Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Пакова Екатерина Николаевна

урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt1.doc73.5 КБ
Office presentation icon russkaya_kultura_vtoroy_poloviny_18_v.ppt2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Художественная культура России второй половины XIX века.

Предмет: История России XIX в.

Класс: 8

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ и театрализации

Цели урока: 1. Образовательная- создать у учащихся представление о российской культуре второй половины XIX в., обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством художников, скульпторов, литераторов, архитекторов данного периода;

                     2. Развивающая- развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, отбора материала по заданному вопросу;

                     3. Воспитательная- на примерах художественных достижений пробуждать у учащихся чувство гордости и любви к Родине, интереса к ее богатейшей культуре.  

План.

  1. Вступительное слово учителя
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала

А. развитие образования

Б. Архитектура

В. Литература

Г. Живопись

Д. Скульптура

4. Обобщение

5. Домашнее задание

Этапы урока

Слайды

  1. Вступительное слово учителя.

   Здравствуйте, милостивые государи и государыни! Не удивляйтесь – именно такое обращение было принято в той эпохе, куда мы сегодня с вами отправимся.

   Заканчивается 18 век…

       А.Н. Радищев в своем стихотворении «Осьмнадцатое столетие» так писал о нем:



О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек;
Мощно, велико ты было, столетье! дух веков прежних
Пал пред твоим олтарем ниц и безмолвен, дивясь.
Выше и выше лети ко солнцу, орел ты российский,
Свет ты на землю снеси, молньи смертельны оставь.
Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона,
Екатериной, Петром вздвигнут, чтоб счастлив был росс.



         Благодаря реформам Петра I на европейском олимпе зажглась звезда Российском империи. Блистательной, самобытной, готовой продемонстрировать всему миру свое величие.. Россия удивит Европу не только победами оружия, но и богатством духовной жизни, целой плеядой ярких имен в науке, литературе, духовной жизни.

Именно культуре посвящен наш  урок.

 Тема урока: Художественная культура России второй половины XIX века.



  1. Актуализация знаний.

   Учитель: Прежде чем отправиться в 18 век, давайте вспомним,  какой стиль господствовал в русской культуре в 17 веке?

   Почему  у вас возникли затруднения с ответом?

Действительно, стиль  барокко получил распространение только в архитектуре первой половины 18 века.

Задание: выберите из предложенных здания в стиле барокко. По каким чертам вы определили их стилевую принадлежность?

Однако единого стиля во всех направлениях искусства в первой половине века не сложилось.



Мелькание слайдов, связанных с 18 веком (здания, портреты, мода, скульптуры).













Слайд с названием темы урока.









На экране: Зимний дворец,

Ансамбль Смольного монастыря в Петербурге,

Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе,

Мариинский дворец в Киеве.


  1. Постановка целей урока.

Наша с вами цель - выяснить, какой стиль утвердился в русской культуре во второй половине 18 века;

                                                  - на  основе анализа произведений искусства назвать важнейшие признаки  этого стиля;

                                                 -сформулировать свое отношение к достижениям русского искусства второй половины 18 в.


Формулировка целей

  1. Изучение нового материала.

Учитель:  Прошу вас, милостивые государи и государыни, следовать за мною.

   В 18 в. Летний сад служил местом устройства ассамблей, придворных празднеств, неспешных прогулок… О чем говорили тогда дворяне? Что обсуждали? У нас есть возможность подслушать их беседу.

Возьмите ручки и запишите из их диалога то, что покажется вам необычным, интересным, неизвестным.

    Представьте себе: Апрель, 1785 год, Санкт- Петербург, Летний сад…



Театрализация

Юноша: Добрый день, сударыня! Прекрасный день для прогулки!

Девушка: Добрый день, сударь! Летний сад так очарователен в это время года!

Юноша: Соблаговолите, сударыня, разрешить  мне нарушить ваше уединение. Что вы читаете? Верно, это последнее сочинение модного сейчас господина Державина:
                                                  Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит!

Так! Весь я  не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти будет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.


Девушка: Ваше обращение выдает в вас выпускника Университета.

Рома: Вы удивительно прозорливы. Я действительно недавно окончил Петербургский университет по юридической части. А вы, сударыня, где обучались?

Девушка: Я совсем недавно покинула стены Смольного института благородных девиц. Заботами наших учителей я изучила географию, историю, архитектуру, иностранные языки, музыку и танцы.

Юноша: Как много делает государыня императрица для развития просвещения! Теперь и благородные, и мещанские  девицы получают образование.

Настя: Невозможно представить, что еще 100 лет назад женщина была заперта в тереме!

А Maman на днях сказала, что скоро мы отправимся в путешествие по Европе.

Рома: Поверьте, сударыня, в Петербурге можно увидеть гораздо больше интересного. Настоятельно вам рекомендую посетить  Астрономическую обсерваторию, Публичную библиотеку или Физический кабинет Петербургской Академии наук!

Настя:  Благодарю вас, сударь. По правде сказать,  меня гораздо больше привлекает театр. Ах, с каким удовольствием посетила я недавно театр господина Волкова! Говорят, в порыве вдохновения он бросает в зрительный зал табуреты!

(продолжая диалог, уходят).


Вопрос учителя: Какие же новые слова, понятия, явления вы отметили?

Посмотрите на слайд. Все ли новшества вы назвали?

Какой вывод об образовании и науке мы можем сделать?

 Развитие образования и науки сопровождались расцветом художественного творчества.



Аллеи Летнего сада в СПб





Музыкальный фон




































1. Развитие высшего образования

2. Распространение научных знаний

3. Становление общедоступного театра

4. Начало женского образования

5. Открытие первой публичной библиотеки

  1. Работа в группах

Учитель: сейчас мы будем работать в группах. 1- архитекторы, 2 - литераторы , 3- скульпторы.

Перед вами текст, посвященный одному виду искусства. Почитайте его внимательно. Рассмотрите прилагающиеся иллюстрации. Приготовьтесь назвать особенности нового стиля и рассказать о них классу. Выделенные вами особенности запишите на карточки.

После выступления всех групп мы сможем назвать общие черты нового стиля, то есть определить его суть.

Алгоритм работы группы

  1. Выступление групп


Учитель: Вместе  с группой архитекторов мы отправляемся на прогулку по Петербургу.

   После блистательной победы русской армии в русско-турецкой войне Екатерина II приказывает возвести дворец. В память о борьбе за Крым он получил название Таврический. Господа архитекторы, расскажите нам, пожалуйста, об этом архитектурном памятнике.


   Дополнение учителя: Державин написал о здании Таврического дворца: “древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, но величественно”. Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад.

Учитель: Продолжаем наше путешествие по Петербургу. Перед нами – одно из самых загадочных зданий северной столицы. Михайловский замок, построенный для Павла I, стал местом его убийства заговорщиками в 1801 г. Господа архитекторы, что вы можете рассказать об этом здании?

Дворянскую культуру 18 века невозможно представить без загородных усадьб. Итак, мы с вами в Царицыно. Обратите внимание на работу В. Баженова. Это Полуциркульный дворец.

Обобщение:  Господа архитекторы, какие же черты нового стиля в архитектуре вы отметили?

Вторая и третья группы, запишите, пожалуйста, эти черты в свои бланки самоконтроля

Карточки с особенностями архитектуры крепятся на доску



Нам очень повезло, что в нашем классе есть группа учеников, серьезно занимающаяся литературой. Они помогут нам лучше понять тематику и особенности русской литературы 18 века.

Один из членов группы выразительно читает стихотворение Г. Державина.


Господа литераторы, поясните нам, пожалуйста, к каким вопросам обращались русские поэты в ту эпоху, что хотели выразить в своем творчестве?

Члены группы на примере данного стихотворения рассказывают об особенностях литературы второй половины XVIII в.

Учитель: Какие же особенности отличают литературу?  

Первая  и третья группы, запишите, пожалуйста, эти черты в свои бланки самоконтроля

Карточки с особенностями литературы крепятся на доску



Живопись

Учитель: А сейчас мы обратимся к рассмотрению живописи. Во второй половине 18 века в России еще не было художественных выставок или музеев изобразительных искусств. Но именно в это время на русский престол вступила императрица, положившая начало Эрмитажу. Кто же это?

У нас есть уникальная возможность познакомиться с нею. Императрица покажет нам шедевры своей коллекции, а вы слушайте внимательно и записывайте особенности нового стиля в живописи.

Театрализация

Екатерина II: Добрый день, господа!

- Добрый день, Ваше императорское величество! Не согласитесь ли вы показать нам свою коллекцию? 

Екатерина II: С превеликим удовольствием! Правда, она еще невелика, но я стараюсь пополнять ее новинками.  Просвещенный правитель обязан уделять внимание искусству, чтобы его подданные совершенствовались нравами. Прошу следовать за мною!  

Перед вами работа молодого живописца А.П. Лосенко  «Прощание Гектора». Взгляните, как торжественен Гектор, отправляющийся на войну. Любимая умоляет его остаться с ней, но долг и честь велят ему покинуть ее. Именно в поступках героев Древней Греции и Рима должны искать мы образцы для поведения. В то время главным для гражданина был долг перед Отечеством. 

Еще одна работа Лосенко – «Владимир перед Рогнедой». Будущий креститель Руси князь Владимир, захвативший Полоцк, приходит к княжне Рогнеде. Теперь она его пленница, но он проявляет к ней не свирепость победителя, а нежное благородство. Такие полотна не только побуждают нас изучать прошлое России, но и дают достойнейшие примеры для молодого поколения.

   А вот перед вами работы моего любимого живописца Ф. Рокотова. Это парадный портрет графа А. Орлова. Посмотрите, как богат его наряд, украшенный драгоценностями. Но не внешняя красота и обаяние привлекает художника! Под парадным плащом графа мы видим военные доспехи, в руке графа- шлем. Это не случайно, ведь граф Орлов – герой турецкой войны! На его груди – орден, именно он- главное украшение героя. Такой человек, служащий Отечеству, несомненно, достоин того, чтобы его деяния помнили потомки.

        Коллекция моя еще невелика. Но, я уверена, она многократно увеличится со временем, найдите время, чтобы его посетить! А сейчас прошу меня извинить- спешу на заседание Правительствующего Сената.

(Уходит)

Учитель: какие же черты отличают живопись второй половины XVIII века? Что вы отметили?

Карточки с особенностями живописи крепятся на доску

Учитель: А теперь обратимся к скульптурным изображениям. Господа скульпторы, расскажите об особенностях скульптуры данного периода.

Какие же особенности отличают скульптуру?  

Первая  и вторая группы, запишите, пожалуйста, эти черты в свои бланки самоконтроля

Карточки с особенностями скульптуры крепятся на доску



7. Обобщение

Работа с карточками и бланками самоконтроля.

Какие признаки общие для  всех видов искусства?
Какими эпитетами  вы охарактеризовали бы новый стиль?
Как же он называется?
Какой признак из всех кажется вам главным, основополагающим?





В. Баженов. Михайловский замок, Полуциркулярный дворец в Царицыно.

И. Старов. Таврический дворец.





















Портреты Г. Державина,

В. Тредиаковского










Портрет Екатерины II










Картина А.П.  Лосенко.

Картина Ф. Рокотова. Парадный портрет графа Алексея Орлова





























Э. Фальконе

О. Козловский







 от латинского «……..» -  «образцовый»

  1. Домашнее задание

Мы узнали, что во второй половине 18 в. в русском искусстве утверждается стиль классицизм. Мы   с вами проанализировали основные виды искусства и  выделили характернее черты классицизма.

Скажите, какая из них наиболее точно отражает суть  стиля классицизм, и самой эпохи 18 в.?

 Идеал героической личности, служащей своему Отечеству.

 Учитель: Попробуйте дома сформулировать суть классицизма одним предложением. Отразите в нем свои ощущения этого торжественного и прекрасного стиля.  Я думаю, отрывок из пьесы Д.Фонвизина «Недоросль» поможет вам точнее сформулировать свои ощущения.


Театрализация  (Сценка из «Недоросля»)

   Софья: Мне показалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать свое счастье. Знатность, богатство…

    Стародум: Так, мой друг! И я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат.  У меня мой расчет. Степени знатности  рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных  его поведением и делами.

    Софья: Как это справедливо! Как наружность нас ослепляет! Мне самой случалось видеть, как завидуют тому, кто у двора ищет и значит…

    Стародум: А того не знают, что у двора всякая тварь что-нибудь да значит и чего- нибудь  да ищет. Нет, тут завидовать нечему: без знатных дел знатное состояние ничто. 

     Софья: Конечно, дядюшка! И такой знатный никого счастливым не сделает, кроме себя одного.

    Стародум: Как! А разве тот счастлив, кто счастлив один? Знай, что, как бы он знатен ни был, душа его прямого удовольствия не вкушает. Скажи ж, мой друг, счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

      Софья: Ваше изъяснение, дядюшка, сходно с  моим, которого я изъяснить не могла. Я теперь живо чувствую достоинство честного человека.















Портрет  Д. Фонвизина.

Цитата из «Недоросля»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская культура второй половины XVIII века

Слайд 3

И.Е. Старов. Таврический дворец.

Слайд 4

В.П. Баженов. Михайловский замок

Слайд 6

А.П. Лосенко «Прощание Гектора»

Слайд 7

Ф. Рокотов. Портрет Екатерины II

Слайд 8

Ф. Рокотов. Портрет графа А. Орлова

Слайд 10

Э. Фальконе. Памятник Петру I

Слайд 11

Ф. Шубин

Слайд 12

Г.Р. Державин

Слайд 13

Д. И. Фонвизин «Степень знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»

Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века"  7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII  века, о новы...

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"

Презентация к 2 урокам истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"....

Презентация к уроку истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века»

Презентация к уроку истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века» (8 класс)...