Тема урока "Новые явления в экономике. Мануфактура"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
Характеристика экономического положения России после Смуты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение1 | 18.46 КБ |
prilozhenie_1.docx | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Новые явления в экономике. Мануфактура. 7 класс.
Учитель: Ружинская М.М.
Цель. 1. Охарактеризовать экономическое развитие России после Смуты.
2. На примере творчества россиян развивать потребность ребят
самим трудиться и создавать прекрасное.
3. Развивать чувство прекрасного, умение видеть и ценить
мастерство человеческих рук.
4.Развитие речи, творческого мышления.
План урока: а) последствия Смуты;
б) сельское хозяйство;
в) ремесло и появление мануфактуры.
Основные понятия: мелкотоварное хозяйство, мануфактура, промышленники, предприниматели, всероссийский рынок.
Урок-практикум.
Оборудование: учебник с.33-40, карта с.39, работы мастеров (деревянные ложки, матрешки, плетеные вазы, горшки и вазы из глины, куклы и изделия из ткани и т.д.).
«Живём не без промысла»
Ход урока.
- Организационный момент.
- Учащиеся обращаются к теме урока и формулируют вопросы, которые
рассматривать будут в течение урока; ставят цель и выбирают источники работы.
- Прочтите пункт «Последствия Смуты» и выделите задачу, стоявшую перед властями в этих условиях - найти источники экономического возрождения страны (запись в тетради).
- Комментированное, выборочное чтение пункта «Сельское хозяйство» и нахождение мер правительства, направленных на укрепление хозяйства:
а) раздача земель дворянам, что должно привести к укреплению как дворянского, так и крестьянского хозяйства;
б) значительно сокращены крестьянские налоги;
в) велось освоение заволжских и сибирских территорий;
г) новое явление – специализация отдельных районов страны.(запись в тетрадь)
Рассмотрите карту с.39 и назовите районы товарного производства:
а) хлеб – южные и по р. Волге;
б) лён и конопли – западные и центральные;
в) меха – сибирские;
г) соли рыба – поморские;
д) скотоводства – южные и юго-восточные.
На основании карты с. 39. назовите города, где развивалось
кузнечное дело –
полотняное –
А в г. Новгороде, что было развито? –
5. Особенностью ремесла в XVII века - это его превращение в мелкотоварное производство для продажи на рынке (запись в тетради)
Русский крестьянин был не только земледельцем. Издавна занимался он разными ремёслами, которые давали ему неплохой заработок. «Живем не без ремесла» - эти слова часто повторяли крестьяне. Возможность продавать свое изделие на рынке, чтобы прокормить свою семью, подталкивала крестьян заниматься промыслом. Иногда не только семьями, но и целыми деревнями занимались. (Нам сегодня знакомы соленые огурцы из деревни Холынья, жители которой солят их в бочки, опускают на дно реки, а весной хрустящие продают на рынках страны)
Товар крестьянский пользовался большой популярностью на рынках, торгах. Его покупали горожане, сами крестьяне и всякий простой люд. Если продукция переставала нравиться покупателям, ремесленник быстро улучшал её, поэтому товар стал живучий и конкурентоспособный до сегодняшнего дня.
Скажите: а какие древние специальности современны и сегодня?
Плотники.
Гончары.
Кузнецы.
Сапожники.
Печники и т.д.
Новгородский край славился разнообразным ремеслом. Вы видите некоторые изделия наших мастеров. Назовите их и вспомните, а какие ещё изделия можно положить на этот стол: (замки, инструменты, верёвки, мешки, изделия из бересты, кружевоплетение, вышивание и т.д.)
К.Р.З. №1 Пословицы и поговорки о ремесленном труде.
Индивидуальная работа (задание прилагается).
Выскажите свою точку зрения.
6. Новым явлением в экономике страны считалось и развитие предприятий нового типа, мануфактур.
Мануфактура – это… (Прочтите и объясните с. 41 – новые слова).
На основании карты с.39 назовите города, где появились первые мануфактуры:
железоделательные и оружейные –
кожевенные –
полотняные –
А как вы понимаете новые слова – предприниматель, промышленник, всероссийский рынок? Выскажите свою точку зрения.
Да, неумёхи тоже были, это ленивые крестьяне, не умевшие работать топором, ткать, шить и т.д. «Долог день до вечера, коли делать нечего» - возникла тогда поговорка, но она и современна сегодня.
К.Р.З. №2. Пословицы и поговорки о лодырях. Работа в паре (задание прилагается).
7. Подведение итога урока. На доске логическая цепочка. Дополните её и вставьте пропущенные слова.
В_______ВЕКЕ В ЭКОНОМИКЕ _____________ ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ _________: РЕМЕСЛО ПРЕВРАЩАЛОСЬ В _________ ПРОИЗВОДСТВО, РАЗВИВАЛИСЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - _____________, ФОРМИРОВАЛСЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ___________.
(Слова: XVII, рынок, мануфактура, России, черты, мелкотоварное)
Ребята! Попробуйте представить себя на месте мастера, торгующим своим изделием. Как бы вы предлагали свой товар?
(Точка зрения о достоинстве товара)
.
Оценки за урок.
Д/ задание: в контурной карте отметить ремесленные центры и мануфактуры.
Предварительный просмотр:
К.Р.З. №1. Пословицы и поговорки о ремесленном труде.
Если Вы правильно найдёте ход, то сумеете их прочесть.
.«ТИСИВ ЕН ИМАЧЕЛП АЗ ОЛСЕМЕР»
.«ТЕНЯТТО ЕН ЧЕЛП ,ОЛСЫМОРОК
ЕН ОЛСЕМЕР»
.«ТИМРОК ОМАС А ,ТИСОРП ЕН ЬТСЕ ,ЬТИП ОЛСЕМЕР»
.«АВТСВОРОВ ЕМОРК ,ОНТСЕЧ ОЛСЕМЕР ОКЯСВ»
.«ЩИРАВОТ ЕН УЛСЕМЕР ОНИВ»
.«АЛСЫМОРП ЗЕБ ЕН МЁВИЖ»
.«ОЛСОРОП ЕН МЕЛЕМХ БОТЧ ,ИДЮЛБ АД ,ОЛСЕМЕР ОДНО ЙАНЗ»
К.Р.З. №2. Пословицы и поговорки о лодырях.
Работа в парах.
Читая каждую вторую букву, Вы сумеете их прочесть.
1 пара.
«ВКРНЬУИТАЫ АВИЬБЁМТ, РДОА БСЛОТБОАДК ТБДЬЮЁМТ».
2 пара.
«АУМСИТОРТОДИДЛЮСЕЯ ТСДЛЕОГНЬОЦВ ДПЛРЬОЖДИАМВОАЛТБЬ».
3 пара.
«АУ РНОЕЛГИО ТРОУМКЕИ, МВАИТСЬЯ, ЮОЛТЖБЕОДЛЖТЕАТЛЕИВСЫЬ».
4 пара.
«РНОА ТСЮОДБЕАПКЕАДХ МСАЕБНЮО ТКЯОМСЮИЛТ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые явления в экономике России 17 века.
Презентация к уроку истории. 7 класс....
Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг.»
Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг.»...
Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".
Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...
тест по теме Новые явления в экономике
7 класс...
Разработка урока "Новые явления в экономике" 7 класс, "История России 16-18 века"
Разработка урока по теме "Новые явления в экономике",к учебному курсу "История России в 16-18 веке", 7 класс....
Новые явления в экономике Российского государства.
Презентация к уроку "Новые явления в экономике Российского государства"....
Новые явления в экономике Российского государства в XVII веке
Практичсекое занятие по истории для 7 класса...