7,  среди них трагедии «Персы»,   «Прикованный Прометей»,   «Орестея» и др.         Побеждал в состязаниях драматургов 13 раз.  Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия.

Софокл – был автором 123 трагедий, из которых до нас дошли тоже 7.

Созданные им трагедии – «Антигона», «Царь Эдип», «Электра» - глубоко человечны.        Главное в его пьесах – это  противоборство человека и  неотвратимости судьбы. Софокл признавался великим трагиком на состязаниях 24 раза(!).

Еврипид -  младший из трех знаменитых драматургов, его творчество  отличает интерес к человеческой личности, к  её индивидуальности. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной и психологизмом. Еврипид написал  92 трагедии, их них сохранились 19.

Древнегреческую комедию прославил Аристофан.  Среди его комедий «Всадники», «Лягушки», «Осы», «Облака» и др.  В форме язвительной сатиры Аристофан высмеивал в своих комедиях политическую жизнь Афин.

- Какое значение для древних греков имел театр?  Думается, на этот вопрос

   лучше всего ответят настоящие граждане Афин.

Корифей - 1:

Мы, греки, очень любим свой театр. Спектакли идут очень долго, а зрители в дни представлений сидят в театре с восхода до заката – другого освещения, кроме солнечного, мы не знаем. Перед началом представления на орхестре происходят разные общественные церемонии:  делегации союзных городов преподносят афинскому народу подарки; возносятся жертвы богам и особенно покровителю театра богу Дионису.

Корифей – 2:  

Театр в  Греции – учреждение государственное. Наши власти придают большое значение его воспитательной роли, драматурги пишут пьесы не ради гонорара, а ради славы и почета. Плата за вход в театр очень низкая.

Пока мы беседуем с вами, в театре собирается публика, и сейчас начнется представление.

-  А вам предлагается побыть  немного зрителями древнегреческого    

  театра. Отрывки из трагедий вам представляют граждане Афин.

           

                   Разыгрываются отрывки из трагедий:

                     Отрывок из трагедии Софокла «Антигона»

Корифей:  Два брата Антигоны вступают в борьбу и убивают друг друга.  

                  Правитель Фив Креонт приказывает похоронить старшего брата

                  с почетом, а труп младшего – Полиника – бросить на съедение  

                  зверям и птицам. Креонт запрещает под знаком смерти

                  хоронить его.  Антигона, сестра Полиника и невеста сына Креонта  

                  Гемона, несмотря на запрет, решается похоронить тело брата.

                                                                            Хор:  В мире много сил великих,

но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Мчится он непобедимый,

По волнам седого моря,

Сквозь ревущий ураган.

Плугом взрывает он борозды

Вместе с работницей – лошадью,

Вечно терзая Праматери,

Неутомимо рождающей,

Лоно богини Земли.

                 В мире много сил великих,

но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Корифей:  

 Антигона хоронит брата, но её заметили и приводят к Креонту. Она смело признается царю, что похоронила Полиника. Креонт приговаривает её к смерти. Гемон напрасно убеждает отца помиловать её. Антигону замуровывают в склепе.

                      Узнав от прорицателя о гневе богов, Креонт спешит освободить Антигону, но она уже мертва,  и Гемон закалывает себя мечом поред трупом невесты. Не в состоянии вынести смерть сына, его мать Эвридика кончает жизнь самоубийством.

Вопросы к классу:  

-  Давайте представим,  что переживал античный зритель,  что чувствовал,    

   видя страдания  героя?

                                          Вывод:   Зритель переживал  мучения главного    

                                                          героя, чувствовал к нему

                                                          жалость и страх,  особенно, если герой  

                                                          страдал безвинно.  

                                                          И  этим  самым на зрителя  должно было

                                                          оказываться  очищающее воздействие  

                                                          трагедии:   КАТАРСИС – «очищение».  

- Мы находимся в театре Древней Эллады, а что же представления тут проходят без музыкального сопровождения? Нет. Оказывается не только театр зародился в древней Греции, но и музыка. Благодаря грекам достоянием музыкальной культуры стали такие важнейшие понятия, как мелодия, гармония, ритм, хор и оркестр, симфония.

В жизни греков музыка значила очень многое. Она сопровождала их во время праздников, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений.

Музыкальное искусство было преимущественно вокальным при инструментальном сопровождении. И сегодня у нас есть уникальный случай услышать древнегреческую музыку в исполнении древнегреческого инструмента.

(прослушивание записи)

Закрепление

Мы возвратились из прекрасного путешествия в мир музыки и театра Древней Эллады, побывали в роли зрителей, актеров, драматургов, других участников и создателей античного спектакля. Также узнали новые слова и понятия.

Давайте обменяемся впечатлениями об услышанном, увиденном: о самом театре, о том, что греческая драматургия дала для развития современного театрального искусства, об актерской профессии, наконец, о просмотренных отрывках античных трагедий.

1. Разрешение главных проблем урока:

   1.    Что из себя представлял театр в Древней Греции?

   2.     Какое  значение для древних греков имел театр?

   3.     Что общего и различного между театром древнегреческим и театром      

           современным?    

Подведение итогов, разрешение проблем урока.

Возможно проведение на этом уроке игры – викторины по понятиям и терминам

(класс делится на группы)

1.  Из представленных понятий и терминов:

ТЕАТР                            АКТЕР                         КАТАРСИС

ТРАГЕДИЯ                    КОРИФЕЙ                  СХЕНА

КОМЕДИЯ                     ДРАМАТУРГИЯ       ЖЕСТЫ

ТЕАТРОН                      ДРАМАТУРГ              МИМИКА

СЦЕНА                           ХОР                              РЕЧЬ

КОТУРНЫ                     ОРХЕСТРА

необходимо выбрать слова, соответствующие заданиям по группам.

1-я группа – выбрать понятия, сохранившиеся в современном театре;

2-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к драматургии;

3-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к устройству театра;

4-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к игре актеров.

2. Индивидуальные  задания.

                   

К  представленным определениям подобрать соответствующие слова  из  списка:

      1)  Место для игры актеров в современном театре…

      2)  Изображаемые на сцене события, вызывающие смех…

      3)  Изображаемые на сцене события, приводящие к гибели

            главных героев…

      4)  Место для зрелищ в Древней Греции, а теперь и сценический вид  

             искусства…

       5)  Место для игры актеров в театре Древней Греции…

       6)  Предводитель хора в театре Древней Греции…

       7)  Места для зрителей в театре Древней Греции…

       8)  Группа людей из народа, принимавшая участие в античных  спектаклях…        

        9)  Специальная обувь на высокой платформе для выступления античных актеров…            

       10) Литература для театра…        

       11)  Переживания зрителя из-за мучений и страданий героя,  

               и  как  следствие – духовное очищение…

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект "ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"

Изучая тему «Античный театр» один из учащихся рассказал о том, что с родителями был в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей ...

творческий проект " ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Название проекта: «Театр Древней Греции». 2. Руководитель:.учитель истории 3. Состав проектной группы: уч-ся 5 кл 4. Тип проекта: тво...

Творческий проект "Театр Древней Греции"

МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципального района РТ.Учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»ПАСПОРТ  ПРОЕКТАНазвание про...

3 класс. Театр. Древняя Греция (презентация PowerPoint)

Презентация PowerPoint для блока уроков о театре,  3 класс, программа Б.М.Неменского....

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

«Был бы современный театр без театра Древней Греции?»

Ребята задались вопросом: был бы современный театр без театра Древней Греции? Они изучили особенности античного театра, сопоставили их с современностью, съездили в Саратовский ТЮЗ, разучили сценки из ...

Музыка в Древней Греции

Презентация к уроку МХК...