Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Семенова Елена Владимировна

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом УМК:

1.Учебник «История Средних веков» Автор Агибалова Е.В., Донской Г. М. «История средних веков» «Просвещение» 2006 год

2. Учебник « История России» авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина « Просвещение» 2001.

курсы истории Средних веков и истории России читаются синхронно: история Средних веков- 30 часов, история России- 40 часов. Количество часов на изучение истории России увеличено в соответствии с УМК учащихся. Название тем в календарно - тематическом планировании соответствует названиям в УМК учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_rabochey_programme.odt28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Город Мурманск, Октябрьский округ

муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5

Утверждено

решением методического совета

протокол № ______________________

от «___»__________________20____ г.

Приказ №______ от «___»_____20__ г.

Директор __________________Ф.И.О.

М. П.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по _ _ Истории___________________________________________________

Класс ____6________________________________________________________

Программа разработана на основе :

  1. Государственного стандарта общего образования 2004 г.
  2. Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2006 г.
  2. «История Средних веков». Автор Ведюшкин А. В. М., «Просвещение», 2006 г.
  3. »История государства и народов России с древнейших времен до наших дней», авторя Данилов А. А., Клоков В. А., М,«Дрофа», 2000 г

_ Учитель истории и обществознания :

Семенова Е. В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по истории для 6-х классов.

Рабочая программа составлена на основании:

  1. Государственного стандарта общего образования 2004 г.
  2. Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г.
  3. Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2006 г.
  4. «История Средних веков». Автор Ведюшкин А. В. М., «Просвещение», 2006 г.
  5. « История государства и народов России с древнейших времен до наших дней», авторя Данилов А. А., Клоков В. А., М,«Дрофа», 2000 г

Данная рабочая программа рассчитана на учеников общеобразовательных классов.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

1.Учебник «История Средних веков» Автор Агибалова Е.В., Донской Г. М. «История средних веков» «Просвещение» 2006 год

2. Учебник « История России» авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина « Просвещение» 2001.

Методическая литература:

1.«Тематическое и поурочное планирование по истории Средних веков» , автор Давыдова О. В. , «Экзамен», М., 2006 г.

2. «Поурочные разработки по истории России» , автор Симонова Е. В. , «Экзамен», М., 2006

 

Количество часов по рабочему плану: всего 68 часов (+2 резерв); в неделю: 2 час.

Программа курса охватывает период с конца V по XV в., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в со временную цивилизацию.

Задача курса — показать самобытные черты Средневе ковья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших ве ках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Курс построен по проблемно-хронологическому принци пу', что позволяет уделить необходимое внимание и наибо лее важным сквозным проблемам Средневековья, и особен ностям развития каждого региона, а также проследить ди намику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Хотя курс включает ис торию Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, делается акцент на связи истории зарубежных стран с ис торией России.

В основные цели курса входит:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходи мом периоде всемирной истории;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средне вековья, их роль в истории и культуре;
  4. показать возникновение и развитие идей и институ тов, вошедших в жизнь современного человека и гражда нина (монархия, республика, законы, нормы морали); уде лить при этом особое внимание истории мировых рели гий — христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести ра боту по формированию у учащихся:

  1. умения связно пересказывать текст учебника, отде ляя главное от второстепенного;
  2. умения анализировать материал, определять предпо сылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  3. умения сравнивать исторические явления в различ ных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  4. умения давать самостоятельную оценку историчес ким явлениям, событиям и личностям;
  5. умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  6. умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобра зительные;
  7. умения работать с исторической картой;
  8. умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
  1. умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  1. умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобра зительные;
  1. умения работать с исторической картой;
  1. умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

ПРОГРАММА

История средних веков (не менее 30 ч)

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства  – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия

История России

История России (с древности до конца XVI в.) (40 ч)


Введение (7 ч). Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История края — часть истории России.
Восточные славяне (2 ч)
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения с соседями.
Русь в IX — первой половине XII в. (8 ч)
Формирование Древнерусского государства в 1Х—Хвв. Новгород и Киев. Население деревень и городов. Первые русские князья. Князь и дружина. Русь и кочевники. Византия и Русь. Владимир Святославич. Крещение Руси. «Повесть временных лет».
Русь в конце Х — первой половине XII в. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население. Сельская община. Древнерусские города, ремесла, торговля. Ярослав Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Русь и государства Европы. Русь и Степь.
Культура и быт Древней Руси. Устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.
Родной край в древности (территория, население, археологические памятники, культура).
Повторение и обобщение (1 ч}.
Русь в ХII-ХIV вв. (13ч)
Политическая раздробленность Руси. Великий Новгород , Владимирo- Суздальское княжество, западные и южные земли — Смоленская и Полоцкая, Киевская, Галицко-Волынская, Черниговская (географическое положение, политическое устройство, деятельность князей, развитие хозяйства, города, культура).
Борьба Руси против внешних вторжений в ХIII в. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Зависимость Руси от Орды, ее последствия. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.
Русь в середине XIII—XIV вв. Борьба за первенство на Руси. Князья и Орда. Москва — центр объединения русских земель. Московские князья и их политика; Иван Калита. Княжеская власть и церковь. Монастыри. Куликовская битва, ее значение. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
Родной край в древности (территория и население, исторические памятники, культура).
Повторение и обобщение (1ч).
Московское государство в XV в. (8 ч)
Завершение политического объединения русских земель. Конец зависимости Руси от Орды. Иван III. Управление государством; Боярская дума, приказы. Поместная система и служилые сословия. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Судебник 1497 г. Начало закрепощения крестьян.
Становление централизованного государства и самодержавной власти. Государство и церковь. Ереси.
Московское государство и Великое княжество Литовское в XIV—XV вв.
Культура и быт в XIV—XV вв. Летописание. Литература. Зодчество. Фрески и иконы. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Родной край в ХII-ХVвв. (сельское хозяйство, города и ремесла, памятники культуры и быта).
Итоговое повторение и обобщение (2 ч). Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.


.

Внесены изменения:

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом УМК, курсы истории Средних веков и истории России читаются синхронно: история Средних веков- 30 часов, история России- 40 часов. Количество часов на изучение истории России увеличено в соответствии с УМК учащихся. Название тем в календарно - тематическом планировании соответствует названиям в УМК учащихся. Темы по истории родного края читаются в 9 классе отдельным блоком

Приложение к рабочей программе

Город Мурманск, Октябрьский округ

муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по ___________Истории_______________________________________

(указать предмет)

для _____6_________ класса_________________________________

Количество часов: всего ___70___ часов; в неделю __2_______ часов; в год ______68___ часов

 урока

Тема по Всеобщей истории

Тема по Истории России

Кол- во часов

Форма контроля

1

1Введение в историю средних веков. С.6-8

К/к 1,2.

Введение в историю Отечества.

Собеседование

Раздел 1.

Раннее средневековье –9 часов

9 часов

2

2Возникновение Франкского королевства ( 500 г.). П. 2 (в.2, 3),

3 (в.1, 4, 5)

К/к. 3

Устный опрос

3

3Создание и распад империи Карла Великого (800-843 гг.). П 3

К/к 4

Устный опрос Задания на карточках Контурн

Карта 1

4

4. Западная Европа в 9 – 11 веках П4

Практическая работа по составлению таблицы или кластера

5

5 Культура Западной Европы в раннее средневековье П 5

Тест

Устный опрос

кк

6

6«Раннее средневековье»

(Урок обобщающего повторения+ контроль, возможно - тест).

Пробный

тест

7

7Византийская империя – наследница античных цивилизаций. П. 6

К/к 5

Опрос,задания на карточках

8

8Культура Византии.

П.7

устный опрос

тест

9

9 Арабы в VI-XI вв.

П 9

тест

10

10 Культура стран халифата. 10

Опрос,задания на карточках

Наша Родина в древности.

6 часов

11

1 Древние люди на территории нашей страны. П.1 к/к

на стр.2

Контурная карта стр. 1 собеседование

12

2 Образование государств на территории нашей страны П 2, вопр 1-3

Записи, доп литература

Устный опрос

13

3 Города – государства Северного Причерноморья записи, доп. литература П.2 до конца

к/к

на стр.3

собеседование

14

4 Происхождение и расселение восточных славян П. 3 вопр 1,3,

Устный опрос

Практическая работа по

15

5 Занятия и верования восточных славян. П 3 вопр 2

Практическая работа

16

6 Соседи восточных славян.

П 3 вопр 4, выборочно

Практическая работа по составлению таблицы или кластера

Древнерусское государство

(IX-начало XII в.) - 9 ч.

9 часов

17

7 Предпосылки создания государства у восточных славян. П.4

конс

пект

Практическая работа по составлению таблицы или кластера

18

8 Становление Древнерусского государства. Киевская Русь в IX-X веках. П. 5

К/к 4

таб

лица

Устный опрос,тест

19

9 Правление князя Владимира и крещение Руси. П. 6

таб

лица

Сообщения, устный опрос

20

10 Расцвет Киевской Руси. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого и его потомков (XI-н.XII вв.) П. 7

Собеседование

21

.

11 Жители Древней Руси, их быт и культура. П. 8 подготовка к обоб

ще

нию

к/к 6

Словарный диктант

22

12 Начало распада Древнерусского государства. П.9

.

Устный опрос

23

13 Культура Руси IX-начала XII века П.10

сообщение. подготовка к обо

бще

нию

Практическая работа по составлению таблицы или кластера

24

14 Древнерусское государство – Киевская Руси, его особенности и достижения.

(Обобщающее повторение;

25

15 Древнерусское государство – Киевская Русь. (Урок контроля).

Тест

Устный опрос

Раздел 2. Расцвет Средневековья – 6 часов

6 часов

26

12 Католическая церковь (XI-XIII вв.) 15

Собеседование

Словарный диктант

27

13 Крестовые походы (1096 – 1291 гг.)

П 16К/к. 7, 8.

Хр.т.

Контурная карта Устный опрос

28

14 Рыцарство. П 11

Устный опрос

Задания на карточках

29

15 Средневековая деревня и её обитатели П 12

Практическая работа,

словарный диктант

30

16 Возникновение городов.

П. 13

Опрос, карточки

31

17 Город и горожане.

П. 14

Устный опрос,тест

Русь Удельная

4 ч.

32

17 Раздробленность русских земель.

П. 11

Сооб-щения о глав-ных цент-рах Руси. К/к 7

Практическая работа по составлению таблицы или кластера

33

18 Главные политические центры Руси.

Владимиро-Суздальское княжество.

). П. 12

Тест

Устный опрос

кк

34

19 Главные политические центры Руси.

Господин Великий Новгород: п.13

тест

35

20 Феодальная раздробленность на Руси: плюсы и минусы.

(Обобщающее повторение.)

Опрос, задания на карточках

Позднее Средневековье (8 часов)

8 часов

36

18 Образование централизованных государств в Западной Европе.

П 17,18

Практическая работа по составлению таблицы или кластера

37

19 Англия и Франция в XIV-XV веках. Столетняя война

П. 19,20

.

Устный опрос, тест

38

20 Усиление королевской власти в Англии и Франции П 21

Сообщения, устный опрос

39

21 Реконкиста и образование централизованного государства в Испании П 22

Тест

Устный опрос

кк

40

22 Особенности развития Германии и Италии в позднее Средневековье П 23,24

тест

41

23 Гуситские войны в Чехии П 25

Опрос, задания на карточках

42 - 43

24 - 25 Культура Западной Европы в XI – XV ввП 27 – 30

2 часа

Сообщения, устный опрос Практическая работа по составлению таблицы или кластера

44

26 Европа к концу средневековья. (Обобщающее повторение + контроль). П. 42

Итоговый тест

Борьба с внешней агрессией в XIII веке. Народы и государства на территории нашей страны в XIII-XIV веках.

9 ч.

устный опрос

тест

45

21 Нашествие с Востока (Монгольские завоевания в Азии. Поход Батыя на Русь).

П. 14

к/к 8

собеседование Контурная карта

46

22 Защита западных рубежей Руси. П. 15

к/к9

Контурная карта собеседование

47

23 Русь и Золотая Орда в XIII-XIV веках. П. 16

К/к 9

Устный опрос

Словарный диктант

48

24 Великое княжество Литовское и русское в XIII-XIV веках. П. 17

Запи-си, сообще-ния к/к10

.

собеседование

49

25 Возвышение Москвы (начало XIV в.) П. 17,18

К/к 11

Устный опрос

Практическая работа по составлению таблицы или кластера

50

26 Собирание земель русских во 2-й половине XIV века. Куликовская битва (1380). П 19 до конца

Практическая работа

Работа с видео

51

27 Культура Руси в XIII-н. XV вв. П. 20

Практическая работа по составлению таблицы или кластера

52

28 Обощающий урок "Между Западом и Востоком"

Практическая работа по составлению таблицы или кластера

53

29 Урок контроля "Между Западом и Востоком"

Тест

Формирование и укрепление централизованного Российского государства к к. XV – н.XVI века

10 ч.

54

30 Московское княжество и его соседи в первой половине XV века.

П. 21

Запи-си, сообще-ния к/к11

Устный опрос,тест

55

31 Распад Золотой Орды и его последствия П 22

56

32 Создание единого русского государства и конец ордынского ига П 23

Собеседование

Словарный диктант

57

33 Российское государство во 2-й половине XV – начале XVI века.

П. 23

К/к 12

Контурная карта Устный опрос

58

34 Жители Российского государства 2-й половины XV-начала XVI вв. П. 24 до конца

к/к 13

Устный опрос

Задания на карточках

Р/К. Лапландия – владение Великого Новгорода – часть Российского государства. Лента времени, подготовка к обоб-ще-нию

1216 – первое письменное свидетельство о принадлежности Терской земли Новгороду (в Новгородской летописи – об участии в Липицкой битве под Суздалем Терского данника, т.е. сборщика дани Семьюна Петриловица). 1251 – договор Александра Невского с Норвегией о праве сбора дани...

Русские поморы на Кольском полуострове: их образ жизни, занятия (промыслы), взаимоотношения с коренным населением края.

Борьба со скандинавами («мурманнами»). Упоминания Двинской и Новгородской летописей о столкновениях 1319, 1320, 1411, 1444 и др. годов; 1419 – летописное сообщение о нападении «мурман» – норвежцев на Корельский погост на р. Варзуге.

1436 – возникновение монастыря на острове Соловецком.

Первые русские поселения на Мурманском берегу (Умба и Варзуга; первое упоминание от 1466 г.).

Подчинение Москвой Новгорода Великого, включение его бывших владений в состав единого Российского государство. 1471 – 1478 годы.

1526-1533 – начало крещения лопарей (начало христианизации на Кольском Севере) и его значение. Деятельность проповедников Феодорита (сторонника нестяжательства) и Трифона (сторонника иосифлян)… 1554 – возникновение Кандалакшского и Печенгского монастырей.

Изменеиия в образе жизни и занятиях русского и коренного населения края

За счет резерва

59 - 60

35 - 36 Русская культура XV-начале XVI вв.

25

к/к 13

Практическая работа,

словарный диктант

61

37 Русь Московская. (Урок обобщающего повторения). Подго-товка к контр.р

.

Итоговый тест

62

38 Россия к концу XVI в. Урок контроля

Итоговый тест

63

.

39 Россия и мир в Средние века Итоговое повторение

Тест

Устный опрос

кк

Мир за пределами Европы. – 4 ч.

4

64

27 Завоевания монголов и турок-осман.

26 . К/к.

16

Сообщения, устный опрос

Работа с видео

65

28 Поднебесная империя – Китай в средние века.

Индия в средние века. П 31,32

Собеседование

66

29 Страна «корня солнца» – Япония.

Сообщения

67

30 Цивилизации Америки и Африки. (Киноурок). П 33,34

Устный опрос

Работа с видео

68

40 Россия и мир в средние века: достижения и проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...