Урок истории в 8 кл. "Начало царствования Александра 1"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Новожеева Елена Николаевна

Архивный файл содержит план - конспект урока, презентацию и рабочий документ к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok._nachalo_carstvovaniya_aleksandra_ii.zip2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Начало царствования Александра I»

8 класс

Подготовила

Новожеева Елена Николаевна

учитель общественных дисциплин

МОУ СОШ №2

п. Клетня 2010

Тема: «Начало царствования Александра I»

Цели:

        1.Дать представление о личности нового императора; познакомить учащихся с преобразованиями Александра I, дать оценку этим преобразованиям; охарактеризовать основные направления во внешней политике в начале царствования Александра.                                                                                             2. Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в эвристической беседе, решать проблемные задания и делать выводы, самостоятельно работать с материалом учебника и дополнительными источниками информации.                                 

 3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету; чувство ответственности за свои поступки перед обществом.

Основные понятия: «Негласный комитет»; Вольные хлебопашцы; Государственный совет – 1810; Комитет министров; План государственного преобразования России М.М.Сперанского; правление Александра I  1801-1825.  

  Личность в истории: Александр I; М.М.Сперанский.                             Оборудование: слайды по теме; карта «Россия в начале XIX в.»                         Тип урока: изучение нового материала.


1.Вводная часть.

1.Мотивационная часть.

Сегодня на уроке у нас новая тема. А какая? Вам подскажет небольшое задание. Внимание!  

СЛАЙД 1  

Перед вами два портрета. Что единит этих людей?

(Это отец и сын, и тот и другой правили Россией.)

Вы догадались, что тема сегодняшнего урока «Начало царствования Александра I»

2.Организационная часть.

Запишите тему урока и годы правления Александра I.

СЛАЙД 2  

Сформулируем цели урока (учащиеся сами ставят цели урока).

Составим план урока (на основе поставленных целей учитель совместно с уч-ся формулирует план урока)

I.Личность Александра I.

II. Внутренняя политика.

                а) деятельность Негласного комитета.

                б) деятельность М.М.Сперанского.

III. Внешняя политика.

                Проблемный вопрос.

 Учитель открывает лист, на котором написан эпиграф к уроку.

«Дней Александровых прекрасное начало».

А.С. Пушкин.

 Формулирует проблемный вопрос.

Как вы считаете, были ли первые годы правления Александра I «прекрасным началом», как сказал А.С. Пушкин?

                           

2.Основная часть.

1.Личность Александра I – сообщения уч-ся.

Вопрос:  Какие черты характера Александра I, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя? (учащиеся анализируют сообщения уч-ся и делают выводы). (Обозначить вопрос перед выступлением учащегося).

Учащие анализируют сообщения. Делают вывод.

2.Внутренняя политика

а) Деятельность «Негласного комитета».

Учитель: Вступив на престол, Александр I торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.

Для осуществления реформ Царь решил опереться на своих молодых друзей вошедших в  «Негласный комитет».

 СЛАЙД 3

Предположите, почему узкий кружок близких друзей Александра I, представители высшей элиты окрестили «якобинской шайкой».

(Возможно, эти люди были под влиянием идей века Просвещения и Французской революции)

Мероприятия Александра I и его друзей:

1)Амнистия дворян, пострадавших при Павле I.

2)Открылись границы, разрешен свободный ввоз европейских книг и товаров.

3)Восстановление в полном объёме «Жалованной грамоты» дворянству и городам.

4) В 1803 г. Был принят указ «О вольных хлебопашцах»

- работа с документом. (Приложение 1)

а. Что давал этот указ крепостным крестьянам?

б. Назовите условие, необходимое для освобождения крестьян? (желание помещика, наделение землей)

в. Каковы были права и обязанности.

Итог. 160 сделок, выкупились на волю за время действия указа до 1858г. 1,5 %

Также обсуждались в Негласном комитете и вопросы денежной продажи крепостных крестьян.

5) Важные преобразования были сделаны и в системе органов власти в стране.

Вспомните органы власти созданные до Александра I.

СЛАЙД 4    

На смену коллегиям были введены министерства.

Вывод учащихся: Эта система управления была основана на единоначалие. Она не отвечала требованиям передовым европейских государств. Нужны были более существенные преобразования в стране.

б.) Реформы М.М. Сперанского.

Учитель. Александру I удалось найти человека, который смог стать реформатором. (Открывается СЛАЙД 5  портрет М.М. Сперанского)

Сообщение учащегося о деятельности М.М. Сперанского.

Вопрос: как изменилась структура власти в России, после реформы М.М. Сперанского?

СЛАЙД 6 (появился Государственный Совет)

Вывод учащихся: несмотря на выдающиеся реформаторские способности М.М. Сперанского, изменить коренным образом структуру государственной власти не удалось. Государственный Совет стал всего лишь законосовещательным органом при царе.

III. Внешняя политика.

СЛАЙД 7

Учащиеся характеризуют основные направления во внешней политике в начале царствования Александра I. Составляют таблицу.

3. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Учитель. Вернёмся к проблемному вопросу.

Учащиеся делают вывод.

Передовые идеи дали славу либерала Александра I. Но они не внесли существенных изменений в жизни России. Россия оставалась самодержавной, крепостнической Россией.

Властитель слабый и лукавый,

                                                                       Плешивый щёголь, враг труда,

                                                                  Нечаянно пригретый славой

                                                                  Над нами царствовал тогда.

А.С. Пушкин.

2. Рефлексия.

Учитель. Достигли ли мы цели? (Сильный, слабый ученик).

Выставление оценок. (Учащиеся сами себя оценивают, анализируют проделанную работу, высказывают своё мнение о полезности занятия, также говорят о том, что было интересным, сложным, необычным.)

3. Домашнее задание.

СЛАЙД 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории на тему " Начало Великой Отечественной войны"

Презентация к уроку истории в 9 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Начало ВОВ"...

Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Александрия Египетская"

Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Александрия Египетская"...

разработка урока истории в 5 классе "Поход Александра Македонского на Восток"

5 класс. Цель: Способствовать сформированности мотивации к обучению, развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных ценностей. Научить давать нравств...

Технологическая карта урока истории пот теме "Внешняя политика Александра III"

Данная разработка может быть использована при проведении урока истории в 8 классе по теме "Внешняя политика Александра III"....

План-конспект урока по истории России 10 класс Начало царствования Александра I

Цель урока: Задачи: Образовательная: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра ...

Рабочий лист "Реформы начала царствования Александра I"

Рабочий лист "Реформы начала царствования Александра I"...