Национальное и религиозное самосознание учащихся в преподавании истории и обществознания.
статья по истории по теме

 

Данная работа поднимает проблему преподавания в средней школе проблемных с точки зрения национального мировоззрения тем истории.  Работа основана на опыте школьного учителя в  формировании этнической и религиозной толерантности при сохранениинациональной и конфессиональной самоидентификации учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национальное  и религиозное самосознание учащихся в преподавании истории и обществознания.

                                                       Творческая работа

                                                        учителя истории и

                                                    обществознания

                                                                        Андреевой-Люксембургской

                                                                     Елены Борисовны, учителя

                                                                  МОУ «МЭЛ» г.Энгельса

                                                             Саратовской области

г. Энгельс

Октябрь 2011.

Содержание.                                                                                                       Стр.

Введение                                                                                                                   3

Глава I. Некоторые принципы преподавания тем, связанных с

национальным и религиозным мировоззрением                                                 7

Глава II. Учебники истории и обществознания, их роль в

формировании мировоззрения учащихся.                                                           13

Глава III. «Проблемные» уроки и их практическая реализация.                      17

Заключение                                                                                                             22

Список литературы                                                                                                23

Введение.

Проблема, к которой я хочу обратиться в своей работе, представляется мне  актуальной, поскольку одной из задач школы является воспитание нового поколения. И не имеет значения, согласен, с этим утверждением конкретный учитель, ставит ли он на своих уроках задачи воспитания или нет. Учитель всё равно воспитывает, и это один из объективных результатов педагогической деятельности. Мы  не всегда анализируем, что происходит с неокрепшей личностью под воздействием нашего осознанного или неосознанного влияния.  Ст. 14.4. «Закона об образовании» гласит: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».[1]

Двадцатилетие после распада СССР, завершение «большой» кавказской   войны, приведение в соответствии с конституцией законодательств республик не привели к исчезновению проблемы, а перевели её в другую плоскость.  Мы наблюдаем, как проявляется национальное и религиозное самосознание, а с другой стороны то и дело слышны националистические выступления, как политиков, так и простых граждан. Нередко «образ врага» в полиэтнических  городах переносится на этнические  меньшинства (например, идиома «лица кавказской национальности»).

То нездоровое возбуждение на уроках когда затрагиваются вопросы, связанные с национальностью и вероисповеданием, мною было замечено не сегодня. Говорим о татаро-монгольском нашествии на Русь – ассоциация с сидящими в  классе татарами. Обсуждаем национальную политику нашей страны – ищут представителей тех национальностей, о которых идёт речь. Неуклюжая национальная политика государства в 90-е годы прошлого века продолжает отзываться и сейчас. Свобода совести вылилась в межконфессиональную борьбу и появление массы сект типа «Белого братства», «Богородичного центра» и т.д. Длительная общественная дискуссия о необходимости или невозможности религиозного воспитания в школе вроде бы привела к соглашению между основными конфессиями, государством, теперь каждая семья имеет возможность выбора одного из 6 модулей для духовного просвещения своего ребенка.   Но начавшийся эксперимент по введению «Основ религиозных культур и светской этики» вызвал самые противоречивые отклики.

 Глобальные вопросы национальной и религиозной политики учителю не решить, но прививку от национальной  и религиозной розни сделать под силу. Чтобы прийти к определённым выводам и наработкам проанализировала большое количество литературы, современные школьные учебники, статистические данные по стране, городу, школе, общалась с представителями различных национальностей и религий. Знакомилась с отечественным и зарубежным опытом по этому вопросу. Вопросы взаимодействия религии и общества и связанные с этим проблемы духовности, культуры, национальной и конфессиональной самоидентификации, религиозного и религиоведческого воспитания и обучения рассматриваются в работах Е.А. Андреева, Л.П. Буевой,  К.Н. Леонтьева,  Д.С. Лихачева, Н.Д. Никандрова.  В своих работах авторы рассматривают проблемы взаимодействия системы образования с обществом (прежде всего, с его социальной культурой); влияние систем образования на изменение социальной однородности общественной структуры. Они также решают основополагающие для общества задачи: становление личности как гражданина, организация профессиональной ориентации учащихся и студентов и т.д.[2] Отдельны сторонам данной проблемы посвящены ряд статей.

Так журнал Социологические исследования регулярно публикует статьи о межнациональных отношениях (Дж. Клир «Русский национализм: прошлое и настоящее»), религиозных взглядах различных категорий населения (Василевский Ю.Л. «Заметки о религиозной ориентации учителей, Хриенко А.П. «Метаморфозы религиозно-нравственных отношений»). Статьи Фурмана Д. «Религиозная стабилизация» и Тарасова А. «Экстремисты по вызову» в журнале Свободная мысль XXI  века, Галецкого В. «Странное обаяние политкорректности» в журнале Дружба народов,  продолжают тему непростых межэтнических и межконфессиональных отношений в современной России.

Журнал Обществознание в школе публиковал статьи  Корольковой Е.С. «Нравственный смысл некоторых проблемных заданий»,  Клоковой А.В. «Школьное обществознание и проблемы национальной идентификации», Сусоколова А.А. «У этнической карты России», Круглый стол «Место школьного обществознания в национальной (гражданской) идентификации учащихся», которые рассматривают воспитательный аспект в преподавании общественных дисциплин в школе.

Влияние историков на формирование мировоззрения рассматривается в статьях Забалуева В.Г. «История Германии в немецких учебниках» (ж. Новая и новейшая история 1997 №5) и статья Ромашенко С.А. «История и историки в межэтнических конфликтах» (ж. Общественные науки и современность 1997 № 7)

 В своей работе отслеживала,  как влияют средства массовой информации  на позицию учащихся. Использовала тесты для старшеклассников М.Дударева «Этнонациональные проблемы в истории России» опубликованные в приложении к газете «Первое сентября»- история. Большинство  материала сознательно оставила за рамками данной работы, сохранила лишь, то что может быть использовано в практической работе, т.е. будет способствовать профилактике национальной и религиозной розни на уроках истории и обществознания.

Работая над темой, поставила цель: 1.проанализировать имеющийся отечественный и зарубежный  опыт в преподавании вопросов связанных с религиозным и национальным  мировоззрением, 2.предложить свои наработки в этом вопросе.

Глава I. Некоторые  принципы преподавания тем связанных с национальным и религиозным мировоззрением.  

Суть государственной политики в вопросах религиозного и национального мировоззрения выражена в 14, 15, 19, 26, 28, 29, 59, 65, 68 статьях Конституции Российской Федерации. Это гарантии государством свободы вероисповедания, пользования родным языком, на свободный выбор воспитания, обучения, творчества.  Одновременно не допускается пропаганда или агитация возбуждающие социальную, расовую, национальную или  религиозную ненависть и враждую[3].

В Российской Федерации провозглашаются такие важнейшие национальные ценности, способствующие этнической мобилизации, как сохранение и защита родного языка, родной культуры, исторического наследия, идеи государственности, национального суверенитета. В годы  становления новой Российской государственности активно реанимировались старые символы и ценности: герб, флаг, гимн, географические названия городов, усилилось роль Русской православной  церкви, происходит возрождение казачества, кадетских корпусов, издание старых книг, рост внимания к ценностям эмигрантской культуры. И всё это в увязке с русской этничностью и идеологической пропагандой, иногда на грани с национализмом.[4] Это, в общем-то, понятно, русские составляют 4/5 всего населения страны, но как же тогда  права национальных и религиозных меньшинств.

Россия – многонациональное государство. Нерусское население составляет около 18% и включает представителей 170 этносов. Около 7% населения, включающего, почти 130 этносов и этнических групп не имеют национально территориальных образований. Многообразен  и религиозный состав российского населения. Среди народов России представлены все три мировые религии: христианство, буддизм, ислам. Народы разных языковых семей, как правило, исповедуют разные  религии. Однако есть определённая зависимость между языковой семьёй и религиозной принадлежностью. Так христианство больше распространено среди  индоевропейских народов, ислам – среди  тюркских  и иберийско-кавказских  народов,  у монголо-язычных бурят и калмыков преобладает буддизм ламаистского толка[5].(4)

Социологические исследования национальной (гражданской) идентификации современной России демонстрируют интересные результаты. В качестве особой проблемы учёные выделяют проблему этнического (национального) самосознания, в которое они включают не только идентификацию (самоопределение), но и представление о характерных чертах своего народа, его происхождении, историческом прошлом, о языке, культуре, а так же традиции, нормы поведения.  Как отмечают историки Института этнологии  и антропологии Российской  Академии наук, общероссийская идентичность была не иллюзия, а реальность. Чувство россиянина одинаково сильно среди различных этнических  групп. Данные 10   регионов страны за июль 1993г.: «советским человеком» считают себя 6%, гражданином России - 48%, представителем своей нации – 14%, не знаю, кто я – 31,4%. Даже республика Татарстан, где серьёзно проявились отчуждение от России, всего 23% считают себя только татарстанцами. 36% - в равной мере «татарстанцами» и россиянами, 12% больше россиянами, чем татарстанцами. Исследования показали, что массовое национальное сознание было относительно спокойным, межэтнические установки (отношение к другим народам) нейтральными и благожелательными (свыше 80%). С начала 90-х  это положение меняется. Усиливаются идеи сепаратизма, доля населения с  этническими предубеждениями выросла в 1,5-2 раза.[6] В сентябре 2011г. в Московском доме национальностей прошел круглый стол на тему «Московская молодежь: межкультурный диалог», где были оглашены результаты исследования межнациональных отношений среди учащихся московских школ, проведенного специалистами Российского государственного социального университета (РГСУ) совместно с АНО «Образование и консалтинг».  Результаты исследования таковы: в московских школах учатся примерно 22% армян, 18,5% евреев, 16% чеченцев, татар и украинцев – по 14%, дагестанцев – 7%, молдаван – 5%.  Из них 85% – москвичи, а 15% родились в других регионах России, но проживают в столице долгое время.  48% респондентов из преподавателей и учителей ответили, что национальная принадлежность никак не сказывается на отношениях между учащимися. 45% считают, что сказывается, но незначительно. А вот 4,5% указали, что сказывается сильно, дети группируются по национальному признаку.[7]

21-24 января 2011 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны[8]. Распределение ответов на некоторые вопросы исследования приводятся в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

Как Вы относитесь к идее «Россия – для русских»?

 

1998

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Поддерживаю, ее давно пора осуществить

13

15

16

16

21

16

16

15

14

15

18

19

15

Ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах

30

34

42

38

32

37

37

35

41

42

36

35

43

Отрицательно, это настоящий фашизм

30

27

20

26

18

25

23

26

27

25

32

21

24

Меня это не интересует

14

12

11

9

7

12

12

12

11

12

9

16

13

Затруднились ответить

7

6

5

3

8

4

5

4

7

7

5

9

5

Общая сумма поддерживающих

43

49

58

54

53

53

53

50

55

57

54

54

58

Тенденция уменьшения русского населения, и усиления национализма очевидны. Конфликтный характер отношений проявился в лозунге «Хватит кормить Кавказ».

        После отказа от тотального атеизма, к проблеме национального самосознания  добавилась проблема формирования религиозного мировоззрения. Наблюдается рост числа приверженцев различных религиозных течений. При чём, если количество сторонников Русской Православной церкви в 90-е годы выросло в 2 раза, другие конфессии увеличивают свою численность  с 1,2 (евангельские христиане) до 10 - 12 раз (буддисты и кришнаиты). Конечно, в абсолютных цифрах новым религиозным течениям далеко до Русской Православной церкви,  но в одном классе нередко оказываются представители 4-5 религиозных конфессий.

        Можно конечно не замечать проблемы и следовать за учебником, а можно попытаться заложить в сознание учащихся не только представление о том, что все мы  разные, но уважение к религиозному и национальному мировоззрению одноклассника. Ответственность учителя при таком подходе многократно возрастает.

        Гуманитарные науки играют очень важную роль в возникновении, развитии  и предупреждении религиозно-национальных конфликтов. Анализ того, как это происходило в Югославии, представляет С.А. Ромашенко в статье «История и историки в межэтнических конфликтах».[9] 

        На начальной стадии историки  являются барометром, который фиксирует симптом  неблагополучия. Затем они становятся не только оружием в разразившейся войне, но и  одними из первых жертв. Постепенное нарастание накала  полемики между историками разных национальностей в СФРЮ в 60-80-х годах отражало нарастание напряжённости в международных отношениях. Именно на них общественное мнение и правящие элиты возложили миссию придания исторической  обоснованности  прав  «своего народа», обвиняя соседа во всех бедах экономики и общего государства. Война интеллектуалов в СФРЮ началась раньше войны  военноначальников.        Осторожные немцы после II мировой войны вообще отказались от обсуждения спорных вопросов своей истории в школе вплоть до начала 70-х годов. В школьных учебниках истории страны изучалась до 1933 года. Одновременно большое внимание уделялось выработке негативного отношения  школьников к милитаризму и нацизму[10].

Образованию отводится ключевая роль в духовно нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.[11]

        Введение новых курсов основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей) на мой взгляд, вряд ли усилят консолидацию. Данный курс предполагает возможность удовлетворения специфических образовательных запросов представителей разных мировоззренческих групп в обществе. И здесь сталкиваются прямо противоположные взгляды. 1) Российская гражданская и культурная идентичность не может формироваться за счет нивелирования или смешения религий и культур народов России. Что касается общего гражданского воспитания, формирования российской идентичности, то она формируется конкретно-исторически на каждом этапе истории нашего общества как совокупность духовных и нравственных ценностей, принятых большинством населения в стране, правовых, политических и культурных норм, объединяющих нас в Российском государстве.

 2) Церковный курс религиоведения не знакомит с религией, как с важной частью культурной жизни и философского осмысления реальности. Церковный курс обучает пониманию одной своей религии, как единственной реальности, на краю которой лежит неправильный «светский» мир.

        Поэтому, планируя уроки, где затрагивается  религиозное и национальное мировоззрение, я особенно осторожна.

            Глава II. Учебники истории и обществознания, их роль в формировании мировоззрения учащихся.

        Одно из ведущих мест в школьном образовании по влиянию на национальную идентификацию учащихся занимает образовательная область «Общество». Большинство обществоведческих курсов содержит характеристику политического, социального, этнического, экономического устройства современной России, подробно характеризуют систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти, права и обязанности  граждан, их политические свободы, раскрывает сложности формирования правового государства и гражданского общества.

        Именно рассмотрение  вопросов права, общества и политики на материалах сегодняшней России, с использованием важных документов и реалий  современной жизни больше всего способствует гражданской и этнической идентификации, так как помогает понять общественное устройство своей страны и своё место в нём.[12]

Так, например, А. Кравченко в учебнике “Обществознание” для 5 класса сообщает читателям о том, что он человек верующий, православный, и постоянно подчеркивает исключительную роль религии. Как понимает Кравченко воспитание нравственности, хорошо видно из следующей цитаты: “Человечество придумало жестокие наказания для тех, кто посягает на всеобщие ценности. Предателей Родины во все времена либо изгоняли, либо убивали. Осуждают тех, кто не уважает своих предков, родителей, друзей, кто предает фронтовое братство или любимый класс. В религии нетерпимо относятся к вероотступникам, сектантам и еретикам”. Поразительно, что даже религиозную нетерпимость автор преподносит как образец высоконравственного поведения.

Такие курсы как «Право и политика» А.Ф.Никитина, «Права человека» обращают внимание на приоритет прав человека, над правами народа, считая, что интересы личности абсолютны, а интересы государства относительны. В пособии подробно рассматриваются проблемы геноцида, расизма, дискриминации национальных меньшинств.  

Широко представлена гражданско-правовая проблема в учебном пособии  «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. Подробно раскрывается право наций на самоопределение, подчёркивается, что каждый человек сам определяет свою национальную принадлежность по своему самосознанию, языку, по традициям и обычаям, по культуре и опыту прошлого, которые ему близки, дороги.

В 10-11 классах учебное пособие «Обществознание» под редакцией Боголюбова Л.Н. на серьёзном теоретическом уровне даёт материал о национальных проблемах СССР и современном этническом устройстве России (рост национального самосознания в XX веке, причины распада СССР, острота старых и новых национальных конфликтов и т. д.). Авторы подчёркивают, что главными условиями успешного разрешения этнических проблем в России является  экономическая интеграция народов, их  социальное и культурное развитие, удовлетворение их прав и потребностей как граждан России.

Таким образом, учебные пособия ставят в качестве своей цели, формирование в России в государство – нацию в её гражданском, а не этническом смысле.

Однако учебники по истории к проблемам воспитания учащихся обращаются редко. Так анализ 16 учебников истории, изданных в последние годы, показал, что лишь в трёх из них вводится термин «холокост».[13] (11) Наиболее полно трагедия Холокоста раскрывается в учебнике новейшей истории для основной школы (автор Л.Н. Алексашкина). О плане Германского рейха по уничтожению еврейского населения, первых массовых расстрелах на оккупированной территории  СССР сообщается в учебнике отечественной истории XX – начала XXI в. (авторы А.О. Чубарьян, А.А. Данилов. Е.И. Пивовар и д.р.). Уделено внимание этим вопросам в учебнике Е.Е. Вяземского, М.М. Горинова. «Если наши педагоги осознают умом и сердцем этот факт, они смогут донести значение этой темы до ученика»- высказался на круглом столе Л.Кацва. Однако перечень экстремистских выступлений молодёжи перечисленный в статье  А. Тарасова «Экстремисты по вызову» показывает, что только усилиями учителя проблему молодёжного национализма не решить.[14] 

Возвращаясь, к теме школьных учебников по истории следует отметить, что часто авторы учебников национальные проблемы игнорируют, а в вопросах религии рассматривают лишь историю Русской Православной церкви.  Так учебное пособие «История России» под ред. Сахарова А.Н. описывая страдания русского народа во время татаро-монгольского нашествия, не пытается показать присоединение Казанского, Астраханского, Сибирского ханств глазами народов их населяющих. Заслуживает особого внимания позиция учебника, оценивающая присоединение территорий как  факт поступательно развития государства, благотворно влияющий на экономическое, культурное развитие страны.  Оговариваясь, что вхождение в состав России нерусских народов явилось для них не только возможностью познакомиться с более высоким уровнем государственности, но и реальным ухудшением их положения, учебник показывает это вхождение как закономерный процесс. Сегодня, когда появились новые суверенные государства, учебники Узбекистана, Казахстана, Украины и т.д. по-другому оценивают процессы включения их народов в состав России.[15] В марте 2010 в Российском центре науки и культуры в Киеве на научно-практической конференции «Русская история в школьных учебниках была поставлена проблема фальсификации общей истории в странах СНГ (за исключением России, Белоруссии, Армении). Казахстан в течение веков был под русской оккупацией, которая тормозила развитие казахской культуры, а основным занятием украинцев была борьба за независимость, а так же с последствиями «голодоморов». В резолюции заявлено, что фальсификации, ложь, которыми изобилуют данные учебники, граничат с расизмом, шовинизмом, поражают полным пренебрежением к мировой практике, действующему законодательству независимых государств.

Попытку более полно осветить историю народов государства Российского предприняли Данилов А.А., Косулина Л.Г., но разумеется полностью решить эту задачу в одном учебнике не возможно. Здесь на помощь учителю пришел национально-региональный компонент, который учитывает особенности региона, его национальный, религиозный состав.  Курс Краеведения в Саратовской области и  других регионах позволяет вести активную работу по изучению своей местной истории.[16] Благодаря данным курсам происходит воспитание патриотизма, формирование этнокультурной компетентности и  толерантного сознания у подрастающего поколения.

Глава III. «Проблемные» уроки и их практическая реализация.

  1. Практика преподавания вопросов, связанных с религиозным и национальным мировоззрением.

Впервые вопросы  религии изучаются в темах Древний Египет,  Передняя Азия, Индия и т.д. И проблем  обычно не возникает, т.к. учебник  (История древнего мира) не только увлекательно повествует об обычаях, нравах, религии древних народов, но и подбирает позитивный материал, на базе которого легко можно вести беседу о гармонии древнего человека с природой. Главное здесь не высмеять «примитивные» верования человека        

(«…но если урожай погибал от засухи или скот становился добычей хищников, то люди сердились на духа. Идола ставили в угол, а то и секли его прутьями»), показать зависимость человека от природы, то отчаяние, которое постигало его. Заслуживает внимания тот позитивный материал, который даёт учебник о милосердии ко всем живым существам у индийцев, нормы поведения у китайцев, готовность принять «чужих» богов у римлян. Сопоставление с днем приведёт учителя и ребят к выводу о утере вместе с этими религиями  определённых нравственных позиций.

        Замечательно рассматривается материал о возникновении христианства и ислама. Сравнительный анализ, что даёт учебник, позволяет учителю говорить на уроке, что у людей разных национальностей и религий общие взгляды на то, что хорошо, а что плохо. Ученики могут примерить к себе и к окружающим заповеди и нормы поведения. Объяснить дурные поступки не происхождением и вероисповеданием человека, а его личностными особенностями.

        Рассматривая историю католической церкви учебник по истории средних веков (Агибалова Е.В., Донской Г.М.) умолчал о том как сегодня католики оценивают гонения на еретиков и крестовые походы. Ребята католического вероисповедания по моей просьбе «переписали» эти параграфы. Сохранив основной материал учебника, именно переоценку этих событий католической церковью они добавили, отметили современную роль католической церкви как миротворца.

        Тоже касается исламизации Балканского полуострова. Тот материал, что приносили мусульмане, наглядно свидетельствует об отторжении  современниками радикальных, воинствующих течений в исламе.

        Таким образом, мы совместно с ребятами пришли к следующим выводам: 1. Показывать весь спектр проблемы. 2.Показывать современное осмысление негативных событий. 3. Привлекать ребят не только к негативной оценке данных фактов, но и анализировать уровень развития стран и народов, о которых идёт речь. 4. Говорить о недопустимости подобных этнических и религиозных конфликтов в современных условиях. Как писал Н.Г. Чернышевский: «В каждой многочисленной корпорации есть люди нравственно дурные, люди, которым дорога не столько собственная выгода, сколько возможность удовлетворять дурным страстям: тщеславию, самовластию, лености, низким поркам и т. п…»

  1. Моноло-татарское  нашествие на Русь.

        Проблему, как, объясняя этот материал не сформировать у ребят образ врага в лице современных татар авторы учебных пособий решают по- разному.

        Александра Ишимова, повествуя о событиях Батыева нашествия предупреждает «милых деточек», что речь здесь идёт не о современных татарах, что мирно населяют берега Волги, а о далёких кочевых их предках.   Кацва Л.А. и Юрганов А.Л.рассказывая об объединении монгольских племён сообщает, что «татары были вырезаны едва ли не поголовно». И добавляет: «по иронии судьбы имя истреблённого племени перешло на всех монголов». Это объясняется тем, что в Китае татары были известны лучше других монгольских племён, и китайцы передали привычное название другим народам. На Руси монголов называли только татарами.

        Можно воспользоваться данными этнографии о предшествующих   XIII веку волнах миграции кочевников из Азии и объяснить происхождение современных татар их косвенной связью с монголо-татарами. Ассимиляция народов Поволжья произошедшая к XIX веку, когда всё тюркоязычное население было записано во время переписи как татары.

        Любопытно отношение современных татар к этой проблеме. Они напрямую связывают своё происхождение с моголо-татарским нашествием. Золотую Орду считают своим государством, гордятся её мощностью, боеспособностью и т.д., а падение переживают. Так, что все перечисленные ранее уловки здесь не срабатывают. Что касается вреда, причинённого ими русским княжествам, взгляды учащихся расходятся в зависимости от воспитания и личных качеств. От явно негативной оценки действий завоевателей, до «жестокое обращение послужило русским уроком, отказываясь, подчинится великому князю, они были наказаны». Оценки типа «мы вас 200 лет в узде держали» встречаются крайне редко.

        Так, что выход, на мой взгляд, один. Показывать захват русских княжеств, потерю независимости, как трагедию русского народа, но и падение Орды, особенно взятие Казани как трагедию татар. Вот как описывает эти события Н.М. Карамзин: …Гонимые, теснимые казанцы по трупам своих лезли к стене, взвели Едигера на башню и кричали, что хотят вступить в переговоры… Город был взят и пылал в разных местах, сеча перестала, но кровь лилась: раздражённые воины резали всех, кого находили в мечетях, в домах, в ямах…  Двор царский, улицы, стены, глубокие рвы были завалены мёртвыми; от реки Казанки, далее на лугах и в лесу ещё лежали тела и носились по реке. Пальба умолкла, в дыму города раздавались только удары мечей, стон убиваемых, клик победителей.

  1. Расширение границ Российского государства.

        В зависимости от национальности, от отношений, сложившихся на данный момент между Россией и их исторической  родиной ребята оценивают вхождение новых территорий по-разному. Сосем недавно армяне и грузины положительно отзывались о  вхождении Грузии и Армении: «русский народ – христианский брат, спасший нас от истребления со стороны Ирака и Турции», а русские солдаты «доблестные воины. Однако стоило осложниться русско-грузинским отношениям, после активного обсуждения в СМИ  ситуация начала меняться в худшую сторону, стали вспоминать обиды и несправедливость по отношению к своей стране. Учащиеся, прибывшие из Прибалтики, Казахстана, Узбекистана, Украины, Таджикистана дружно рассказывают об экспансии, принудительном вхождении в состав России.  

        Поэтому при изучении данных тем исхожу из следующего:

1.Рассматриваем положение народа до вхождения в состав России.

2.Обстоятельства вхождения, было ли оно добровольным.

3. Положение народа после вхождения в состав  России. Национальная политика в отношении этого и других народов.

Стараюсь с ребятами проследить изменения в национальной политике государства. Изучая исторические источники, обращаем внимание на то, как строили отношения между собой простые люди, чему учились друг у друга. Отдельные учащиеся могут подготовить сообщения по данным вопросам.

  1. Уроки обществознания, как профилактика национальной и религиозной розни.

        На хорошем теоретическом  уровне учебные пособия по обществознанию рассматривают  старые и новые национальные конфликты, центробежные и центростремительные тенденции в международных отношениях, политику национального насилия и проповеди шовинизма. Учащиеся знакомятся с ролью национально - культурной автономии в свободном развитии этносов, их языка, культуры, религии, традиций. Спорные вопросы, понятия даются в такой форме, что легко могут использоваться для обсуждения в классе. Например, понятие нация:

1. в мононациональном   государствах «нация» совпадает с гражданством страны

2. нация – большая группа людей, объединённых общностью языка, территории, психического склада, проявляющегося в области культуры. Согласно этой концепции в СССР существовали нации, народности, национальные группы. Народности – те же нации, но менее многочисленные (как правило, указывался порог в 100 тысяч человек), национальные группы – представители тех наций, основная масса которых живёт за пределами СССР. Исходя, из советского определения можно тут же подискутировать. Русские в России – нация, в других государствах национальная группа. Экономические связи, как признак нации с образованием транснациональных корпораций размывается. А в некоторых странах (Япония, Канада) внешние связи с другими странами сильнее внутренних. Страны Карибского бассейна живут главным образом за счёт туризма и не имеют внутренних связей.

        Можно продолжить этот ряд определений, обсудить, как складываются и исчезают нации, при этом разговор не будет обидным или неприятным. Взгляды Н.О. Лосского,  Л.Н.Гумилёва или П. Сорокина о том, что наций вообще не существует, что это – миф XX века. У известных людей можно проследить родословную и трудно определить национальность человека.

        Человечество – живой многоцветный мир народов. Он пребывает в непрерывном движении: народы появляются, расцветают, исчезают… И у каждого народа свой путь, своя судьба. Многие известные народы ушли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и д.р.), десятки наций только начинаю свой исторический путь. Поэтому, как говорят китайцы: «Пусть цветут все цветы»

Заключение.

        Ставя целью своей работы, изучение литературы, наработок отечественных и зарубежных исследователей которые помогут учителю на своих уроках проводить профилактику национальной и религиозной розни, пришла к следующим выводам. 1.Проблема религиозного и национального мировоззрения признаётся и широко обсуждается в печати. 2.Выверенных рецептов воспитания толерантности  на уроках истории и обществознания нет и, наверное, не будет. Слишком изменчива жизнь, быстро меняется и мировоззрение учащихся. 3. Гуманитарные науки играют очень важную роль в возникновении, развитии и предупреждении религиозно-национальных конфликтов. 4.Средства массовой информации в национальном и религиозном вопросах вместо профилактики способствуют возникновению национальной розни. 5.Материал учебников недостаточен для формирования толерантного отношения к представителям других национальностей и религий. 6. При изучении тем, связанных с религиозным и национальным мировоззрением учитель может: показывать весь спектр проблемы, её современное осмысление, привлекать ребят не только к негативной оценке конфликтов и проблем, но и анализировать уровень стран и народов, о которых идёт речь.  Учителю необходимо иметь представление о взглядах своих учеников, чтобы корректировать свою работу, говорить о недопустимости этнических и религиозных конфликтов в настоящее время.

        Проблема угрозы национального и религиозного экстремизма для нашей страны не миф. Многонациональный и многоконфессиональный характер нашей страны при грамотной, взвешенной политике государства, может стать основой гражданского мира. Локальные вспышки экстремизма не достигнут уровня событий во Франции. В сравнении с Францией Россия имеет в запасе ещё несколько лет для интенсивной социализации потомков мигрантов, родившихся и растущих в пригородах и на окраинах. Они ещё дети, а не подростки, их энергию можно успеть направить в позитивное русло.  

Список литературы.

 1. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 105—107.

2.Головченко М. Бермудский треугольник межнациональных отношений./ Наше слово.2006. № 166.

3. Город Энгельс в цифрах (динамика развития 1992-1996). г Энгельс. 1997.

4.Забалуев В.Г. История Германии в немецких учебниках.//Новая и новейшая история. 1997. №5.  

5.Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: издательство «Омега - Л», 2008

5.Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Мысль.1994.

6.Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга 3. Ростов н/Д., Феникс. 1995.

7.Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. М., Мирос. 1995.

8.Клир Дж. Русский национализм: прошлое и настоящее.// Отечественная история. 1997. №1.

9.Клокова А.В. Школьное обществознание и проблемы национальной идентификации.// Обществознание в школе. 1998. №4.

10.Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 1993.

11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

12.Королькова Е.С. Нравственный смысл некоторых проблемных заданий.// Обществознание в школе. 1998. №3.

13.Круглый стол «Геноцид народов в годы второй мировой войны и его отражение в учебниках истории»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №4.

14.Кузнецова Ф.С. Роль национально-регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся.// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006.№ 6.

15.Место школьного обществознания в национальной (гражданской) идентификации учащихся.// Обществознание в школе. 1988. №4.

16.Рожков К., Скрябина Н. Тихие омуты предместий.// Новое время. 2006. № 1-2.    

17.Ромашенко С.А. История и историки в межэтнических конфликтах.// Общественные науки и современность. 1997 №7.

18.Сусоколов А.А. У этнической карты России.// Обществознание в школе. 1998. №4.

19.Тарасов А. Экстремисты по вызову.// Свободная мысль XXI век. 2003.№7.

20.Шевцова А. Национальный вопрос./ Интерфакс Время Саратов.2006. 24 ноября.


[1] Закон российской федерации «об образовании». – М.: издательство «Омега – Л», 2008

[2] . См., например, Андреев Е.А. Национальная программа «Русская школа как система воспитания и образования» // Воскресная школа. -- 1998. – № 4. – С. 12, Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Материалы «круглого стола» «Духовность, художественное творчество, нравственность» // Вопросы философии. – 1999 г. – № 2. – С. 3–9; Лихачев Д.С. Русская культура. – М.: Искусство, 2000. – 440 с.; Никандров Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 178–182;

[3] Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 1993. С.8-12.

[4] Клокова А.В. Школьное обществознание и проблемы национальной идентификации.// Обществознание в школе. 1998. №4. С.28.

[5] Сусоколов А.А. У этнической карты России.// Обществознание в школе. 1998. №4. С. 12-13.

[6] Клокова А.В. Школьное обществознание и проблемы национальной идентификации.// Обществознание в школе. 1998. №4. С.24-28.

[7] http://vz.ru/society/2011/10/18/531047.html

[8] Левада-Центр, 04.02.2011

[9] Ромашенко С.А. История и историки в межэтнических конфликтах.// Общественные науки и современность. 1997 №7.

[10] Забалуев В.Г. История Германии в немецких учебниках.//Новая и новейшая история. 1997. №5. 

[12] Место школьного обществознания в национальной (гражданской) идентификации учащихся.// Обществознание в школе. 1988. №4. С.29.

[13] Круглый стол «Геноцид народов в годы второй мировой войны и его отражение в учебниках истории»// Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №4. С.75-76.

[14] Тарасов А. Экстремисты по вызову.// Свободная мысль XXI век. 2003.№7. С.68.

[15] Клир Дж. Русский национализм: прошлое и настоящее.// Отечественная история. 1997. №1. С.194.

[16] Кузнецова Ф.С. Роль национально-регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся.// Преподавание истории и обществознания в школе. 2006.№ 6. С.45-48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как одно из средств совершенствования качества преподавания истории и обществознания.

Статья об организации проектной деятельности на уроках истории и обществознания, в краеведческой деятельности....

«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Инновационный проект: "Формирование патриотического самосознания учащихся на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности"

Российский патриотизм и его развитие – одна из актуальных и сложных проблем социально–гуманитарной теории и практики. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую ...

Развитие ценностных ориентаций учащихся в преподавании истории и обществознания как фактор социализации личности

Модернизация российского образования касается всех элементов системы не только содержания и организации образовательного процесса, но и целей и результатов образования. Все чаще результат образования ...

Деятельностные технологии в преподавании истории и обществознания как путь к успеху учащихся

    Большие изменения произошли в образовании в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Современный  ученик – это не у...