Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Солодовников Сергей Михайлович

Беседа с элементами практической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: беседа с элементами практической работы.

Цель: формирование знаний об Отечественной войне 1812 года.

Задачи:

Образовательные: научить пониманию стратегии и тактике российского командования на всех этапах войны с учетом географических особенностей местности, на которой проводились военные действия.

Воспитательные: воспитание патриотизма.

Развивающие: развивать умение работать с географическими и историческими картами.

Оборудование: настенная карта «Отечественная война 1812 года», физическая карта России, исторические и географические атласы, контурные карты.

Ход урока.

1.Организационный момент. Учителя приветствуют учащихся и сообщают им тему урока. Знакомят учеников с планом проведения урока, делят класс на группы: «историки» и «географы». Учащиеся рассаживаются по группам, за парты, на которых лежат географические и исторические атласы, контурные карты. В ходе проведения урока учащимся предлагается работать с картами в атласах, в контурных картах и составлять конспект урока.

2.Изучение нового материала.

Учитель истории. 24 июня 1812 года без объявления войны войска Наполеона вторглись на территорию России. Началась Отечественная война. Группам предлагается выполнить задания с использованием карт. «Историки» должны определить соотношение и расстановку сил французской и русской армий, а «географы» определяют географическую специфику местности - театра боевых действий.

Группа «историки». Наполеоновские армии размещались вдоль западной границы от Тильзита до Львова. Расположение армий: левый фланг – 250,5 тыс. человек (командующие Наполеон, Макдональд), центр – 82 тыс. человек (командующий Богарне), правый фланг – 112 тыс. человек (командующие Жером и Шварценберг). Необходимо учитывать резерв численностью 200 тыс. человек.

Русские армии размещались в следующем порядке от Риги до Кишинева: войска под командованием Эссена – 18, 5 тыс. человек, 1 армия – 127 тыс. человек (командующий Барклай де Толли), 2 армия – 45-48 тыс. человек (командующий Багратион), 3 армия – 43 – 46 тыс. человек (командующий Тормасов), на соединение с этой армией шла из Молдавии группировка под командованием Чичагова. Преимущество в живой силе было на стороне Наполеона. К тому же надо учитывать и фактор внезапности нападения.

Группа «географы». Местность лесистая, с густой речной системой, озерами и болотами. Все это влияло на скорость передвижения русских войск и войск противника.

Учитель истории. Главный удар французской армией, численность которой составляла 640 тыс. человек, был нанесен на московском направлении. Наполеон стремился навязать генеральное пограничное сражение. Как вы думаете, какие планы были у Наполеона?

Группа «историки». Наполеон в генеральном пограничном сражении надеялся разбить основные силы наших войск и беспрепятственно наступать на Москву.

Учитель географии. В планах Наполеона было взятие Москвы. Почему именно Москва была целью французского главнокомандующего?

Группа «географы». Наполеон стремился разделить европейскую часть страны и блокировать Москву как транспортный центр и как первопрестольную столицу.

Учитель истории. По указу Александра I главнокомандующим всеми армиями был назначен Барклай де Толли, который на тот момент времени был военным министром и командующим 1 армией численностью 127 тыс. человек. В планах русского командования было не ввязываться в пограничное сражение и отступать с боями. Почему?

Группа «историки». Принимая данное решение, Барклай де Толли учитывал следующие факторы:

1.Внезапность нападения наполеоновских армий.

2.Численное превосходство армий противника.

3.Концентрация сил противника в направлении главного удара.

Учитель географии. Предлагает учащимся определить территорию, по которой шло отступление русских армий и дать характеристику ее природным условиям.

Группа «географы». Отступление российских армий шло в основном по территории современной Белоруссии и части соседних с ней территорий. Местность лесистая, болотистая с обилием рек. Такие условия позволяли сдерживать быстрое продвижение французских войск и вести активные партизанские действия.

Учитель истории. Александр I объявил о начале всенародной борьбы. Наиболее эффективные партизанские отряды действовали под командованием Давыдова, Фигнера, Кожиной и др.

Предлагает учащимся проанализировать решение Александра I и указать значение партизанской борьбы.

Группа «историки». Партизаны препятствовали продвижению войск противника, лишали их тылового обеспечения. Наполеон был вынужден часть своих сил направлять для борьбы с партизанами, отвлекая их от боевых действий с русской регулярной армией.

Учитель истории. В ходе наступления Наполеон разрабатывает новый план – разбить русские армии поодиночке, используя особенности их расположения. 1 армия (командующий Барклай де Толли, численность 127 тыс. человек), 2 армия (командующий Багратион, численность – 45-48 тыс. человек), 3 армия (командующий Тормасов, численность 43-46 тыс. человек) находились на значительном удалении друг от друга. Учитывая угрозу, Барклай де Толли дает приказ русским армиям двигаться к Смоленску для соединения.

Учитель географии. Предлагает учащимся определить по карте расстояние между армиями и до Смоленска, где должны были соединиться русские армии.

Группа «географы». Расстояние межу 1 и 2 армиями более 200 км, расстояние между 2 и 3 армиями более 300 км. Расстояние, которое должны были пройти армии, чтобы соединиться у Смоленска, составляло в среднем более 500 км.

Учитель истории. 17 августа 1812 года главнокомандующим русскими армиями назначен М.И. Кутузов, который изучив обстановку, принял решение дать генеральное сражение на Бородинском поле. С чем связан выбор данной местности? 

Группа «географы».  Выбор данной местности связан с особенностями ее природных условий. Это открытая равнинная территория, удобная для обороны, позволяющая развернуть масштабные боевые действия. По линии фронта проходит приток реки Москвы река Колоча, что создавало естественное препятствия для продвижения противника.

Учитель истории. Предлагает учащимся проанализировать соотношение сил в Бородинской битве, определить положение русских и французских войск и их действия.

Группа «историки». На пути продвижения противника были созданы укрепления, около таких населенных пунктов как: Семеновское, Шевардино, Доронино. В Татариново, Горках размещались командные пункты, удобные для наблюдения и руководства войсками, т.к. находились выше по уровню. Батареи Раевского размещались в центре русских позиций на направлении главного удара (равнинная местность). Соотношение сил: французские войска насчитывали 135 тыс. человек и 587 орудий, русские войска 120 тыс человек и 624 орудия. Силы примерно были равны.

Учитель истории. Бородинское сражение – это битва равных. В этой битве не было ни победителей, ни побежденных. Оба полководца отказались от продолжения битвы из-за огромных потерь. М.И. Кутузов принимает решение оставить Москву. Из Москвы были эвакуированы население и ценности. Многие жители, уходя из города, поджигали свои дома. С чем связано данное решение?

Группа «географы». В случае неудачи, если бы пришлось обороняться, Москва не успела бы пропустить огромные русские армии из-за своей планировки (узкие улицы). Наполеон успел бы окружить Москву и русские армии попали бы в окружение.

Учитель истории. М.И. Кутузов предпринимает Тарутинский маневр, который считается уникальным. Благодаря этому маневру удалось переместить большое количество войск под носом у противника. Кутузов повел свои армии по Владимирской дороге, а затем свернул на Калужскую и разместил армии у деревни Тарутино для переформирования и для того, чтобы закрыть проход французским войскам на юг. Предлагает учащимся объяснить цель Тарутинского маневра.

Группа «географы». Предпринимая Тарутинский маневр, Кутузов стремился закрыть дорогу к тульским оружейным заводам и к черноземным районам страны, а также не дать армии Наполеона возможности перезимовать на юге.

Учитель истории. Талант Кутузова в том, что он предугадал действия противника и сумел его обмануть. Армия Наполеона не была готова к ведению войны в столь суровых условиях. А зима 1812 года выдалась ранней и суровой. Каковы же были действия французов?

Группа «историки». Наполеон вышел из Москвы в южном направлении, а пути оказались закрыты. 6 октября 1812 года французы были остановлены под Тарутино, а 12 октября под Малоярославцем. Французские войска повернули на старую Смоленскую дорогу, которая ими же и была разграблена. Французскую армию гнали по коридору, который создали русские войска, оградив французов с севера и большей частью с юга.

Учитель географии. Каковы же были условия отступления французской армии?

Группа «географы». Отступление французской армии происходило в условиях суровой зимы, по бездорожью, сугробам, вокруг была лесистая местность, где велась активная партизанская деятельность. Французы сталкивались с трудностями форсирования рек.

Учитель истории. На реке Березина около деревни Студянка Наполеон бросил свои основные силы и остатки гвардии и бежал из России. На этом Отечественная война 1812 года закончилась победой русских войск. 25 декабря Александр 1 подписал манифест о победном окончании войны.

3.Закрепление.

1.Объяснить ход военных действий в Отечественной войне 1812 года.

2.Назвать и показать на карте места важнейших сражений с указанием дат.

3.Объяснить стратегию и тактику русского командования в Отечественной войне 1812 гола.

4.Определить итог Отечественной войны 1812 года.

5.Назвать причины победы русских армий.

4.Домашнее задание. Закончить работу в контурных картах. На контурных картах отметить:

-расположение французских и русских армий

-соотношение сил противников

-направления движения войск

-места важнейших сражений с указанием дат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация ученицы 10-б класса Калининой Дарьи "Партизанское движение в войне 1812 года"

Данная презетация посвящена  лидерам партизанского движения в Отечественой войе 1812 года....

Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".

Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....

Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе октябрь 2012 год

Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе.Тема : Эпоха Великих географических открытий и ее влияние на формирование мирового хозяйства. Глобализация, как  завершающий этап фор...

Конкурс чтецов стихотворений для учащихся 5-11 классов, посвящённый 200-летию победы в войне 1812 года

Цели и задачи конкурса:1. Повысить внимание школьников к художественной литературе как к неиссякаемому духовно-нравственному источнику. 2. Содействовать читательскому становлению школьников, разв...

Интегрированный урок по истории и географии «Победы А.В. Суворова в истории и на карте»

Интегрированный урок истории и географии для  8 класса адаптивной школы.     Урок составлен с учётом психофизических особенностей учащихся со слуховой депривацией. Урок сопровождае...