Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: Знаменитый полководец Александр Суворов
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Ильина Альбина Робертовна

Подробный конспект урока по истории в 8 классе СКОУ 8 вида по теме "Знаменитый полководец Александр Суворов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_8_kl.doc718.5 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc511 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУДДСИДОБПР «Каракулинская специальная

 (коррекционная)  школа-интернат

 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

 

Конспект

  открытого урока  по истории в 8 классе

Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

 Учитель истории

высшей категории

                                       Ильина А.Р.                                                                                                                                                

2011 год

 Предмет история  

 Класс 8

УМК 

  1. Воронкова В.В., Петрова М.Н., Экк В.В. и др. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. М.: «ВЛАДОС»,2000.-224с.
  2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие. – М.: «ВЛАДОС», 2003. –216 с.
  3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.  История России: Учеб. Для 8 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 312 с.: ил.

Тема:  Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

   

Цель:  Проследить развитие науки в первой половине 19 в., рассказать об основных географических открытиях данного периода.

Задачи:

Образовательные: 

  1.  Показать значение изобретений в области науки на развитие российской промышленности;
  2. Рассказать о настойчивости и мужестве русских путешественников во время экспедиций.

Коррекционно - развивающие:

  1. обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;
  2. развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе;
  3. способствовать умению анализировать,  через выполнение заданий на карточках;
  4. продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы;
  5. продолжать формировать ориентировку в историческом времени при работе с пособием «Лента времени».

Воспитательные:

  1. вызвать чувство восхищения у учащихся  людьми, которые в тяжелейших условиях делали открытия, посвятили жизнь служению Родине, русскому народу.

Планируемые результаты:

  к концу урока учащиеся должны знать:

-  российских изобретателей первой половины 19 века;

- Научные открытия: П.Л. Шиллинг – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога;

- Географические открытия: И.Ф. Крузенштерн - остров Южный Сахалин, Ф.Ф. Беллинсгаузен – Антарктида.

 Должны уметь:

-  ориентироваться по карте;

- работать с «Лентой времени»;

- использовать  усвоенный   материал  при выполнении заданий.

Основные знания:    Научные открытия: П.Л. Шиллинг – телеграф; Е. и М. Черепановы – паровая машина, первая железная дорога. Географические открытия: И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен – остров Южный Сахалин, Антарктида.

Основные термины и понятия:  телеграф, телефон, свита, пингвин.  

Оборудование и материалы:  мультимедийный проектор,    мультимедийная презентация,   карточки с заданиями,      «Лента времени», карточки с датами.

Тип урока:   сообщение новых знаний.

Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Приветствие.

 Отметка в журнале отсутствующих.

Психологический настрой на урок.

Сообщение плана урока.  

Приветствие. Рапорт дежурного.

 

Актуализация знаний, объявление новой темы.

 Вступительное слово учителя.

В первой половине 19 века развивалась не только русская культура, но и наука. Русские путешественники сделали ряд географических открытий.

Сообщение темы урока:   Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века (слайд 1)

Сегодня на уроке вы узнаете: (Слайд 2)

российских изобретателей первой половины 19 века;

- Научные открытия П.Л. Шиллинга; Е. и М. Черепановых  

- Географические открытия И.Ф. Крузенштерна, Ф.Ф. Беллинсгаузена.

 

К концу урока должны уметь:

- ориентироваться по карте;

- работать с «Лентой времени»;

- использовать  усвоенный   материал  при выполнении заданий;

Слушают учителя

 Записывают тему урока в тетрадь

Слушают учителя, следят за слайдами

Изучение нового материала.

 Работа над материалом урока по плану:

  1. Научные открытия.
  1. Изобретение телеграфа.
  2. Первые в России паровоз и железная дорога.
  1. Географические открытия.
  1. Первая экспедиция.
  2. Второе кругосветное плавание.

Учитель  рассказывает, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.  

Работа с исторической картой. Показ пути следования: Япония, Китай, Аляска, Южный Сахалин.

После рассказа по каждому пункту плана  заполняется таблица на доске с использованием ответов учащихся.

Руководитель экспедиции

Время

Название кораблей

Места исследований

Результат экспедиции

I. И.Ф. Крузенштерн

1803 г.

«Надежда», «Нева»

Япония, Китай, Аляска

Остров Ю. Сахалин, карты, книги о путешествиях

II. Ф.Ф. Беллинсгаузен

1816 г.

«Восток», «Мирный»

Антарктида

В 1819 году была открыта Антарктида

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ВЫВОД ПО ТЕМЕ: таким образом, в первой половине 19 века открытия российских учёных оказали огромное влияние на развитие российской промышленности. Русскими исследователями  были исследованы и открыты новые земли, острова и материк; составлены новые карты, написаны книги о путешествиях.

Слушают рассказ учителя, следят за слайдами.  

По ходу рассказа записывают в тетрадь, заполняют таблицу.

Определяют век

 Ставят дату на ленте времени.  

Выполняют физкультминутку

Слушают вывод по теме

  Закрепление   учебного  материала.

ЗАДАНИЕ 1: Ответьте на вопросы:

  1. Кто изобрёл первый в мире телеграф?
  2. Какое изобретение сделали Черепановы?
  3. Каковы результаты двух кругосветных плаваний?

ЗАДАНИЕ 2:  Реши кроссворд

1

2

3

4

5

6

*

  1. Название корабля первой экспедиции.
  2. Название корабля первой экспедиции.
  3. Название материка, открытого второй экспедицией.
  4. Имя русского путешественника, руководившего первой экспедицией.
  5. Имя русского путешественника, руководившего  второй экспедицией.
  6. Название острова, открытого первой экспедицией.

САМОПРОВЕРКА – СЛАЙД  

 Отвечают на вопросы.

Решают кроссворд

 

Проверяют по слайду, ставят оценку

Подведение итогов

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что вам больше всего запомнилось?

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке. Оценки за урок.

Ответы учащихся.

Слушают комментарии учителя.

Домашнее задание

 Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника устно

Записывают домашнее задание

Открытие Антарктиды. В XIX в. на поиски неизвестного материка Южного полушария отправились российские моряки. Шлюпа "Восток «и" Мирный " под командованием  Ф.Ф.  Беллинсгаузена  

Капитаны умело провели судна через полярный лед к неизвестной "белого пятна". С большим риском они достигли места, где везде была сплошная лед. Такой мощный ледовый покров мог образоваться только на материке. Обойдя вокруг Южной Земли, они нанесли на карту ее берега. Так в 1820 г. была открыта Антарктида.  

        

Экспедиция И.Крузенштерна и Ю.Лисянского. Первыми из граждан России, кто совершил кругосветное путешествие, были Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский. В 1803 г. они отправились из Балтийского моря на шлюпах "Надежда" и "Нева". Прошли Северное море, Вышли в Атлантический океан и взяли курс на юг вокруг Африки. Далее маршрут пролег вдоль берегов Азии через Тихий океан в Южную Америку. Обогнув ее с юга, Атлантическим океаном И. Крузенштерн и  Ю. Лисянский в 1806 г. благополучно вернулись домой

І. Крузенштерн и Ю.Лисянский открыли и описали неизвестные острова. Они составили подробные карты северной части Тихого океана и прилегающих побережий Азии и Северной Америки. После завершения экспедиции мореплаватели блестяще описали свои плавания.



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК -  МОНТАЖ

ТЕМА:       Я весь мир заставил плакать …  по творчеству  Б.Л. Пастернака.

ЦЕЛЬ:         Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве  великого русского поэта и писателя Б.Л. Пастернака;

Ознакомить с  наиболее интересными стихами и прозой;

Воспитание чувства гражданственности;  

Развития навыков  самостоятельности чтения и анализа стихов ,произведений.

 Оборудование: плакат со стихотворными строками Б.Л. Пастернака :

Природа ,мир, тайник Вселенной

Я службу долгую твою ,

Объятый дрожью  сокровенной

В слезах от счастья отстою…

Репродукции с картин И. Левитнан Золотая осень, И.Репина Под конвоем литературной бюллетень Венок поэту ,выставка произведений Б . Пастернака , М. Цветаевой ,А. Ахматова ,Я. Мондельштама , С .Есенина, Н . Бумелева , А .Блока ,А.Пушкина , Портреты писателей и поэтов, грамзаписи с произведениями П.И.  Чайковского(“Времена года”), Г. Глиэра Концерт для голоса с оркестром , А Рубинштейна  Ария Демона в исполнении Г.Отса

Эпиграфом к уроку взяты строки из стихов. Б . Пастернака        Нобелевская премия

                                      Я весь мир заставил плакать

                                       Над красотой земли моей  

                                                               Ход урока

          Слово учителя ( звучит сочинение  П.И.Чайковского Время года –ноябрь )

           - Международный планетный центр , который базируется  в США утвердил названия  группы малых планет открытых сотрудниками Крымской астрофизической обсерватории. Это Планеты  Ф.Достоевского , М .Булгакова,  Б . Пастернака , обращающие между орбитами Марса и Юпитера .Это произошло накануне 100-летия со дня  рождения Пастернака , в пору восстановления справедливости  в отношении его имени  и его дела .

               Б.Пастернаку не пришлось  участвовать в жестоких расправах , не посылали его в сопредельные земли . Но он прошел свой путь. Анна Ахматова писала после  его  кончины:

                                            Он поведал мне , что передним

                                            Вьется путь золотой и крылатый ,

                                              Где он вышнею волею храним .              

Откуда и куда вел путь ставший символом  творческой судьбы Б.Пастернака ? Он уводил к духовному возмужанию от благополучного Московского детства , смешного комфорта, обособленного мира элитарной интеллигенции

                   1-й ученик делает краткое сообщение о жизни поэта _____________________________________________________________________________

    - Б. Леонидович Пастернак родился в 1890 г. В Москве . Отец его Леонид Осипович Пастернак – известный художник , мать- Розалия Кауфан- профессиональная пианистка. В доме Пастернаков бывали художники – живописцы И.Левитан , В.Перов . Писатели: Л. Толстой , В.Гиляровский , В .Маяковский . Мать , ученица известного композитора , музыканта Антона Рубинштейна привила сыну любовь к музыке

      Жизнь  вне музыки я себе не представлял… музыка была для меня культом – писал позднее Б.Пастернака .

      Рядом с музыкой жила живопись . Отец его был академиком живописи ,ваяния и зодчества. Перед глазами юного пастернака проходило более половины запасов нынешних галерей и государственных  хранений. Это плотная  Серова ,репина, Мясоедова, Сурикова и др.

                 Часто у них бывал Л.Н. Толстой . Отец  Б.Пастернака  иллюстрировал  произведения великого писателя . Учила русский грамоте мальчика детская писательница  Боратынская . В 1901  г. Б. пастернак поступил учиться в Московскую классическую гимназию , здесь упорно  занимались под руководством  известного композитора Р. Блиэра. Уже с 13 лет сочинял музыку. Его музыкальные сочинения получали одобрения композитора А. Скрябина. Ему предсказывалось композиторское будущее . Пастернака в юности увлекался и философией . В  1908 г. Он поступает на юридический факультет Московского университета. Но в 1909 году по совету Скрябина закончил по 1912 г. Едет в философии в 1912 г. Едет в Германию , занимается в Маргбурском.   Университете . Ему было предложено  остаться в Марбурге для получения докторской степени .Но он от этого наотрез, как отказался ранее от композиторского поприща .К этому времени уже было написано стихотворений.

УЧИТЕЛЬ: Б. Пастернак первую книгу стихов написал еще в 1913 году. После революции поэт много пишет и работает, и испытывает редкостный душевный подъем.  Именно тогда он целиком отдается литературной деятельности.

 Стал знаменитым после сборника «Сестра моя -жизнь» (1927 г.). Прочитав стихи этого сборника, А.Луначарский писал: «Слово я прошелся под черемухами» Книга посвящена М.Ю.Лермонтову.

   С первых шагов поэзии Пастернак обнаружил особый строй художественных приемов и средств.

   К его стихам надо было человекупривыкать надо было в них вживаться Я думаю – пишет  Ф. Искандер – самые невнятные его стихи – преимущественно музыкального происхождения . Однако он  всю жизнь стремился  к простате . Пройдя  трудный путь творчества , он  этого и достиг.

      Он пришел в русскую поэзию одновременно с Маяковским , Есениным , Цветаевой , Мандельштамом . Огромное влияние на формирование Пастернака оказался А. Блок и для Пастернака поэзия  стремление открывать прекрасное а природе, душе и сердце человека:

         Это – круто  налившийся свис

          Это щелкань сдавленных льдинок

          Это ночь , леденящая свист

          Это двух соловьев поединок

2-ой учении читает наизусть ст. Ветер , посвещенное А.Блоку


Блоковская метель врывается в  стихи Пастернака , в которых горит Пушкинская свеча. Ветер для Пастернака – символ обновления . У Блока он берет идею свободного творчества , идею служения отечеству , что было присуще   представителям классической литературы.

УЧИТЕЛЬ: Волновала Пастернака историческая  тема. Вскоре после революции он пишет поэмы 905 год «Высокая болезнь»

            Б. Пастернак никому не подрожал , поэтому его творчество не укладывалось в программирование расмки . Однако не отрицал своей внутренней связи  с Пушкином и мечтал о том времени , когда истинна  поэзия найдет путь к сердцам читателей.

             Через все творчество Б. Пастернака проходила любовь к русскому пейзажу , к России , к ее полям и лесам , к людям , труженикам. У поэта нет разделения природы на живую и неживую .

 у него дождь гуляет по газонам, разговаривает, стихи пишет, ветер грустит. (стих. «Деревья, только ради вас» ).

      Поэты серебренного века: Маяковский, Есенин, Блок, Пастернак, Ахматова, Мандельштам ратовали за красоту, которая должна спасти мир. Нельзя найти поэтов более близких по ощущению природы, чем Пастернака и Есенин.

      4-й ученик

Представителей классической литературы Лермонтова, Пастернака, Чайковского, Рубинштейна связывает мятежный дух Демона, презрение мира где господствует насилие над человеческой личностью. Образ Демона становится призывом к борьбе за права человека. (Читает стих. Пастернака «Памятник Демона»).

Прослушивание Арии Демона из одноименного сочинения А. Рубинштейна в исполнении Г. Отса.

    УЧИТЕЛЬ: Перед Пастернаком никогда не стоял вопрос – покинуть или не покинуть Россию.  Напротив, он всегда дорожил почвой, на которой появилась его судьба. Уже зрелый Пастернак писал после революции:«Уходит с Запада душа, ей нечего там делать. Душа с Запада уходит на простор России, простор, заполненный весной, весной бездонной. «Весна – это не только календарь природы, это календарь истории. История в облике современности вторглась в лирику и заставила поэта посмотреть на мир иными глазами.»

      5-й ученик

Трагические события в истории страны – коллективизация, надвигающийся  террор требовали перелома и в отношении к себе, к своей работе.

УЧИТЕЛЬ: Период, связанный с первым съездом писателей, стал временем наибольшей общественной деятельности Пастернака. Во многом это объясняется инициативой Горького и Бухарина. О Пастернаке говорили и писали. На него возгласили надежды. На съезде он был избран в праление Союза писателей, несмотря на то, что в своей речи он сказал: « При огромном тепле, которым окружает нас народ и государство, слишком велика опасность стать социалистическим сановником. Подальше от этой ласки во имя ее прямых источников.

       В своих выступлениях Пастернак отстаивал свое мнение самостоятельного художника. Ему резко возражали. Все это тяготило художника.

       6-й ученик

О поездке на Урал Пастернак писал: «В начале 30-х годов было такое движение среди писателей – стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг о новой деревне. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу.»

ТО, что я увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно не укладывалось в границе сознания. «Я заболел, целый год не мог спать.»

                              УЧИТЕЛЬ: «Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне голоден душой.»

С одной стороны – тяжелое положение крестьян, с другой – гонение на интеллигенцию, террор. Погибли Н. Гумилев, Алексей Ганин, С. Есенин. Пастернак не писал, ушел в одиночество. Путь гражданина, поэта избран, он с народом.

           7-й ученик

         Читает монолог Шмидта из поэмы «Лейтенант Шмидт». В этом монологе боль и тревога самого Пастернака за все происходящее в стране. После гибели талантливых людей он все еще стремился закласть трагедию ссылками на исторические параллели, как это делали в свое время Пушкин и Лермонтов.

           УЧИТЕЛЬ: Б. Л. До войны и в послевоенное время занимался переводами. Его переводы шекспировских произведений самые лучшие.

          8-й ученик

          Читает «Грядущее на все изменить взгляд»

          - Зимой 1942г. и 42г. жил поэт в городе Чистополе. Трудной была жизнь, но он был терпелив и прост, вынослив и скромен. Писал стихи, переводил.

«Мил моему сердцу Чистополь,

И зимы в нем, и жители, и дома».

Сердечные, искренние воспоминания о Чистополе сохранил поэт до конца своей жизни. Он переписывался с писателем Авдеевым, и это стихотворение он написал в его альбом.

           Любовь  к народу, завещанная толстым характером, черта Пастернака. Он продолжил дело русских классиков, шел по своему пути, а не сталинских бытописателей народной жизни. Это бытописатели любили рисовать карикатурные образы интеллигентов, которым противоставлялись «героические народные типы»

 

          УЧИТЕЛЬ: В годы войны по-иному взглянули на мир, по иному оценили красоту родной земли. Рядом с героическими музыкальными произведениями родились лирические. Композитор, музыкально-общественный деятель, создатель, советской композиторской школы Геиндгольд Глиэр в своем «концерте для голоса с оркестром» воспел духовную красоту, чистоту и благородство советского человека.

           УЧИТЕЛЬ: Б. Пастернак с конца 1945 г. усиленно работает над прозой. Его роман «Доктор Живаго» не имел на Западе такого резонанса. Поэт повлиял на ход мировой политики. Его издатель в Милане Фельтринелли был вынужден уйти из Итальянской Компартии под нажимом Суслова и Хрущева.

           В августе 1946 г. снова начались репрессии. Пастернак жил в сознании, что его могут в любое время арестовать. Он не таился. С этого года его не печатают. Жесточайшее критике подвергли его за долго «Д. Ж..» Рапповская критика не принимала творчество Пастернака. Если и печатали, то после подвергали проработке. Принято было изображать Пастернака как отшельника, отгородившегося от эпохи и от народа. Придумали кличку «внутренний эмигрант». Эта кличка досталась и Анне Ахматовой.

            Пастернак горечи потери преодолевал стойко. С юношеских лет развивал способность обновления. В последние годы шести лет развивал способность обновления. В последние годы жизни он оставался юношей с седыми волосами.

         

            9-й ученик

           В 1954 г. в журнале «Знамя» появился стих. Ю. Живаго «Гамлет», «Белая ночь», «Рождественская звезда», «Ветер», «Магдалина» и др. (их 10). А роман «Доктор Живаго» был завершен в 1956 г. Предполагалось, что роман будет печататься в журнале «Новый мир». Получив отказ от редакции, Пастернак передал рукопись прогрессивному итальянскому издательству. Выход романа за рубежом, вслед за этим присуждением Нобелевской премии в 1958 г. вызвало со стороны тогдашних политических и литературных деятелей осуждение творчества Пастернака. В ответ на критику и на предложение покинуть страну, поэт отвечал что не мыслит себя все Родины.

               Пастернак еще тогда писал, что Нобелевская премия – это абсолютная (правда) победа, признание и честь оказанная всей русской литературе. Однако, эта премия не только за роман «Д. Ж.» она и за поэтические произведения. Кандидатура Пастернака на Нобелевскую премию выдвигалось уже не раз.

              УЧИТЕЛЬ: Полосы утомления, горя и мрака были нередки, но он их преодолевал стойко. У него не было возможности открыто писать в печати об искусстве, философии, самой жизни. Поэтом он писал частным лицам. Что важно, никогда не был озлоблен, отличался добротой, он себя называл чернорабочим в поэзии. По прежнему жил в подмосковном Переделкино, у него бывали старые друзья – поэты, писатели, композиторы. Трудился с огромной отдачей, писал стихи, статьи, был с народом, защищал правду, утверждал доброту в жизни.

             10-й ученик

              Читает стихотворение «Культ личности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".

Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....

Презентация "Знаменитый полководец Александр Суворов"

Наглядное сопровождение к открытому уроку в восьмом классе...

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории 8 класс Тема: Внешняя политика Александра III....

Тест по истории 8 класс тема "Внешняя политика Александра 3"

Тест по истории 8 класс тема "Внешняя политика Александра 3"...

Открытый урок истории. 5 класс. Тема урока: «Ассирийская держава»

Задачи:Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе м...

Открытый урок в 7 классе Тема: "Знаменитые люди"

Открытый урок в 7 классе Тема: "Знаменитые люди"...