Игра-викторина на тему «Эпоха Петра Первого»
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Игра-презентация на тему «Эпоха Петра Первого» была создана  для урока в ГБОУ СОШ № 88 в 7-х классах. Область применения данной работы заключается в проверке и корректировке

имеющихся знаний у учащихся, формировании целостности коллектива в классах.

Информационный проект создавался при помощи таких программ как: Impress и Writer.

При просмотре проекта следует сначала ознакомиться с текстовым документом, а затем уже просмотреть презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_-viktorina.zip1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка  по учебной программе

«Основы работы со школьными дистрибутивами Linux.


Кроссплатформенное прикладное программное обеспечение»

на тему:

Урок:  Игра-презентация на тему «Эпоха Петра Первого»

Выполнила:

Шатыренок Ирина Эдуардовна

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №88 Калининского района

Санкт-Петербурга


.

Санкт-Петербург

2012


Оглавление

Аннотация        3

Введение        4

Ход урока        5

Обоснование темы        5

I ГЕЙМ "Географические названия".        9

II ГЕЙМ "Чьи это строки?"        9

III ГЕЙМ "Птенцы гнезда Петрова".        10

IV ГЕЙМ "Реформы Петра Первого".        11

V ГЕЙМ "Гость из прошлого".        12

VI ГЕЙМ " Блиц-турнир".        13

Список использованной литературы        15


Аннотация

 Игра-презентация на тему «Эпоха Петра Первого» была создана учителем истории и обществознания Шатыренок Ириной Эдуардовной для урока в ГБОУ СОШ № 88 в 7-х классах. Область применения данной работы заключается в проверке и корректировке имеющихся знаний у учащихся, формировании целостности коллектива в классах.

Информационный проект создавался при помощи таких программ как: Impress и Writer.

При просмотре проекта следует сначала ознакомиться с текстовым документом, а затем уже просмотреть презентацию.


Введение

Цели:

Обучающие:

вспомнить основные реформы Петра Первого;

обобщить знания учащихся по теме: «Эпоха Петра Первого».

Развивающие:

способствовать развитию умения самостоятельно работать с текстом, отбирать нужную информацию;

устанавливать причинно — следственные связи в процессе решения учебных задач.

Воспитательные:

средствами игры способствовать развитию интереса к предмету и чувства патриотизма.

Задачи:

Формирование целостности и сплоченности коллектива класса;

Проверка и корректировка имеющихся знаний по теме: «Эпоха Петра Первого».

Аудитория: 2 команды от параллели 7 классов

Место проведения: актовый зал

Длительность: 45 минут

Оборудование:

компьютер;

проектор мультимедиа;

ватман, карандаши, краски.


Ход урока

Обоснование темы

Петр Первый – яркая популярная личность не только в истории России, но и в мировой. Так считает Н.И. Павленко, наш современник-исследователь эпохи Петра.

Если бы среди исторических деятелей проводился конкурс , то в номинации «Самая популярная историческая личность», Петр Первый без сомнения был бы среди лидеров.

В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.

Споры о Петре ведутся сейчас. Велись раньше, и будут вестись всегда-всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.

Кто он?

Архитектор

Дипломат

Герой

Император

Победитель

Писатель

Полководец

Символ

Князь

Реформатор

Учёный

Изобретатель

Защитник

И это всё о нём.

Пётр – имя греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Это будто о Петре Великом. Человек необыкновенной силы, он владел многими ремёслами: плотника, слесаря, столяра, фельдшера, кузнеца, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, кораблестроителя, артиллериста.

Людей ценил не по знатности и богатству, а по таланту и заслугам.

Основатель города.

В 1703 году на берегах реки Невы основан город Санкт- Петербург.

Военные победы Петра.

Полтавская битва. 27 июня 1709 год

Гангутское сражение. 27 июля 1714 год

Россия при Петре.

При Петре Россия стала империей. Была создана регулярная армия и флот. Россия укрепилась на берегах Балтийского моря. Выросла мануфактурная промышленность, внутренняя и внешняя торговля.

Личность Петра Великого.

30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года в Москве у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны родился сын Петр. Теперь династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.

После смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем. И теперь школой Петра стала московская окраина.

Петр рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения.

Дипломатом Петр I был выдающимся. Внешне искренний и доброжелательный. Петр никогда не открывал своих истинных намерений и поэтому неизменно добивался желаемого. Никогда не преувеличивал своих полководческих способностей, после Нарвы предпочитая командовать лишь своим Преображенским полком, а армию доверяя профессиональным полководцам. Он, в совершенстве зная основы кораблевождения, не брался командовать всей эскадрой, поручая это Апраксину, Голицыну и даже Меншикову. Страха в бою он никогда не показывал.

Всесторонность и гармоничность - основные черты личности Петра. Эти свойства его личности в значительной мере объясняется условиями среды и характером эпохи. Завоевания его были необходимы для создания в России предпосылок для развития европейской цивилизации. Петр Великий представляет совершенно своеобразную личность не только в истории России, но и в истории всего человечества. Величие этого человека в том, что он лучше других понял и удачно разрешил запросы времени.

Участники:

7 А класс

1 команда

«Потешный полк»

Капитан команды: Данилов Сергей

2 команда

«Фрегат»

Капитан команды: Катриди Алексей

Алферук Ирина

Ахмедова Гульмира

Баева Ксения

Бахтина Дарья

Бирулев Даниил

Глебкин Сергей

Быкова Мария

Григорьев Андрей

Введенский Андрей

Дроздов Илья

Голубева Ольга

Жаббаров Павел

Ёлкин Кирилл

Касьянова Александра

Иванов Александр

Киракосян Георгий

Исламлы Илаха

Кудин Андрей

Мехтиханов Михаил

Люстров Лев

Рождественский Евгений

Самофалов Эдуард

Хоботов Алексей

Сатаров Алексей

Целищев Валентин

Смирнова Виктория

Чембулатов Ринат

Чередниченко Светлана

Немного о правилах.

За каждый верный ответ – 1балл.

За домашнее задание – 5 баллов.


I ГЕЙМ "Географические названия".

1 команде:

Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

Ответ: Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово "бург" (крепость) немецкого происхождения. После смерти В.И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.

2 команде:

В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименованной в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.

Ответ: Основан этот город новгородцами как крепость на Ореховом острове отсюда и его русское название - Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно "ключ-замок, ключ-крепость"). Долгое время здесь была политическая тюрьма. Современное название города - Петрокрепость с 1944 года. Название русское.

II ГЕЙМ "Чьи это строки?"

1 команде:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит.»

(А.С.Пушкин)

2 команде:

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.»

(А.С.Пушкин)

А автора следующих строк вы узнаете без труда. Когда и при каких обстоятельствах появились эти указы?

1 команде:

"Когда прилучиться тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши".

Ответ: "Юности честное зерцало" - наставление Петра Первого для юношества о правилах поведения в обществе.

2 команде:

"В знак доброго начинания по большим улицам перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а как начнется пальба, по всем дворам стрелять из небольших пушечек или из ружей троекратно и пускать ракеты".

Ответ: Указ Петра Первого от 15 декабря 1699 года о праздновании Нового года с 1 января.

III ГЕЙМ "Птенцы гнезда Петрова".

Все мы знаем, что в окружении Петра I было немало интересных личностей, о которых написано много книг и статей. Давайте познакомимся с некоторыми из них прямо сейчас.

1 команде:

Расскажите об Александре Даниловиче Меншикове.

2 команде:

Расскажите о Франце Яковлевиче Лефорте.

IV ГЕЙМ "Реформы Петра Первого".

А теперь посмотрим, чего успел достичь Петр, находясь на российском престоле. Перечислите основные его реформы и начинания. За каждое названное мероприятие команда получает по одному очку.

Создал регулярную армию.

Установил обязательное обучение дворянских детей.

Ввел массовое обучение дворян за границей.

Создал новый вид вооруженных сил — флот.

Введен гражданский шрифт.

Добился выхода в Балтийское море.

С 1703 года стала выходить первая печатная газета "Ведомости".

Создан первый общедоступный театр.

Основан город Таганрог.

Созданы математические школы.

Введено новое летосчисление от Рождества Христова.

Установил начало Нового года с 1 января 1700 года.

Созданы органы городского самоуправления.

Провел налоговую реформу.

Открыл Морскую Академию.

Осуществил денежную реформу.

1703 год - основание Санкт-Петербурга.

1711 год - основание Сената.

Создал "Табель о рангах".

Проведена губернская реформа.

Изучение новых земель.

Организовал поиск руд и полезных ископаемых.

Вместо приказов организованы коллегии.

Основал офицерские военные школы.

Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).

Основал первый русский орден святого Андрея Первозванного.

Учредил первый музей — кунсткамеру.

Основал первую публичную библиотеку.

Учредил Академию наук (1724).

Были введены ассамблеи.

Введена европейская одежда.

V ГЕЙМ "Гость из прошлого".

Входит переодетый Петр I.

К нам пожаловал сам государь Петр I. Что привело Вас сюда?

Петр Первый: Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор обо мне вступили, и зело любопытно нам, что вы о делах наших говорить станете.

А давайте устроим сим любознательным отрокам экзамен.

1 команде:

Петр I: "Во второй половине 18 века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Петр, отнестись к этому указу?

2 команде:

Петр I: " Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне, но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоев населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?"

1 команде:

Петр I: "Иностранцев поражало, что я занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, я снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и потом только стал давать распоряжения нижним чинам. Каков, по-вашему, смысл такого моего поведения , ведь царь имел неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?"

2 команде:

Петр I: "Во мне совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и еде. Чем это можно объяснить?"

Петр Первый: Довольно, зело познаниями сих отроков остался я доволен. Жаль, что в мое время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься... Теперь мне пора идти...

VI ГЕЙМ " Блиц-турнир".

Блиц-турнир, во время которого участники команд должны дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется одно очко.

1 команде:

Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)

Как фамилия Петра I? (Романов)

Против какой страны был создан "Северный союз"? (Швеция)

Как назывался первый естественно - научный музей? (Кунсткамера)

Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)

Чем занималась Адмиралтейств-коллегия? (Делами морского флота)

Что такое галеры? (Гребные легкие суда)

Что такое Синод? (Духовная коллегия)

Сколько было Азовских походов? (Два)

С какого месяца начинался год в допетровской Руси? (С сентября)

2 команде:

Какого роста был Петр Первый? (2 метра 4 сантиметра)

В каком году была Полтавская битва? (В 1709 году)

Что такое "верфь"? (Мануфактура по строительству кораблей)

С каким шведским королем воевал Петр Первый? (С Карлом XII)

Что такое политика меркантилизма? (Покровительство отечественной промышленности и торговли)

Что такое ассамблеи? (Общественные собрания)

 Как переводится слово "парадиз"? (Рай)

Назовите одно из восстаний во время правления Петра? (Астраханское, стрельцов, под руководством Кондратия Булавина)

Какая школа находилась в Сухаревской башне в Москве? (Навигацкая)

Какую турецкую крепость не удалось взять русским войскам с первого раза? (Азов)


Список использованной литературы

Н.И. Павленко «Петр Первый и его время». 1989 г.

А.А. Преображенский «История раскрывает тайны». 1991 г.

В.И.Буганов, П.И.Зырянов. История России. 2005 г.

С.Князьков "Очерки из истории Петра Великого и его времени". 1990 г.

http://statehistory.ru/

http://historylinks.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"

Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"...

Электронные ресурсы к уроку по темам «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Первого»

В этом документе - подборка электронных ресурсов, для подготовки к урокам истории эпохи Петра Великого....

Эпоха Петра Первого

Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоят...

Игра-викторина «Что? Где? Когда?» на тему: «Эпоха Петра Первого»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24901028","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24901043","attributes":{"alt":"","class"...