конспект урока истории в 11 классе по теме "Октябрьская революция 1917 года"
план-конспект урока (история, 11 класс) по теме

Головачёва Лариса Сергеевна

урок представлен по модульной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Октябрьская  революция в России".

Цели урока:

  1. Рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; формирование представления о новом политическом режиме.
  2. Формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.
  3. Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.

Оборудование: учебник, распечатки документов, мультимедиа, компьютерная презентация, индивидуальные распечатки с заданиями.

                                        Ход урока.

  1. Организация класса. Мотивационная беседа. Слайд №1

Учитель поёт:

Вихри враждебные веют над нами,

Темные силы нас злобно гнетут.

В бой роковой мы вступили с врагами,

Нас ещё судьбы безвестные ждут.

Но мы поднимем гордо и смело

Знамя борьбы за рабочее дело,

                Знамя борьбы всех народов на свете

За лучший мир, за святую свободу.

Наш урок я начала строками революционного гимна того периода времени, о котором мы сегодня будем говорить. Слайд №2 

Тема нашего урока: «Октябрьская  революция в России». Вам предстоит  быть не просто учащимися, а исследователями данной проблемы. Необходимо выяснить:

- положение в стране накануне Октября;

- большевики в канун Октября;

- причины Октябрьской революции;

- ход революции и её политические итоги;

- первые декреты;

- Октябрь глазами современников и историков;

 Слайд №3

Цели нашего занятия: 1)Рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; формирование представления о новом политическом режиме.

2)Формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы; Способствовать развитию логического мышления, умения проводить анализ исторических событий на основе документов, культуры речи и общения; устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщающие выводы.

3) Содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла следующие строки:

Слайд №4

“Ураган времени - революция,
корабль бытия
пляшет на волнах,
летит в грозовой мрак.
Трещат и падают устои,
рвутся в клочья паруса сознания…” -

Так, с одной стороны, невольно воскрешая образы библейского потопа, апокалипсической катастрофы, а с другой стороны, картину сотворения мира, рождения света из тьмы и тверди посреди воды, написал летописец этих дней Алексей Николаевич Толстой в 1922 году. Что это – предисловие, громкий эпиграф к эпохе, сложное нравственное обязательство? Трудно сказать. Но образ революции – корабля, впечатляющая картина неизведанного мучительного пути в грозовом мраке, среди “рева племени”, бездн оказались не просто символическими, но и пророческими.

2. Актуализация знаний предыдущего урока. Слайд №5

1.Тест  «От октября 1905 –го  к  октябрю 1917-го»

Учащимся розданы тестовые задания. Контроль качества выполнения идёт способом взаимопроверки по эталону ответов на доске  

1.  «Гвоздем» первой революции современники назвали требование:

а)        8-го рабочего дня;

б)        уничтожение помещичьего землевладения;

в)        создание в стране органов народного представительства.

2.        Под давлением вооружённого восстания в Москве «прославился»
  гвардейский полк:

   а) Волынский;

      б)        Семёновский;

в)        Преображенский.

3.  Отметьте требования из петиции рабочих Николаю II, которые были
удовлетворены правительством в ходе первой русской революции:

а)        создание в стране органов народного представительства;

б)        введение демократических прав и свобод;

в)        всеобщее обязательное бесплатное образование;

г)        отделение церкви от государства;

д)        отмена выкупных платежей;

е)        8-часовой рабочий день.

4.        Аграрная реформа П. А. Столыпина была направлена на:

а)        разрушение общинной психологии русского крестьянства;

б)        формирование широкого слоя мелких собственников в деревне как опоры
царской власти;

в)        ликвидацию крупных земельных собственников.

5.        Льготы для крестьян-переселенцев составляли:

а)        освобождение от воинского призыва;

б)        денежное пособие;

в)        бесплатное предоставление техники;

г)        право беспошлинной торговли на внешнем рынке.

6.        Террористический акт против П. А. Столыпина совершил:
а) Е. Ф. Азеф;

б)        Д. Г. Богров;

в)        Б. В. Савинков.

7.        Назовите основную причину Февральской революции:

а)        падение престижа императорской власти;

б)        дестабилизирующее влияние войны на все стороны жизни общества;

в)        революционная агитация большевиков.

8.        Председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 г. был:

а)        И. Г. Церетели;

б)        Л. Д. Троцкий;

в)        Н. С. Чхеидзе.

9.        При отречении Николая II присутствовали члены Временного комитета
Государственной думы:

а)        А. И. Гучков и В. В. Шульгин;

б)        П. Н. Милюков и А. Ф. Керенский;
в) М. В. Родзянко и Д. Н. Набоков.

10.        «Кругом измена, и трусость, и обман...» - эти слова принадлежат:

а)        Л. Г. Корнилову;

б)        А. Ф. Керенскому;

в)        Николаю П.

11. В1917г. один из лидеров российской социал-демократии писал: «Если капитализм еще не достиг в данной стране той высшей ступени, на которой он делается препятствием развития ее производительных сил, то нелепо звать рабочих, городских и сельских, беднейшую часть крестьянства к его ниспровержению». Это был:

а)        Г. В. Плеханов;

б)        В. И. Ленин;
    в) Л. Д. Троцкий.

12. Главное содержание изданного Петроградским Советом в марте 1917 г. «Приказа № 1» заключалось:

а)        во введении 8-часового рабочего дня;

б)        в провозглашении России республикой;

в)        в демократизации армии.

Слайд №6

Эталон ответов к тесту «От октября 1905 к октябрю 1917-го»

  1. Б.
  2. Б.
  3. А, Б, Д.
  4. Б.
  5. А, Б.
  6. Б.
  7. Б.
  8. В.
  9. А.
  10. В.
  11. А.
  12. В.
  1. Анализ документа «Апрельские тезисы» слайды №7, 8, 9.

Беседа по вопросам:

– Каково отношение лидера большевиков к войне?

-  В чем Ленин видел своеобразие «текущего момента» в России?

- Какие главные задачи Ленин ставит в политической сфере?

 - На какие способы достижения этих задач указывает Ленин?

-Что предлагает сделать Ленин для решения аграрного вопроса?

 - Какие шаги еще предлагает сделать лидер большевиков для изменения ситуации в стране?

3. Изучение нового материла. Слайд №10

1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Задание: На основе текста учебника охарактеризуйте политическую и экономическую ситуацию в стране, обусловившую новый государственный переворот, и заполните схему:

Политический кризис:                                Экономический кризис:

1                                                        1

2                                                        2

3                                                        3            

Вооруженное восстание в Петрограде, свержение власти Временного правительства и установление власти Советов.

Слайды № 11, 12.

  1. Погружение в эпоху. Работа в группах. Проверка опережающего задания. Слайд № 13

Диспут двух противоборствующих сторон о том, кто приносит больше пользы делу революции.

Петросовет                                Временное правительство

  1. Лекция

Учитель: Политическая ситуация к осени 1917 года меняется. Меняется и тактика Советов. Мы сейчас с вами посмотрим отрывок из лекции “Большевики приходят к власти”. Во время лекции обратите особое внимание на события Октября 1917 года. После окончания лекции мы с вами выполним задание.

Показ отрывка лекции – 4 минуты. Во время лекции краткое сообщение о биографии Л.Д. Троцкого.

Слайд № 14.

В самом начале сентября  происходят довыборы в Петроградский Совет. Большинство мест получили большевики. Председателем назначен Л.Д. Троцкий. Решение об изменении тактики большевиков и переориентации с мирных средств борьбы на вооруженный захват власти большевики приняли на 6 съезде своей партии в июле-августе 1917г.

Слайд № 15.

Как реальный политический курс это решение было оформлено не на партийном съезде, как этого требовал устав партии, на узком заседании членов ЦК 10 октября 1917г., причем не все эту идею поддержали. 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет (ВРК).

Слайд № 16.

Выполнявший роль штаба по подготовке восстания, в него помимо большевиков вошли представители левого крыла эсеровской партии. Во главе ВРК стал Л.Д. Троцкий. 22 октября ВРК направил своих представителей во все воинские части Петроградского гарнизона.

Слайд № 17.

 В это же время во всех районах города большевики организовали многочисленные митинги. В отличие от Февральской революции, которая вспыхнула стихийно, новое выступление готовилось большевиками тщательно, и об этом знали все силы.

Слайд № 18.

24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. Никто не оказал им сопротивления.

Слайд № 19.

Центром восстания стал Смольный, где размещался штаб большевистской партии. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. ВРК в обращении к гражданам России объявил о взятии власти.

Слайд № 20.

Небольшая заминка произошла лишь с захватом Зимнего дворца, защищать который остались небольшой юнкерский отряд и добровольческий женский батальон.

Слайд № 21.

Сигнал к началу штурма Зимнего дворца дан холостым выстрелом с крейсера «Аврора». В ночь на 26 октября Зимний пал.

Слайд № 22.

Керенский еще до штурма сумел выехать на фронт.

Слайд № 23.

Остальные члены Временного правительства были арестованы. Общие потери в этом удивительно мирном «вооруженном восстании» составили 6 человек.

Слайд № 24.

Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной альтернативы. Главные причины этого явились отсутствие твердой государственной власти, замедленный темп реформ, война, нарастание революционных настроений. Большевики сумели использовать эту ситуацию, чтобы попытаться на практике реализовать свою идеологическую доктрину. И это им удалось.

5. Модульный тест. Слайд № 25.

Выполнение заданий:

За выполнение задания А – 3 баллов,

За выполнение задания Б – 5 баллов.

На выполнение задания время – 3 минуты.

Задание А.

Соотнесите события и даты:

А. 9 сентября

1. Штурм Зимнего дворца. Арест Временного правительства.

Б. 10 сентября

2. Создание ВРК, выполнявшего тролль штаба по подготовке восстания.

В. 12 октября

3. Восставшие овладели всей столицей кроме Зимнего дворца.

Г. 24 октября

4. Большевики берут под свой контроль Петроград.

Д. 25 октября

5. Принятие резолюции о восстании.

Е. ночь с 25 на 26 октября

6. Начало восстания. Захват почты, телеграфа, вокзала.

Задание Б.

В чем причина победы большевиков в октябре 1917 года?

6. Работа с документами.  Слайд № 26.

Первые декреты Советской власти

Работа с содержанием первых декретов.

Слайд № 27.

Задание: Дайте оценку первым декретам Советской власти.

Документ 1

Декрет о земле Съезда Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. 26 октября 1917 г.

  1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого
    выкупа.

  1. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские,
    церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными
    постройками и всеми принадлежностями переходят э распоряжение
    волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских
    Депутатов впредь до Учредительного собрания.

  1. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего
    отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым
    революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов
    принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего порядка
    при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого
    размера |участки и какие именно подлежат конфискации, для составления
    точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей
    революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле со
    всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
  2. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований,
    впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен
    повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на
    основании 242 местных крестьянских наказов...

5.   Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.

Документ 2.

Декрет о мире Съезда Советов Работа и Солдатских Депутатов. 26 октября 1917года.

Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.

Справедливым или демократическом миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.

Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждений всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.

Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому, сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности...

Если какая бы то ни была нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей... не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войск присоединяющей или вообще сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение её является аннексией, то есть захватом и насилием.

Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.

Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, то есть соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой тайны при предложении условий мира.

Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твёрдое намерение вести переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтверждающих или заключённых правительством помещиков и капиталистов с февраля 25 октября 1917 года. Всё содержание этих тайных договоров... Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным...

Вопросы:

- Можно ли считать, что Декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?

- В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов?

Закрепление. Слайд № 28.

Учитель: Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года, познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику нового политического режима. Сегодня существует много точек зрения на революционные события 1917 года. Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду. Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть снова закабалила народ – установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”. Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости. Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому. В завершении нашей работы, для закрепления ваших знаний выполним задания:

Задание:  проанализируйте высказывания известных исторических деятелей – современников событий октября 1917, какую оценку они давали произошедшей революции.

                                                                                             

Оценка событий Октября современниками и историками.

П. Н. Милюков. «История Второй русской революции»:

«Начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская государственность».

А.И.. Деникин. «Очерки русской смуты»:

    «Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговоров стране, народу и революции».

А. Рид. Из приложений к книге «Десять дней, которые потрясли мир»:

«Нет! Эти люди — не заговорщики. Они не конспирируют. Наоборот, они действуют смело, открыто, без смягчающих слов, без маскировки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию, усиливаемую пропагандой на заводе, в казармах. На фронте, В стране — повсюду. Они вперед открыто назначают день вооруженного восстания, день захвата власти… Они - заговорщики? Никогда!»

Р. Пайпс. «Незамеченная революция»:

«Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог — и это была революция. А Октябрь — хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже поздно...».

Н. Верт. «История Советского государства. 1900-1991»:

«В условиях организационного вакуума осени 1917 года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой... Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков...»

М. Геллер, А. Некрич. «Утопия у власти. 1917 — 1945»:

«Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».

Рефлексия – 5  минут. Слайд № 29.

На отдельных листках попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.

Для этого ответьте на вопросы:

а)   - как я усвоил материал:

           - узнал ли больше

       получил глубокие знания – 9-10 баллов

       усвоил материал частично – 7-8 баллов

       мало что понял и запомнил – 4-5 баллов

      б)  - как я работал?

  • где допустил ошибки
  • удовлетворен ли своей работой?

       везде справился самостоятельно – 9-10 баллов

       допустил ошибки – 7-8 баллов

       работой не удовлетворен, справился с заданиями плохо – 4-5  

       баллов

Мое мнение:

     было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?

     с какими трудностями столкнулся?

     какие пожелания могу дать?

Слайд № 30.

Домашнее задание: параграф 23; вопросы и задания на стр. 109   учебника; самостоятельно изучить  судьбу Учредительного собрания и выполнить модульный тест к нему.

Слайд № 31.

Учитель: Урок хочется закончить на оптимистичной ноте. У нашей страны большое будущее – мы, как современники, видим медленное возрождение нашей мощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

План конспект урока истории по теме: " Экономическое развитие в годы правления Александра III" для 8 кл.

План - конспект урока построен на основе системно-деятельностного подхода к подаче учебного материала....

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства»

Внеклассное мероприятие по истории России на тему «Революция 1917 года через призму искусства» для 9 класса.Файл содержит конспект мероприятия, презентацию и материал для работы групп...