Урок – исследование "Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Вагу Мария Викторовна

УМК

А. Данилов, Г. Косулина. «История России. Конец XVI - XVIII век». 7 класс.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepan_razin.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОК БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 334 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Вагу Мария Викторовна,

заместитель директора по УВР,  

учитель истории

Урок – исследование

«Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?»

для учащихся 7 класса

Санкт-Петербург

2012

УМК

А. Данилов, Г. Косулина. «История России. Конец XVI - XVIII век». 7 класс.

Цель урока:

Развитие креативного мышления при решении проблемного задания, активизация исследовательской деятельности.

Задачи урока:

  1. обучающая:  охарактеризовать личность Степана Разина, закрепить и углубить знания, полученные при изучении темы «Народные выступления  в XVII веке».
  2. воспитывающая: формирование интереса обучающихся к историческому прошлому нашей страны.
  3. развивающая: содействовать формированию навыков работы с видеоматериалами источников, развивать способность к аналитическому мышлению.

Форма урока: урок-исследование.

Основные понятия: крепостничество, бунт, «прелестные письма».

Важнейшие даты: 1667-1669- первый этап выступления отрядов Разина («поход за зипунами»), 1670-1671- второй этап выступления (крестьянская война под предводительством Степан Разина).

Оборудование урока: компьютер, проектор, анимированная карта «Восстание Степана Разина» (PowerPoint), видеоматериал «Бунты в России №2. Степан Разин» http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1534» (телеканал 365 дней ТВ).

Просмотр видеоматериала. Разрешение проблемы.

Подведение итогов. Домашнее задание

Вводная часть урока. Постановка проблемы

Ход урока

1.Вводная часть урока. Постановка проблемы.

  1. Как назвали историки XVII век?
  2. Почему этот период  так называется?
  3. Почему не было такого количества восстаний при Михаиле Федоровиче?

Три с лишним века не ослабевает  интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены многочисленные легенды, сказания, песни. Историки анализируют бунт Стеньки Разина, а кинорежиссеры, писатели, поэты, художники в своих произведениях пытаются отразить мысли и чувства этого человека.  Три песни о Стеньке Разине написал А. С. Пушкин. В конце XIX века популярной народной песней стало стихотворение Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. По мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм «Понизовая вольница».

Наш урок сегодня будет посвящен, наверное, самой известной личности «бунташного» века - Степану Тимофеевичу Разину, атаману донских казаков. Мы попытаемся проникнуть в «загадочную русскую душу», понять, кто же он - Степан Разин, вождь самого крупного народного выступления «бунташного века»?

Нам поможет совершить путешествие в прошлое нашей страны видеоматериал телеканала 365 дней ТВ «Бунты в России № 2. Степан Разин" и ответить на вопрос «Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?».

2.Просмотр видеоматериала. Разрешение проблемы.

Видеоматериал можно использовать на уроке по данной теме по следующим причинам:

а) продолжительность программы составляет не более 25 минут;

б) тема урока «Восстание Степана Разина» несложная и материал легко усваивается обучающимися, поэтому  18-20 минут достаточно для разрешения проблемы, поставленной в начале урока;

в) во время просмотра видеоматериала целесообразно, чтобы обучающиеся заполняли «Дневник просмотра видеоматериала» (имеется у учеников, если учитель периодически использует видеоматериалы или фрагменты на уроках).

Примерный образец  «Дневника просмотра видеоматериалов»:

Название видеоматериала

Производитель (правообладатель)

Дата просмотра

Жанр (очерк, спектакль, фильм, телепередача, учебный фильм и т.д.)

Краткое изложение видеоматериала

Оценка. Критика, вывод

Разрешение проблемы.

Обучающиеся выступают по различным аспектам проблемы:

Аспекты проблемы

Примерные ответы обучающихся

Причины восстания Степана Разина

В дореволюционной историографии (желание беднейшей части казачества погулять за чужой счет и «добыть себе зипунов»).

В советской историографии (обострение классовых противоречий и резкое усиление крепостного права).

В видеоматериале (гибель старшего брата Ивана Разина, свободомыслие, борьба с несправедливостью и чиновничьим произволом).

Социальный состав участников восстания Степана Разина. Причины, подтолкнувшие к выступлению каждую социальную группу.

Усиление крепостного права привело к тому, что на Дону скопилось много беглых крепостных крестьян (голытьбы), которые были недовольны политикой правительства, планировавшего подчинить казаков закону. Движение вначале было чисто казачьим и носило грабительский характер. Затем присоединились крестьяне Поволжья, которые убивали своих помещиков. Городские низы только отчасти участвовали в восстании Степана Разина.

Основные этапы восстания Степана Разина

Использование анимированной карты «Восстание Степана Разина».

1667-1669 – «поход за зипунами»;

1670-1671 – восстание в Поволжье

Степан Разин – самый популярный вождь народного восстания.

Обучающиеся на основании информации просмотренного материала отвечают:

а) имидж (внешний вид, сверхъестественная сила);

б)сравнение с Емельяном Пугачевым (последние дни жизни, поведение во время казни, судьба любимых женщин).

Каким было бы будущее России в случае победы Степана Разина.

В программе восставших («прелестные письма») не было новых форм государственного устройства, образцом являлось самоуправление (казацкий круг, т.к. движущей силой восстания были казаки), без царских воевод и предполагался дележ имущества бояр.

 

3.Подведение итогов. Домашнее задание.

Обучающиеся делают вывод, отвечающий на поставленный в начале урока вопрос:

Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?

(Бунт имел смысл, потому что не дал народу забыть свободу, но волю участники восстания понимали как вседозволенность и безответственность. Монархическое сознание восставших было направлено против царских воевод, увеличившегося количества чиновников, приказной волокиты, а не против царя).

Что нового Вы узнали на уроке?

Какие моменты урока Вам запомнились?

Достаточно ли полными и правильными были выступления участников обсуждения проблемы?

Домашнее задание.

Составьте кроссворд «Восстание Степана Разина».

Требования к оформлению кроссворда: 3-5 слайдов, рисунки выполняются в графических редакторах Paint, Adobe Photoshop. Презентации в форме кроссворда выполняются в редакторе офисного пакета Microsoft Office (Power Point). Работа должна обязательно включать:

  1. чистую сетку с кроссвордом;
  2. задания по вертикали и по горизонтали;
  3. сетку кроссворда с заполненными ответами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстание Степана Разина: беспощадный бунт или борьба с несправедливостью?

Презентация к уроку для учащихся 7 класса с пояснительной запиской, анимированной картой и флэш-презентацией.ссылка http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,91443/...

журнал "Восстание Степана Разина"

Журнал в FlippingBook Publisherссылка для просмотра http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,93210/Itemid,6/...

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

В данной разработке учащимся даётся представление о положении крепостных крестьян о крестьянской войне....

Крестянская война под предводительством Степана Разина

Даный материал предназначен для изучения в 7 классе, на уроках истории....

конспект урока по истории на тему:Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Конспект урока по истории России  в 7 классе на тему :Крестьянская война под предводительством Степана Разина...

Конспект урока истории Отечества "Крестьянская война под предводительством Степана Разина"

Конспект урока истории Отечества в 8 классе, предназначен для педагогов коррекционной школы...