План-конспект урока по истории по теме:
«Государство на берегах Нила»

Иванова Людмила Ильинична

Знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема: «Государство на берегах Нила»

Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.

Задачи урока:

  1. выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта
  2. показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации
  3. познакомить с понятием «разлив Нила»
  4. рассмотреть, как образовалось единое государство
  5. развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал
  6. развивать устную монологическую речь
  7. воспитывать интерес к истории

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон

Оборудование урока: презентация, тест, учебник: Вигасин А.А. История древнего мира.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

  1. Местоположение и природа Египта.

- Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Давайте попробуем, разгадав ребус, узнать в какую страну, мы перенесемся и останемся на несколько уроков. (слайд № 1).

- Мы  с вами оказались  в Древнем Египте. Сегодня нам предстоит  познакомиться с природой и местоположением этого государства.

А) географическое положение

Определяется вместе с учащимися по карте (слайд № 2).  Показываются части света, учащиеся их называют. На карте находится Африка.

- Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке

(учащиеся показывают север континента, восток континента,  находят Египет).  По карте выясняется, какими морями омывается государство (слайд № 3).

(Выясняется, какие представления имеют учащиеся о Египте.)

-  На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни (слайд № 4). Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира (слайд № 5). Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.

- Что необычного в течение реки?  Как она впадает в море?

- Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта»   ( имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде. ( слайд №:6)      

(В атласах учащиеся с помощью карандаша и линейки строят равнобедренный треугольник в дельте реки)

Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»

- Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. (слайд №7).

 Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?

- Пороги  - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю. ( работа и заучивание термина)

- Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ

(учащиеся предлагают версии, что это может быть). Разбор термина (слайд №8).

В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий  тростник, из которого делали материал для письма. Затем и рукопись стали называть также. (слайд № 9)

Б) Закрепление.

Учащийся на доске рисует меловую схему расположения Египта.

Коллективно вспоминаются термины.

  1. Разливы Нила

- В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета (слайд № 10).

(?учащимся: почему вода красного цвета?)

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила. (учащиеся в учебнике находят термин и заучивают). Благодаря ему почва была мягкая и жирная, ее было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи.

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.

(2-е учащихся читают вслух хвалебные песни.

Обсуждение:

Кого восхваляют? За что восхваляют?)

- Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ» (слайд № 11). Как вы думаете почему?

- А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».

- Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»

- Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?

Закрепление.

Учащиеся пытаются сделать общий вывод о роли Нила в жизни египтян.

  1. Объединение Египта.

- Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению).  Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону. (слайд № 12). Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому ее сделали двойной. (слайд № 13). Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ

(Заучивание учащимися термина).

- Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС

(поиск города на карте)

Закрепление.

Учащийся рассказывает, как образовалось единое государство.

  1. Первичное закрепление.

Тест.

  1. Д/З.

       Ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Урок по истории в 5 классе на тему: "Государство на берегах Нила"

Открытй урок с использованием современных образовательных технологий:- игровая технология-групповая технология-технологи...

Урок в 5 классе "Государство на берегах Нила"

Урок в 5 классе с использованием электронной презентации по теме "Государство на берегах Нила". ...

Урок повторения и систематизации знаний по истории Древнего Египта на тему : "На берегах Нила"

Урок дан в форме интеллектуальной игры для лучшего усвоения матуриала. Дети сами называют цели урока. Класс работает в к...

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Конспек урока по истории Средних веков :"Церковь и государство в 11 -13 в"

Тема: "Церковь и государство в 11 - 13 веках" изучается в 6 классе.Используя разнообразные формы работы учащихся на урок...

Разработка урока "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" 5 класс ФГОС

 Сформировать представление о греческой колонизации и её культурном влиянии на Северное Причерноморье. Развивать ум...

Открытый урок по истории в 6 классе на тему "Московское государство при Иване III"

Цель урока:       сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Иван...

Московское государство

Познакомить учащихся с обстановкой, в который прошла юность Ивана Васиьевича и прдлагать вниманию читателя свои размышле...