Главные вкладки

    План-конспект урока (история, 5 класс) по теме:
    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила»

    Коршунова Лариса Александровна

    Конспект урока истории по ФГОС в 5 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_istorii_fgos.docx34.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    « Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила»

    Коршунова Лариса Александровна.

    МКОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района, Саратовской области.

    Учитель истории и обществознания

    История 5

    Тема: « Древний Восток. Египет- государство на берегах Нила», урок № 10

    А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая       «История Древнего мира». Просвещение,2012

    1. Цель  урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнеегипетской цивилизации.
    1. Задачи:

    - изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;

     -обеспечить усвоение учащимися понятия « цивилизация»;    

    -продолжить формирование умений работать с картой, текстом учебника и историческими источниками;

    -воспитывать  уважение к культурному наследию  древнейших цивилизаций.        

    1. Тип урока: урок открытия новых знаний
    2. Формы работы учащихся: коллективная, групповая
    3. Необходимое оборудование:

    -карта Древний Восток;

    -дорожные карты для работы в группах;

    -рабочая тетрадь по истории Древнего мира . часть 1. Г.И. Годер

    1. Структура и ход  урока (План)

     

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    Личностные результаты

    Предметные результаты

    Метапред-метные результаты

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД

    На доске учитель располагает  геометрическую фигуру- пирамиду.

    -Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура?

    Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?

    Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д.

    Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

    Подвести учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид- Египет.

    формирование основ социально-критического мышления

    развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого;

    овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением

    2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

    -Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока.

    -Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения …

     

    Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

    В результате совместных действий на доске записывается план урока.

    1.Географическое положение Египта.

    2.Природно - климатические особенности  Египта.

    3.Объединение государства.

    создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний

    умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения,

    3.Выявление места и причины.

    Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

    -Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться  при рассмотрении материала.

    -Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана

    - Что нам поможет в преодолении этих затруднений?

    Варианты ответов учащихся:

    недостаточность имеющихся знаний, новые понятия, отсутствие интереса

    Распределение на группы.

    Варианты ответов учащихся:

    текст параграфа, дорожные карты для групп.

    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

    Осуществ-лять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

    4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

    Цель: построить проект выхода из затруднения.

    -Итак, 1 группа работает над вопросом- «Географическое положение Египта.»

    2 группа работает над вопросом-« Природно - климатические особенности  Египта»

    3 группа работает над вопросом-« Объединение государтсва»

    Участники групп получают дорожные карты для организации своей работы.

    1 группа- Приложение № 1

    2 группа- Приложение № 2

    3 группа- Приложение № 3

    Работа в группах.

    осознанное построение индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

    овладение базовыми знаниями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах

    Использо-вать речь для планирова-ния и регуляции своей деятельнос-ти;

    5.Реализация построенного проекта

    Цель: реализовать построенный проект

    -А теперь давайте попробуем всё что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал.

    Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися.

    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

    выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ,

    6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

    - А теперь попробуйте чётко, одним словом обосновать ответ на вопрос «Формированию  чего было положено начало в результате возникновения на берегах Нила египетского государства?»

    Слова-подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура.

    На основе изученного материала обобщить выводы и вывести понятие «Цивилизация»

    Цивилизация- это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

    формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

    приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.

    - А сейчас я предлагаю вам открыть свои рабочие тетради и выполнить по выбору задания № 22 или №23

    Работа учащихся с использованием рабочей тетради. Стр. 19-20, Задания № 22 и № 23   ( по выбору)

    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

    формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей.

    овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста,

    8.Включение в систему знаний повторение.

    Цель:

    - выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

    -повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

    - Для того, чтобы выяснить как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы  Блиц- турнира

    А сейчас мы с вами  составим цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока. Итак…

    Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Египет.

    -Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?

    1.Какое государство описывает в своих  воспоминаниях Диодор Сицилийский?( Египет)

    2.Где расположено государство Египет?(Северо- Восточная Африка)

    3.Каким морем омывается северная часть страны?           (Средиземное)

    4.Какой рельеф имеет страна?  (Песчанные каменистые пустыни, горы и возвышенности)

    5. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава)

    Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

    Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.

    формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний

    умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов

    9. Рефлексия УД на уроке

    Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

    Приём «Поговорки – зеркало настроения»

    Домашнее задание.              ( Варианты)

    1 уровень: Параграф 6, вопросы 1-4

    2 уровень: Задание в рабочей тетради № 25.

    3 уровень: Сочинить стихотворение или составить синквейн по теме.

    Ответы учащихся

    Варианты:« Без труда не вытащишь  и рыбку из пруда»

    « Труд- кормит, а лень- портит»

    Приобрете-ние опыта активного освоения исторического и культурного наследия

    Приложение № 1

    Дорожная карта для работы в группе № 1 «Географическое положение Египта»

    № п/п

    План действий, способов достижения поставленной задачи.

    Результат мини-задачи.

    Вопросы и затруднения.

    1

    Открой учебник на странице 32-33. Внимательно прочитайте материал на с.32 и пункт 1 на с.33.

    2

    Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.

    3

    Внимательно изучите карту Древний Восток  с.31 и найдите на ней те области и географические понятия , о которых идёт речь в тексте учебника.

    4

    Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.

    « Государства, существовавшие в IV тыс до н.э. – первой половине I тыс. н.на территории Северо- Восточной африки, Передней и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными.»

    « Египет простирается в основном ( с севера0 на юг…С запада он защищён полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…Части страны, обращённые к востоку, защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами». Четвёртая сторона вся омывается Египетским ( Средиземным)  морем, почти не имеющим пристани.» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.

    Приложение № 2

    Дорожная карта для работы в группе № 2 «Природно - климатические особенности  Египта»

    № п/п

    План действий, способов достижения поставленной задачи.

    Результат мини-задачи.

    Вопросы и затруднения.

    1

    Открой учебник на странице 33-34. Внимательно прочитайте материал  пункта 2 .

    2

    Внимательно изучите карту Древний Восток  с.31 и найдите на ней реку Нил и основные районы земледелия.

    3

    Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при заполнении таблицы.

    «Вступив в Египет, Нил имеет ширину…и течёт не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы…ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянушиеся вдоль берега на большое расстояние…Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил…Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом.» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

    4

    На основании изученного материала заполните таблицу.

    Благоприятные условия для развития сельского хозяйства

    Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства.

    Приложение № 3

    Дорожная карта для работы в группе № 3 «Объединение государства»

    № п/п

    План действий, способов достижения поставленной задачи.

    Результат мини-задачи.

    Вопросы и затруднения.

    1

    Открой учебник на странице 34-35. Внимательно прочитайте материал  пункта 3 .

    2

    Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.

    3

    Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.

    4

    Внимательно изучите карту Древний Восток  с.31 и найдите на ней столицу  и крупные города Египетского государства.

    Используемая литература.

    1. Учебник Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/  А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.16 изд. М. Просвещение,2012.
    2. Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин,  Г,И. .. «История Древнего мира»
    3.   Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.
    4.  Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2  выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.