Главные вкладки

    Методическая разработка по истории (5 класс) на тему:
    Война Рима с Карфагеном. Ганнибал.

    Мыльникова Наталья Николаевна

    план конспект урока по истории Древнего мира

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    plan-kospekt_uroka..docx33.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    открытого урока по дисциплине «История» (5 класс)

    на тему : «Война Рима с Карфагеном. Ганнибал»

    учителя   второй квалификационной категории  МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ

    Мыльниковой Натальи  Николаевны

    Методические материалы:

    При подготовке к уроку

    3.Мультимедийное учебное издание «История. 5 класс», издательство Просвещение.

    4. Ганнибал. Биография. // http://ru.wikipedia.org Проверено 29.06.2012

    5.http://www.kapfagen.ru

    На уроке

    1. Михайловский, Ф.А. История Древнего мира / Ф.А. Михайловский - М. : Русское слово-РС, 2006. – 286 с.

    2. Презентация «Вторая война Рима с Карфагеном»

    3. Карточки с заданиями и текстом документа

    Учебно-практическое оборудование

    1. Проектор или интерактивная доска
    2. Компьютер

    Цель урока (с позиции ученика):  Выявить   причины, характер, особенности, последствия войны Рима с Карфагеном.

    Задачи: 

    1. Актуализация изученного материала
    2. Изучение источникового и фактического материала по теме урока
    3. Закрепление изученного материала в рамках работы с картой, источниками, таблицами, схемами, тестовыми материалами
    4. Рефлексия степени освоения изученного материала

     Рассмотреть полководческий талант Ганнибала и Сципиона, причины, ход и итоги битв при Каннах, Заме. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, научиться самостоятельно составлять рассказ, выделять главное из рассказа учителя, использовать ИКТ. Сформировать понимание у учащихся причин и характера войны Рима с Карфагеном

     Педагогические технологии - компетентностного подхода

    1. Организационный момент

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Организационный момент (1-2 мин.)

    Сообщение темы и целей.

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. надеюсь, что  вы станете сегодня моими помощниками. Урок хочу начать с загадки, а вы попробуйте отгадать её.

    «В честь сына Реи Сильвии и Марса назвали город, до сих пор он есть, и в древности и в наше время жить там для большинства порой большая честь»

    Что это за город? Правильно, это город Рим. Поэтому в рамках изучения истории римской империи мы с вами обратимся к одному из ключевых исторических событий – Войне Рима с Карфагеном

    Таким образом, тема нашего урока «Война Рима с Карфагеном. Ганнибал».

    Вы знаете, что в рамках изучения войн нас всегда интересуют причины, повод, ход боевых действий, ключевые сражения, итоги

    Сегодня в течение урока мы с вами должны будем сформировать понимание причин и характера второй войны Рима с Карфагеном. Постараемся создать на уроке образы великих полководцев Рима и Карфагена. Для этого мы используем мультимедийный комплекс, и будем работать с  историческими картами, датами, историческими событиями и понятиями. Ребята, я буду выставлять за ваши ответы баллы, активней работайте на уроке, зарабатывайте оценки.

    Ребята давайте вспомним, что нам уже известно о взаимоотношениях Рима с Карфагеном? Это позволит нам разобраться в причинах войны Рима с Ганнибалом.

    Но давайте сначала проанализируем какие территориальные и политические изменения произошли в Римской империи к началу войн с Карфагеном.

    Актуализация знаний. Опрос домашнего задания

    1. 5-6 учащихся письменно по карточкам:
    1. Первая Пуническая война закончилась в 241 году до н.э. Вспомните, сколько лет она продолжалась, сосчитайте, в каком году она началась.
    2. По преданию Карфаген был основан в 814 году до н.э. А когда был основан Рим? Сосчитайте, сколько лет прошло между этими событиями?

    2.Устный ответ учащегося по карточке:

    Подготовьте развернутый ответ на вопрос: «Как была организована армия римлян?»

    Для этого вспомни:

    - Кто такие легионеры?

    -Кто служил в армии римлян?

    -Чем были вооружены воины?

    -Какую тактику ведения боя использовали легионеры?

    - Какие военные победы смогла одержать армия римлян?

    Сделай вывод.

    3.Работа с классом. (слайд 2)

    1 Найдите на карте (атласе): Восточное Средиземноморье,  Западное Средиземноморье,  Карфаген,  

    Пиренейский полуостров,  Аппенинский полуостров,

    Корсику ,

    Сардинию,

    Сицилию.

    2. Укажите все новые территории, захваченные Римом вне Италии. (Сицилия, Корсика, Сардиния, заселенный галлами север Аппенинского полуострова) . При правильном ответе ученика учитель поощряет: «Молодец! Ты справился с заданием хорошо!» В случае неточности  к доске приглашается более сильный ученик, который справится с заданием, так как умеет хорошо работать с картой.

    3. Работа с историческими источниками(слайд3)

    Римский историк Тит Ливий пишет: «грозила война… а внутри самого государства шли раздоры, так как плебеи пылали ненавистью к патрициям главным образом из-за тех, кто шел в кабалу за долги.»

    -Почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями?( речь идет о стремлении плебеев освободиться от долгового рабства(в 326 г. до н.э. они добьются этого)

    - Какую борьбу в Греции можно сравнить с борьбой патрициев и плебеев в Риме? (В Греции шла борьба демоса и богатых греков за свои права, за отмену долгового рабства). При правельном ответе: «Молодец!» При неправельном или неполном ответе – учитель дает дополнения, пояснения самостоятельно

    4. Дайте определение понятий: плебеи, патриции, демос.- вопросы задаются преемущественно ребятам, слабоуспевающим. – «Молодец, ты очень хорошо справился с заданием».

    Ответ учащегося по карточке.

    Итак, мы с вами уже знаем, причины первой Пунической войны и ее результат. Таким образом, Римская империя к началу войн с Карфагеном претерпевает значительные территориальные и политические изменения, следовательно мы можем перейти к следующему этапу развития взаимоотношений между Римом и Карфагеном, в которых можно выделить несколько ключевых этапов

    1. Вторжение в Ганнибала в Италию

    2. Деятельность Диктатора Фабия по прозвищу Медлитель.

    3. Значение Битвы при Каннах

    4.Окончание войны. Ее итоги.

    Приветствуют учителя

    Отвечают на вопрос учителя

    Фиксируют тему в тетради

    Вы знаете, что в рамках изучения войн нас всегда интересуют причины, повод, ход боевых действий, ключевые сражения, итоги

    Учащиеся получают индивидуальные задания

    Примерный ответ учащегося

    В римской республике существовала самая сильная и хорошо вооруженная армия. Армия делилась на легионы – небольшие отряды воинов. Легионерами становились земледельцы, бедняков на военную службу не брали. Легионер был вооружен копьем, коротким мечом и щитом. Легионы выстраивались в три линии, в каждой из которых было 10 отрядов. При отступлении каждый отряд выравнивался с линией легионеров, идущих за их спиной. Противник испытывал шок, когда перед ним вдруг вырастала сплошная стена хорошо вооруженных воинов. В армии существовала железная дисциплина, поэтому она всегда добивалась поставленной задачи. Благодаря такой армии римляне смогли покорить всю Италию.

    Работа с картой

    Устные ответы обучающихся

    Анализ исторических источников

    Поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических источниках

    Обучающиеся выслушивают ответ одноклассника исправляют, дополняют, задают ему дополнительные вопросы, оценивают ответ

    Помогают учителю определить основные моменты, необходимые для изучения.

    Фиксируют план работы в тетради.

    2.Изучение нового учебного материала

    Задание на урок: (слайд8) (Задание можно продублировать на доске, так чтобы оно всегда было перед глазами учащихся.) Определите характер Второй Пунической войны.

    Ответьте на вопрос: почему Ганнибал, не потерпев ни одного поражения в Италии, все же проиграл войну? Причины поражения  войск   Ганнибала запишите в тетрадь.

    Итак, попробуем разобраться Что представляли собой армии Карфагена и Рима.

    Кто возглавил войско Карфагена в Сицилии?( Правильно, Ганнибал) (слайд 10)

    Кто составлял войско карфагенян? (наемники).Молодцы!

    Ганнибал чтобы дипломатически подготовить войну спровоцировал конфликт между торболетами (союзниками Карфагена) и городом Сагунтом ( союзником Рима) (слайд 11).

    После того как между Сагунтом и торболетами начались военные действия Ганнибал открыто вмешался в конфликт и после долгой осады разорил Сагунт, уничтожив всех жителей. После возвращения в Новый Карфаген, служащий резиденцией Ганнибалу, он стал готовить армию, составленную из испанцев и ливийцев , для похода в Италию.

    В распоряжении Ганнибала было войско из 90 тысячной пехоты, 12 тысячной конницы и 37 боевых слонов. (слайд 12) Установив связи с галлами Ганнибал узнал, что те готовы заключить союз с Карфагеном. Ганнибал решил избрать своим главным направлением северное – через Альпы.

    Он принял все меры для безопасности своего тыла, направив войска в Карфаген и оставив их под командованием своего брата Гасдрубала в Иберии.  У Ганнибала осталось лишь 50 тысячная пехота и 9 тысячная конница. Эти пунийские войска и двинулись к Альпам.

    Почему Ганнибал выбрал именно это направление?

    К середине лета 218 года до н.э. армия Ганнибала достигла реки Роны, и после первых стычек с римскими войсками Ганнибал на плотах – паромах переправил свои войска через Рону. (слайд 13)

    В ноябре 218 года до н.э. армия пунийцев начала переправу через альпы. (отрывок из фильма «Ганнибал»). После очень сложного перехода вышла на равнину. В сражениях при Тицине и Треббии римские войска потерпели поражение. После этой победы пунийцев вся Северная Италия оказалась под контролем Ганнибала.

    Весной 217 года до н.э. Ганнибал решил двигаться через Этрурию в Центральную Италию, к Риму.(слайд 13). Здесь в районе Трезименского озера (слайд 14), Ганнибал разгромил армию под командованием Гая Фламиния. В ходе боя погиб консул Фламиний.

    Причины победы Ганибала?

    1.Диктатор Фабий по прозвищу Медлитель.

    В опасный для государства момент римляне назначали диктатора. (слайд 15)

    Да ребята, вы правы, на сегодняшний день в науке, существует такое определение термина диктатор.

    Диктатор- лицо, пользующееся неограниченной властью в управлении государством, обычно в исключительных политических условиях. Им стал Квинт Фабий Максим. (слайд 16) Максим, на прошлом уроке Максим предложил подготовить информацию о деятельности Фабия Максима, пожалуйста, расскажи ребятам, что удалось тебе о нем узнать, какими источниками ты пользовался, какие ключевые исторические события связаны с деятельностью Фабия, к каким последствиям они привели.

    Опорный конспект

    Рассказ ученика о диктаторе Фабии и его тактике- уход от открытого столкновения. За тактику Фабия обвинили в трусости. Иначе его деятельность оценивал Ганнибал.

    В 216 году до н.э. римляне вновь избрали консулов. Один из них полностью одобрял действия Медлителя Фабия, а другой, Гай Теренций Варрон, рвался в бой. А кто был первым консулом?

    В вашем учебнике этой информации нет. Если вам интересно попробуйте найти ее в Интернете.

    Одним из ключевых сражений войны Рима с К – битва при каннах

    3.Битва при Каннах.

    Летом 216 года до н.э. невиданная по численности римская армия , при которой находились оба консула, подошли к городу Канны. Здесь расположился лагерь Ганнибала. Когда настала очередь Гая Теренция Варрона командовать войсками, он немедленно вывел их на равнину для сражения.

    У римлян было 80 тысяч человек пехоты, у Ганнибала – вдвое меньше. Правда, у него было 14 тысяч всадников против 6 тысяч у римлян. И все же общий перевес римской армии был огромен, и Ганнибал был, похоже, обречен.

    Чтобы легче было понимать как разворачивались события , посмотрите схему на с 266 вашего учебника

     (С.266) (слайд 17)

    Пехота римлян расположилась огромным прямоугольником с конницей на флангах. Ганнибал свою армию построил полумесяцем. В центре находились галлы, а опытных африканских наемников Ганнибал сдвинул ближе к флангам, туда, где находилась конница.

    Воины послабее, находившиеся в центре отступили. Наемники рвались вперед. Конница на флангах замкнула круг за спинами римлян. Почти все римское войско погибло или сдалось в плен. Спастись смогли лишь несколько тысяч воинов, вместе с самоуверенным консулом Варроном.

    На сторону Ганнибала перешли Капуя в Италии и Сиракузы на Сицилии.

    Вопросы учащимся:

    - Когда произошла битва при Каннах (216 год до н.э.)

    -Почему имея армию в 40 тысяч человек, Ганнибал смог победить армию римлян из 80 тысяч человек? (В армии римлян среди консулов не было единства. Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя) Молодцы!- если учащиеся справились с заданием учителя, если нет, то учитель помогает вспомнить то о чем только что говорилось и помогает выделить правильный ответ. – Будьте, пожалуйста внимательней.

    Вы наверное устали , давайте немного отдохнем.

    Итак,  продолжим нашу работу

    4.Окончание войны.

    Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был пасть, но римские военноначальники сменили тактику: они перешли к изматыванию противника, не ввязывались в большие сражения. Положение карфагенян тоже изменилось. Проконсул Рима - Сципион предложил высадиться  в Карфагене и начать боевые действия там. Это заставило Ганнибала вернуться в Африку.

    В 202 году до н.э. близ города Зама (слайд- карта18), к югу от Карфагена, армия Ганнибала была разбита. (В бой были пущены слоны, римская армия расступилась перед животными, пропустив их. А затем атаковали слонов. Напуганные животные повернули назад, растоптав собственную армию) (слайд 18)

    Разделитесь на 4 группы. (В каждой группе выберите капитана, который еще не получил возможности выступить на уроке)У вас на партах лежат листочки с описанием положения Карфагена. Прочитайте, текст и определите, в чем были причины поражения Ганнибала (найдите не менее 3-х причин)

    После битвы при Каннах Ганнибал прислав послов для заключения мира, но римляне отказались. Они не пали духом и не потеряли мужества. Нависшая над ними опасность придала им еще больше сил. Они собрали новое войско, куда вступили даже юноши и старики. Войско Ганнибала редело. Расчет на поддержку жителей Италии не оправдался, они не желали больше помогать Ганнибалу, потому, что его наемники грабили всех без разбора, опустошая страну.

    Ганнибал обратился за помощью к Карфагену. Но многие купцы Карфагена боялись, что Ганнибал, разбив Рим, захватит власть в городе. Они отказали Ганнибалу в помощи.

    (1.Местное население, кроме галлов, не поддержало Ганнибала.

    2.Римско-итальянский союз устоял

    3.Рим укрепил свои силы, а положение Ганнибала ухудшилось

    4.Правители Карфагена не спешили с помощью, они боялись, что Ганнибал захватит верховную власть в Карфагене.)  

    Итак какой вывод мы можем сделать?

    (Таким образом, могущество соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяйничать в Западном Средиземноморье.) Молодец!

     Саша, на прошлом уроке ты получила опережающее задание подготовить сообщение на тему Сципион Пожалуйста,  оцени  Сципиона как личность и полководца. Какими источниками ты пользовалась для подготовки?

    Итак,  ребята мы узнали с вами причины второй Пунической войны знаем ее итоги давайте еще раз вспомним что мы узнали нового сегодня. Это позволит нам ответить на поставленный в начале урока вопрос. Беседа по поставленному в начале урока вопросу

    Формулируют вопросы

    Обосновывают свою точку зрения рассуждают,

    приводят примеры,

    Оценивают ответы

    Характеристика места, обстоятельств, участников, результатов исторических событий

    Соотносить единичные ист.факты и общие явления

    Называть характерные существенные признаки ист.явлений

    Излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий

    Отвечают на вопросы учителя

    Обучающие слушают учителя отвечают на вопросы сформулированные в начале урока.

    Варианты ответов обучающихся,

    Вариант 1,

    вариант 2

    Ответы обучающихся фиксируем в тетради

    Доклад обучающегося

    Работа экспертов (2)

    Опорный конспект

    Определение фиксируют в тетради-словаре самостоятельно

    Слушают выступление учащегося, который самостоятельно подготовил выступление и презентацию

    Работа с таблицей

    Анализ статистических данных

    Работа со схемой в учебнике с. 226

    Сравнительный анализ тактики Г. и Р.

    Работа со схемой учебника и анимированной схемой презентации

    Отвечают на вопросы учителя

    Вывод обуч. О тактике римских войск

    Физкультминутка

    Слушают учителя

    Делятся на группы, выбирают капитана

    Работают в группе

    В ходе ответов учащихся результаты записываются на интерактивной доске и фиксируются учащимися в тетради.

    Ребята слушаут ,задают дополнительные вопросы, смотрят подготовленную презентацию.

     

    Называют основные моменты услышанные на уроке. Возможны наводящие вопросы учителя.

    3.Закрепление учебного материала

    Итак давайте еще раз , чтобы окончательно разобраться во взаимоотношениях двух стран, что позволит нам в дальнейшем понять особенности внешней и внутренней полиики Рима вспомним как протекала Вторая Пуническая война ,какой вклад внес в это Ганнибалл и ответим на тестовые задания

    1. Назовите, с каким государством воевал Рим в Западном Средиземноморье

    А) Египет

    Б) Индия

    В) Мидия

    Г) Карфаген

    2. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах

    А) в 201 году до н.э.

    Б) в216 году до н.э.

    В) в 218 году до н.э.

    Г) в 202 году до н.э.

    3.Чем закончилась вторая война Рима с Карфагеном

    А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии

    Б) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки.

    В) Рим стал хозяином в Восточном Средиземноморье.

    4.Войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими, потому что

    А) Карфагеняне называли римлян пунами

    Б) Войско римлян возглавил полководец из рода Пунов

    В) Римляне и Карфагеняне называли  жителей Сицилии пунами

    Г) Римляне называли карфагенян пунами.

    5.Римский полководец, разбивший Ганнибала в битве близ города Зама (202 год до н.э.)

    А) Сципион

    Б) ТитЛивий

    В) Красс

    Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок

    Отвечают на вопросы теста, проверяется методом взаимопроверки.

     

    Высказывают свое мнение по поводу работу отдельных учащихся, оценивают свою работу, определяют что получилось на уроке, а что нет. Каких знаний не хватает чтобы сформировать целостную картину взаимоотношения двух стран.

    4.Задание на дом

    На следующем уроке мы продолжим рассматривать завоевательную политику Рима по этому я попрашу вас еще раз вспомнить все то, о чем мы с вами сегодня говорили.Домашнее задание. (слайд 4.) Параграф 42 прочитать, подготовить рассказ о начале войны Рима с Карфагеном и переходе Ганнибала через Альпы. Можно использовать дополнительную литературу ( по желанию).

    При необходимости учитель называет возможные источники поиска необходимой информации

    Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы учителю по выполнению домашнего задания.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Вторая война Рима с Карфагеном

    Урок разработан с учетом требований ФГОС, может использоваться в классах с  любой подготовкой....

    Вторая война Рима с Карфагеном

    Проверить домашнее задание по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"...

    Вторая война Рима с Карфагеном

    Проверить домашнее задание по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"...

    Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс

    19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамка...

    конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»

    Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...

    Войны Рима с Карфагеном

    Данный материал можно использовать на уроках в 5 классе...

    методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

       В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование у...