К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
статья по истории (11 класс) по теме

Чернышев Александр Юрьевич

 

Российское государство поздравило первого и последнего президента СССР с 80-летним юбилеем орденом Андрея Первозванного. Звучали официальные  и неофициальные поздравления имениннику. Сам он раздавал интервью. Очевидцы вспоминали ушедшую эпоху. Аналитики размышляли о значении личности Горбачева в истории. В общем, обильный материал на радость нашим студентам, пишущим контрольные работы по отечественной истории. Может быть, они воспользуются и моими размышлениями, что называется, по поводу…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_roli.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Чернышев

К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ ИСТОРИИ

Российское государство поздравило первого и последнего президента СССР с 80-летним юбилеем орденом Андрея Первозванного. Звучали официальные  и неофициальные поздравления имениннику. Сам он раздавал интервью. Очевидцы вспоминали ушедшую эпоху. Аналитики размышляли о значении личности Горбачева в истории. В общем, обильный материал на радость нашим студентам, пишущим контрольные работы по отечественной истории. Может быть, они воспользуются и моими размышлениями, что называется, по поводу…

        Вот что, например, сказал Горбачев в интервью «Новой газете» (2011, №16 от 14 февраля):

Как Вас увольняли? В отделе кадров Кремля?

— А меня и не увольняли. До сих пор нет даже записи в трудовой книжке. И с поста Генсека ЦК КПСС я не уволен. Я прекратил свою работу. И заявил об этом. Я был обязан разорвать свои отношения с верхушкой КПСС.

Изумительная фраза, весьма характеризующая человека: «Я прекратил свою работу». Представьте, что я завтра не приду к студентам на лекции. А на звонок моего непосредственного руководителя отвечу: «Я прекратил свою работу. И плевать я хотел на Трудовой кодекс. Я был обязан порвать с верхушкой учебного заведения».

Представили такое? Меня уволят по статье, за прогул. Со мной просто перестанут иметь дело. Чего еще ждать от неадекватного человека? Но Горбачев, конечно, не простой смертный. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку.

При этом он утверждает, что «до сих пор не освобожден с поста Президента СССР». Действительно, он просто «прекратил свою работу». Настоящих правителей либо освобождают, либо свергают, либо они добровольно уходят в отставку. Горбачев, конечно, неординарная личность, он просто не вышел на работу. Как банально! Просто самоустранился. Но это самоустранение не просто от работы, не просто от власти. Это самоустранение от ответственности. Горбачев дал пример стране, как безответственность может сходить с рук. Горбачевщина – апофеоз безответственности.

Постсоветская Россия – самая безответственная страна в мире. Миллионы беспризорных в стране. Кто должен нести за это ответственность? Миллионы безработных в стране – трудно в этом кого-то винить? Четыре миллиона отцов не платят алименты своим брошенным детям. Так, каждый сам за себя. Коррупция всеохватывающая. Но это ли основание не гордиться величием нашей         державы? Убили 156 человек в «Хромой лошади». Так это разве по преступной безответственности? Нет, говорят: по неосторожности.

Свой фильм к юбилею Горбачева Леонид Парфенов назвал: «Он пришел дать нам волю». Этот заголовок сразу зазвучал рефреном и в других публикациях. Удивительно, заголовок знаменитого шукшинского романа, посвященного знаменитому крестьянскому бунтарю, пошедшему войной против государства, сегодня прикладывают к… правителю государства. Действительно, не часто такое в истории встретишь, чтобы правитель государства восстал против него самого. Горбачев в этом плане как правитель уникальный экземпляр.

Только в стране, богатой бунтарскими традициями, с уникальным криминальным прошлым и настоящим мог появиться изумительно анархистский заголовок «Я пришел дать вам волю». Именно так: «волю», то есть  «своеволие», «произвол». Постсоветская Россия вдоволь накушалась произвола чиновников, начальников и прочих рангом пониже. Россия сегодня самая анархическая страна в мире. И этим она обязана, конечно, Горбачеву. Горбачев, действительно, принес нам свободу. И это единственное, что объединяет всех пишущих и говорящих о его роли в истории. А вот от чего принес  освобождение – тут уж наступают разногласия. Кто-то радуется освобождению политзаключенных, а кто-то горюет от свободы потерять работу, жилище, здоровье…

У «воли» есть еще другое значение: «сила», «решительность», «мужественность», как противоположность «безволию». Но к Горбачеву я бы такие характеристики применять не стал. Люди не прощают власти слабость. Это еще Н.Макиавелли понимал в 15 веке. Горбачев должен был это понять, когда на президентских выборах 1996 г. набрал только 1(один!) процент голосов избирателей. Не понял, и по- прежнему считает себя правым поучать нас, как надо жить. Спасибо, нахлебались…

А сейчас я скажу вообще страшную вещь. Представьте, если бы во время войны Сталин заявил: «Я прекращаю свою работу как Верховный главнокомандующий. Кругом одни прохвосты и предатели. Я должен порвать с этой верхушкой». Сегодня историки полюбили сослагательное наклонение. Попробуйте пофантазировать над ходом боевых действий, если командир самоустранится от командования. Что вы, что вы, как можно сравнивать Сталина и Горбачева? Людоеда и одного из самых человечных политиков, каким назвала Горбачева «Новая газета». Да и сам Горбачев не возражает против такой оценки себя родимого (см. «Новую газету» за 3 марта 2011 г.).

Конечно, Горбачев не подписывал расстрельные списки. Такой грех на душу он не возьмет. Нет подписи – значит, не ответственен. Ни за кровавые погромы в Тбилиси и в Нагорном Карабахе, в Сумгаите и в Приднестровье. И уж тем более ни за полыхнувшие на всем постсоветском пространстве гражданские войны, унесшие десятки тысяч жизней. Нет, с высоты своих восьмидесяти Горбачев вовсе не ужасается содеянному. Он по-прежнему верен себе:  самоустраниться от ответственности за все плохое, самонадеянно приписав заслуги исключительно себе.

И в заключение, по поводу награждения Горбачева орденом Андрея Первозванного. По статуту его вручают  «за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России». Странно, но Горбачев, который каждый раз клянется, что старался сохранить Советский Союз, надо полагать, во имя его процветания, величия и славы, от ордена государства, сыгравшего немаловажную роль в развале СССР,  не отказался. Приняв орден, Горбачев, вольно или невольно, дал понять (или ему дали понять награждавшие), что нынешняя Россия как независимое государство обязано своим существованием и ему Горбачеву. А значит, хочет он это признавать или нет, он несет ответственность за уничтожение государства, которое возглавлял. И когда-нибудь (лучше при жизни) ему все-таки воздастся. Так что долгих Вам лет, Михаил Сергеевич.

12 марта 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»

Урок повторения «ДРЕВНЯЯ РУСЬ. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ». Урок - решения познавательных задач для 10-х классов...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

"Роли личности в истории"

"Роль личности в истории" - это презентация, посвященная психологическому аспекту в истории, подходу к данному вопросу со стороны как учителя, иак и ученика....

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…»

Урок истории с использованием приемов технологии развития критического мышления по проблеме роли личности в истории: «Лишь тот достоин славы и свободы, кто…» Цель: Определить роль личности Наполе...

Элективный курс по истории для 6 класса "Первые русские князья. Роль личности в истории"

Курс предназначен для углубленного изучения важнейших вопросов истории, роли личности в истории. Необходимость и актуальность данного курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной ш...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...


 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

Владимир Владимирович, господин Обама, я прошу вас найти возможность и сделать решительный шаг, чтобы помочь Украине вернуться на путь мирного развития.

Я очень на вас надеюсь.

С уважением

Михаил ГОРБАЧЕВ

«22» января 2014 года

Янукович также надеялся на Путина и Обаму. И также, как Горбачев в свое время, сдал государство фашистам. Как в свое время западные демократии сдали Гитлеру Чехословакию.