Тема урока "Новые явления в экономике. Мануфактура"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Мария Михайловна Ружинская

Характеристика экономического положения России после Смуты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приложение118.46 КБ
Файл prilozhenie_1.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Новые явления в экономике. Мануфактура. 7 класс.

                                                                                Учитель: Ружинская М.М.

Цель. 1. Охарактеризовать экономическое развитие России после Смуты.

           2. На примере творчества россиян развивать потребность ребят

               самим трудиться и создавать прекрасное.

          3.  Развивать чувство прекрасного, умение видеть и ценить  

              мастерство человеческих рук.

          4.Развитие речи,  творческого мышления.

План урока: а) последствия Смуты;

                б) сельское хозяйство;

                в) ремесло и появление мануфактуры.

Основные понятия: мелкотоварное хозяйство, мануфактура,                                 промышленники, предприниматели, всероссийский рынок.

 Урок-практикум.

 Оборудование: учебник с.33-40, карта с.39, работы мастеров (деревянные ложки, матрешки, плетеные вазы, горшки и вазы из глины, куклы и изделия из ткани и т.д.).      

                                                                             «Живём не без промысла»

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Учащиеся обращаются к теме урока и формулируют вопросы, которые

рассматривать будут в течение урока; ставят цель и выбирают источники работы.

  1. Прочтите пункт «Последствия Смуты» и выделите задачу, стоявшую перед властями в этих условиях -  найти источники экономического возрождения страны (запись в тетради).
  2. Комментированное, выборочное  чтение пункта  «Сельское хозяйство» и  нахождение мер правительства, направленных на укрепление хозяйства:

а) раздача земель дворянам, что должно привести к укреплению как дворянского, так и крестьянского хозяйства;      

б) значительно сокращены крестьянские налоги;

в) велось освоение заволжских и сибирских территорий;

г) новое явление – специализация отдельных районов страны.(запись в тетрадь)

Рассмотрите карту с.39 и назовите районы товарного производства:

а) хлеб – южные и по р. Волге;

б) лён и конопли – западные и центральные;

в) меха – сибирские;

г) соли рыба – поморские;

д) скотоводства – южные и юго-восточные.

На основании карты с. 39. назовите города, где развивалось

кузнечное дело –

полотняное –

 А в г. Новгороде, что было развито? –

    5. Особенностью ремесла в XVII века  - это его превращение в мелкотоварное производство для продажи на рынке (запись в тетради)

       Русский крестьянин был не только земледельцем. Издавна занимался он разными  ремёслами, которые давали ему неплохой заработок. «Живем не без ремесла»  - эти слова  часто повторяли крестьяне. Возможность продавать свое изделие на рынке, чтобы прокормить свою семью, подталкивала крестьян заниматься промыслом. Иногда не только семьями, но и целыми деревнями занимались. (Нам сегодня знакомы соленые огурцы из деревни Холынья, жители которой солят их в бочки, опускают на дно реки, а весной хрустящие продают на рынках страны)

       Товар крестьянский пользовался большой популярностью на рынках, торгах. Его покупали горожане, сами крестьяне и всякий простой люд. Если продукция переставала нравиться покупателям, ремесленник быстро улучшал её, поэтому товар стал живучий и конкурентоспособный до сегодняшнего дня.

      Скажите: а какие древние специальности современны и сегодня?

 Плотники.

Гончары.

Кузнецы.

Сапожники.

Печники и т.д.  

       Новгородский край славился разнообразным ремеслом. Вы видите некоторые изделия наших мастеров. Назовите их и вспомните, а какие ещё изделия можно положить на этот стол: (замки, инструменты, верёвки, мешки, изделия из бересты, кружевоплетение, вышивание и т.д.)

        К.Р.З. №1 Пословицы и поговорки о ремесленном труде.

Индивидуальная работа (задание прилагается).

         Выскажите свою точку зрения.

  6.  Новым явлением  в экономике страны  считалось и развитие предприятий нового типа, мануфактур.

       Мануфактура – это… (Прочтите и объясните с. 41 – новые слова).

       На основании карты с.39 назовите города, где появились первые мануфактуры:

железоделательные и оружейные –

 кожевенные –

полотняные –

       А как вы понимаете новые слова – предприниматель, промышленник, всероссийский рынок? Выскажите свою точку зрения.

        Да, неумёхи тоже были, это ленивые крестьяне, не умевшие работать топором, ткать, шить и т.д. «Долог день до вечера, коли делать нечего»  - возникла тогда поговорка, но она и современна сегодня.  

 К.Р.З. №2.  Пословицы и поговорки о лодырях. Работа в паре (задание прилагается).

7. Подведение итога урока. На доске логическая цепочка. Дополните её и вставьте пропущенные слова.

 

В_______ВЕКЕ  В ЭКОНОМИКЕ  _____________        ПОЯВИЛИСЬ  НОВЫЕ _________: РЕМЕСЛО  ПРЕВРАЩАЛОСЬ  В _________ ПРОИЗВОДСТВО, РАЗВИВАЛИСЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - _____________, ФОРМИРОВАЛСЯ    ВСЕРОССИЙСКИЙ ___________.

(Слова: XVII, рынок, мануфактура, России, черты, мелкотоварное)

 

Ребята! Попробуйте представить себя на месте мастера, торгующим своим изделием. Как бы вы предлагали свой товар?

 (Точка зрения о достоинстве товара)

.

Оценки за урок.

Д/ задание: в контурной карте отметить ремесленные центры и мануфактуры.



Предварительный просмотр:

К.Р.З. №1. Пословицы и поговорки о ремесленном труде.

Если Вы правильно найдёте ход, то сумеете их прочесть.

.«ТИСИВ ЕН ИМАЧЕЛП АЗ ОЛСЕМЕР»

.«ТЕНЯТТО  ЕН  ЧЕЛП ,ОЛСЫМОРОК

 ЕН  ОЛСЕМЕР»

.«ТИМРОК ОМАС А ,ТИСОРП  ЕН ЬТСЕ ,ЬТИП  ОЛСЕМЕР»

.«АВТСВОРОВ  ЕМОРК ,ОНТСЕЧ ОЛСЕМЕР  ОКЯСВ»

.«ЩИРАВОТ  ЕН УЛСЕМЕР  ОНИВ»

.«АЛСЫМОРП  ЗЕБ  ЕН  МЁВИЖ»

.«ОЛСОРОП  ЕН   МЕЛЕМХ  БОТЧ    ,ИДЮЛБ    АД   ,ОЛСЕМЕР  ОДНО  ЙАНЗ»

К.Р.З. №2. Пословицы и поговорки о лодырях.

Работа в парах.

Читая каждую вторую букву,  Вы сумеете их прочесть.

1 пара.

«ВКРНЬУИТАЫ  АВИЬБЁМТ, РДОА  БСЛОТБОАДК  ТБДЬЮЁМТ».

2 пара.

«АУМСИТОРТОДИДЛЮСЕЯ    ТСДЛЕОГНЬОЦВ  ДПЛРЬОЖДИАМВОАЛТБЬ».

3 пара.

«АУ  РНОЕЛГИО  ТРОУМКЕИ, МВАИТСЬЯ,  ЮОЛТЖБЕОДЛЖТЕАТЛЕИВСЫЬ».

4 пара.

«РНОА ТСЮОДБЕАПКЕАДХ  МСАЕБНЮО  ТКЯОМСЮИЛТ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые явления в экономике России 17 века.

Презентация к уроку истории. 7 класс....

Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг.»

Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг.»...

Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

Разработка урока "Новые явления в экономике" 7 класс, "История России 16-18 века"

Разработка урока по теме "Новые явления в экономике",к учебному курсу "История России в 16-18 веке", 7 класс....

Новые явления в экономике Российского государства.

Презентация к уроку "Новые явления в экономике Российского государства"....

Новые явления в экономике Российского государства в XVII веке

Практичсекое занятие по истории для 7 класса...