Главные вкладки

    Методическая разработка по истории по теме:
    Сценарий открытия школьного музея

    Шевцова Валентина Ивановна

    В документе представлен сценарий открытия школьного историко-краеведческого музея,а также материал,

    посвященный истории поселения Красная Гора с древнейших времен и до наших дней.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    scenariy_prazdnika.docx58.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий праздника, приуроченного к открытию музейной комнаты в Красногорской средней школе №2.

    (Видеофрагменты о Красногорском районе под мелодию песни «С чего начинается Родина») 

    1. С чего начинается Родина.  С твоего уголка, в котором ты родился и рос. С белоствольной березы, которую ты посадил. С речки, где купался и загорал. С поля, леса. И, конечно, с города, села. У каждого из них свое название, своя история.

    1. Я своею Россией горжусь.

    Начинается Родина с памяти,

    С почитанья истоков своих,

    С герба, гимна, Российского знамени,

    С уваженья заветов святых.

    Начинается с русской истории,

    Что описывал Нестор-монах,

    Благовеста с степными просторами,

    Шапки той, что носил Мономах.

    Начинается Родина с Пушкина,

    Чудных сказок, что прелесть одна,

    Деревень, с их кривыми избушками,

    Где жива все еще старина.

    Начинается Родина с города,

    Что дал старт долгой жизни моей,

    Красногорье мое, ты в истории

    Славно тоже, горжусь я тобой.

    Начинается Родина с детства,

     С материнской, отцовской любви,

    Школьной парты, букетов цветистых,

    Что учителю мы принесли.

    Начинается Родина с дали,

    Что зовет и уводит туда,

    Где горит горизонт и пылает

    Человеческой жизни заря.

    Начинается Родина с мыслей,

    Чистых, светлых, душевных, простых,

    Искрометных и творчески быстрых,

    Дерзновенных, красивых, своих.

    И с мечты начинается Родина,

    Сокровенной в основе своей,

    Окрыленной, восторженной, радужной,

    Яркой жизни, твоей и моей!

    Начинается Родина с песни

    Про великую, Древнюю Русь,

    С той земли, на которой живу я

    И своею Россией горжусь.

    2..(песня о Красной Горе)

    Вед. Праздник, посвященный открытию музейной комнаты в Красногорской школе № 2 объявляется открытым. На нашем празднике присутствуют: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Мы, учащиеся школы выражаем огромную благодарность________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________за ту помощь, которую вы оказали в создании музейной комнаты, поддержали наш проект.

    1.  Нами собран большой краеведческий материал и созданы экспозиции:

    _ «Люби и знай свой край»

    _Из истории школы

    _ «В годы грозных испытаний»

    _уголок быта наших предков.

      Для вас мы подготовили маленькую экскурсию в прошлое.

    Вед.

    Красногорье мое родное!

    Нет на свете прекрасней тебя,

    Когда рожь колосится стеною,

    И когда расцветает земля.

    Твоей Беседи светлые воды,

    Синева твоих ясных озер

    И березок-сестриц хороводы –

    Все ласкает и радует взор.

                    (Л.В.Моргач) 

                        В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

    В X веке на известном пути «из варяг в греки» образовалось огромное государство – Киевская Русь. Еще в 885 году князь Олег пытался подчинить своей власти земли радимичей, требуя от них уплаты дани. Радимичи, как говорится в «Повести временных лет», согласились уплатить ее Олегу. Так началось государственное освоение территорий современного Красногорского, а также соседних районов Брянщины, освоение, растянувшееся не менее чем на сотню лет. Оно включало в себя не только периодически взимаемую дань («полюдье»), но и постепенное устранение местных племенных вождей, присоединение новых земель к владениям киевского князя, а также строительство опорных пунктов-крепостей, где могли размещаться княжеские дружины при сборе дани. Очевидно, таких крепостей было очень мало в земле радимичей, поскольку дань ими уплачивалась нерегулярно.


    В 984 году войска киевского князя Владимира одержали победу над радимичами на реке Пищане (на территории современной Могилевской области в ста километрах от Красной Горы ) и заставили их регулярно платить Киеву дань. Таким образом, земли в районе рек Сож, Ипуть и Беседь окончательно вошли в состав единого Древнерусского государства, а соседнее стародубское  ополье вскоре стало плацдармом для освоения новых территорий уже на востоке Брянщины. Отсюда можно выдвинуть первую версию возникновения нашего райцентра:  именно в X веке появилась Попова Гора как опорный пункт власти киевского князя над покоренными племенами радимичей.


    Легенда связывает появление названия «Попова Гора» с тем, что вождь одного из радимичских племен, живших на возвышенном берегу Беседи в районе городища, первым в своей округе принял христианство и способствовал таким образом укреплению власти киевского князя над окрестными землями.
    В процессе распада Киевской Руси из нее выделились, в частности, Смоленское и Черниговское княжества. В состав последнего вошла значительная часть нынешней Брянщины, а также земли по среднему Днепру и по нижнему течению рек Сож, Ипуть и Беседь. В 1142 году эту территорию пытался захватить смоленский князь Ростислав, но черниговцы отстояли свои земли, а их княжество стало одним из самых значительных на Руси. Владения Чернигова простирались от берегов Днепра до верховьев Оки.


    Граница между Смоленским и Черниговским княжествами проходила, как указывал историк С.М. Соловьев, у реки Прони - притока Сожа, в районе современного города Славгорода Могилевской области Республики Беларусь . Таким образом, земли в среднем течении Беседи оказались как бы в нейтральной полосе. И до Смоленска, и до Чернигова было очень далеко, поэтому государственное и хозяйственное освоение края шло очень медленно.
    Когда же из состава Черниговской земли выделилось самостоятельное Новгород-Северское княжество, включившее в себя на некоторое время территорию Красногорского района, связи с Черниговом не были потеряны. Ведь и в Чернигове, и в Новгороде-Северском правили князья из известного рода Ольговичей. Черниговцы также понимали, что усиление Новгорода-Северского может привести к отделению от их княжества его восточных земель. Разумеется, происходили частые княжеские усобицы, но в то же время наши далекие предки вместе отражали набеги кочевников-половцев, организовывали далекие походы в степь. Один из Ольговичей - новгород-северский князь Игорь Святославич - стал героем знаменитой поэмы «Слово о полку Игореве».


    Таким образом, имеет право на существование и вторая версия возникновения Поповой Горы:  она могла появиться как укрепленный пункт князей Ольговичей на границе Черниговского и Смоленского княжеств в XII веке, тем более что эти княжества тогда часто воевали между собой. Однако в русских летописях, рассказывавших о событиях XII - начала XIII веков, упоминания о Поповой Горе отсутствуют.
    Противостояние Смоленска и Чернигова усилилось после 1180 года, когда в южной части Смоленской земли появилось удельное Мстиславское княжество. Первым правителем его стал Мстислав Романович, сын смоленского князя из рода Ростиславичей. Это был опытный полководец и видный государственный деятель. Новгород-северским и черниговским князьям стоило немалых усилий сохранять за собой свои северные земли:  приходилось искать союзников и в Полоцке, и на Волыни. Возможно, что роль Поповой Горы в этот период была весьма значительной. Ведь, как мы видели, территория Красногорщины оказалась на стыке трех княжеств: Черниговского, Новгород-Северского и Смоленского.


    Огнем и мечом прошли по русским землям монголо-татары, захватившие в 1239 году Чернигов. Монголо-татарское нашествие во многом изменило ситуацию в нашем крае. Ведь Чернигов был разорен, а Смоленск и Мстиславль, наоборот, усилились; в итоге земли по течению Беседи полностью перешли под контроль северных соседей. И хотя городов на берегах Ипути и Беседи по-прежнему не было, можно выдвинуть третью версию: именно в конце XIII века на южных рубежах Смоленской земли появилась новая волость с центром в Поповой Горе. Крепость на берегу Беседи должна была теперь надежно защищать границы Мстиславского и Смоленского княжеств от нападений татар и их союзников с юга.
    Разумеется, высказанные предположения нуждаются в документальных доказательствах, но тот факт, что Попова Гора в 1387 году уже была городом, не вызывает сомнений и дает право на существование вышеупомянутых версий появления современного райцентра.

        Из сохранившихся письменных источников известно, что Попова Гора всегда являлась административным центром, своеобразной «столицей», объединявшей вокруг себя населённые пункты, даже более крупные по числу жителей. Такой статус поселения объяснялся выгодным географическим положением на перекрестке сухопутных дорог и на паромной переправе через Беседь. Этому статусу способствовал также рельеф местности: укрепленный пункт на крутом берегу полноводной реки надежно обеспечивал безопасность жителей края в тревожные времена средневековой Руси.
    Известно также, что территория нынешней Брянской области была заселена людьми в глубокой древности (по разным источникам, от 120 до 50 тысяч лет тому назад). На территории нынешнего Красногорского района доказано появление жителей в эпоху неолита (V тысячелетие до н.э.). На это обстоятельство указывают, в частности, 33 археологических объекта, расположенных как в черте Красной Горы (Городок), так и вблизи населенных пунктов: Батуровка, Верхличи, Лотаки, Любовшо, Заборье, Ивановка, Кашковка, Палужская Рудня, Селец, Увелье, Щедрин. Это городища, стоянки, курганные могильники. Из них 6 объектов относятся к эпохе неолита, 3 – к эпохе бронзы, 7 – к раннему железному веку, 3 – к юхновской культуре и остальные - к периоду Киевской Руси. Данные объекты исследовались в конце XIX века археологом П.М. Еременко и в 1974 году - археологом А.В. Кашкиным…


    …Если говорить об этнической принадлежности и о культурных различиях жителей территории нынешнего района, то, по данным раскопок, это были племена юхновской и, возможно, милоградской культур. Племена эти родственны балтским народам, на что указывают данные современной топонимики Брянской области.
    … В X веке на запад Брянщины проникло славянское племя радимичей, расселившееся, в частности, по берегам Сожа и его притоков – Ипути и Беседи. В «Повести временных лет» говорится, что свое название радимичи получили от имени своего вождя – Радима. Летописец указывает также, что радимичи происходили от западной ветви славян и были в известной степени родственны полякам («ляхам»). Жили они поселками на высоких берегах рек и поселения свои обносили частоколом. Главное занятие радимичей - подсечное земледелие; пашенного земледелия они еще не знали. Наряду с обработкой земли важную роль играли скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество. Радимичи обожествляли солнце, небо, воду, поклонялись также деревьям, птицам, животным… Близость лесостепной зоны способствовала проникновению сюда орд различных кочевых народов. Поэтому неудивительно, что в IX - X веках жители края платили дань крупному степному государству - Хазарскому каганату.

                                               Красная гора

    Красногорский район северо-западной части Брянской области - наиболее удален от областного центра. Находясь на периферии в зоне радиоактивного загрязнения, не имея промышленности, многие населенные пункты района исчезли с географической карты России. Но так было не всегда. Рабочий поселок Красная Гора (до 1922 года село Попова Гора) в прошлом занимал выгодное географическое и экономическое положение. Полноводная в то время река Беседь, входящая в состав рек Днепровского бассейна, надежно связывала ее со многими городами. Попогорская волость была объектом пристального внимания в разное время речи Посполитой, Киево-Печерской лавры, России, так как занимала пограничное положение, имела значительный экономический потенциал. Чем же занимались жители Красногорского района более 300 лет назад? Какими интересными событиями отмечено историческое прошлое района?

    В начале 18 века большая потребность в железных изделиях вызвало к жизни появление железоделательного производства - так называемых руден. Палужская Рудня (Попогорской волости) была одной из самых известных и имела три водяных колеса (сейчас село Палужская Рудня, Красногорского района). Из очерков истории Киево-Печерской лавры и заповедника узнаем, что "… плотину Рудни, по давнему обыкновению, чинили жители деревень Палуж, Макаричи и Батуровки Попогорской волости. Два двора обслуживали всю рудню, три двора-кузницу, один двор дымари, одного двора работники топили печи-курачи ". Палужское железо шло на изготовление плуговых лемехов, шин колес и телег. Для нужд армии отливалась картечь и пули. Известно также, что в 1749 году из 13 селений входивших в Попогорскую волость Лавры, щесть - Попова Гора, Селец, Летяхи, Любовшо, Заборье и Палуж-имели мельницы. Наиболее крупные винокурни были Попогорские - на десять рабочих котлов производительностью 3650 ведер водки в год. Количество водки определялось не производительностью котлов, а потребностью. Местные жители также занимались бортничеством, охотой на лис и куниц, рыбной ловлей, заготавливали лес. Наличие красной глины способствовало развитию гончарного производства. Производимые товары пользовались спросом не только в пределах государств, в которые входила в разные периоды истории Попогорская волость, но и в зарубежных странах.

          О жизни крестьян Попогорской волости в 1781 году сообщает А.Лазаревский в книге "Описание старой малороссии.": "Между лесами, расчищенной пахотной земли нескудно: стараются при этом жители ежегодно и умножают оную, расчищают лес. Пахотные поляны, называемые по-здешнему лядами вновь после расчищения бывают обыкновенно плодороднее последующих лет и поэтому жители стараются в продолжения на них хлебопашества, удобряя оные навозом. И по некотором времени принуждены, бывают и совсем оставлять и на облоге переменяя другими вновь расчищенными, ибо оные, чем далее становятся вовсе неспособные к хлебопашеству и после запущения их, в короткое время, зарастают лесом. По прошествии нескольких лет опять расчищают жители и бывают по-прежнему плодородными". В большинстве вотчин Попогорской волости земли на одну душу мужского пола составляла 0,5 до 3 десятин. Ассортимент выращиваемых культур: озимая и яровая пшеница, овес, ячмень, горох, просо, гречка, капуста и лен. Производимое крестьянами и помещиками зерно использовалось, в том числе и для производства водки. Переработка хлеба на водку давала прибыли в 2-4 раза больше, чем продажа его.

    Попова Гора оказалась причастной и к историческим событиям, которые вошли в историю России. Так в1648 году у Поповой Горы состоялся бой между казаками Б.Хмельницкого и 6 тысячным отрядом польского гетмана Вишневецкого. Поляки были разбиты и позднее Попогорская волость перешла к Украине. Интересен и такой исторический эпизод. В начале 17 века в Поповой Горе скрывался самозванец Лжедмитрий 2,претендовавший позднее на Российский престол. Исторические события развивались так. После того как в мае 1591 года в Угличе при загадочных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, поползли разные слухи. Одни говорили о том, что его убили по приказу Годунова, другие утверждали, что царевич спасся. На Руси стали появляться самозванцы Лжедмитрии. В словаре Брокгаузе и Ефрона говорится: "… Лжедмитрий 2, прозванный Тушинским вором, объявился в 1607 году. Происхождение не известно. Слухи о спасении Лжедмитрия 1 подготовили его появление. Его признавали южные и юго-западные уезды России".

    В добавление изложенному тексту обратимся к другим источникам. Есть сведения (Р.Русаков и Я.Соколов "На славной земле Брянской"), что в 1607 году в царствование Василия Шуйского, по пути из белорусского местечка Пропойска (тогда Польша) в Стародуб через Попову Гору пробирался самозванец Лжедмитрий 2. Далее Н.М.Карамзин в "Истории государства Российского" сообщает: "Наконец 1 августа 1607 года, явились в Стародуб два человека: один назвал себя дворянином Андреем Нагим, другой Алексеем Рукиным, московским подъячим. …Рукин объявил жителям Стародуба, что мнимый Андрей Нагой есть Дмитрий. Никто не усомнился: все кинулись лобызать ноги пришельца. …Путивль, Чернигов, Новгород Северский, едва услышав о прибытии Лжедмитрия, спешили изъявить ему свое усердие и дать воинов". Самозванец из юго-западных уездов, идет к Москве. По одним источникам, "Почеп-славный город на Судости", сообщается, что при движении Лжедмитрия 2 горожане г. Почепа "…встретили и приняли его с радостью и все города Северщины пошли за самозванцем".

    По другим источникам "…Героическое сопротивление оказал Почепский гарнизон войскам Лжедмитрия 2-ставленника польских магнатов. Четыре тысячи защитников города пали и были захоронены у стен Ильинской церкви", сообщает Р.Русанов и Я.Соколов в книге "На славной земле Брянской". Далее события разворачивались в других волостях России и описаны в учебниках истории и художественной литературе.

    Неприметный поселок Красная Гора имеет глубокие исторические корни, богатую историю. Хочется верить в то, что лучшие годы Красной Горы еще не прожиты, так как история это череда взлетов и падений. Думаю, что в скором будущем из затяжного падения Красная Гора, как и вся Россия, пойдет на подъем.    (Сергей Федоров)

    В документах восемнадцатого столетия Ширки названы деревней. И если в начале того века в ней насчитывалось тринадцать дворов, то к концу там их было за пятьдесят.

    Подтверждения тому, что с левого берега Беседи шло переселение на правый берег, встречаются в письменных источниках. Например, в универсале стародубского полковника Лукъяна Журавки от 5 марта 1708 года говорилось о Климе Ильиче (фамилия в тексте того документа отсутствует. – Прим. авт.), который из-за притеснений в Поповой Горе перебрался в Ширки, где стал нести казацкую повинность. В те времена Поповогорский курень входил в состав Стародубского полка. Но в самом волостном поселении ему принадлежали только два двора, зато  в Ширках насчитывалось одиннадцать казацких дворов.

    В Ширках казакам было более вольготно, чем в Поповой Горе, где постоянно проживали городничие (управляющие) Киево-Печерской лавры. Поэтому местом своего постоянного жительства казаки охотнее выбирали Ширки.В «Описании местностей Черниговской губернии в пределах бывшего Стародубского полка», изданном в 1890 году А.И. Ханенко, Ширки по-прежнему названы деревней и указано, что в ней 280 дворов и более 1790 жителей.Храм Вознесения Господня в Ширках построен в 1896 году, о чем говорится в краеведческих работах С.И. Святогора. Так что с того времени Ширки становятся селом.

    В «Черниговских епархиальных известиях» упоминается, что законоучителем Ширковского народного училища определен с 1 февраля 1906 года священник местного храма Иоанн Кончаловский, а 7 августа того же года, как было сообщено в тех же известиях, он утвержден кандидатом в члены благочиннического совета 2 благочиннического округа Суражского уезда. В 1912 году  в храме служил священник Григорий Зеленецкий. Псаломщиками в разные годы служили: Григорий Гладкий 1900г., Кирилл Соломенный 1909г. (с 1911г. – диакон), Михаил Шматченко 1916г.

    К сожалению, очень мало сведений сохранилось о церкви Вознесения Господня в двадцатые-тридцатые годы прошлого века и о священно- и церковнослужителях. До наших дней дошла опись церковного имущества.  Фамилию священника, служившего в Вознесенском храме в 1922 году, удалось установить по акту изъятия церковных ценностей. Тогда настоятелем служил Димитрий Рыжиков. Последним священником прихода служил Владимир Померанцев 1930г.

    Храм Вознесения Господня в Ширках, закрытый в 30-е годы прошлого века был уничтожен пожаром, случившемся осенью 1941 года.
    Местные жители указывают, что церковь стояла на том месте, где в настоящее время расположен бездействующий магазин Красногорского райпо.  Сегодня село Ширки – микрорайон пгт. Красная Гора.
     

    Ученица 1.

    На зорьке пройдусь я полями раздольными,

    Берёзки стрелой устремляются ввысь.

    Тебе поклонюсь, моя малая родина,

    Ты эхом в ответ мне, прошу, отзовись.

    Ученица 2:

    Как много дорог на земле нами пройдено,

    Как много с тобою ещё мы пройдём.

    Кусочек земли, нашу малую родину,

    Мы с трепетом в сердце своём пронесём.

    Ученица 3:

    С тобой поделюсь я мечтами заветными,

    Тебе я открою все тайны свои.

    Вечерней зарёй и порою рассветною

    Тебе поклянусь в своей вечной любви.

    (песня ____________________________________ в исполнении учителей)

    Ведущая 2:

    Чувство гордости за свою малую Родину, ответственность, память о своих

    корнях присуще каждому человеку, где бы он не оказался после

    рождения, уже взрослым, куда бы  не забросила его судьба.

    Историю своего села, города, память о его прошлом - эти человеческие ценности

    важно сохранить и помнить.

    Ведущий.1

      Великая Отечественная война. Трагическая страница нашей истории.

    Сколько горя и слёз она принесла! Много лет прошло с тех пор. Мало

    осталось свидетелей и участников тех страшных событий, поэтому сейчас

    особенно важно встречаться с людьми, пережившими войну, чтобы учиться

    у них главному - любви к Родине.

     Сегодня у нас в гостях люди, в памяти которых сохранились трудные послевоенные годы. Поэт-прозаик Пыталев Петр Иванович, уроженец села Семцы Почепского района так вспоминает об этом времени.

    За деревней, за бугром высоким

    На болотных кочках я косил,

    Одолеть мне жесткую осоку

    С голодухи не хватало сил.

    Ржавчины болотной не напиться…

    Солнце льется – взгляда не поднять…

    В полдень на бугре бескрылой птицей

    С узелком моя явилась мать.

    «Вот, сынок, стручки гороха только

    На обед найти тебе смогла…»-

    Протянула мне, заплакав горько.

    И глаза мне

    Вмиг застлала мгла…

    В тихий час, благополучный самый,

    Не забыть мне в окруженьи муз

    Тех стручков, приправленных слезами,-

    Той, послевоенной,

    Жизни вкус.

    А что помните вы _________________________________________________________(слово ветеранам)

    1.Учащиеся начали собирать материал по истории школы, ведется работа по сбору сведений об учителях, всю свою жизнь посвятивших воспитанию и обучению детей.

    Из истории школы.

      Первое упоминание о школе относится к 1906 году. Небольшое деревянное здание располагалось в центре села Ширки. Была начальная 4-летняя школа. В 1907 году насчитывалось 120 учеников. В школу записывали детей с 8 лет, но туда ходили и дети разного возраста.  В первые годы занятия вел священник и два учителя. В 1909 году учителями были Петр Павлович Славинский и Михаил Петрович Левдик.

       В 30-х годах школа стала семилетней. Преподавали такие дисциплины, как арифметика, русский язык и литература и другие. В 4-м и 7-м классах сдавали экзамены. Нелегкими были те времена для школы. Не хватало учебников, письменных принадлежностей, учебно-наглядных пособий. Занятия в школе проходили в две смены, помещения освещались керосиновыми лампами, вместо парт были грубо сделанные столы на крестовинах, сидели ученики на деревянных скамейках.

      В 1962 году школа стала восьмилетней. За период с 1958- по 1988 год восьмилетнюю школу закончили 937 учащихся.

      С 1988 года школа реорганизована в Красногорскую среднюю. К 2006 году ее окончили 349 учащихся. Из них 17 учащихся окончили с золотой медалью, 29 – с серебряной.

    Вед.

    Ты прости меня, учитель мой, прости,
    Это я, ты в дом меня пусти.
    Ты прости, что редко прихожу,
    А, придя, что быстро ухожу.

    Был и я когда-то молодой,
    А теперь как ты уже седой.
    Помнишь, ты задачу объяснял,
    Я тогда её не понимал.

    Пробежало много светлых дней,
    Как и ты, теперь учу детей,
    У меня теперь своя семья,
    Благодарен, что учил меня.

    Извини, что редко прихожу,
    И друзей своих не привожу,
    Рад тому, что был в моей судьбе,
    Вспоминаю часто о тебе.

    (песня для учителей ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------)

    Сегодня с нами наши дорогие ветераны ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вам слово.

    (со своими воспоминаниями выступают учителя школы)

    Ведуший.

    Кем был твой прадед на Руси –

    Свою фамилию спроси…

    Звучат, как музыка, как стих,

    Фамилии простые.

    Вглядись – и ты увидишь в них

    Историю России.

    1 ВЕДУЩИЙ.

    Чувство любви к своей Родине – святое чувство. Оно живёт в каждом из нас и особенно острым оно бывает тогда, когда приходится уезжать из родных мест.

    2Ведущий    Историко-краеведческая комната – это место, где продолжается память.

    У нас - юных краеведов впереди много работы. Интересной, творческой, такой необходимой.


    3 ведущий  Большое спасибо всем гостям за интересную встречу и

    тёплые воспоминания. Будем рады новым встречам с вами. А в заключение

    мы приглашаем всех гостей на чаепитие.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

    Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятель...

    Сценарий открытия экспозиции Музея ВОВ

    Сценарий открытия экспозиции Музея ВОВ в МАОУ Домодедовской гимназии № 5. Организатор: Овчаренко Лина Сергеевна...

    Проектное задание на тему "Экскурсия как важная форма работы школьного музея"

         В данной работе рассказано об опыте проведения  экскурсий  в музее школы №1 г. Сясьстрой Л...

    По страницам истории школьного музея

    В данном материале представлена информация о создании "Историко-краеведческого музея села Пятина" на базе Пятинской сред...

    Судьба ветерана в истории школьного музея

    Далецкая Татьяна Ивановна частый гость в нашем музее. Детский актив школьного музея и учащиеся школы част...

    РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

    РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИУчитель истории и обществознания: Худолей Л.Л. &...

    Сценарий открытия интеллектуальных игр «К вершинам школьного Олимпа»

     Сценарий открытия сезона интеллектуальных игр  «К вершинам школьного Олимпа»Разработка праздника, посвящ...

    Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.

    Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....

    Отчет о работе школьного музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского

    Отчет о деятельности музея "Истории села" МКОУ СОШ №5 с. Новоромановского Арзгирского района Ставропольского края за 201...

    Комментарии

    Шевцова Валентина Ивановна

    Важным моментом данной работы считаю привлечение учащихся к исследовательской работе, встреча с интересными людьми - жителями поселения, живое общение с ними.