Урок-исследование: Октябрь 1917: закономерность или случайность?
методическая разработка (история, 11 класс) по теме

Данная работа построена на решении проблемных вопросов. Технология - учебная дискуссия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._oktyabrskaya_revolyuciya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование: Октябрь 1917: закономерность или случайность?

Учебная задача: дискуссии в исторической науке, неоднозначность трактовки событий октября 1917 г

. Учебные цели: 1) расширение и уточнение понятий: революция, переворот, модернизация, мировая революция, марксизм, диктатура пролетариата.

2) актуализация знаний по теме «Три эшелона модернизации».

3) выявление закономерностей и случайностей в событиях октября 1917 года.

4) анализ роли В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, А. Керенского, Л. Г. Корнилова и др. в событиях октября 1917 г.

5) выявления возможных альтернатив развития России

6) анализ последствий Октябрьской революции для мировой цивилизации.

Развивающие цели: 1) развитие навыков и умений логического мышления;

2) развитие исторического воображения;

3) развитие навыков дискуссии.

Воспитательные цели: 1) воспитание толерантности, 2) воспитание чувства коллективизма.

Оборудование и материалы: плакаты, статистические данные.

Ход урока.

Предварительно в классе выделяются группы «революционеров», «контрреволюционеров», которые представляют свои взгляды по следующим вопросам:

  1. События октября 1917 г.: революция или государственный переворот? Была ли Россия готова к социализму?
  2. В чём причины прихода большевиков к власти?
  3. Была ли альтернатива Октябрю?
  4. Октябрь 1917 г.: величайшее событие или социальная катастрофа?
  5. Октябрь 1917 г. и современная Россия.

Дискуссия по 1 вопросу (возможная опора).

Революционеры:

Революция!

Т.к. последовали коренные преобразования: национализация промышленности, наделение землёй и т. д. Конституция 1918 г.

Контрреволюционеры:

Переворот!

Т. к. очевиден заговор, не были затронуты окраины.

Экономических предпосылок для социализма в России не было.

НО!

Россия слабое звено в цепи капитализма. Ленин рассчитывал на мировую революцию. «А не мог ли народ, броситься на такую борьбу, которая открывала шанс на завоевание для себя условий для дальнейшего роста цивилизации». (В. И. Ленин)

Не было ни экономических, ни культурных предпосылок.

Г. В. Плеханов: «В России ещё нет муки, из которой будет испечён пирог социализма».

Рабочий класс – 4-5 %

Не решены вопросы буржуазной революции. Не было демократических традиций. Надежды на мировую революцию не оправдались.

Дискуссия по 2 вопросу (возможная опора).

Революционеры

Два уровня закономерностей:

  1. Капитализм не прижился в России, он был привнесён государством.

Октябрь 1917 г. – своеобразный способ за рамками капитализма продолжить модернизацию. Это характерно для стран второго эшелона модернизации.

Менталитет русского народа – мечта о социальной справедливости, вечная оппозиция интеллигенции.

2. Политика Временного правительства.

 

Контрреволюционеры

Случайность:

  1. Личность В. И. Ленина
  2. Деньги Германии
  3. Вероломство, популизм большевиков.

Работа по 3 вопросу (фронтальная беседа с классом).

Какие альтернативы развития России существовали после февраля 1917 г.?

  1. Буржуазно-демократическая (А. Ф. Керенский)
  2. Правая диктатура (Л. Г. Корнилов)
  3. Левая диктатура (В. И. Ленин)
  4. Охлократический взрыв

Почему не состоялись 1 и 2 пути развития?

Работа по 4 вопросу проходит путём представления группами плакатов, объяснением своих позиций.

Заканчивается урок анализом социологического опроса, который был проведён учениками предварительно. Среди опрошенных выделились две группы – до 30 лет и после 30 лет. Им задавались следующие вопросы: Что они знают о событиях октября 1917? Как оценить эти события, как катастрофу или как достижение человечества?

В конце урока учитель обобщает сказанное, подводит итоги, выставляет оценки.

Литература.

Верт Н. История Советского государства.

Волобуев П. В., Булдаков В. П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению / Вопросы истории. 1996 №5-6.

Н. А. Бердяев о революции. / Преподавание истории в школе.1994№2.

Революция-контрреволюция. / Родина. 1992 №2.

Плеханов Г. В. Год на Родине.

Троцкий Л. Д. К истории русской революции.

Ленин В. И. Марксизм и восстание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 11 классе "Октябрь 1917 года"

конспект урока по модульной технологии...

Октябрь 1917 г.( материалы к уроку)

Представлена подборка документов о событиях Октября 1917 года,...

Урок в 11 классе "Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?"

Представлена технологическая карта урока. Форма организации: групповая работа. Использованы элементы дискуссии....

Революционные события на Кубани. События октября 1917 года

Данная презентация о событиях троевластия на Кубани 1917 года...

Презентация. Великий Октябрь 1917

Материал-иллюстрация к внекласному мероприятию по истории России. Раскрыта тема Великой Октярьской социалистической революции и ее значение для судеб мира....

«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...

Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) .Октябрь 1917. Первые декреты советской власти.

Данная презентация на тему:" Октябрь 1917. Первые декреты советской власти" составлена для проверки знаний событий Октября 1917 г.  в России  в виде теста и хроники событий первых ...