«Россия на рубеже XVI - XVII вв» по истории России (7кл.)
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

 

Методическая разработка раздела образовательной программы

по истории России (7кл.)

 

 

 

 

«Россия на рубеже XVI - XVII вв»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka2.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №1

Методическая разработка раздела образовательной программы

по истории России (7кл.)

«Россия на рубеже XVI - XVII вв»

Учитель истории Немков С.Ф.

Саров 2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Методическая разработка раздела образовательной программы по истории России для 7го класса общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по истории.

     Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных
деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

—  продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

—  овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII—XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

—  воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII—XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

—  развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России ХVП-ХVШ вв.

Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6-9 классы.

Цели и задачи изучения раздела

«Россия на рубеже XVI-XVII вв»

1.Познавательная цель:

Учащиеся должны знать особенности данного периода истории государства Российского; основные исторические понятия; хронологию данного периода.

2. Развивающая цель:

Учащиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений периода Смутного времени; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.

3. Воспитывающая цель:

Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, и убедиться  в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.

Психолого-педагогическое объяснение специфики

восприятия и освоения учебного материала учащимися

в соответствии с возрастными особенностями.

Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Л.В. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

В ходе изучения первого раздела программы учащиеся должны прийти к пониманию особенностей во внутриполитическом и внешнеполитическом развитии России в период Смутного времени; к пониманию уникальной цельности русской культуры, роли личности в истории.

     Учащиеся разовьют на конкретном историческом материале умения получать знания, сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность. Произойдёт расширение их опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личности и народа в истории своей страны.

     Учащиеся будут готовы применить исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников страны.

      Разовьются умения организовывать «презентацию» информации, умение адекватно оценивать собственные возможности и достижения через рефликсивно-оценочную деятельность. В ходе исследовательской деятельности приобретут умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.

      Научатся мотивированно отказываться от образца и искать собственные оригинальные решения, самостоятельно выполнять ряд творческих работ, будут активно участвовать в проектной деятельности. Овладеют способами и навыками ведения дискуссии, организации совместной деятельности.

В результате изучения раздела  учащиеся должны:

       - получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств на рубеже ХVI-ХII вв.;

      - научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время; формирование абсолютизма;

      - уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы);

      - получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского;

      - уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России конца XVI -  начала XVII вв.

Обоснование используемых в образовательном

процессе по разделу программы образовательных

технологий, методов, форм организации

деятельности учащихся.

Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. При изучении раздела «Россия на рубеже XVI-XII вв.» используются технологии или элементы:

-проблемного обучения;

-критического мышления;

-эвристического обучения;

- дифференцированного обучения.

Данные технологии используются с целью развития у учащихся творческих мыслительных способностей; способностей искать образы в уже имеющемся личном знании или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий продукт; способность самостоятельной работы при изучении нового материала. Дифференцированное обучение позволяет использовать индивидуальный подход к детям с разными способностями в одном классе. В соответствии с этим применяются методы:

-объяснительно-иллюстрированный;

- проблемный;

- эвристический;

- модельный.

Целесообразно использование следующих форм:

- организации деятельности учащихся (коллективная, фронтальная, индивидуальная);

- организации урока (рассказ, объяснение, беседа, практическая работа).

Система знаний и система деятельности

При изучении раздела «Россия на рубеже XVI-XII вв.» у учащихся формируются первые представления о следующих общенаучных знаниях:

философские категории (движение, пространство, время), законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания). Учащиеся приобретают следующие исторические знания:

- ключевых исторических событий истории России рубежа XVI-XII веков (время, место, участники, обстоятельства);

- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

- основных информационных источников по периоду;

- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий и личностей периода Смутного времени в истории России;

- следующих понятий и терминов как фундаментальные базовые знания по истории: Смутное время, самозванство, междуцарствие, ополчение. Гражданская война, интервенция и др. Использование дополнительной литературы, более глубокое изучение биографий участников событий дает возможность приобретать знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.

При использовании образовательных технологий проблемное обучение, технологии критического мышления, эвристического обучения в результате познавательной деятельности у учащихся развивается техника мышления, интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез. обобщение), причинно-следственные связи, наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотез.

 Развиваются способности делать открытия, используя при этом естественно-научные методы познания и методы чувственного познания.

Преобразующая деятельность. В теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова» осуществляется постановка проблемы-причины Смутного времени. В результате используются методы решения этой проблемы, обрабатываются действия в ситуации неопределенности, способы самоопределения, техника выбора, способы поиска новых путей решения.

Учащиеся приобретают навыки методов учения: организация учебного места, способов поиска информации (документы, дополнительная литература), работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование), навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать. задавать вопросы), методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления).

У учащихся формируются навыки самостоятельной деятельности: способы самостоятельной постановки целей, техники планирования, видов деятельности (самоанализ. самооценка, осознания своего продвижения).

МЕСТО РАЗДЕЛА В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ.

История России. Конец XVI-XVIII в.

(7 кл. 35 часов)

1.        Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 ч)

2.        Тема 2. Россия в XVII в (9 часов)

3.        Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. (8 часов)

4.        Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (3 часа)

5.        Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (9 часов)

6.        Повторение (1 час).

7.        Итоговое повторение (1 час)

Тематическое планирование по разделу

«Россия на рубеже XVI-XVII вв.» (4 ч)



№ урока



Тема урока



Тип урока


Способы, приёмы организации учебной деятельности


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

 

Проблемный урок

Анализ исходной ситуации, целеполагание, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, рефлексия. Фронтальная беседа, групповая работа.

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

Объяснять смысл понятия заповедные лета.

Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку.

2

Смута

Урок самостоятельной работы при изучении нового материала.

Работа с текстом учебника, фронтальная беседа при обобщении.

Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция.

Раскрывать , в чем заключались причины Смуты.

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов.

Систематезировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России».

Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты.

3

Окончание Смутного времени

Комбинированный урок

Работа с картами и контурными картами, работа в парах, эвристическая беседа.

Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчения.

Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России».

Высказывать и обосновать оценку действий участников ополчений.

Характеризовать последствия Смуты для Российского государства.

4

Повторение и контроль по теме 1

Урок- контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Дифференциация, групповая и фронтальная работа.

Инструктаж учителя, оперативный контроль знаний, анализ типичных ошибок, коррекция, подведение итогов.

Систематизировать исторический материал о Смутном времени.

Высказывать суждения о деталях Смутного времени.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Смутного времени по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

Разработка урока

  1. Тема урока: Окончание Смутного времени

II. Психолого-педагогическая характеристика класса:

  1. 7А-общебразовательный класс. В классе 19 человек: 6 девочек, 13 мальчиков, 2 человека -1999 гр, 17 человек-1998гр, дети в основном одного возраста. Класс состоит из трех групп: кадетская группа-9 человек, спортивная-8 человек и общеобразовательная-2 человека.
  2. Уровень умственного развития: низкий-1, ниже среднего-5, средний-6, выше среднего-5 человек, высокий-2. Внимание: объем-(высокий-5, средний-7, ниже среднего-2, низкий-5); продуктивность, устойчивость (высокий-5, выше среднего-3, средний-6, ниже среднего-2, низкий-3); распределение(высокий-4, выше среднего-1, средний-6, ниже среднего-1, низкий-7).

Память: преобладающий тип памяти (слуховая-10 человек, зрительная-9 человек).

Мышление (уровни):

анализ-высокий-3, средний-8, низкий-8;

обобщение-высокий-4, выше среднего-1, средний-10, ниже среднего-1, низкий-3;

гибкость-высокий-2, средний-5, ниже среднего-1, низкий-11.

7 учащихся из неполных семей, матери-одиночки-3.

Все учащиеся кадетской и общеобразовательной группы (11 человек) наблюдаются у врача.

  1. Исходя из характеристики класса наиболее эффективно использование методик преподавания связанных со зрительной и слуховой памятью, использование приемов обобщения и анализа, дифференцированный подход.
  2. Возможно возникнет проблема включения в учебную деятельность основной массы учащихся при смене деятельности (низкий уровень гибкости мышления). Для этого необходимо предусмотреть дополнительные вопросы для включения учащихся в новый вид деятельности и дополнительное время.

III. Целесообразно использовать элементы технологий эвристического и дифференцированного обучения, объяснительно-иллюстрированный метод. Формы организации деятельности учащихся (коллективная, фронтальная, индивидуальная). Формы урока (рассказ, объяснение, беседа, практическая работа).

IV. Цель урока: познакомить учащихся с событиями связанными с подъемом национального самосознания русского народа и патриотического движения; выявить итоги и последствия Смуты для русского народа.

V. Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с основными событиями этапов освобождения страны от захватчиков;

- рассказать о значении для России воцарения новой династии;

- дать представление о роли исторических личностей: К. Минина, Д. Пожарского, М. Романова, Ивана Сусанина.

Развивающие: (учащиеся должны уметь)

- применять понятный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значение событий и явлений периода Смутного времени;

-приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать свое отношение к ним и их деятельности;

- совершенствовать умение работы с исторической картой.

Воспитывающие: (учащиеся должны)

- понимать базовые национальные ценности (национальное самосознание,, патриотизм);

- испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа;

- убедиться в необходимости сохранения культурных и исторических традиций Отечества.

VI. Тип урока. Комбинированный урок.

VII. План урока.

  1. Организационный этап. Сообщение темы урока.

Постановка цели. 2м

  1. Проверка знаний по д/з.-7м
  2. Подготовка а активной умственной деятельности (мотивация, актуализация).-3м
  3. Изучение нового материала. 15-19м
  4. Первичная проверка нового материала

Закрепление знаний. 5-4м

  1. Обобщение и систематизация. 4-3м
  2. Контроль и самопроверка. 5-4м
  3. Подведение итогов урока. 2м
  4. Домашнее задание. 2-1м

VIII. Используемая литература.

- Учебник «История России. Конец XVI-XVIII век». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – Москва «Просвещение» 2008 г.

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: конец XVI-XVIII век. Рабочая тетрадь. 7 класс.

- История России. Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. СD. 7 класс.

- Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с др. времен до наших дней.М.,1999г

- ЖЗН «Кузьма Минин Дмитрий Пожарский» В. Карпенко Н. Новгород 2004 г.

- М.И. Коваленский «Смутное время» Москва. Издательский дом «Дрофа» 1998 г.

IX. Материалы и оборудование.

- «Карта России XVIII век».

- Атласы «Отечественная история с древнейших времен до конца XVIII века» (с комплектом контурных карт). Карта «Смутное время в России в начале XVIII веке».

- Комплект репродукций картин посвященных событиям Смутного времени.

X. Ход урока

№ этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их присутствие. Напоминает, что на предыдущем уроке изучалась тема «Смута». Сообщает тему урока, план изучения материала. Тема «Окончание Смутного времени».

План

  1. Распад тушинского лагеря. Семибоярщина.
  2. Первое ополчение.
  3. Второе ополчение.
  4. Освобождение Москвы.
  5. Земский собор 1613г.

Воцарение Михаила Романова (записано на доске).

Цель: познакомить с событиями окончания Смутного времени, узнать каким образом были преодолены последствия Смуты.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, осознают цели, знакомятся с планом, записывают тему и план в тетрадь.

2.

Учитель просит учащихся вспомнить понятия и закончить фразы, записать ответы в рабочий лист (записано на доске)

  1. Смута это…?
  2. Интервенция это…?
  3. Гражданская война это…?
  4. Какие события послужили началом Смутного времени?
  5. Назовите основных деятелей этого периода? (4,5 дополнительные задания для учащихся с высоким уровнем подготовки)

Учащиеся дают ответы, опираясь на уже изученный материал. Записывают ответы в рабочий лист. Примерные ответы:

- Смута – период в истории России в начале XVII века, время народных волнений, ослабление центральной власти, угрозы потери национальной независимости.

- Интервенция – вооруженное вмешательство в дела другого государства.

- Гражданская война – междоусобная борьба между гражданами одного государства.

- Началом Смутного времени – послужили события начала XVII века: неурожайные годы, появление Лжедмитрия, смерть Б. Годунова, народное недовольство и волнения.

- Лжедмитрий I (Г. Отрепьев), Б. Годунов, И. Болотников, В. Шуйский, Лжедмитрий II.

3.

Учитель подчеркивает, что в результате событий начала XVII века,  в стране установилась Смута. Произошел раскол общества. Россия оказалась на грани национальной катастрофы – угроза потери национальной независимости. Каким образом страна преодолела эти трудности, нам предстоит узнать на этом уроке.

Слушают учителя.

Получают мотив к изучению нового материала.

4.

15-19м

Учитель излагает основные события окончания Смутного времени по плану, используя карту и иллюстрации (в форме беседы), (см. копии иллюстрации в приложении).

Учитель ставит вопросы и затем, дополняя ответы учащихся ведет рассказ о событиях окончания Смутного времени.

- Кого называли «тушинским вором»? (рассказ о распаде тушинского лагеря).



- Кто стал царем после смерти Лжедмитрия I? (рассказ о свержении В. Шуйского, установление «семибоярщины»).




- Какие государства участвовали в интервенции против России? (рассказ о героической обороне Смоленска, претензии поляков на русский престол, вступление поляков в Москву).

- Как можно охарактеризовать сложившееся положение в стране? (рассказ о подъеме национального самосознания, патриотическом порыве народа – «народном ополчении»,  первое ополчение и его неудача).

- Как вы считаете почему первое ополчение потерпело неудачу? (рассказ о втором ополчении и освобождении Москвы)

- Как вы считаете, с освобождением Москвы закончилось Смутное время? (рассказ о Земском соборе 1613 г, избрание царем Михаила Романова, подвиг Ивана Сусанина).

- Так благодаря чему Россия смогла сохранить свою независимость в смутную пору?

Учащиеся слушают рассказ учителя и отвечают на поставленные вопросы, используя атлас.



Примерные ответы учащихся

- Такое прозвище получил Лжедмитрий II. Его лагерь находился в Тушино под Москвой.


- Царем стал Василий Шуйский, но власть его была очень слаба и распространялась только на часть территории государства.


- Войска Швеции и Польши






- Полное безвластие. Угроза независимости России






- Не было единства в его рядах




- Нет, необходимо было установить законную, твердую власть



- Благодаря патриотическому порыву и героической борьбе русского народа

5.

5-4м

Учитель ставит вопросы по проверке усвоения нового материала. И просит записать ответы (вопросы записаны на доске)

- Что такое «семибоярщина» и когда она была установлена?



- Какова роль К. Минина и Д. Пожарского в истории России?




- Как была восстановлена государственная власть в России?

Учащиеся, совместно работая парами записывают ответы в рабочий лист.

Примерные ответы.


- Это власть семи бояр предателей после свержения В. Шуйского


- Они организовали второе ополчение освободившее Москву. Они герои и патриоты России


Был созван Земский собор в 1613 г, на котором был избран царь Михаил Романов. Его поддержало большинство народа

6.

4-3м

Учитель дает задание по обобщению и систематизации изученного материала (фронтальный опрос)

- Назовите основные события окончания Смутного времени в России?

Учащиеся, используя план изложения нового материала, восстанавливают основные события окончания Смутного времени.

- Распад тушинского лагеря

- Свержение В. Шуйского

Появление поляков в Москве

- Претензии короля Польши на русский престол

- Героическая оборона Смоленска

- Создание первого ополчения и его неудача

- Создание Нижегородского ополчения 1611г

- Освобождение Москвы (октябрь 1612г)

- Избрание царем Михаила Романова. Земский собор 1613 г.

7.

5-4м

Учитель благодарит учащихся за правильные ответы и дает задание по заполнению контурной карты (стр. 7 задания 7-9) (см. приложение)

Учащиеся, работая парами выполняют задания по заполнению контурной карты используя знания полученные на уроке и атлас.

8.

Учитель просит учащихся сдать на проверку листы и контурные карты (работы будут проверены к следующему уроку).

Учитель подводит итоги урока, говорит, что тема пройдена, поставленная цель урока выполнена. Благодарит учащихся за работу на уроке, отмечает наиболее активных учащихся (возможно выставляет им оценки за работу на уроке).

Учащиеся сдают листы и контурные карты с выполненными заданиями.

При необходимости учащиеся подают дневники.

9.

2-1м

Учитель обращает внимание, что следующий урок будет завершающим по данной теме и учащимся необходимо подготовиться к нему. Учащиеся получают задание по выбору.

Подготовить сообщение о К. Минине, Д. Пожарском.

Наиболее подготовленные учащиеся получают задание написать сочинение – эссе на тему «Смутное время в истории России».

Д/з - §3 Вопросы и задания стр. 31 (учебника)

Рекомендуемые ученикам материалы:

- История России. Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. CD.

- Орлов А.С. и др. Христоматия по истории России с др. времен до наших дней. М., 1999г.

- ЖЗН «Кузьма Минин Дмитрий Пожарский» В. Карпенко Н. Новгород, 2004г.

- М.И. Коваленский «Смутное время» Москва «Дрофа» 1998г.

Учащиеся слушают учителя, записывают д/з в дневники. Желающие берут индивидуальные задания  по подготовке сообщений.






















http://statehistory.ru/-история государства

XI. Литература

  1. Программы общеобразовательных учреждений

История. Обществознание, авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Москва «Просвещение» 2007 г.

  1. Рабочие программы «История России. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной».

6-9 классов, авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. Москва «Просвещение» 2011г.

  1. Поурочные разработки по истории России. Конец XVI-XVIII век, авторы Б.Н. Серов, К.А. Соловьев. Москва «ВАКО» 2006 г.
  2. Учебник «История России. Конец XVI-XVIII век 7 класс». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008 г.

2. Аналитическая справка по разделу «Результаты профессиональной деятельности».

Преподавание проводилось по совместительству в 2009-2010  и  2010-2011 учебных годах по разным предметам (История России, Всеобщая история, краеведение, обществознание). За это время в 2 раза уменьшилось количество учащихся, оставленных на повторное обучение с 4 до 2. Все оставленные на повторное обучение (за два учебных года) не посещали школу в силу разных причин. Ребята, посещающие школу – интернат, как правило, имеют различные проблемы: в учебе, дисциплине, трудности в семье, поэтому состав учащихся довольно сложный, особенно в среднем звене. Тем не менее, количество учащихся успевающих на «4» и «5» за этот период увеличился с 14 (29,8%) до 24 (54,5%). Можно также отметить, что все учащиеся сдававшие государственную итоговую аттестацию по предмету, успешно с этим справились. Кроме того, при тестировании учащихся 11 класса по обществознанию в 2011-2012 учебном году, в рамках лицензирования школы, все учащиеся справились с заданием. Постоянно учащиеся принимают участие в предметной олимпиаде школьного и городского уровня. Пока правда без призовых мест. С этой точки зрения имеются существенные достижения. Необходимо добиться усвоения программного материала всеми обучающимися и увеличения количества учащихся успевающих на «4» и «5». Путями решения этой задачи является:

  1. Оснащение кабинета современным оборудованием (компьютер, интерактивная доска, пополнение медиотеки).
  2. Более широкое использование технологии дифференцированного обучения.
  3. Решение общешкольной задачи – добиться посещения школы всеми учащимися.

  1. Аналитическая справка по разделу «Результаты внеурочной деятельности».

Надо отметить положительные результаты, постоянное участие учащихся в различного рода конкурсах, викторинах, фестивалях по преподаваемому предмету. Причем были победители и призеры на городском и региональном уровне (конкурсы, посвященные Великой Отечественной Войне, Нижегородскому Ополчению, Александру Невскому, Саровскому монастырю; исторический конкурс в нижегородской школе безопасности «Зарница»). Один из учеников был приглашен в сборную города Сарова на международный конкурс Православной культуры. За 2 года работы учителем истории сделано немало.

Для дальнейшего развития внеурочной деятельности необходимо готовить учащихся к участию в научных конференциях и обществах. Подготовить учащихся для участия в научной работе за 2 года довольно трудно, но в дальнейшем задача подготовить учащихся вполне выполнима.

Городские конкурсы: 21.03.2009г «Мой город Саров» – III место; 13.11.2009г «Александр Невский – герой нашего времени» - I место; и март 2009 г «Нижегородская школа безопасности – Зарница 2009» старшая группа I место, младшая группа I место; февраль 2009г «Нижегородская школа безопасности – Зарница 2010» старшая группа I место, младшая группа II место; 16.04.2010г игра-викторина «Во славу России» (65 лет Победы – III место; март 2011г викторина и игра «Что? Где? Когда?» знатоков православной культуры II место – викторина, III место – игра; декабрь 2011г исторический конкурс «Путь на Москву. Подвиг Нижегородского Ополчения» – II место.

  1. Аналитическая справка по разделу «Результаты воспитательной деятельности»

В связи со спецификой школы, как школы-интерната, учителем проводилась большая воспитательная работа. Это и классные часы (за период с 2009 по 2011г) проведено 15, и различные конкурсы, игры – 6, родительские собрания – 8. Кроме того, ежегодная работа в пришкольном лагере, проведение общешкольных мероприятий («Новогодний вечер», «Вечер встречи выпускников», «Рыцарский турнир»), участие в организации городских мероприятий (городской митинг у Вечного огня – 65 летие Победы 2010г) и областного слета кадетских классов 2010 год.

Учитель принимал участие в реализации проектов социальной направленности ВПЛ «Барракуда» и экологический «Кедровник». Учителем была организована работа кружка по прыжкам с парашютом и исторического кружка. Необходимо обратить внимание на создание собственных проектов социальной и др. направленностей.

  1. Аналитическая справка по разделу «Результаты научно-методической деятельности»

Для проведения учебных занятий имеется кабинет оснащенный необходимым оборудованием, средствами обучения, разработками дидактического и раздаточного материала. Учителем в своей работе используется технология личностно-ориентированного обучения, имеется необходимый по данной технологии дидактический материал. Имеются в наличии методические разработки  учителя, востребованные педагогическим сообществом на уровне ОУ, муниципальном уровне, выступления на заседании предметного методического объединения учебного заведения и города. Ведутся разработки интернет-проектов. Учитель прошел подготовку на компьютерных курсах Интел.

В кабинете имеется медиотека, электронные образовательные ресурсы по направлениям преподавательской деятельности. Педагогический опыт учителя обобщался на уровне ОУ и муниципальном уровне.

Недостатки: необходимо

- подумать о публикациях (распространение педагогического опыта);

- необходимо подготовить сертифицированные (авторские) программы кружковой работы, элективных курсов (подготовка уже ведется);

- принять участие в конкурсах педагогического мастерства;

- более широкое внедрение интернет-технологий в учебный процесс (работа уже начата).

  1. Аналитическая справка по разделу «Профессиональное развитие педагогического работника»

Учитель имеет поощрения на уровне образовательного учреждения (благодарности, грамоты, премии) и на муниципальном уровне (благодарности, грамоты). За последние 3 года, не был победителем конкурса ПНПО, не получал грант губернатора Нижегородской области.

В 2009 году прошел краткосрочные курсы повышения квалификации при НИРО. Активно принимает участие, защищая честь школы, в различных городских конкурсах: 2009, 2010 года в составе команды школы лауреат городского фестиваля «Алло, мы ищем таланты!», 2010г – в составе школьной команды призер (II место) интеллектуального турнира «Саровские умники».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия на рубеже XVI – XVII веков».

Урок повторения по истории в 7 классе...

Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута

Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....

Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия на рубеже XVI - XVII веков"

Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия на рубеже XVI-XVII веков"....

Контрольная работа по истории России в 7 классе по теме «Россия на рубеже XVI – XVII веков»

Контрольная работа по истории России в 7 классе по итогам темы "Россия на рубеже XVI XVII вв.". Содержит тестовые задания на нахождение правильного ответа, необходимости указания неверного ответа, уст...

Россия на рубеже XVI-XVII веков

Итоговый тест для 7 класса...

рАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ "РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв."

Повторительно-обобщающий урокок по теме "Россия на рубеже XVI - XVII вв"...

Урок " Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в российском государстве "

Для усиления эффективности восприятия  учащимися  изучаемого материала возможно применение различных приемов и методов: отражение основных   разделов  новой темы в ...