Главные вкладки

    Учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему:
    Рабочая программа по всеобщей истории

    Рабочая программа по всеобщей истории

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    yuplvseobshch.doc458 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    по курсу «История»

    для 5 Б класса  МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна

    на 2013-2014 учебный год

    Учитель: Литовка Ю. Н.

         Разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010года и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой -2008г, учебника «История Древнего мира - 5 класс под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой издательство «Просвещение», 2008-2010гг.

                                                                     Пояснительная записка

    При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 5 классе.

    Программа рассчитана на 68 часов.

    Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

    Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Древнего мира

    В цели курса входят:  

    1)   Осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ,  формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роли в истории и культуре;  охарактеризовать становление идей и институтов, понимание необходимо современному человеку и гражданину;  раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.                

    2)Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

    3) Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов

    4) Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

    Содержание тем учебного курса

    Введение в историю ( 1 ч.)

    История – наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. ивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве.

    Раздел I. Жизнь первобытных людей ( 5ч.)

    Первобытные собиратели и охотники.Наука и религия о происхождении человека

    Занятия и жизнь древнего человека. Овладение речью. Присваивающее хозяйство древнего человека: собирательство, охота, рыболовство.. От человеческого стада к родовому строю.Зарождение искусства. Наскальная живопись.

    Появление религиозных представлений.Первобытные земледельцы и скотоводы.Переход к производящему хозяйству – возникновение земледелия и скотоводства. Начало развития ремесла и торгового обмена.

    Род и племя.Начало обработки металлов. Появление знати. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Появление письменности.

    Счёт лет в истории. Лента времени.

    Раздел II.Древний Египет.( 8 ч.)

    Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в древнем Египте. Труд земледельцев.

     Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.Власть и положение фараонов. Писцы и их роль в структуре

    Древнеегипетского государства. Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.

                Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература.

    Раздел III Древний Восток ( 12 ч.)

    Местоположение Междуречья, природа и климат. Основные занятия населения. Боги и храмы Междуречья. Клинопись. Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии.

    Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.

    Еврейские племена скотоводов-кочевников. Мифы и предания древних евреев. Религия. Положение Ассирии. Перемены в хозяйстве и военном деле.

     Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала.Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран».

                  Природные условия древней Индии. Население и его основные занятия. Индийские касты. Представление о богах и переселении душ. Культура древней Индии.

                 Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учитель мудрости – Конфуций. Китайская религии я и мифология. Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Великая китайская стена. Достижения хозяйства. Культура Древнего Китая.  

    Раздел IV. Древняя Греция.( 20 ч.)

    Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре.. Кносский дворец.

    Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и её причины.Поэма Гомера «Одиссея».Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.

    Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения.

    Афины – главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство Солона Основные черты афинской демократии.

    Природа и хозяйство Лаконики. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Причины греческой колонизации. Значение греческих колоний в Средиземноморье.

    Причины Греко-персидских войн Марафонская битва и её значение. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.

    Восстановление города после разрушения его персами. Главная площадь Афин – Агора. Район Афин Керамик и искусство изготовления чернофигурных и краснофигурных сосудов. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры, гимнасииВозникновение театра. Трагедия и комедия..

    Возвышение Афин. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой

    Македонское царство – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп приход Александра к власти.Походы Александра Македонского на восток. Распад державы Александра Македонского. Александрия Египетская.

    Раздел V. Древний Рим.( 18 ч.)

    Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Возникновение римской гражданской общины. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме. Верования и обычаи древних римлян.

    Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданинаПредания о первых римских царях. Установление республики в Риме .

    Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1-я, 2-я Пуническая война. Образование первых римских провинций. Установление римского господства на всём Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).

    Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Городская культура.Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Восстание Спартака – причины, ход и значение его для римской истории.

    Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Октавиан Август – первый римский император. Личность императора Нерона.

    Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Первые христианские общины и их состав. Взаимоотношения Римской империи с её соседями. Захват новых владений и оборона старых. Император Траян – «лучший из императоров». Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре. Реформы Константина по укреплению империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан.

    Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Натиск германских на западную Римскую империю. Взятие Рима готами. Распад и гибель Западной Римской империи.

    Итоговое повторение (4 ч.)

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Должны знать/понимать:

    1. даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
    2. результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
    3. представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.

    Должны уметь:

    1. сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
    2. уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
    3. показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
    4. давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.

    Владеть компетенциями:

    - информационно-поисковой;

    - учебно-познавательной;

    - коммуникативной;

    - рефлексивной;

    - смыслопоисковой.

    Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

                                  Учебно-методический комплект

    Учебник: Вигасин А. А., Годер Г. И. , Свенцицкая И. С. «История древнего мира» М., Просвещение, 2010

    Всеобщая история. Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2010

     Программа: Вигасин А. А., Годер Г. И. , Свенцицкая И. С. «История древнего мира» М.,Просвещение, 2008

    Календарно – тематическое планирование курса: 

    № п/п

     Названия разделов  и тем

    Кол –во

    часов

     Дата


    1

    Введение

    Счёт лет в истории

    1

    3,4. 09.2012


    Раздел I. Жизнь первобытных людей.

    5

    2

    Происхождение человека.

    Природа и человек в первобытном мире.

    1

    4,5. 09.2012

    3

    Религия и искусство в первобытном мире.

    1

    10,11. 09.2012

    4

    Возникновение земледелия и скотоводства.

    1

    11,12. 09.2012

    5

    Появление неравенства и знати.

    1

    17,18. 09.2012

    6

    Обзорно- обобщающий урок по разделу I.

    1

    18,19 09.2012


    Раздел 2  Древний  Египет.

    8

    7

    Контрольная работа по разд.1

    Государство на берегах Нила.

    1

    24.25. 09.2012

    8

    Анализ контр. работы

    Жизнь простых людей в Древнем Египте.

    1

    25,26 09.2012

      9

    Фараон и его ближайшее окружение.

    1

    1,2.

    10.2012

    10

    Военные походы фараонов.

    1

    2,3.

    10.2012

     11

    Религия Древнего Египта.

    1

    8,9.

    10.2012

    12

    Искусство, школа, литература в Древнем Египте.

    1

    9,10.

    10.2012

    13

    Наука и достижения древних египтян.

    1

    15,16.

    10.2012

    14

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 2

    1

    16,17.

    10.2012


    Раздел 3 Древний  Восток

    12

    15

    Контрольная работа по разд.2

    Государства Древнего Междуречья

    1

    22,23.

    10.2012

    16

    Анализ контр. работы

    Древнее Вавилонское Царство

    1

    23,24

    10.2012

    17

    Финики

    1

    29,30.

    10.2012

    18

    Древнееврейские государства.

    1

    30.10,1.11.

    2012

    19

    Библейские сказания

    1

    12,13.

    11.2012

    20

    Ассирийская держава.

    1

    13,14.

    11.2012

    21

    Нововавилонское царство и Персидская держава.

    1

    19,20.

    11.2012

    22

    ТУЗ «Передняя Азия в древности»

    Государство и общество в Древней Индии

    1

    20,21.

    11.2012

    23

    Религии древней Индии.

    1

    26,27.

    11.2012

    24

    Природа и занятия населения.в Древнем Китае.

    1

    27,28.

    11.2012

    25

    Государство в Древнем Китае

    1

    3,4.

    12.2012

    26

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 3

    1

    4,5.

    12.2012

    Раздел 4 Древняя Греция

    20


    27

    Контрольная работа по разд.3

    Греки и критяне

    1

    10,11.

    12.2012

    28

    Анализ контр. работы

    Микены и Троя.

    1

    11,12.

    12.2012

    29

    Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник.

    1

    17,18.

    12.2012

    30

    Поэма Гомера «Одиссея».

    1

    18,19.

    12.2012

    31

    Религия в Древней Греции.

    1

    24,25.

    12.2012

    32

    Земледельцы Аттики теряют землю и  свободу.

    1

    25,26.

    12.2012

    33

    Зарождение демократии в Афинах.

    1

    14,15.

    01.2013

    34

    Древняя Спарта.

    1

    15,16.

    01.2013

    35

    Греческая колонизация.

    1

    21,22.

    01.2013

    36

    Олимпийские игры

    1

    22,23.

    01.2013

    37

    Греко-персидские войны.

    1

    28,29.

    01.2013

    38

    Вторжение персов под предводительством царя Ксеркса.

    1

    29,30.

    01.2013

    39

    ТУЗ «Полисы Греции»

    Возвышение Афин и расцвет демократии

    1

    4,5.

    02.2013

    40

    Афинский Акрополь

    1

    5,6.

    02.2013

    41

    Афинские школы.

    1

    11,12.

    02.2013

    42

    Возникновение театра.

    1

    12,13.

    02.2013

    43

    Афинская демократия в 5 веке до н. э .

    1

    18,19.

    02.2013

    44

    Возвышение Македонии.

    Создание и распад державы Александра Македонского.

    1

    19,20.

    02.2013

    45

    В Александрии Египетской.

    1

    25,26.

    02.2013

    46

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 4

    1

    26,27.

    02.2013


    Раздел 5 Древний Рим  

         18


     47

    Контрольная работа по разд.4

    Древнейший Рим.

          1

    4,5.

    03.2013

    48

    Анализ контр. работы

    Завоевание Римом Италии.

    1

    5,6.

    03.2013

    49

    Устройство республики в Риме. Военное дело у римлян.


    1

    11,12.

    03.2013

    50

    Пунические войны.

    1

    12,13.

    03.2013

    51

    Завоевание Римом Восточного Средиземноморья.

    1

    18,19.

    03.2013

    52

    Рабство в Древнем Риме.

    1

    19,20.

    03.2013

    53

    ТУЗ «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья»

    Земельный закон братьев Гракхов. Гражданские войны.

    1

    1,2.

    04.2013

    54

    Восстания рабов в Римской республике.

    1

    2,3.

    04.2013

    55

    Падение республики в Риме.

    1

    8,9.

    04.2013

    56

    Установление империи.

    1

    9,10.

    04.2013

    57

    Соседи Римской империи.

    1

    15,16.

    04.2013

    58

    В Риме при императоре Нероне

    1

    16,17.

    04.2013

    59

    Возникновение и распространение христианства в Римской империи.

    1

    22,23.

    04.2013

    60

    Расцвет империи во II в. н.э.

    1

    23.24.

    04.2013

    61

    Культура Римской империи.

    1

    29,30.

    04.2013

    62

    Поздняя Римская империя.

    1

    30,31.

    04.2013

    63

    Падение Западной Римской империи.

    1

    64

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 5

    1

    65-

    68

    Контр. работа по разд 5

    Итоговое повторение


    4

                               

       Рабочая программа

    по курсу «История»

    для 6 А,Б классов  МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна

    на 2013-2014учебный год

                                                                  Учитель: Литовка Ю. Н

          Разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), программ: Т. В. Черникова Программа курса «История России  9-16вв. » (6-классы) М. : Дрофа, 2008, : Агибалова Е.В «История средних веков» М., Просвещение, 2008  

    Рабочая программа курса истории для 6-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана.  Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.

                                                                     Пояснительная записка

    При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 6 классе.

    Программа рассчитана на 68 часов. .  Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.

    Программа курса охватывает период истории средних веков с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий, и период истории России с 9-го по 14 века, от расселения и жизни восточных славян до завершения царствования Ивана Грозного на Руси.  Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории всемирного и российского средневековья, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

    Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

      Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы.

    В цели курса входят:  

    1. сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков и России с древнейших времён до нащих  дней как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
    2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и Русского государства, показать их общие черты и различия;
    3. охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре; показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам).

            В результате изучения курса «История» в 6 классе учащиеся должны полноцено овладеть и уметь оперировать понятиями централизованное государство, ословно – представительная монархия, которые являются узловыми вопросами как для курса европейского, так и российского средневековья.

             Данный курс является началом и основой изучения отечественной истории.

    Содержание тем учебного курса: «История средних веков»

    Раздел I. Раннее средневековье ( 8ч.)

    Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати.

     Падение Западной Римской империи. Гунны. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства.

    Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри. Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя.

    Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

    Представления людей о мире.                      Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. 

    Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

    Раздел II.Расцвет средневековья.( 10 ч.)

    Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. 

    Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики. Разделение христианства на католицизм и православие.

    Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены.

    Борьба народов Востока против крестоносцев. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества.

    Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь

    Раздел III «Осень средневековья» ( 10 ч.)

    Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание.

    Генрих  II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны. 

    Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих  VIII. Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера

     Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Балканские страны перед завоеванием.

     Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения. 

    Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения.

    Изобретение книгопечатания. 

    Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии. Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

    Итоговое повторение (1 ч.)

    Содержание тем учебного курса: «История России с древнейших времён до конца 16 века»

    Введение ( 1ч)

    Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

    Раздел I. Киевская Русь( 8ч.)

    Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги.

    Образование Древнерусского государства. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

     Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Борьба за власть сыновей Владимира.

    Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.                     

    Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

    Раздел II.Раздробленность на Руси».( 7 ч.)

    Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности.

    Владимир Мономах. Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

     Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем. 

    Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества.

    Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. 

    Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. 

    Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.

    Раздел III Русь под ордынским игом (7 ч.)

    Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

     Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты.

    Причины возвышения Москвы. Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. Василий  I. Московская усобица, её значение.

    Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Конец ордынского ига. Завершение объединения русских земель.

    Раздел IVЕдиное Московское государство в 15 – нач.16 вв. ( 5 ч.)

    Конец ордынского ига. Иван  III. Присоединение Новгорода к Москве.

     Присоединение Твери. Василий  III. Завершение объединения русских земель. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян.

    Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси.

    Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим». Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.

    Раздел V Московская Русь в 16 в. ( 7 ч.)

    Боярское правление. Венчание Ивана  IV на царство. Восстание 1547 г.

    Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг.

    Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады.  

    Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия. 

    Особенности развития русской культуры в  XIV –  XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература Зодчество в  XIV –  XV вв. Архитектура Московского государства в  XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

    Итоговое повторение (3 ч.)

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Должны знать/понимать:

    1. основные этапы и ключевые события истории данного периода; выдающихся деятелей истории;
    2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников;

          умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

    1. умения  анализировать  материал,  определять  предпосылки, сущность  и последствия исторических явлений и событий;
    2. умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
    3. умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
    4. умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
    5. умения   самостоятельно   анализировать   исторические   источники   как письменные, так и вещественные и изобразительные;
    6. умения работать с исторической картой;
    7. умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

                  Владеть компетенциями:

    - информационно-поисковой;

    - учебно-познавательной;

    - коммуникативной;

    - рефлексивной;

    - смыслопоисковой.

    Использовать знания об историческом пути и народов мира и России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

                                  Учебно-методический комплект

    Учебник: Т. В. Черникова «История России с древнейших времён до 16 века» М, «Дрофа», 2007.

    Программа: Т. В. Черникова Программа курса «История России  9-16вв. » (6-классы) М. : Дрофа, 2008.

    Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков».   М., Просвещение,2011

    Программа: Агибалова Е.В «История средних веков» М., Просвещение, 2008  

    Атлас по «Истории России с древнейших времён до к. 16 в.». М., Дрофа, 2011

    Календарно – тематическое планирование курса:

    № п/п

     Названия разделов  и тем

    Кол –во

    часов

     Дата

    Курс «История средних веков»


    Раздел I. Раннее средневековье.

    8

    1

    Введение

    Великое переселение народов и образование германских королевств.

    1

    4. 09.2012

    2

    Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад. Христианская Церковь в раннее Средневековье.

    1

    5. 09.2012

    3

    Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IХ—ХI вв.

    1

    11. 09.2012

    4

    Культура раннего Средневековья.

    1

    12. 09.2012

    5

    ТУЗ «Западная Европа в раннее средневековье»

    Византия при Юстиниане.

    1

    18. 09.2012

    6

    Культура Византии. Византия и славянский мир.

    1

    19. 09.2012

    7

    Арабский халифат и его распад. Арабская культура

    1

    25.09.2012

    8

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 1

    1

    26. 09.2012


    Раздел 2 Расцвет средневековья

    10

    9

    Контрольная работа по разд.1

    Складывание феодального общества.

    1

    2.10.2012

    10

    Анализ контр. работы

    Крестьяне и сеньоры. Рыцарство – легенды и быль.

    1

    3.10.2012

    11

    ТУЗ «Феодальные отношенияв средневековой Европе»

    Возникновение городов и их борьба за свободу

    1

    9.10.2012

    12

    Ремесло и торговля в средневековом городе

    1

    10.10.2012

    13

    Католическая церковь и её служители в средние века.

    1

    16.10.2012

    14

    Крестовые походы

    1

    17.10.2012

    15

    Школа, наука университет.

    1

    23.10.2012

    16

    Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья.

    1

    24.10.2012

    17

    Образование славянских государств.

    1

    30.10.2012

    18

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 2

    1

    31.10.2012


    Раздел 3 «Осень средневековья»

    10

    19

    Контрольная работа по разд.2

    Английская монархия: от завоевания до парламента

    1

    13.11.2012

    20

    Анализ контр. работы

    Франция на пути к единству

    1

    14.11.2012

    21

    Столетняя война .

    1

    20.11.2012

    22

    Крестьяне требуют справедливости: Жакерия и восстание Уота Тайлера.

    1

    21.11.2012

    23

    Изменения в культуре Западной Европы в 14 – 15вв..

    Раннее Возрождение.

    1

    27.11.2012

    24

    ТУЗ «Западная Европа в позднее средневековье»

    Страны Центральной и Восточной Европы

    1

    28.11.2012

    25

    Страны Балканского полуострова в 14 – 15 вв.

    1

    4.12.2012

    26

    Китай и Индия в средние века.

          1

    5.12.2012

    27

    Культура и государства Африки и Америки.

    1

    11.12.2012

    28

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 3

    1

    12.12.2012

    29

    Контрольная работа по разд. 3

    Итоговое повторение курса

    1

    18.12.2012

    Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века »

    30

    Введение. Великое переселение народов и славянский мир.

    1

    19.12. 2012


    Раздел 1 Киевская Русь. IX — ХП вв.

    9

    31

    Восточные славяне в древности.

    1

    25.12.2012

    32

    Возникновение государства у восточных славян.

    1

    26.11.2012

    33

    Развитие древнерусского общества и знати в 10 в..

    1

    15.01.2013

    34

    Владимир Святославич.

    1

    16.01.2013

    35

    Крещение Руси

    1

    22.01.2013

    36

    ТУЗ «Первые Рюриковичи»

    Ярослав Мудрый .

    1

    23.01.2013

    37

    Древнерусское общество во вт. пол.11 – нач.12вв.

    1

    29.01.2013

    38

    Люди и нравы Древней Руси.

    1

    30.01.2013

    39

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 1

    1

    5.02.2013


    Раздел 2 Раздробленность на Руси. XII — XIII вв.

    7

    40

    Контрольная работа по разд. 1

    Политическая раздробленность Руси.

    1

    6.02.2013

    41

    Анализ контр, работы

    Владимиро-Суздальское княжество. Основание Москвы.

    1

    12.02.2013

    42

    Владимиро-Суздальское княжествопри Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо и преемниках.

    1

    13.02.2013

    43

    Господин Великий Новгород

    1

    19.02.2013

    44

    ТУЗ «Политическая раздробленность Руси.»

    Архитектура и живопись Древней Руси 10 –нач.13вв.

    1

    20.02.2013

    45

    Просвещение и литература.

    1

    26.02.2013

    46

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 2

    1

    27.02.2013

    Раздел 3 Русь под ордынским игом.

    7


    47

    Нашествие Батыя на русские земли

    1

    5.03.2013

    48

    Русь и Орда в середине и второй половине XIII в

    1

    6.03.2013

    49

    Борьба русского народа против Крестовых походов шведских и немецких феодалов.

    1

    12.03.2013

    50

    Объединительные процессы в русских землях 13 – 14 вв.

    1

    13.03.2013

    51

    Возвышение Москвы. Иван Калита.

    1

    19.03.2013

    52

    Княжение Дмитрия Донского.

    1

    20.03.2013

    53

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 3

    1

    2.04.2013


    Раздел  4 Единое Московское государство в 15 – 16 вв.

    5

    54

    Контрольная работа по разд.3                  

    Северо – восточная Русь в к. 14 – перв. пол. 15 вв..

    1

    3.04.2013

    55

    Анализ контр, работы                  

    Завершение объединения русских земель при Иване 3 и Василии 3.

    1

    9.04.2013

    56

    Внутренние преобразования  при Иване 3 и Василии 3.

    1

    10.04.2013

    57

    Социально – экономическое развитие Московской Руси в 15 - нач. 16 вв.

    1

    16.04.2013

    58

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 4

    1

    17.04.2013


    Раздел 5 Московская Русь. XVI вв.

    7

    59

    Контрольная работа по разд.4

    Начало княжения Ивана 4.

    1

    23.04.2013

    60

    Анализ контр. работы

    Государственный строй и реформы середины XVI в..

    1

    24. 04.2013

    61

    Присоединение к Российскому государству Казанского и

    Астраханского ханств, Западной Сибири

    1

    30.04.2013

    62

    Опричнина. Хозяйственный упадок второй половины XVI в. Пресечение династии Рюриковичей.

    1

    63

    Ливонская война. Борьба на южных границах.

    1

    64

    ТУЗ «Правление Ивана 4»

    Культура Московской Руси в 16 веке.

    1

    65

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 5

    1

    66-68

    Контр. работа по разд 5

    Итоговое повторение

    3

    Календарно – тематическое планирование курса:

    № п/п

     Названия разделов  и тем

    Кол –во

    часов

     Дата

    Форма контроля


    Раздел I. Раннее новое время(16 – перв. пол.17вв.)

    5

    Контр.раб.

    1

    Введение

    Великие географические открытия

    1

    У\о п. 1

    2

    Эпоха Возрождения

    1

    У/о п.2, ч.1

    3

    Реформация и Контррефрмация. Крестьянская война в Германии.

    1

    У/о п.2, ч.2, ч.3

    4

    Политическая карта Европы в 16 – перв. пол.17 вв..

    1

    У\о п. 4,5

    5

    Обзорно- обобщающий урок по разделу I.

    1

    Повт. п 1-5. тетр.


    Раздел 2  Первые шаги индустриальной цивилизации.

    9

    Контр.раб.

    6

    Контрольная работа по разд.1

    Причины, предпосылки, парламентский этап Английской буржуазной революции.

    1

    У/о п.6,7.

    7

    Анализ контр. работы

    Гражданская война. Окончание и итоги Английской буржуазной революции.

    1

    У/о п.8,9

    8

    Идейно – политические течения 17 -18вв.

    1

    У/о п.11, 12 , уч. в тетр.

    9

    Идеи Просвещения. Рационализм.

    1

    У/о п. 13

    10

    ТУЗ «Идейно – политические течения 17 -18 вв.»

    Промышленный переворот.

    1

    У/о п.19

    11

    Англия в 18 в.

    1

    У/о п.20,21

    12

    Политическая карта Европы и мира в 1648 -1789 гг...

    1

    У/о п.14 - 16

    13

    Материальный и духовный мир человека 17 – 18 вв..

    1

    У/о п.17,18

    14

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 2

    1

    Повт. п. 6 – 18, тетр


    Раздел 3 Утверждение раннеиндустриального общества в Европе и Северной Америке (к.18 в . – 1815г.)

    10

    Контр.раб.

    15

    Контрольная работа по разд.2

    Колониальный период в истории Северной Америки.

    Противоречия между колониями и Англией.

    1

    У/о п. 22-24

    16

    Анализ контр. работы

    Война за независимость. Развитие США до 1815г..

    1

    У/о п.26 -28, ТУЗ

    17

    ТУЗ «Северная Америка в начале нового времени»

    Франция во второй половине18 в..

    1

    У\о п. 29

    18

    Начало и подъём революции(1789 – 1792гг.)

    1

    У/о п.30, 31.

    19

    Якобинская диктатура.

    Завершение революции. Директория.

    1

    У/о п.32.33

    20

    Наполеоновская Франция в 1799 – 1811гг.

    1

    У/о п.36, 37

    21

    Закат империи Наполеона (1812 – 1815 гг.)

    1

    У/о п. 38,39

    22

    ТУЗ «Великая Французская революция и её последствия»

    Азия и Африка в новое время (до 1815г.)

    1

    У/о п. 40 -43

    23

    Анализ контрольной работы

    Латинская Америка в новое время (до 1815г.)

    1

    У/о п. 44 - 45

    24

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 3

    1

    Повт. п. 22 -45, тетр.

    25-28

    Контрольная работа по разд. 3

    Итоговое повторение.

    4

    П.овт. в тетр.

           

     Рабочая программа

    по курсу «История»

    для 8 В класса  МБОУ СОШ № 14 г. о. Коломна

    на 2013-2014учебный год

                                                                  Учитель: Литовка Ю. Н.

          Разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), программ   Л. М. Ляшенко «Программа курса «История России  . 19 век. » (8-классы) М.: Дрофа, 2008, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2008.

                                                                         Пояснительная записка

    При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 8 классе.

    Программа рассчитана на 68 часов, включает в себя курсы «Новая история (1815 -1918)» (28 ч.), «История России 19 век» (40ч.) Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.

         Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития . Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе, формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, противоположных точек зрения. 

    В результате изучения курса новой истории и истории России 19 века учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в России и мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; возможные варианты развития российской истории и их реальная реализация,  причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, "оставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США и отставание россии в результате существования до 1861 г. крепостного права.

            В цели курса входят:

    1. освещение и формирование у учащихся понимания экономического, социального, политического и культурного развития основных регионов Европы и России в 19 столетии,их общих черт и различи;
    2. характеристика более ярких личностей 19 века в России и мире, их роли в истории и культуре;     
    3. освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XIX века;
    4. раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XIX века;    
    5. раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
    6. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

            Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XIX века.

              В результате изучения курса «История» в 8 классе учащиеся должны полноценно овладеть и уметь оперировать понятиями индустриализация, монополизация, монополистический капитализм, полицейское государство, социальная структура, общественное движение, либерализм, консерватизм, революционно-демократическое движение, анархизм, народничество, марксизм, террор, бюрократическая система, земство, суд присяжных, народное представительство, буржуазия, про-летариат, интеллигенция, рабочее законодательство, антисемитизм, черта оседлости, русификация, меценатство, урбанизация, критический реализм, «Могучая кучка», передвижники. Тройственный союз, Антанта.

           Рабочая программа курса истории для 8-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового базисного учебного плана.  Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.

             Данный курс является основой для понимания процессов, приведших мир и Россию к сложным, противоречивым историческим коллизиям начала 20 века.

    Содержание тем учебного курса: «Новая история (1500 – 1918)»

    Раздел I. Страны Европы в 1815 – нач. 20 века ( 11ч.)

           Венский конгресс и Священный союз, создание, деятельность, итоги, противоречия по восточному вопросу.

             Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного

              Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». Внешняя политика Англии. Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии.

             Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

              Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интерн

            Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк. Борьба за объединение Германии. Вильгельм I. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

              Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное объединение Италии.

              Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

    Германская империя. Политическое устройство. Юнкерство и крестьянство. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне. 

    Раздел II.США в 1815 – начю20 в. Развитие культуры( 7 ч.)

           Две Америки США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.

          Гражданская война в США. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

          Монополистический капитализм. США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

          Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения. Развитие науки в XIX в. Технический прогресс в Новое время. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Возникновение научной картины       мира. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека. Изменение взгляда человека на общество и природу.

         Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе Изобразительное искусство. Романтизм. Постимпрессионизм. Архитектура. Рождение кино.

           Раздел III Кризис индустриальной цивилизации. Первая мировая война. ( 9ч.) 

          Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма  «Латиноамериканский плавильный котел».

          Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии. Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния.

            Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак. Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами.

        Международные отношения в Новое время)  Обострение противоречий в развитии индустриального общества. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.

           События на фронтах первой мировой войны: Восточный, Западный, война на море, влияние войны на ситуацию в  воюющих странах. Перелом в войне.Выход стран из войны, Брестский мир, завершение 1 мировой войны.

    Итоговое повторение (1 ч.)

    Содержание тем учебного курса: «История России. 19 век»

              Введение ( 1ч) 

    Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

              Раздел I. Правление Александра 1( 7ч.)

             Внутренняя политика в 1801—1811 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр 1. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная ре-форма в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. М.М. Сперанский. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.

             Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные пели и направления внешней политики.. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

            Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Россия и Священный Союз.

             Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I.

    Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812—1815 гг. А. А.Аракчеев.

            Раздел II.Российская империя во второй четверти 19 в..( 13 ч.)

         Общественные движения начала XIX в. Движение декабристов. Общественные движения. Предпосылки возникновения Движение декабристов. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения. Восстание декабристов. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка. Историческое значение.

         Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Русская православная церковь и государство.. III отделение царской канцелярии.

           Социально-экономическое развитие. Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

            Общественная мысль во второй четверти XIX в Особенности общественного движения 30—50-х гг. Консервативное движение. Официальная государственная идеология: Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники (Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев) и славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские.

        Внешняя политика Николая 1. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826— Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

    Раздел III Россия времени реформ (1855 – 1870 –е гг.) (11 ч.)

           Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Александр II . Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

           Либеральные реформы 60— 70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.  

           Общественные движения второй половины XIX в. Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х—начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. Рост революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Революционное народничество (М. А. Бакунин, П.Л.Лавров, П. Н.Ткачев). Народнические организации второй половины 1860-х—начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.

            Внешняя политика Александра II. Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

    Раздел IV Россия при Александре 3 ( 6 ч.)

             Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III.. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Контрреформы 1880-х гг.. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства.

            Экономическое развитие страны в 80—90-е гг. Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте.

          Внешняя политика Александра приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Россия в военно-политических блоках. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

       Общественное движение в 80—90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Распространение марксизма в России.  

          Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Историческая наука. Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Искусство. Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация.

    Итоговое повторение (3 ч.)

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Должны знать/понимать:

    1.  основные этапы и ключевые события истории данного периода; выдающихся деятелей истории;
    2. Специфику исторического процесса в 19 столетии как переходном от традиционного к индустриальному обществу
    3. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; изученные виды исторических источников;
    4. умения  анализировать  материал,  определять  предпосылки, сущность  и последствия исторических явлений и событий;
    1. умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
    2. умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
    3. умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
    4. умения   самостоятельно   анализировать   исторические   источники   как письменные, так и вещественные и изобразительные;
    5. умения работать с исторической картой;
    6. умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
    7. группировать исторические явления и события по заданному признаку;
    8. уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними
    9. уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

                  Владеть компетенциями:

    - информационно-поисковой;

    - учебно-познавательной;

    - коммуникативной;

    - рефлексивной;

    - смыслопоисковой.

    Использовать знания об историческом пути и народов мира и России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

                                  Учебно-методический комплект

    Учебник: Бурин С. Н. «Новая история.1500 – 1815»  - М.: Дрофа, 2008

    С. Т. Коваль «Поурочно – методическое планирование к учебнику С. Н. Бурина «Новая история 1500 – 1815гг.) « М.:Дрофа, 2011

    Учебник:   Л. М. Ляшенко «История России . 19 век» М, «Дрофа», 2007.

    Программа: Л. М. Ляшенко Программа курса «История России  . 19 век. » (8-классы) М.: Дрофа, 2008

    Атласы по Новой истории и истории России 19 в. М, «Дрофа». 2009

          Календарно – тематическое планирование курса:

    № п/п

     Названия разделов  и тем

    Кол –во

    часов

     Дата

    Курс «Новая история ( 1815 - 1918)»


    Раздел I. Страны Европы в 1815 –нач.20 в.

    11

    1

    Введение. «Европейская идея»

    Венский конгресс как попытка объединения Европы «сверху»

    1

    3.09.2012.

    2

    Священный союз и международные отношения во второй четв.19 в.

    1

    4.09.2012.

    3

    Англия в сер.19 в. Чартизм.

    1

    10.09.2012.

    4

    Англия во второй половине 19 –нач.20вв.

    1

    11.09.2012.

    5

    Крах Бурбонов. Июльская революция. Июльская монархия.

    1

    17.09.2012.

    6

    Революция 1848 г. Во Франции.

    Франция во вт.полов.19 в..

    1

    18.09.2012.

    7

    Парижская коммуна. Третья республика

    1

    24.09.2012.

    8

    ТУЗ «Англия и Франция в 1815 – нач.20в.»

    Революции 1848г. В Германии. Австрийской империи, Италии

    1

    25.09.2012.

    9

    Утопические и радикальные социалистические учения

    1

    1.10.2012.

    10

    Объединение Италии и образование Германской империи.

    1

    2.10.2012.

    11

    Обзорно - обобщающий урок по разделу 1

    1

    8.10.2012

    Раздел II. США в 1815 –нач.20 в. Развитие культуры.

    7

    12

    Контрольная работа по разд.1

    Развитие США в первой половине 19 в. Причины Гражданской войны.

    1

    9.10.2012

    13

    Анализ контр. работы.

    Гражданская война и Реконструкция Юга

    1

    15.10.2012

    14

    США в к.19 – начале 20в.

    1

    16.10.2012

    15

    Художественная культура нового времени.

    1

    22.10.2012

    16

    Общие процессы и особенности модернизации стран Европы и США в 1815 –нач.20в.

    1

    23.10.2012

    17

    Развитие науки в мире в 19 в.

    1

    29.10.2012

    18

    Обзорно – обобщающий урок по разд.2

    1

    30.10.2012

    Раздел 3 Кризис индустриальной цивилизации. Первая мировая война.

    9

    19

    Контрольная работа по разд.2

    Османская империя и Центральная Азия

    1

    12.11.2012

    20

    Анализ контрольной работы.

    Китай и Япония

    1

    13.11.2012

    21

    Раздел Африки. Латинская Америка.

    1

    19.11.2012

    22

    Контрольная работа по разд.3

    Международные отношения во вт. половине 19 в..

    1

    20.11.2012

    23

    Анализ контрольной работы.

    Международные отношения накануне Первой мировой войны.

    1

    26.11.2012

    24

    Начальный период ПМВ  (1914 -1915гг.)

    1

    27.11.2012

    25

    Перелом в войне.(1916 -1917гг.)

    1

    3.12.2012

    26

    Завершение ПМВ.

    1

    4.12.2012

    27

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 3

    1

    10.12.2012

    28

    Контрольная работа по разд.3.

    Итоговое повторение.

    1

    11.12.2012

    Курс «История Россия.19 век»( 1815 - 1918)»

    29

    Введение. 19 столетие в истории России.

    1

    17.12.2012

    Курс «История России. 19 век»


    Раздел 1 Правление Александра 1

    7


    30

    Внутренняя политика и социально – экономическое развитие России в начале 19в.

    1

    18.12.2012

    31

    Внешняя политика России в начале 19 в.

    1

    24.12.2012

    32

    Война 1812г: от Немана до Бородино

    1

    25.12.2012

    33

    Изгнание французов из России

    Заграничный поход. Вен. конгресс.

    1

    14.01.2013

    34

    ТУЗ «Отечественная война 1812г.»

    Внутренняя политика Александра 2 в 1813 -1825гг.

    1

    15.01.2013

    35

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 1

    1


    21.01.2013


    Раздел 2 Российская империя во второй четверти 19в.

    13


    36

    Контрольная работа по разд. 1

    Начальный этап движения декабристов

    1


    22.01.2013

    37

    Анализ контр. работы

    Восстание декабристов. Следствие, суд над декабристами.

    1


    28.01.2013

    38

    Внутренняя политика Николая 1.

    1


    29.01.2013

    39

    Попытки реформ «николаевской системы»

    1

    4.02.2013

    40

    Экономическое развитие России в первой половине 19в.

    Начало промышленного переворота.

    1

    5.02.2013

    41

    Структура российского общества в первой половине 19 в..

    1

    11.02.2013

    42

    ТУЗ «Соц. – эконом. развитие России в перв.пол.19 в.»

    Общественное движение 30-40-х гг.в России: монархисты и либералы

    1

    12.02.2013

    43

    Революционный лагерь в царствование Николая 1

    1

    18.02.2013

    44

    Внешняя политика Николая 1.(до Крымской войны)

    1

    19.02.2013

    45

    Крымская война.

    1

    25.02.2013

    46

    Наука и образование в России в первой половине 19 в.

    1

    26.02.2013

    47

    Литература и искусство в России в перв. половине 19 в..

    1

    4.03.2013

    48

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 2

    1

    5.03.2013

    Раздел 3 Россия времени реформ (1855 – 1870-е гг.)

    11

    49

    Контр. работа по разд.2

    Предпосылки преобразований и подготовка реформы.

    1


    11.03.2013

    50

    Анализ контрольной работы

    Манифест и Положения 19 февраля 1861 г.

    1

    12.03.2013

    51

    Осуществление реформы, её значение, недостатки, реакция общества.

    1


    18.03.2013

    52

    Земская, городская и судебная реформы.

    1

    19.03.2013

    53

    Преобразования области просвещения и цензуры.

    Военная реформа.

    1

    1.04.2013

    54

    Значение «эпохи великих реформ»

    Проект М. Т. Лорис – Меликова.

    1

    2.04.2013

    55

    ТУЗ «Эпоха великих реформ»

    Общественное движение 60-70-х гг.19в.: монархисты и либеральный лагерь.

    1

    8.04.2013

    56

    Эволюция народничества.

    1

    9.04.2013

    57

    Внешняя политика Александра 2.

    1

    15.04.2013

    58

    Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг. Берлинский конгресс.

    1

    16.04.2013

    59

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 3

    1


    22.04.2013


    Раздел  4 Россия при Александре 3.

    6


    60

    Контрольная работа по разд.3                  

    Контрреформы Александра 3.

    1

    23.04.2013

    61

    Анализ контр, работы                  

    Экономическое развитие России в 1870 -1894 гг.

    1

    29.04.2013

    62

    Изменения в социальной структуры, рабочее движение и зарождение марксизма  в России.

    1

    30.04.2013

    63

    Культура России в пореформенный период

    1

    64

    Внешняя политика Александра 3.

    1

    65

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 4

    1


    66-68

    Контр, работа по разд 4

    Итоговое повторение

    3


    Календарно – тематическое планирование курса:

    Новейшая история (1939 – 2010)

    18 часов

    11А класс

    2011 -2012 учебный год

     Учебник: Л. Н. Алексашкина «Новейшая история.20 –начало 21 в.», М ,Мнемозина, 2007

     Программа: А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев, Т. В. Коваль Программа «Новейшая история зарубежных стран         ( базовый уровень)М, Просвещение, 2008г.

    № п/п

     Названия разделов  и тем

    Кол –во

    часов

     Дата

    Форма контроля


    Раздел I. Вторая мировая война

    6

    Контр.раб.

    1

    Начало Второй мировой войны. военные действия до июня 1941 г.

    1

    У\о гл.12, ч.1

    2

    Боевые действия на фронтах Второй мировой войны в 1941—1945 гг.

    1

    У/о гл.12, ч.2, гл.13,ч.1

    3

    Дипломатия в годы войны

    1

    У/о гл.13, ч.2

    4

    Итоги и политические последствия Второй мировой войны

    1

    У\о гл.14, ч.1

    5

    Послевоенное мирное урегулирование и начало «холодной войны»

    1

    У\о п.14, ч.2

    6

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 1

    1

    Повт. п.12-14, тетр.


    Раздел 2  Страны Европы и США во второй половине 20 века.

    6

    Контр.раб.

    7

    Контрольная работа по разд.1

    Общая характеристика соц.-полит. и экономического развития стран Запада во второй половине XX в.

    1

    У/о гл.15

    8

    Анализ контр. работы

    Крупнейшие западные страны в конце 40—90-х гг.

    1

    У/о гл.16,17. ч.1

    9

    Особенности развития стран Северной и Южной Европы во второй половине XX в.

    1

    У/о гл.17, ч.2

    10

    Общие черты, кризисы и распад коммунистических режимов в государствах Восточной Европы.

    1

    У/о гл.18

    11

    Развитие науки и искусства в 50 — 90-е гг.

    1

    У/о гл.21

    12

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 2

    1

    Повт.гл.15 -18, 21, тетр..


    Раздел 3  Страны Азии, Африки, Латинской Америки  во второй половине 20 века.

    5

    Контр.раб.

    13

    Контрольная работа по разд.2

    Национально-освободительные движения в колониальных и зависимых странах

    1

    У/о с.158 - 160

    14

    Развитие государств Азии и Африки во вт. полов. 20в.

    1

    У\о гл.19

    15

    Развитие латиноамериканских государств во второй половине XX в.

    1

    У/о гл.20

    16

    Международные отношения в 50—90-е гг. XX в.

    1

    У/о гл.22

    17

    Обзорно- обобщающий урок по разделу 3

     

    1

    Повт.гл.19, 20, 22, тетр.

    18

    Контр. работа по разделу 3

    Итоговое повторение «Достижения человечества к началу 21 века.»


    1


    Повт. в тетр..