"Кризис империи. Русско - японская война"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Разработка урока по истории России для 11 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кризис империи и русско-японская война.

Цели:

1) ознакомить учащихся с причинами, ходом и результатами русско – японской войны; выявить причины и основные события (1905 г.) революции 1905 – 1907 гг.

2) продолжить формирование умений работать  историческими документами и картой, анализировать и делать выводы. Создать условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: классификации, обобщения и самоконтроля. Развивать понятийный аппарат. Способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством выполнения творческих домашних заданий. Формировать навыки работы с заданиями КИМов ЕГЭ (части А, В, С).

3) прививать любовь и уважение к родной истории.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, карта.

Словарь: черта оседлости, зубатовщина

Ход урока:

Проверка Д/З.

Тестирование по теме «Россия на рубеже XIX-XXвв».

Изучение нового материала.

План:

Внутренняя политика правительства в начале XX в.

Русско-японская война.


Внутренняя политика правительства в начале XX в.

Воцарение Николая II (1894-1917)

Политический строй России в нач.XX в.

- самодержавна монархия,

- заявление Николая II (сохранить незыблемость самодержавия как делал его незабвенный родитель)

К началу ХХ в. в российском обществе накопилось много противоречий, которые требовали немедленного решения. Суть проблем очень хорошо выразил Л.Н Толстой: “Для России есть только два выхода: первый (..) – кровавая революция; второй – признание правительством их обязанности не идти против закона прогресса, не отстаивать старого (…), а поняв направление пути по которому идет человечество, вести по нему свои народы”

Проблемное задание: Докажите, что конфликт назрел? Определите особенности пути выхода из него, который избрали власти?

Пути развития России

Линия сравнения

С.Ю.Витте

В.К.Плеве

1.Путь развития России

Европейский (капитализм)

Свой, особый путь

2.деятельность дворян

Предпринимательство в области финансов и промышленности

За дворянами будущее России. Сохранение привилегий.

3.Крестьянский вопрос

Уравнение крестьян в правах.

Выход из общины.

Собственность на землю.

Расселение на окраины.

Запретить телесные наказания., круговую поруку.

Сохранить общину.

Разрешить выход только зажиточным крестьянам.

Против расселения на окраины.

4.Рабочий вопрос

Принять рабочее законодательство на государственном уровне.

Религиозное нравственное воспитание.

Зубатовщина (полицейский социализм)

Подконтрольные рабочие организации (Гапон)

5.Межнациональные отношения

Против русификации

Против черт оседлости (евреи)

Против погромов.

6.Студенческие выступления

Подавление

7.Выход из кризиса

Ограничение власти

Парламент

Дем.свободы

Самодержавие

«Маленькая победоносная война»

Комментарии к вопросам таблицы:

В3. Плеве способствовал уравнению крестьян в правах с другими сословиями (см. табл.)

В4. Конец XIX в. – рост рабочего движения. Экономические стачки сменились политическими. 53% стачек проходили под лозунгами введения дем.свобод, «Долой самодержавие!». Не было единства по рабочему вопросу. Предложения Витте и Плеве(см.табл.)

?? В чем суть зубатовщины? (чит.уч-к, с.23)

В5. Для евреев введена черта оседлости (15 губерний Зап.России), запрещалось заниматься земледелием, занимать гос.должности. Погромы.

В6. Студенты – горючий материал рев.движения.

??Почему?

   

?? Какой путь тупиковый, какой перспективный? Какого пути выхода из кризиса придерживался НиколайII? Почему?

Русско – японская война (1904-1905гг.)

Задание: изучит п.2 §2. Определить причины, основные события, итог и последствия войны.

Причины:

А. территориальные споры

Б. расширить сферы влияния (ДВ, Китай)

В. отвлечь народ от внутренних проблем

Основные события:

27 января1904 – нападение Яп. на Порт-Артур

28 января – потоплены крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» (у Чемульпо)

31 марта – подорвался на мине броненосец «Петропавловск». Погибли главноком. Тихоокеанской эскадрой С.О.Макаров, вся команда, художник-баталист Верещагин.

Июнь – 20 декабря – осада П-А (рук. Стессель)                 Поражение

Август 1904 – сражение у Ляояна                                            России

Сентябрь 1904 – на р.Шахе

Февраль-март 1905 – сражение у Мукдена

14-15 мая – Цусима

?? Каков итог войны? Причины?

Портсмутский договор (роль Витте и США)

Требования Японии

Условия договора

Вывод рос.армии из Кореи и Манчжурии

Корея – сфера влияния Японии

Аренда П-А передана Японии

Из Манчжурии вывели войска и Яп. и Р…

Российский дв флот передать Японии

------

Контрибуции

------

Аннексия о.Сахалин

Юг Сахалина

Причины поражения России в войне.

Последствия войны:

- падение авторитета власти

- революция 1905=1907 гг.

С.Ю.Витте: «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионным населением в последние годы»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ТЕСТ)

Д/З:  §2 (п.1, 2), записи в тетр., сообщение о С.О. Макарове

Тестовое задание  № 1

В начале XX в. в рабочем движении стали преобладать

политические требования

экономические требования

требования свободы совести

требования улучшения условий труда

Главные оппоненты в споре за пути развития России в нач.XX в.?

1).  Николай II  и Плеве

2).  Витте и Плеве

3). Святополк-Мирский и Макаров

4). Святополк-Мирский и Витте

В самом начале русско-японской войны героическое сопротивление превосходящим силам противника оказал экипаж крейсера

1) «Новик»        2) «Память Азова»     3) «Варяг»             4) «Аврора»

Вторая тихоокеанская эскадра адмирала Рожественского потерпела поражение в сражении

1) при Ляояне        2) при Мукдене     3) при Цусиме        4) на рейде Порт-Артура

По условиям Портсмутского мира Россия уступала Японии

1) Камчатку 2) южную часть Сахалина 3) Курильские острова 4) Приморский край


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кризис империи и русско-японская война.

ознакомить учащихся с причинами, ходом и результатами русско – японской войны; выявить  основные направления внешней политики; акцентировать влияние на ДВ продолжить формирование умений рабо...

Проект урока на тему:Тема урока: Кризис империи: Русско-японская война.

Данный урок создан как  одно из структурных звеньев в цепи уроков, основной целью которых является формирование исторического сознания школьников. Урок по программе Н.В. Загладина "История России...

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

мультимедийное сопровождение урока. Основные участники - учащиеся 11 класса с докладами на заданные темы...

Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"

Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...

Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»

Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:·        актуализацию полученных знаний по курсу &laq...

Задание по истории для 11 класса по теме: «Кризис империи: русско-японская война»

Задание по истории для 11 класса по теме: "Кризис империи: русско-японская война" способствует проверки знаний учащихся по теме. Задание №1, №2, №5 - направлены на проверку умения учащихся а...