«Коллективизация сельского хозяйства».
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Букетова Галина Аркадьевна

Конспект  урока содержит основные этапы работы на уроке, вопросы и задания к текстам, указание к слайдам презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivizaciya_selskogo_hozyaystva.docx52.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4

 городского округа «Город Йошкар-Ола».

«Коллективизация  сельского хозяйства.»

(открытый урок в  9 д классе)

Подготовила и  провела:

                                                                                         Шолнерова Г.А.,

                                                                                            учитель истории и

                                                                                         обществознания.

Йошкар-Ола,2011

Тема урока: «Коллективизация сельского хозяйства»

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цель урока

  • знать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации;
  • выяснить причины коллективизации, этапы и итоги;
  • воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы ;
  • знать понятия: « репрессия», «коллективизация», «раскулачивание», «кулаки».

Задачи урока

1.Обучающие:

  • способствовать усвоению обучающимися основного фактического и понятийного материала о коллективизации сельского хозяйства ;

2.Образовательные :

  • изучить  события, которые привели к коллективизации сельского хозяйства, ход проведения коллективизации, значение и последствия;
  • продолжить обучение работе с документами разного характера;
  • продолжить формирование умения анализировать реальные исторические события, делать выводы.

3.Воспитательная:

  • формирование развитой, социально-активной, творческой  самостоятельной личности;
  • продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.

4. Развивающие:

  •   развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника, документы,  воспоминания;)                            
  •   развитие умения слушать;
  •  развитие умения применять полученные знания в нестандартных    

          ситуациях;

  •   развитие абстрактного и наглядно-образного мышления ;
  •   активизация познавательной деятельности в группе .

Оборудование:  

  • на каждой парте – пакеты  документов для работы в группах, в парах;
  • компьютерная презентация.

Педагогические технологии:

 проблемное обучение, педагогическое проектирование, интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение,ИКТ.

Методы, используемые на уроке:

  • проблемное обучение;
  • дифференцированное обучение ;
  • задания творческого характера ;
  • метод  взаимо- и самоконтроля;
  • самостоятельная работа  (работа с фрагментами документов).

Структура урока:

  1. Организационный момент.(2 мин.)
  2.  Этап  проверки домашнего задания. (5 мин. )
  3.  Этап изучения  нового материала. (18 мин.)
  4. Этап  закрепления материала.  ( 8 мин.)
  5.  Рефлексия урока.(5 мин.)
  6.  Домашнее задание.( 2 мин.)

Определения и даты:

  • коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание.
  • 1927г. - начало хлебозаготовительного кризиса;
  • 1929 г.,декабрь - переход к политике сплошной коллективизации и ликвидации  кулачества как класса;
  • 1930г., 2 марта - статья Сталина «Головокружение от успехов» ;
  • 1932-1933 г.г .- массовый голод в зерновых районах СССР.

План урока.

I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.

II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации.

III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

IV. Итоги коллективизации.

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Взаимное приветствие учителя и обучающихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение целей урока и плана работы, запись темы урока .)

2. Проверка домашнего задания .  

Учитель : В конце 20-х годов, когда советская власть вела отсчёт второго десятилетия своего существования, перед страной встали вопросы проведения модернизации страны.

  • Что такое модернизация? Почему она была необходима?

  • Какую задачу модернизации страна решала в годы первых пятилеток ?

3. Изучение нового материала.

   3.1. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Учитель : Проблемы развития нашей страны в 20-30-е г.г. ХХ века вызывают интерес не только у специалистов – историков, но и у людей  самых разных возрастов и профессий. Сегодня на уроке мы всесторонне обсудим одну из ключевых проблем того времени – проблему сплошной коллективизации и раскулачивания крестьянства и определим свое отношение к ней, попытаемся установить, соответствовали ли средства проведения коллективизации ее целям.  Процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества будет в центре нашего внимания.

 Проблемное задание :  О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми.

  • Определите, насколько  это соответствовало действительности и что на практике означали эти слова. В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов.

3.2. Изучение нового материала.

I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.(Слайд 6.)

Учитель : Решение об индустриализации неизбежно повлекло за собой перелом политики в деревне. Что же представляла она в это время?

В 1928 г. на селе проживало более 80% населения СССР, сельское хозяйство давало более половины всего произведённого продукта в экономике. Сельское хозяйство было мелкокрестьянским (около 25 млн. крестьянских хозяйств). Из-за грубой политики правительства крестьяне не были заинтересованы в продаже зерна и другой продукции государству.

В результате в 1927-1928, 1928-1929 гг. возникли кризисы хлебозаготовок, во много раз снизился объём экспорта, в городах стали вводиться карточки. Большевистское руководство всегда рассматривало основу нации – крестьянство – как реакционный класс, делая исключение для бедноты.

Основную часть деревни составляли середняки, даже по официальным подсчетам, кулацких хозяйств насчитывалось около 5%.

Работа с документами. Обучающиеся работают с Приложением 1 и отвечают на вопросы:

  • Определите отношение крестьян к коллективизации.
  • Чего ждала беднота от коллективизации?

II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации.  (Слайд 7.)

Учитель : Сталин видел выход из кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака. Правая оппозиция во главе с Бухариным Н.И. видела выход в нормализации рынка, гибкости заготовительных цен, увеличении выпуска промтоваров. Не отрицая необходимости коллективизации, они отводили ей вспомогательную роль, считая, что ещё долгое время основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель.  В ноябре 1929г. бухаринцы потерпели поражение. Бухарин Н.И. как руководитель       «правых уклонистов» выведен из состава Политбюро. Томский и Рыков предупреждены. Репрессированы учёные-аграрники Чаянов, Кондратьев, Челинцев.

(Слайд 8.)Чаянов - российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного  крестьяноведения, писатель-фантаст и утопист Он думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Для Чаянова путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей в силу этого способности вступить в кооперативные связи. В 1930 году он был арестован по делу так называемой «Трудовой крестьянской партии».Расстрелян в 1937 году.

Во второй половине 20-х годов богатеть было очень сложно:
у крестьян принудительно изымали зерно, судили, как спекулянтов и т.д.
В ответ зажиточные крестьяне стали весной 1928 г. сокращать посевные площади. Многие кулаки «самоликвидировались» – продавали машины, деньги и ценности прятали.
У середняков не было стимула расширять производство, т.к. они боялись попасть в разряд кулаков, которым партия грозила ликвидацией.

  Богатеть стало опасно в самом буквальном смысле. Усиление «антикулацкой линии» во второй половине 20-х годов ставило кулака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять запашку, если «излишки» в любой момент могут отобрать?
Хлебозаготовительный кризис ставил под угрозу планы индустриализации. Выход из сложившейся ситуации руководство видело в нажиме на кулака и опоре на бедняцкую массу.

Учитель : (Слайд 9.)

  • Какая дискуссия проходила в руководстве партии по вопросу коллективизации?
  •  Какая точка зрения победила понятно. Почему?

  • 1927 г. – XV съезд партии: начало коллективизации (запись в тетрадь).

III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

(Слайд 10.)

Учитель : Отправной точкой для начала коллективизации стал ХV съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1927 года, где был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса (записать в тетрадь). Подтверждением выбранного курса стал Vсъезд Советов ( май 1929г.), одобривший пятилетний план, подготовленный Госпланом, в котором показатели были завышены на 20%, где закладывался небывалый рост с упором на производство средств производства, а также увеличение сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы и др. Зная события предшествующие этому процессу, мы можем назвать причины коллективизации.

(Слайд 11.)

Самостоятельная работа с учебником истории 9 класс стр.: 176-177.
Запись результатов в тетрадь. (Учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 9 класс»)

  • Подумайте, какие причины коллективизации вы бы записали туда?

Ответы обучающихся, (запись в тетрадь).

Причины коллективизации :

1. Набиравшая силу индустриализация. 
2. Сверхиндустриализация за счёт деревни.
3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.
4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни.
5. Ликвидация кулачества как класса.

Учитель : Зная причины коллективизации и мотивы руководства, сформулируйте определение коллективизации.

Коллективизация – это процесс объединения мелких единоличных хозяйств в крупные кооперативные социалистические хозяйства. (запись в тетради).

Кооперативные хозяйства хоть и в малом количестве уже существовали в СССР, в трёх формах: коммуны, артели, ТОЗы.

(Слайд 11.)1929 г. – выход статьи Сталина «Год великого перелома». 

После этого намечаются совсем другие сроки. В статье утверждалось, что в колхозы якобы пошли основные середняцкие массы крестьян, что в социалистическом преобразовании одержана «решающая победа». Статья Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929г.) стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации.С этого года запрещалось принимать в колхозы кулацкие семьи. В статье говорилось « о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа ,переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». В 1927 г. коллективизация рассматривалась как длительный процесс. По первому пятилетнему плану предполагалось закончить коллективизацию лишь к 1933 г.,охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств ( из них 18-20% колхозами).После статьи Сталина « Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки.  Этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации.

 

Работа с учебником : Найти в учебнике 9 класс на стр.: 182 задание № 1.
Определить на основе документа, на какой принцип указывает этот факт.

  

Ответ обучающихсяЭтот факт указывает на принцип- ликвидации кулачества. (Слайд 12.)

Учитель. 30 января 1930г. принято Постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в рамках сплошной коллективизации» в котором ставилась задача: хозяйства кулаков – конфисковать.
Все кулаки делились на три категории (документ в учебнике стр.182).
Ни о каких подкулачниках или зажиточных середняках в инструкциях и постановлениях тогда речи не было.
Ликвидацию кулачества проводили в два этапа.
1 этап – 1930г. – в северные районы выслано 115231 семейство кулаков.
2 этап – раскулачено 265795 семейств. Эти данные не включают тех. кто был расстрелян в районах сплошной коллективизации, а также сотен тысяч середняков и бедняков, высланных как подкулачников.
Руководитель орг.группы ЦК ВКП (б), посланы в Вологодский округ Северного края, на заседании контрольной комиссии указывал: « Перегибов в отношении середняка бояться нечего, так как остальные середняки скорее пойдут в колхоз и будут бояться выходить из колхозов». В результате этого уровень коллективизации, например, в Сухонском районе округа за неделю поднялся с 6 до 87%.

К началу марта 1930г. в колхозах числилось свыше 50% крестьянских хозяйств. В спешном порядке ТОЗы стали преобразовываться в коммуны. Для оказания «помощи» в коммунистическом преобразовании деревни руководство послало туда 25 тысяч промышленных рабочих, в первую очередь, коммунистов. Началось принудительное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы. - Вот как описывают это в романах Шолохов и Платонов (чтение отрывков из произведений).

Статья Сталина положила начало и еще одному процессу – раскулачиванию.

(Слайд 13.) Как определить кулака? В перечне признаков кулацких хозяйств, опубликованном в 1930 году, были записаны такие «критерии»:
наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступать в колхоз человека лишали избирательного права (такая категория крестьян получила название «лишенцы».)

Форсированная коллективизация и массовое раскулачивание вызвало недовольство крестьян. В 1930 г. по стране прокатилась волна восстаний.

(Слайд 14.) 1930 г. – статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой осуждались перегибы (отток из колхозов).

 Сплошная коллективизация вызвала недовольство крестьян.

Обучающиеся анализируют документ, содержащий высказывания крестьян (Приложение 2,3).

Учитель :

  • Каковы результаты коллективизации для страны в целом?
  • Каково отношение крестьян к коллективизации?

(Слайд 15.) Сплошная коллективизация вызвала массовый голод  1932-1933 г.г.

     После провозглашения начала сплошной коллективизации зимой 1929—1930 г.г. в УССР начался массовый забой скота. Зимой-весной 1930—1931г.г. скот массово погибал уже в колхозных стадах из-за бесхозяйственного отношения к коллективной собственности. Аналогичные единичные факты регистрировались и зимой 1932—1933 г.г. Подобные  действия происходили и в отношении сельхозинвентаря, передаваемого в устав колхозов. Интенсивность труда и заинтересованность в его результате  тоже были низки, что в значительной мере было результатом низкой мотивации труда и запутанности в расчётах. Весной и в начале лета 1932 года  в ряде районов голодающими колхозниками и единоличниками выкашивались несозревшие озимые, выкапывался посаженный картофель и т. д. Интенсивность уборки и обмолота урожая 1932 года  была крайне низкие — «всё равно отберут». 

 В результате коллективизации наиболее работоспособная масса здоровых и молодых крестьян бежала в города. Кроме того, около 2 млн.крестьян, попавших под раскулачивание, были выселены в отдаленные районы страны. Поэтому к началу весенней посевной 1932 года деревня подошла с серьезным недостатком тягловой силы и резко ухудшившимся качеством трудовых ресурсов. В итоге поля, засеянные хлебами в 1932 году на Украине, на Северном Кавказе и в других районах, зарастали сорняками. На прополочные работы были направлены даже части РККА. Но это не спасало, и при урожае 1931/32 года, достаточном, чтобы не допустить массового голода, потери зерна при его уборке выросли до беспрецедентных размеров. В 1931 году, по данным Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции, при уборке было потеряно более 15 млн.тонн (около 20% валового сбора зерновых), в 1932-м потери оказались еще большими.

Это  привело к массовому голоду  в СССР на территории УССРБССРСеверного КавказаПоволжьяЮжного УралаЗападной Сибири,Казахстана. В ходе  массового  голода и болезней,связанных с недоеданием ,погибло около 7 млн. человек.

Крестьяне так определяли причины голода : «Голод был потому, что хлеб сдали», «весь, до зерна, под метелку государству вывезли», «хлебозаготовками нас мучили», «продразвёрстка была, весь хлеб отняли». Сёла были ослаблены раскулачиванием и массовой коллективизацией, лишившись тысяч репрессированных хлеборобов-единоличников. Ситуация была значительно исправлена введением жесткого партийного контроля над сельским хозяйством и реорганизацией управленческого и обеспечивающего аппарата сельского хозяйства. Это позволило в начале 1935 года отменить карточки на хлеб, к октябрю того же года были ликвидированы карточки и на прочие продовольственные продукты.

Учитель : Проанализируйте документ (Приложение  5,6 )и ответьте на вопросы :

  • Как повлияла коллективизация  на крестьян, их настроение?
  • Каково отношение интеллигенции к раскулачиванию? Одобряла ли она его? Почему?

(Слайд 16.) Переход к крупному общественному сельскохозяйственному производству означал революцию во всём укладе жизни крестьянства. В короткие сроки в деревне была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке сельскохозяйственных кадров (агрономов, зоотехников, трактористов, шофёров и других специалистов). Для крупного сельскохозяйственного производства была подготовлена новая техническая база; развернулось строительство тракторных заводов и сельскохозяйственного машиностроения, что позволило наладить массовое производство тракторов и сельскохозяйственных машин. В целом всё это позволило создать управляемую, в ряде областей прогрессивную систему сельского хозяйства, обеспечившую сырьевую базу промышленности.

4.Закрепеление материала.

(Слайд17.)Учитель:Проверяем проблемное задание: 
О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она                сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало это действительности?

5.Стадия рефлексии.

(Слайд 18.) Выполнить кластер со словом – коллективизация (работа в парах – на отдельном альбомном листе).
На работу отводится 5 минут, затем три пары по желанию озвучивают выполненную работу.

(Слайд 19.)6.Домашнее задание.

1.Параграф 17-18 ;

2.Написать эссе на выбор : а) «Коллективизация в судьбе моей семьи».

                                              б) «Мои мысли о сплошной коллективизации».

Заключительное слово учителя. После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства и в политическом и в экономическом отношении. Одновременно была завершена и монополизация духовной жизни.

Приложение 1.Социальный состав крестьянства Урала в 1927-1929гг.

Год

Число хозяйств, вошедших в разработку

Батраки

Бедняки

Середняки

Кулаки

1927

34252

12,9

25,7

57,0

4,4

1929

30667

10,1

22,5

65,8

1,6

Приложение 2.Число сельскохозяйственных предприятий и хозяйств до начала массовой коллективизации и по ее завершении.

Показатели

1927г.

1940г.

Колхозы,( тыс).

14,8

236,9

В них колхозных дворов,( млн).

0,2

18,7

Совхозы, (тыс.)

1,4

4,2

Единоличных крестьянских хозяйств, (тыс.)

23,7

3,6

Кулацкие хозяйства, (млн.)

1,1

-

Приложение 3

Из высказываний

Крестьян-бедняков:

1. «Чего тут разговаривать. Сейчас же надо гнать в три шеи кулаков.»

2. «Мы не грабим, а изымаем у змеи жало, обезвреживаем ее».

Крестьян-середняков:

1. «Если  пришло время раскулачивать, так раскулачивайте, а мы-то тут причем?»

2. «Как бы после ликвидации кулака не стали выселять и середняков».

3. « Все деревни хотят очистить, всех выселяют, видимо, и нам этого не миновать. Придется ждать голодной смерти».

Кулаков:

1. «Будут выселять в Нарым, на север, а бывших участников бандитского движения будут расстреливать».

2. «Пусть расстреливают на месте, а мы с детьми никуда не поедем».

3. «Я ли не помогал Советской власти – всем, чем мог?

А за все это оставляют нищим и ссылают. Жизнь становится недорога, решишься на все, что  придет в голову».

Приложение 4.Крестьянские выступления в 1930г. и их причины.

В связи с выселением кулаков

В связи со сбором семфонда и обобществлением

В связи с гонениями на церковь

Прочие

Кол-во выс

туплений

Число участников

Кол-во выступ

лений

Число участни

ков

Кол-во выступ

лений

Число участников

Кол-во выступле

ний

Число участ

ников

15

2360

74

4232

27

4310

2

65

Приложение 5.

1.Из сводки НКВД:

«Саратовская область, Макаровский район. В колхозе «12 лет РККА» трупы павших животных вырывались колхозниками из земли на скотомогильниках и употреблялись в пищу. В колхозе «Ленинский путь» колхозница Морозова ходила по селу и собирала падаль. Ее дети от недоедания опухли. Полученный ею хлеб 99кг на 99 трудодней был израсходован раньше. Колхозница Жижина беременная, больная, ее двое детей находились в опухшем состоянии. Старшая дочь ходила по селу, собирала падаль. Завхоз Юдин  отпустил для питания Морозовой и Жижиной голову павшей лошади…

Балтайский район. В колхозе им. Кагановича колхозница Графина А.Я.,60лет, имеющая 2 детей, за неимением хлеба убивала кошек, мясо которых употребляла в пищу. Клинаев Г.Г.также за отсутствием продуктов питания  с семьей в 4 человека употреблял в пищу павших кур, которых собирал по селу. Семья сильно истощена, один ребенок болен».

Приложение 6.

2.Из дневника учителя Покровского, Курская область (он описывает свое участие в выселении кулаков): «Посмотрел я на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки в зипунах, полушубках, поддевках. Многие в лаптях…

Рассказывали, что забрали их врасплох, ночью. Некоторые даже не захватили необходимых пожитков. Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Из арестантского помещения всех повели на станцию. Здесь кулаков посадили в товарные вагоны- теплушки ,человек по сорок. В вагонах – теснота, духота, вонь. Мы стояли в карауле. Было нелепое распоряжение коменданта – людей из вагона не  выпускать. Я лично этому делу не сочувствовал. Кулаки – кулаками, а люди все-таки – людьми…Первые приведенные на станцию просидели в закрытых вагонах двое суток. Наконец сформировали состав – 12 вагонов, человек, вероятно, пятьсот. Ночью  

их куда-то отправили».

Источники

Литература:

1. Аринин. В. «Тень генералиссимуса»  Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1991г...
2. 
Гордон Л.А.Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40ые годы. М. 1989 год. с. 52-82, с. 155-169.
3. 
Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2004г..
4. 
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику 9 класс «История России 20 век» М. Просвещение. 2000 г.
5. 
Данилов А.А. История России в таблицах 20 век. 9-11 класс. Справочное пособие. М. Дрофа. 1999г.
6. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. М. 1989 г.
7. 
Зевелев A.M. Истоки сталинизма. М.1991 г.
8. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление не свободе в СССР. М. 2002 г. с.118-148, 306-319, 394-404.
9. 
Кириллов В.В. Отечественная история 20 – начало 21 века в схемах, таблицах и диаграммах. Пособие для абитуриентов и студентов. М. 2004 г.
10. 
Майсурян А. Коллективизация. Энциклопедия для детей: история России. М. 1995 г., т.3.
11. Наше Отечество. Опыт политической истории в 2-х томах, т.2. МЛ 1991 г.
12. Неизвестная Россия, 20 век. М. 1992г. с. 206-207, 221-222, 228. 
13. 
Осокина Е.А. За фасадом « сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941 гг. МЛ 997 г.
14. 
Осколков Е.Н. Голод 1932 – 1933 гг. Хлебозаготовки и голод в 1932-1933 годах в Северо-Кавказском крае. Ростов-на-Дону, 1991г. с.24.
18. Судьбы российского крестьянства. Под общей редакцией академика Афанасьева Ю.Н. Российский государственный гуманитарный университет. МЛ 996г. с.249-435.
19.
 http://images.yandex.ru

20. http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 9 классе "Коллективизация сельского хозяйства".

Презентация к уроку истории в 9 классе пожет учителям разнообразить урок,сделать его более занимательным....

Урок Коллективизация Сельского хозяйства.

Урок объяснения нового материала.На уроке дается краткая характеристика состояния сельского хозяйства и положения крестьян накануне коллективизации.Выясняются причины,этапы и тоги коллективизации.Чере...

План-конспект урока истории "Коллективизация сельского хозяйства" в 9 классе

Разработка урока составлена по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной "История России, ХХ – начало XXI века"...

Коллективизация сельского хозяйства, 9 класс

Презентация к уроку истории , 9 класс...

Коллективизация сельского хозяйства - методическая разработка урока на основе ИКТ-презентации

Презентация к уроку истории в 9 классе по теме "Коллективизация сельского хозяйства"...

Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане

урок по истории Казахстана 9 класс...