Календарно-тематическое планирование 10 класс История
календарно-тематическое планирование (история, 10 класс) по теме

Аникина Татьяна Александровна

 

 КТП по курсу «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» 10 класс. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» 10 класс.

Для 10 класса (базового уровня) программа составлена из  расчета 68 ч на изучение курсов отечественной и всемирной истории. Структура программы соответствует структуре Федеральной примерной программе среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне, ориентированной на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории. Программа учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 11 классе раздельных курсов отечественной и всеобщей истории и интегрированного курса «История России и мира».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование по курсу «Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время» (10 класс базовый уровень)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Сроки проведения

д/з

1

Вводное занятие

1

Беседа

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурные цивилизационные теории, формационная теория, теория модернизации

Основные концепции исторического развития человечества. Роль и место России в мировом развитии: история и современность.  

1 неделя

§1

 с.7-11

2

История и исторический процесс

1

Беседа. Работа с учебником

Многообразие понятия «история» и современные подходы к его пониманию. Сущность исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории человечества. Рассмотреть проблемы философии истории, вопросы о сущности, направлениях и формах исторического процесса

Уметь характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов. Проводить поиск информации в одном или нескольких источниках, сравнение предлагаемых исторических оценок, выявление сходства и различия

Выполнить познавательное задание на с.5. Доказать или опровергнуть утверждение М. Блока

1 неделя

§1 вопр

3

История и познание истории

1

Урок изучения нового материала (ИНМ)

Роль и место истории в системе социальных и гуманитарных наук. Познакомить учащихся с теорико-методологическими подходами к осмыслению всемирно-исторического процесса

Развивать критическое анализирование исторического источника исторической информации. Уметь различать в исторической информации факты и мнения, историческое описание и историческое объяснение событий

Работа над таблицей и заполнение схемы

2 неделя

§2

4-6

 От первобытности к цивилизации

3

 ИНМ

Сформировать обобщенное представление учащихся об антропо-, социо- и политогенезе, об основных особенностях архаичных цивилизаций Древнего Востока. Сущность и значение неолитической революции. Влияние природно-климатических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока

Ознакомить с представлениями о предцивилизационной стадии развития человечества, современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа, зарождении и развитии общества, возникновении государства. Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов, уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий

Решить познавательное задание на с.31

 

2-3 неделя

§3

7-10

Античные цивилизации Средневековья

4

Лекция с использованием познавательных задач и элементов эвристической беседы

Обобщить важнейшие периоды и события истории Древней Греции и Древнего Рима. Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис римского общества. Вторжение варваров, падение Рима.

Знать факторы формирования античных цивилизаций Средиземноморья, влияние природно-климатических условий на процесс их становления и развития цивилизации. Знать причины, последствия и значение великой греческой колонизации, особенности цивилизации Древней Греции. Уметь сравнивать. Знать хронологические рамки событий. Уметь раскрывать сущность и роль события в развитии цивилизации

Решать познавательные задачи. Опережающее индивидуальное задание. Письменная работа по вопросам.

4-5 неделя

§4-5

11-13

Древнейшая история нашей Родины

3

Урок- диалог

Природно-климатические условия и их влияние на замедление процесса становления цивилизации на территории нашей страны. Происхождение, расселение и образ жизни восточных славян. Специфика родоплеменной организации славян. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Рассмотреть причины перехода общества к производящему хозяйству. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Этническое и цивилизационное многообразие. Россия и русские. Индоевропейцы. Славяне и хи соседи

Определять хронологические рамки и период наиболее значимых событий. Развивать умения по составлению хронологических и синхронистических таблиц. Уяснить, каковы различные взгляды на происхождение славян, и выразить свое отношение к этой проблеме. Развивать навыки поиска необходимой информации по одной или нескольким источникам. Высказывать суждения о назначении, ценности источника. Объяснять смысл значения важнейших исторических понятий. Развивать навыки работы с картой и историческими источниками. Уметь сравнивать. Определять и объяснять собственное отношение к данным подходам

Обсуждение проблемного вопроса 1 после §. Работа с понятийным аппаратом учебника. Составить таблицу «Становление производящего хозяйства»

Стоянки каменного века. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество

6-7 неделя

§6

14

Духовный мир древних обществ

1

Практикум (работа с учебником и познавательными заданиями)

 Представления об осевом времени. Формирование научного мышления в древности. Великое переселение народов и его влияние на формирование православного этноса. Возникновение письменности и знаний.  

Знать сущность концепции осевого времени. Уметь раскрывать важнейшие особенности мифологической картины мира, содержании космогонистических мифов и мифов о культурных героях

Письменная работа по вопросам

Мифологическая картина мира. Возникновение религиозной картины мира, письменности и знаний.

7 неделя

§7

15

Историческое наслендие древних цивилизаций

1

Семинарское занятие

Развивать критическое анализирование исторического источника исторической информации. Уметь различать в исторической информации факты и мнения, историческое описание и историческое объяснение событий

Работа с текстами и проблемными заданиями к ним

8 неделя

§8

16-18

Средневековая цивилизация Европы

3

Комбинированный

Современные и научные представления о сущности средневековья, различные подходы к его периодизации и значении в истории Запада и Востока. Факторы формирования. Средневековые города.  Сословно-корпоративный строй в европейском средневековом обществе. Этапы и особенности средневекового государства, экономической, политической, социальной сфер средневекового общества. Роль религии и церкви.

Уметь рассказывать об исторических событиях и их участниках. Составлять биографические справки. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать, высказывать суждения. Понимать соотношение понятий «средневековье» и «феодализм» Сословный строй. Знать особенности государственности Средних веков. Значение христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации.

Индивидуальные сообщения учащихся. Заполнение таблиц «Европа в ранее средневековье», «Сеньориальный строй»

8-9 неделя

§9-10

19- 20

Византия Арабский Халифат и Восток в Средние века

2

Комбинированный с элементами эвристической беседы

Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Возникновение ислама и основные положения мусульманского вероучения. Роль арабских завоеваний в VII-VIII вв. роль аробско- мусульманской цивилизации в истории человечества. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Основные этапы и особенности византийской империи. Значение Византии для мировой истории. Влияние Византии на российскую цивилизацию.

Читать историческую карту с опорой на легенду. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, характеризовать деятельность важнейших личностей. Находить необходимую информацию в одном или нескольких источниках. Уметь рассказывать об исторических событиях и их участниках. Уметь находить необходимую информацию в источнике, высказывать суждение о назначении, ценности источника. Давать характеристику позиции, взглядов автора источника.

Составить схему и таблицу «Роль ислама в арабо- мусульманской цивилизации средневековья». Составить план ответа на тему «Государство в жизни византийского общества»

Социокультурные особенности арабского и тюркского общества

10 неделя

§11

21

Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы

1

Школьная лекция с элементами беседы и постановки проблемных вопросов

Раскрыть сущность ведущихся в науке дискуссий по проблемам российского средневековья. Показать, что характер протекания экономических, социальных, политических и культурных процессов в России имеет существенные различия по сравнению со странами Запада. Раскрыть основные факторы, оказавшие влияние на ход российской истории.

Знать основные природно-климатические особенности нашей страны и их влияние на ход русской истории, а также геополитические особенности нашей страны. Роль православия на русскую политическую традицию и на ценностные ориентации населения. Уметь составлять логические и сравнительные таблицы. Проводить поиск информации в одном или нескольких источниках. Уметь соотносить факты и общие явления

Заполнение таблицы. Решить проблемные вопросы 2-4 в §

Расселение древнейшего человечества

11 неделя

§12

22

Древнерусское государство и общество

1

Урок – диалог с использованием с/р с документом + проблемная лекция

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Происхождение названия слова «Русь». «Повесть временных лет», суть спора между норманистами и антинорманистами. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси. Русь легендарная

Излагать собственное суждение о причинно-следственных связях исторических событий. Высказывать суждения о подходах, лежащих в основе отдельных оценок. Определять и объяснять свое отношение к данным подходам

Работа с понятийным аппаратом

«Повесть временных лет». Происхождение слова «Русь»

11 неделя

§13-14

23

Древнерусское государство и общество

1

Урок – практикум

Характер Древнерусского государства в IX-XI вв., возрастание роли киевского князя. Суть лестничной системы передачи власти  и ее противоречия. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Главные итоги правления русских князей до правления Владимира. Походы на Византию

Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов, а также характеристика этих процессов. Уметь искать информацию в исторических источниках. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное

Составить таблицу «Функции княжеской власти в Древнерусском гос-ве» и схему военной организации Древнерусского гос –ва

Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию

12 неделя

§13-14

24

Древнерусское государство и общество

1

Комбинированный

Условия перехода к монотеизму (единобожию) на Руси. Причины выбора Русью православия. Последствия принятия христианства на Руси (политические, культурные). Русская православная церковь и ее тысячелетняя история

Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий. Соотносить единичные и общие явления. Объяснять смысл важнейших исторических понятий

Тестовая работа по вариантам

12 неделя

§13-14

25

Древнерусское государство и общество

1

Урок  путешествие

Языческая культура. Этапы развития язычества. Мир сельской общины. Появление письменности,  летописей и  богословской политической речи как нового литературного жанра.  Храм и икона как образ мира культуры домонгольской Руси. Быт и нравы. Контакты с культурами Запада и Востока

Развивать навыки сравнительного анализа. Работать с историческими источниками, уметь разделять культуру дохристианского периода и периода после принятия христианства

Опережающее задание учащимся по группам на заданные темы

Контакты с культурами Запада и Востока

13 неделя

§13-14

26

Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства

1

Урок – практикум

Дискуссии о проблеме причин раздробленности Древнерусского государства. Причины устойчивости общинно-республиканских форм общежития в XII-XIII вв. в Новгородской земле.Причины и проявление монархических черт княжеской власти во Владимиро-Суздальском княжестве. Особенность Галицко-Волынской Руси конца XII – первой половины XIII вв., нестабильность княжеской власти при огромном политическом влиянии бояр

Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. Знать характеристику главных периодов в развитии исторических процессов. Уметь составлять логические и хронологические таблицы. Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий. Читать историческую карту с опорой на легенду. Формировать конкретные представления и общие понятия об усилении и обособлении отдельных княжеств и о феодальной раздробленности Древней Руси

Заполнение таблицы «Причины раздробленности Руси» и «Управление в Новгородской республике». Политические особенности Владимиро-Суздальской земли  и Галицко- Волынского княжества

13 неделя

§15-16

27

Формирование различных социальнополитических моделей развития древнерусского общества и гос-ва

1

Комбинированный

Православная церковь в период татаро-монгольского ига. Привилегии экономические. Политические Русской православной церкви. Религиозная монополия Русской православной церкви как института. Ее роль в сохранении этнического и религиозного сознания русского народа

Уметь раскрывать сущность исторического события. Характеризовать основные черты и направления в развитии Русской православной церкви. Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий

Работа с понятиями и терминами

14 неделя

§15-16

28

Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и госуда-ва

1

Проблемная лекция с элементами беседы

Образование монгольского государства. Сущность и проявления владычества на Руси. Эволюция даннических отношений. Отделение юго-восточных русских земель от северо-западных вследствие татаро-монгольского нашествия и включение их в состав Литовского княжества. Эволюция княжеской власти и вечевой организации в период ордынского владычества

Знать о сущности и проявлениях ордынского владычества на Руси, эволюции даннических отношений. Знать о том, что одним из следствий монголо-татарского нашествия стало отделение юго-восточных земель от северо-западных и включение их в состав Великого княжества Литовского. Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов

Заполнить таблицы «Эволюция даннических отношений», «Завоевания монголо-татар»

Русь и степь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Принятие Ордой ислама.  

14 неделя

§15-16

29

Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства

1

Комбинированный

Особенности общественного и государственного строя Литовского княжества. Становление Русско-Литовского государства. Специфика политического развития русских земель, оказавшихся в составе Великого княжества Литовского  и Русского

Знать о том, что русские земли в составе Литовско-Русского государства сохранили древнерусские демократические, общинные порядки. Развивать навыки работы с исторической картой по исторической легенде

Составить табицу «Основные направления политики Великого княжества Литовского»

Русские земли в составе Великого княжества Литовского

15 неделя

§15-16 + §17-18 с.153-156.

30

Особенности процесса объединения русских земель

1

Комбинированный

Прогрессивное значение присоединения к Российскому государству новых земель; начало распада Золотой Орды. Автокефалия Русской православной церкви

Понимать и определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых процессов. Развивать навыки по составлению хронологических таблиц. Уметь читать историческую карту по легенде. Сравнивать исторические события и явления.

Составить таблицу «Хроника объединения земель вокруг Москвы»

Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского и Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского

15 неделя

§17-18

31

Особенности процесса объединения русских земель

1

Урок – конференция

Быт и нравы Руси XIII-XV вв. Сергей Радонежский и развитие духа подвижничества. Общежительные монастыри и освоение новых земель. Русские первопроходцы и путешественники. Летописи. Особенности великорусского сознания. Ереси Х вв. русские и западные зодчие при московском дворе. Развитие духовной живописи

Иметь навыки поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источников, выявлять их сходства и различия. Сравнивать данные различных источников, предлагаемые исторические оценки

Индивидуальные сообщения учащихся

16 неделя

§17-18

32

Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV – начале XVII в

1

Комбинированный

Причины и предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы при Данииле Московском. Деятельность его сына Юрия по расширению земель. Попытка свержения монголо-татарского ига. Роль городов в объединительном процессе

Знать ведущую роль политического фактора в формировании Российского государства и почему лидером в политике «собирания» земель стало Московское княжество. Уметь составлять хронологические и сравнительные таблицы. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях

Составить сравнительную таблицу «Причины образования централизованных государств»

Роль городов в объединительном процессе

16 неделя

§19-20

33

Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV – начале XVII в

1

Проблемная лекция

Причины возвышения Москвы. Роль Твери в процессе становления великорусской государственности. Иван III  - «царь и самодержец всея Руси». Образование единого государства – Россия.  

Характеризовать важнейшие рамки и периоды значимых событий и процессов. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления. Уметь характеризовать деятельность московских князей. Освещать причины и последствия Куликовской битвы

Фронтальный опрос

Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси

17 неделя

§19-20

34

Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV – начале XVII в

1

Комбинированный

Характер Московского государства во 2-й половине XV-XVI вв. Венчание на царство. Первый «царь всея Руси».   Альтернативные варианты развития страны. Роль церкви в государственном строительстве. Опричнина, ее цели и последствия для производительных сил страны. Социальное развитие России в Новое время. Кризис традиционализма

Уметь объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий. Сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного и о реформах Избранной Рады. Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений.  Знать различные оценки опричнины и выражать свое отношение к ним. Уметь излагать суждения о подходах, лежащих в основе оценок события

Фронтальный опрос

Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Роль церкви в государственном строительстве. Теория «Москва – третий Рим»

17 неделя

§19-20

35

Борьба альтернативных вариантов развития России в конце XV – начале XVII в

1

Комбинированный

Внешняя политика Ивана Грозного. Начало освоения Сибири (Ермак). Казаческая колонизация

Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. Уяснить основные направления внешней политики Ивана Грозного. Понимать прогрессивное значение присоединения к России народов Поволжья и Сибири

Составить таблицу «Этапы освоения новых земель в составе Российского государства

18 неделя

§19-20

36

Социально-экономическое развитие России

1

Комбинированный

Место и роль Смуты в истории России. Предпосылки Смуты. Борис Годунов. Опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Боярские группировки. Первые волны гражданской войны. Самозванцы. Василий Шуйский. Восстание Болотникова. Семибоярщина. Результаты Смуты.  

Уяснить причины Смуты, основные события в стране, вызванные ее последствиями. Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. Уметь составлять хронологические и синхронистические таблицы. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий

Опережающее задание учащимся по группам (создание мини-проектов по теме)

Боярские группировки

18 неделя

§21

37

Социально-экономическое развитие России

1

Комбинированный

Интервенция: причины, события, результат. состав и цели всенародных ополчений. Соборное избрание царя Михаила Романова

Уяснить причины и роль интервенции польских и шведских феодалов, грозившей России потерей независимости. Подвиг народа. Развивать навыки работы с картой по исторической легенде. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений

Подготовить коллаж на тему «Смута в России» по группам

19 неделя

§21

38

Социально-экономическое развитие России

1

Эвристическая беседа

Особенности геополитического положения Древнерусского государства. Эволюция внешней политики в период ордынского владычества на Руси.  Основные направления внешней политики Московского княжества: общности внутренней и внешней политики. Основные направления времен Ивана Грозного: Южное -, ханства, Крым. Создание оборонительных укреплений. Западное – Ливонская война.

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Уметь читать историческую карту по легенде. Сравнивать исторические события и явления.

Анализ таблицы «Русско-литовские войны XV-XVI вв.

19 неделя

§22

39

Человек в древности и Средневековье.

1

Семинарское занятие

Особенности средневековой цивилизации. Духовная культура . формирование нового пространства восприятия мира

 Иметь навыки поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источников, выявлять их сходства и различия. Сравнивать данные различных источников, предлагаемые исторические оценки

Работа с документами

Формирование пространственного восприятия мира

20 неделя

§23

40

Человек в эпоху Древнего мира и Средневековья

1

Повторительно-обобщающий

Иметь навыки поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источников, выявлять их сходства и различия. Сравнивать данные различных источников, предлагаемые исторические оценки. Уметь читать историческую карту по легенде. Сравнивать исторические события и явления.

Тест, письменная работа по вопросам, устные ответы

20 неделя

41

Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному

1

Комбинированный

Раннее новое время и начало модернизации. Запад и Восток в раннее Новое время. Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация. Европа XVIII в.: кризис «старого порядка»

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления

тестирование

21 неделя

§24-25

42

Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному

1

Комбинированный

Великие географические открытия и их  последствия. Начало европейской экспансии. Великая научная революция XVII в. Внутренняя колонизация

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Характеризовать периоды в развитии исторических явлений. Соотносить единичные исторические факты и общие явления.

Подготовить мини-проекты по одной из предложенных тем

Внутренняя колонизация

21 неделя

§24-25

43

Раннее Новое время: от традиционного общества к обществу индустриальному

1

Комбинированный

Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Возрождение и Реформация. Великая научная революция XVII в. Конфессиональный раскол европейского общества

Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Характеризовать периоды в развитии исторических процессов, объяснять смысл. Значения важнейших исторических понятий

Заполнить таблицу «Модернизация в XVI-XVIII вв»

Конфессиональный раскол европейского общества

22 неделя

§24-25

44

Россия: особенности перехода к Новому времени

1

Комбинированный

Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет. Самодержавие с Земскими соборами. Развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления. Расширение Российского государства в XVII в. Участие России в войнах в XVII в.

Уяснить, что избрание царя Михаила Романова на Земском соборе 1613г. прогрессивное историческое событие. Которое явилось началом выхода из тяжелейшего кризиса и началом преодоления Смуты. Чтение исторической карты с опорой на легенду. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия

Фронтальная беседа

 Расширение Российского государства в XVII в. Участие России в войнах в XVII в.

22 неделя

§26

45

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII- XVIIIв

1

Комбинированный

Основные черты барщинного хозяйства. Усиление крепостного гнета. Рост сельского населения, товарного производства, объемов внутренней и внешней торговли. Крестьянские капиталы и пополнение кол-ва работных людей. Торгово-промышленные центры.. ремесленные мастерские, мануфактуры и металлургические заводы. Значение вольнонаемного труда. Начало формирования всероссийского рынка

Знать и уметь доказывать, что в России дальнейшее развитие и укрепление феодально-крепостного строя в XVII в сочеталось с началом формирования всероссийского рынка и зарождением капиталистических отношений. Уметь искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника

Тестирование

23 неделя

§27

46

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII- XVIIIв

1

Комбинированный

Территория и население России в XVII- XVIII в. Состояние с/х, промышленности и торговли. Отставание феодально-крепостнической России от передовых европейских стран. Необходимость внутренних преобразований

Сравнивать состояние России и более развитых стран Европы, в которых победили буржуазные революции. Сделать вывод об отставании России и о необходимости реформирования, модернизации России. Преобразования, проведенные в годы правления Петра были обусловлены предшествующим развитием страны

Фронтальный опрс

23 неделя

§27

47

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII- XVIIIв

1

Урок – презентация

Москва – центр русской культуры. Духовные люди: Феофан Грек, Сергий Радонежский, Андрей Рублев. Фольклор, литература. Зодчество (деревянное и каменное), живопись. Крестьянский и городской быт. Исторические условия развития культуры в XVI – XVII вв. книгопечатание. «Домострой». «Обмирщение» культуры. Влияние на развития культуры формирование русской нации и единого русского языка. Школа, образование, просвещение. Развитие научных знаний

Опираясь на исторические условия развития русской культуры XV- XVII вв., показывать наличие и борьбу передовых тенденций (распространение научных знаний и просвещения, антифеодальная, антицерковная направленность) против продолжавших господствовать тогда феодальных и церковных устоев

Учащиеся по группам получают задание подготовить мини-презентацию по темам

Крестьянский и городской быт

24 неделя

§27

48

Россия: особенности социально-экономического развития в XVII- XVIIIв

1

Семинарское занятие

Особенности развития русской культуры в XV- XVII вв. дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя, характере процесса модернизации России

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

Викторина

Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя. Характере процесса модернизации России

24 неделя

§27

49

Европейские государства в XVI- XVIII вв

1

Комбинированный

Формирование абсолютизма. Просвещенный абсолютизм. Единая система государственного управления. Монарх – помазанник Божий. Армия и налоговая система на службе у короля. Единая экономическая политика.

Осознать, что Новое время характеризуется созданием абсолютистских государств, имеющих национальные границы. Одну государственную религию, одну «коренную» национальность. Развивать навыки составления схем, решать познавательные задачи. Составлять рассказ

Тестирование Составление схемы «Основные черты абсолютизма». Решение проблемных задач и проблемы

Создание национальных государств и национальной церкви

25 неделя

§28

50

Европейские государства в XVI- XVIII вв

1

Комбинированный с эл-ми лабор/р

Аграрная революция в Англии. Промышленный переворот. «Отец» паровой машины. Фабрика в жизни рабочей семьи и предпринимателей. Движение протеста. Разрушители машин. Последствия промышленного переворота

Анализировать сущность промышленного переворота и понимать, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное

Заполнить таблицу

25 неделя

§ 28

51

Европейские государства в XVI- XVIII вв

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

Документы

26  неделя

§28

52

Феномен российского самодержавия

1

Комбинированный

Абсолютизм в Европе и в России: общее и особенное. Предпосылки и условия формирования самодержавной власти в России. Этапы становления абсолютизма в России. Попытки ограничения самодержавной власти

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

Составление сравнительной таблицы. Заполнение хронологической таблицы «Этапы становления абсолютизма в России»

Петровские преобразования

26 неделя

§29

53

Особенности социальных движений в России

1

Семинарское занятие

Усиление самодержавной власти царя. Церковный раскол. Старообрядчество. Городские восстания. Степан Разин  и Войско Донское. Поход «за зипунами». Поход на московских бояр. Причины гражданской войны. Состав участников, их требования. Ход, масштабы крестьянской войны. Поражение Степана Разина. Царская расправа. Значение крестьянской войны

Уяснить, что в борьбе против народных восстаний бояре и дворяне стремились укрепить важнейшие политические условия своего господства – самодержавную власть царя, государственное управление в центре и на местах, вооруженные силы, церковь. Углубить свои знания о понятиях «крестьянская война»и «восстание», понять, что несмотря на их поражение, крестьянские войны имели прогрессивное значение в то время: они наносили ощутимый удар по феодальному строю

Индивидуальные сообщения учащихся по теме

Старообрядчество. Национальные движения

27 неделя

§30

54

Церковь, общество, государство в России в XVII- XVIIIв

1

Комбинированный

Многоконфессиональность. Православная церковь в Новое время.  Привилегии экономические. Политические Русской православной церкви. Религиозная монополия Русской православной церкви как института. Ее роль в сохранении этнического и религиозного сознания русского народа

Уметь раскрывать сущность исторического события. Характеризовать основные черты и направления в развитии Русской православной церкви. Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. Излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий

Работа с понятийным аппаратом

Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения

27 неделя

§31

55

Россия – великая европейская держава

1

Комбинированный

Геополитические достижения и их исполнители. Русско-турецкие войны. Армия и Черноморский флот (Румянцев, Ушаков, Суворов). Присоединение и освоение Северного Причерноморья. Выходы в Средиземное море. Кавказский рубеж в Закавказье. Результаты внешней политики России второй половины XVIII в. Восточный вопрос. Спор из-за палестинских святынь. Компания 1853-1854гг. Осада Севастополя. Парижский мир. Причины поражения. Итоги войны и ее значение

Читать историческую карту с опорой на легенду. Сравнивать данные разных источников. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. Уметь дать оценку историческому событию. Рассказывать об исторических событиях и их участниках искать необходимую информацию в одном или нескольких источниках. Составлять биографические справки. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений

Составить таблицы «Войны России в  XVIII – середине XIX вв» и «Крымская война»

28 неделя

§32

56

Россия – великая европейская держава

1

Комбинированный

Имперская внешняя политика. Войны со Швецией. Позиция России на Балтике. Разделы Речи Посполитой. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Коалиционная война с Францией.  Отечественная война 1812г. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс.  

Читать историческую карту с опорой на легенду. Сравнивать данные разных источников. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений

Тестирование

Россия в Священном союзе

28 неделя

§32

57

Промышленный переворот и формирование индустриального общества во  второй половине XVIII-ХIХ в

1

Комбинированный

Промышленная революция: сущность и значение. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Индустриальное общество.

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

Составить таблицу «Эшелоны модернизации»

Колониальная экспансия

29 неделя

§33

58

Промышленный переворот и формирование индустриального общества во  второй половине XVIII-ХIХ в

1

 Школьная лекция с элементами беседы

Мировой рынок, колониальные империи и империализм. «Закат Европы»

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

Работа с проблемными заданиями с. 289

29 неделя

§33

59

Промышленный переворот и формирование индустриального общества во  второй половине XVIII-ХIХ в

1

Лекция

Особенности и основные черты традиционного общества на Востоке. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Особенности истории Китая. Индии, Японии в Новое время. Реакция стран Востока на  колонизацию

Читать историческую карту с опорой на легенду. Сравнивать данные разных источников. Уметь соотносить единичные исторические факты и общие явления

Составить сравнительную таблицу

Динамика развития стран Востока в Новое время

30 неделя

§33

60- 62

Революции и их место в историческом процессе второй половины XVIII- ХIХ в

3

Ученическая конференция

Противоречия обостряются. Модернизация и революции Нового времени. Характеристика буржуазных революций (основные причины. Цели, задачи, движущие силы. Результаты). Первая буржуазная революция в мире. Война за независимость английских колоний в Северной Америке. Политическая модернизация и революции 1848-1849гг. реформы и модернизация

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Объяснять смысл и значение важнейших исторических понятий. Знать современные научные подходы к изучаемым вопросам

Тестирование Работа с картой, документами

Американская революция XVIII в.  Великая Французская революция конца XVIII в.

30-31 неделя

§34-35

63- 64

Рождение современных идеологий

2

Урок – конференция малых групп

Просветители XVIII в. – наследники гуманистов эпохи Возрождения. Вольтер об устройстве общества. Ш.-Л. Монтескье о разделении властей. Ж.-Ж. Руссо: «Не допускайте ни богачей. Ни нищих». Энциклопедисты против старого порядка. Новые экономические учения. Значение идей просвещения. Либерализм. Консерватизм. Социализм и радикализм. Национальные движения

Получить знания об основных идеях просветителей, о предлагавшихся ими моделей общества. Углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве. Усвоить смысл тезиса: «Источником власти является народ». Уметь объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника.  

Предварительное задание по подготовке мини-проектов по темам

Конституционализм. Становление гражданского общества

32 неделя

§36

65

Начало становления индустриального общества в  России

1

Школьная лекция с элементами беседы

Индустриальное общество и особенности перехода к нему России. Начало российской индустриализации. Транспорт и торговля. Сельское хозяйство. Промышленность. Демографические процессы. Перемены в демографической ситуации и социальной структуре в пореформенный период.

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

Решение проблемных заданий №1,2

Россия в системе мировой экономики

33 неделя

§37

66

Российские реформы в ХIХ в.: причины, цели, противоречия

1

Комбинированный

Личность русских императоров  ХIХ в. Их реформаторская деятельность.  Причины реформ, их цели и задачи. Источники финансирования. Методы и темпы реформирования. Отношение власти и общества к реформам. Оценка результативности реформ

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

Работа с учебником – записи в тетрадь.

Личностные портреты русских  императоров ХIХ в

33 неделя 

§38

67- 68

Российская власть и общество: поиск оптимальной модели общественного развития. Империя и народы

2

Комбинированный

Эволюция власти. Теория «официальной народности». Бюрократизация управления. Кружки 20-30-х гг. ХIХ в. Славянофилы и западники. Петрашевцы. Русский социализм. Истоки российского революционизма. Формирование российской интеллигенции. Национальные элиты и имперские интересы в ХIХ в. Культура народов России в XVIII-ХIХ вв.

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

Опережающее задание по темам составление мини-проектов

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурами в XVIII-ХIХ вв

34 неделя

§39-40

69

Человек в эпоху становления и развития индустриального общества

1

Семинарское занятие

Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Высказывать суждения о назначении и ценности источника. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

Работа с текстами и проблемные задания к ним

Работа с понятийным аппаратом

35 неделя

§41

70

Мир в Новое время

1

Повторительно-обобщающий

Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Читать историческую карту с опорой на легенду. Сравнивать данные разных источников.

Письменная работа

35 неделя

Всего 70ч

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

календарно-тематический план 7 класс история

Календарно-тематический план 7 класс история УМКУчебники:« История России с конца XVI до конца XVIII века», под редакцией Данилов А. А., Косулина Л. Г, «Просвещение» 2011г., -  7 класс  «Ист...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...