Главные вкладки

    План-конспект урока по истории (6 класс) на тему:
    материалы к урокам "История" (Средние века) 6 класс

    Васильева Ирина Владимировна

    Конспекты к урокам: "Империя Карла Великого", "Феодальная раздробленность. История Западной Европы в X-XI вв", "Византийская империя", "Культура раннего Средневековья", "Возникновение ислама"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    6_klass_-_srednie_veka.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Франкское государство и его распад.

    Империя Карла Великого.

    Проверка д/з: Сочинение эссе на тему: «В чём причина колоссального значения в церкви в жизни средневекового человека». (15 минут). Учебник, записи…

    Период «ленивых королей»

    Бенефиций – земельное владение, обусловленное военной службой.

    732 г. – битва при Пуатье, конец продвижения арабов на север Европы.

    Феод – наследственное земельное владение, обусловленное службой.

    751 г. – Пипин Короткий при помощи папы свергнул последнего короля из династии Меровингов и провозгласил себя королём. За это – он разгромил лангобардов, контролирующих Италию, и передал Рим с окрестностями папе.

    800 г. – коронация Карла великого как императора.

    Ахен – столица

    843 г. – Верденский мир – раздел империи м/д внука К.В.

    Направление походов Карла Великого и их результат

    В Испанию

    В земли саксов

    В Италию

    Против арабов-мусульман

    Захвачены и вошли в состав гос-ва земли франков к югу от Пиренейских гор

    Ультиматум: прекратить набеги, принять христианство.

    Саксы приняли христианство; их владения вошли в состав Франкского гос-ва.

    Лангобарды разбиты, их гос-во уничтожено.

    Италия вошла в состав Франксого гос-ва.

    Из «Жизни Карла Великого»  Эйнхард.

    Считается, что род Мировингов. От которого производили себя франкские короли, существовал вплоть до царствования Хильдерика, который по приказу Рим. Папы Стефана был низложен, пострижен в монастырь. Род Мировингов уже не имел никакой жизненной силы и ничего замечательного, кроме пустого царского звания. Дело в том, что богатство и могущество короля держались в руках дворцовых управляющих. Которых называли майордомами.

    Ничего не оставалось королю, как, довольствуясь царским именем, сидеть на троне, приняв вид правящего, выслушивать приходящих отовсюду послов, давать им ответы, которые советовали или даже приказывали дать. Ведь кроме бесполезного царского имени и содержания, выдаваемого ему из милости на проживание дворцовым управляющим, король не имел из собственности ничего, за исключением единственного поместья и крошечного дохода от него (там у него был дом и оттуда он получал для себя немногочисленных слуг). Куда бы король не отправлялся, он ехал в двуколке, которую влекли запряжённые быки, управляемую по сельскому обычаю пастухом. А руководство всем, что надо было провести  осуществлял майордом.

    Пипин короткий отец короля Карла великого уже исполнял эти дела, словно наследственные. Ибо отец его (Карл Мартелл), изгнавший тиранов, присвоивший себе господство над всей Франкией и подавивший сарацинов, после двух битв, атаковавших Галлию (1- у города Пиктавия, 2 – возле Нарбонны, у реки Бирры) одержал бесспорную победу и принудил их отойти в Испанию.

    Честь (назначения майордомом) народ имел обыкновение оказывать не каждому, а лишь тем, кто отличался от других и славой рода, и силой величия. Пипин Короткий по воле римского папы из управляющего дворца был назначен королём, поскольку уже в течение 15 или более лет один правил Франкией. Он умер в племени парисиев от водянки, после того как окончилась 9 – летняя аквитанская война, что велась против начавшего её герцога Вайфария, оставив детей Карла и Карломона, к которым, по божественной воле, перешло наследование царством. (Карломан удалился на покой в Рим, где изменив внешность, стал монахом).

    - Почему была низложена династия Меровингов?

    - Кто оказал Пипину Короткому деятельную поддержку в приходе  к власти?

    Тема: Феодальная раздробленность.

    История Западной Европы в X –XI вв.

    Норманны – жители Скандинавии

    Норманнская угроза – пираты. Совершавшие вооружённые походы в различные части Европы

    Морские промыслы – климат

    Альфред Великий (871\900) – консолидированы англо-саксы. Построены укреплённые пункты. Реформировано ополчение: служил каждый пятый англо-сакс, остальное население содержало его

    Гарольд

    Герцог Нормандии Вильгельм – в1066 г. на тер-рии Англаи разгромил войска Гарольда при Гастингсе. В Скандинавии образовались христианские гос-ва.

    Франция:

    Феодал – владелец феода

    987г. – приход к власти династии Капетингов

    Германия:

    911 г. – пресеклась династия Каролингов (Восточно-Франкское королевство)

    919 г. – новым королём избран саксонский герцог Генрих – возникновение Германского королевства.

    962 г. – образование Священной Римской империи: Оттон 1 (сын Генриха) взял Рим, где был коронован. Священная Римская империя включала в себя тер-рию

    Германии и Северной Италии.

    843 г. Верденский договор – распад империи Карла Великого

    Франция

    Германия

    Италия

    Особенности этого периода в истории Европы

    Слабость королевской власти

    Междоусобные войны

    Независимость феодалов

    Франция. В поместьях короля назначенные им управляющие судили население и собирали налоги. Личные слуги короля ведали отдельными отраслями управления в его собственном владении. Военные силы короля составляли вассалы – воины, получившие феодальное владение. Если король без суда или согласия вассалов наказывал кого-нибудь из них, то они могли оказать ему сопротивление и даже освободить арестованного силой оружия. В качестве крайней меры вассалы могли отказать королю в службе.

    В условиях натурального хозяйства захват земли с крестьянами и грабёж чужих владений были для феодалов единственным способом увеличить свои доходы, усилить власть и влияние.

    «Нет войны безпожаров и крови» - Бертран де Берн

    Каждое владение замкнуто.  Крестьяне по отношению к своему господину несли феодальные повинности: натуральный оброк и барщину. У феодала был свой аппарат принуждения: поместный суд, отряд воинов, приказчики и слуги.

    Власть феодала была основана на том, что он был владельцем не только земли, но и господином над живущими на ней крестьянами.

    Тема: Образование славянских государств.

    Византийская империя.

     395 г. – образовалась Восточная Римская империя, раздел был совершён императором Феодосием и его старший сын получил Восточную римскую империю

    Состав- Малая Азия, Балканский п-в, Палестина, Египет, Сирия, часть Кавказа

    Ромеи – приемники Римской империи, но тон задавали греки

    Костантинополь – столица, основал Константин Великий в 330, на перекрёстке торговых путей.

    Василевс – греч. вариант титула императора.

    Юстиниан – 527-262: Кодекс Юстиниана, завоёвано королевство вандалов в Сев.Африке, остготов – в Италии, часть королевства вестготов – в Испании.

    VII в. – арабы захватили Египет, Сирию, Палестину.

    Македонская династия – IX-XI вв. расцвет

    Василий II – 976-1025

    988 – принятие Русью христианства.

    Феодализм в Византии

    Общее с Западной Европой

    Отличия от Западной Европы

    Превращение свободных общинников в зависимых крестьян

    Образование крупных земельных владений в провинциях

    Переход в поместьях к феодальной эксплуатации

    Рост независимости крупных феодалов в провинциях, рыцарское войско

    Наиболее частый путь – это лишение крестьян земли и переселение их на земли феодалов

    Соперничество столичной знати и провинциальных землевладельцев

    Сохранение больших государственных налогов

    Не сложилась полностью феод. лестница и рыцарское войско

    Длительное сохранение сильной централизованной власти

    Императорская власть:

    власть не передавалась по наследству

    власть можно было захватить

    роскошь, пышность двора

    верховный судья

    назначал начальников и высших сановников

    опирался на христ. религию, назначал патриарха

    Задания:

    1.Восстановите ход рассуждений: почему Восточная Римская империя устояла под натиском варваров – расставив в правильной последовательности факты (восстановить цифрами):

    Император мог содержать сильную армию и большой флот;

    Сохранился обмен между городом и деревней;

    На востоке земля была меньше истощена, чем на западе империи;

    Император получал большие доходы от сбора налогов и пошлин;

    Ремесло и торговля в городах сохранились;

    На Востоке было меньше развито рабство, чем в областях Римской империи.

    2.Определите общие и отличительные черты развития Византии и Западной Европы:

    А) длительное сохранение центральной власти;

    Б) нашествие «варваров» и образование большого слоя свободных крестьянства;

    В) образование крупных земельных владений;

    Г) большое число столичных чиновников;

    Д) отсутствие сложившейся феодальной лестницы и сильного рыцарского войска;

    Е) превращение значительной части свободных общинников в зависимых крестьян;

    Ж) рост независимых крупных феодалов;

    З) высокие налоги для содержания центральной власти.

    Общие:……

    Отличительные:…..

     

    Тема: Культура раннего Средневековья.

    Хотя Карл отдавал столько сил расширению королевства и покорению чужих народов…он начал множество работ, относящихся к украшению и благоустройству королевства, а некоторые даже завершил. Среди них, выдающимися можно назвать базилику Святой Богоматери в Аахене и мост у Могонтиака через Рейн, длинной в 500 шагов. Однако мост сгорел при пожаре за год до того, как умер Карл. Он начал возводить и замечательной работы дворцы (один у Могонтиака, другой в Новиомаге).  Если он узнавал о рухнувших от старости храмах, он приказывал епископам их восстанавливать. Во время войны против норманнов он снарядил флот, построив для этого корабли на реках Галлии и Германии. У всех портов разместил дозоры, сторожевые посты и возвёл укрепления, что враг нигде не мог высадиться на берег. Благодаря этому при жизни Карла не было тяжёлого урона ни у Италии и Галии от мавров, ни у германии от норманнов, а лишь Центумелла (Этрурия) был разграблен маврами вследствие предательства, а во Фризии несколько соседствующих с германским побережьем островов были опустошены норманнами. Как известно, подобным образом карл охранял, расширял и, вместе с тем, украшал королевство.

    Эйнхард. Из «Жизни Карла Великого"

    Почему эта деятельность Карла была столь значима?

    Каковы были в данном случае цели Карла?

    Тема: Возникновение ислама.

    Следует сообщить, что имя, единое для всех арабов – арабайе. От этого общего имена Счастливая Аравия, земля, в которой они живут. Многими именами называют их, по именам их первоначальных племён.

    Этот Мухаммед, когда вырос, начал уходить и возвращаться из Ятриба, своего города, в Палестину для торговли, для купли и продажи. Когда он привык к этой земле, он познал исповедание Единого Бога, которое ему понравилось. Когда он отправился к своим единоплеменникам, он изложил это исповедание перед ними. С этим он прославил перед ними прелесть Палестинской земли, говоря: «За исповедание Единого Бога была дана эта земля хорошая и счастливая», и прибавляя: «если вы послушаете меня, и вам даст Бог землю хорошую, текущую молоком и мёдом».

    Когда он пожелал утвердить своё слово, он взял отряд и тех, которые последовали за ним, и направился в землю Палестинскую, чтобы хватать, брать в плен и грабить. Он вернулся нагруженный, без урона, и не нарушил своего общения им.

    Таким образом, любостяжение стало обычным побуждением, и они стали вновь уходить, хватать и возвращаться. Увидели те, что до этого не присоединялись к нему, что те, кто подчинились ему, в изобилии имеют множество имущества, и потому без сопротивления были привлечены и подчинились ему. Когда после этого у него стало много войска, он не поддерживал их более в том, что они грабили, но с честью сидел в городе Ятрибе. Когда они были вновь посланы, то им не было уже достаточно оставаться в одной Палестине, но они отправились дальше, открыто убивая, забирая в плен, вырезая, грабя. И этого им было недостаточно, и они сделали платящими подать дамаскинцев и подчинили их.

    И так понемногу они усилились и распространились, умножились так, что подчинили почти всю ромейскую землю и царство персидское.

    И стало, таким образом, их господство государством постоянным и переходило из рук в руки, от мужа к мужу, которые стали в нём правителями. Они стали весьма сильными, по угодному Богу решению, который пожелал наказать нас за наши грехи.

    Об их исповеданиях и законах

    Как мы сказали относительно причины о начале движения Мухаммеда, первого царя арабов, то скажем и о законах и заповедях о которых он говорил, что получил их от Бога, чтобы их установить.

    Он учил следующему: знать Единого Бога, творца всего, не называя его  ни отцом, ни сыном, ни духом, но божеством единого лица и одной ипостаси, которое не порождено и не рождает, у которого нет товарищей. Он принял Моисея и его писание, он принял и Евангелие, за исключением того, что он не считал, что Христос был распят. Он признавал, что Христос был человеком праведным, честнейшим среди пророков, рожденный девой без брака, как Адам, сотворённый словом Божиим из земли. Он не принимал, что он был распят, но что он совершал чудеса и воскрешал мёртвых. А когда подняли на него руки иудеи, представился им другой муж, подобный ему и был распят, а он, Христос живым поднялся на четвёртое небо, где он находится до сих пор, ожидая времени опустится вторично, судить людей в последний день, по повелению Божию. Они (мусульмане) признают так же и воскресение и воздаяние по делам.  Представление о рае чувственное и очень глубокое – ядение, питьё и брак с женщинами красивого вида, возлежание на ложах из золота, украшенных кораллами и топазами, реки молока и мёда.

    Они признают так же мучительную смерть, чтобы каждый соответственно своим грехам пострадал и отправился затем в рай. Он (Мухаммед) также позволял, чтобы мужчина женился на скольких желает свободных  женщинах, законно, и позволял иметь наложниц сколько может; если отпускает мужчина женщину, то чтобы он давал ей разводное письмо, по закону Моисея.

    Он учил также молиться пять раз в день, омываясь перед молитвой начисто по необходимости. Пост длится 30 дней, известный месяц, называемый рамадан. Они постятся днём, а ночью им разрешается есть. Они соблюдают обрезание своих мужчин и женщин. Они поклоняются во время молитвы в сторону юга. Упорядочена также книга, которая, как сказал Мухаммед, излилась от Бога в его душу через ангела низложена им языком для слушания людям и называемая книгой божественной.

                                                    Сирийская анонимная  хроника 1234 г.

    - В чём проявилось «новаторство» Мухаммеда?

    - Почему Мухаммед так быстро завоевал авторитет?

     


    Обобщающий урок по теме «Киевская Русь»

    Понятия:

    Родовая и соседская община; князь; дружина; полюдье; государство; вече; язычество; христианство; вотчина; поместье; натуральное хозяйство; уроки, погосты.

    Что произошло в 882 г.; 882 г.; 988 г.; 879 – 912 гг.; 1019-1054 гг.

    Перечислите восточно-славянские племена:

    «Путь из варяг в греки» проходил:

    Назовите основные системы земледелия, применявшиеся восточными славянами:

    Что такое бортничество:

    Кто княжил после Рюрика?

    Назовите годы княжения Олега:

    Какими причинами были вызваны походы киевских князей: Олега, Игоря и Святослава:

    Сколько раз в году собиралось «полюдье»:

    Назовите имена трёх братьев, призванных восточными славянами на княжение:

    Кто княжил после Святослава:

    Почему князь Святополк получил прозвище «Окаянный»:

    Перечислите основные категории феодально-зависимого населения, выделяемые «Русской Правдой»:

    К какой языковой семье относятся восточные славяне:

    Кто такие волхвы:

    Кто княжил после Владимира Красное Солнышко:

    Какие причины обусловили принятие христианства:

    Перечислите основных языческих богов, которым поклонялись восточные славяне:

    Кто княжил после Олега:

    Укажите годы княжения Игоря:

    Кто княжил после Игоря:


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Конспект урока по теме: " Введение. Что и как изучает история

    Данная разработка урока введёт учащихся 5 класса, которые начинают знакомиться с историей, в курс. Они познакомятся с по...

    Обобщающее повторение по теме: " Новейшая история. Вторая половина XX века"

    Данная работа содержит задания в виде ЕГЭ по Новейшей истории. Учащиеся, выполняя задания под буквами А, в и С, проверят...

    Методическое портфолио

    информационная карта портфолиоПолное название портфолио: Тематическое портфолио на тему: “Организация исследовательской ...

    Презентация к уроку в 8 классе

    В данной презентации  содержится тема , цель урока, задания для устной и самостоятельной работы....

    Программа спецкурса по организации исследовательской деятельности

    Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ»Школа юных исследователей «Эдир шэнжэлэгшэ» создана на базе фольклорной групп...

    урок кулинарии Блюда из яиц

     Технология5 класс Тема урока «Блюда из яиц»  Цели и задачи урока:- дать представление о пищевой ценности...

    урок кулинарии "Блюда из яиц"

     Технология5 класс Тема урока «Блюда из яиц»  Цели и задачи урока:- дать представление о пищевой ценности...

    Огонь: друг или враг

    Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе нашу жизнь без огня. ...

    Презентация по теме "Moscow - the capital of Russia"

    Компьютерная презентация, подготовленная с участием детей, может использоваться при изучении темы "Москва" как вариант в...

    Разработка урока "Общие закономерности эволюции" 11 класс

    Значимость ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции. Анализ явлений дивергенция и конвергенция на макроэволюционном уровне...