Личностно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания
статья по истории (6 класс) по теме

Коннова Наталья Борисовна

Данный материал   по проблеме личностно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания. Он позволяет  рассказать о том, как педагог применяет на своих уроках личностно-ориентированное обучение, поделиться опытом работы, как работает над данной проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение

 на уроках истории и обществознания

 

      Вот уже несколько лет наше ШМО учителей гуманитарного цикла работает над темой: «Личностно-ориентированное обучение на уроках гуманитарного цикла». Есть кое-какие наработки на этот счет, и имеется опыт работы коллег  над данной проблемой, которая продолжает изучаться и исследоваться. Ориентирование на личностное обучение учащихся  имеет целый ряд положительных моментов:

Во-первых, Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы  саму личность обучаемого, способствуют  обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательный микроклимат,  реализацию её природных способностей.

Во- вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.

В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы на уроках присутствует  разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

 

В рамках ЛО обучения как самостоятельные технологии можно выделить

        разноуровневое обучение,

        сотрудничество,

        коллективное взаимообучение,

        модульное обучение.

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности.

Признаки личностно-ориентированного подхода:

1.   Учет потребностей ученика.

2.   Диагностическая основа обучения.

3.   Адресная коррекция знаний (что и где нужно повторить).

4.   Сотрудничество и сотворчество.

5.   Создание ситуаций выбора.

6.   Учет физиологии и забота о здоровье учащегося.

7.  Приспособление методик к учебным возможностям ребенка

8.   Стимулирование развития и саморазвития.

9.   Рефлексия (самооценка, самоанализ).

Особенности работы учителя в личностно- ориентированных группах:

1. Использование таких форм, которые позволяют раскрыть субъективный опыт обучающегося

2.   Атмосфера повышенного интереса.

3.   Ученик имеет право на неправильный ответ(это его не пугает)

4.  Оценка деятельности учащегося не по итогу, а по процессу достижения результатов.

5.   Создание ситуаций общения, диалога.

6.   В начале урока – тема, цели, методы работы, понятия.

7.   Эмоциональный настрой (что понравилось).

8.   Рациональное домашнее задание.

 

                                                           

Данная технология позволяет  использовать различные типы уроков: доминирующий тип - урок-диалог, урок-размышление, урок - деловая игра, урок-взаимообучение, урок-интервью, урок-ролевая игра.

   Составляя план урока, всегда думаешь, как сделать так, чтобы детям  было интересно на моём уроке и, в то же время, чтобы они получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни. В моей педагогической копилке собраны разные приёмы, методы, формы преподавания истории, активизирующие учебный процесс.  

 Нетрадиционные методы, применяемые на уроках:

        метод экспрессии; приёмы метода - образные разговоры, написание мини-сочинений, эссе, комментариев. Так, например, на уроках истории предлагаю учащимся: «Представьте себя участником восстания или путешественником. Опишите свои чувства, мысли, используя историзмы». А также разговор с великими государственными деятелями провожу, на котором ребята задают вопросы Ивану Грозному, Александру Невскому и многим другим. Так развивается воображение  и творчество ребенка через развитие фантазии.

        Исследовательский метод, форма работы: групповая.

       Метод проблемного изложения. Например, задаю проблемный вопрос: «Почему княгиня Ольга приняла  христианство?»

 Метод проблемного изложения формирует способность к теоретическому мышлению, воспитывает деятельного человека, укрепляет механизмы памяти, так как, то, что открыли и сформулировали сами, лучше запоминается.

Изучая историческое явление,  использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над историческими  проблемами, но и общечеловеческими.

Так, после изучения темы «Наше поколение» даю ученикам задание написать сочинение,  «Каким я представляю свое будущее?» или очень хорошо работает на уроках такой прием «Недописанный тезис» Здесь есть над чем задуматься

        Рассматривая  вечные вопросы  смысла жизни, сравниваем их с жизнью великих людей, проходит обсуждение идеалов и ценностей современного человека. А в чем, по-вашему мнению, смысл жизни? А каков ваш идеал жизни?» Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем  предназначении в жизни – вот формула  успеха. 

   Часто мы работаем на уроках в малых группах и парах. Дети учатся слушать других, находить компромисс, выдвигать и обосновывать свою точку зрения. В группах обсуждаем  обществоведческие темы, жизненные ситуации, поведение человека, его поступки. Поэтому очень ценно то, что дети учатся и могут высказывать свою точку зрения. Ведь мысли, выводы,   сформулированные   детьми, берутся из жизненного опыта, и то, что обдумано, добыто самостоятельно, обретает особую ценность.  

    Очень важно, чтобы урок не был оторван от проблем современности, чтобы он был актуален, затрагивал важные жизненные вопросы, проблемы. На каждом уроке стараюсь выбрать такие темы, которые были бы актуальны для ребёнка. Иногда уроки начинаю с высказывания мудрых и великих людей, которые являются эпиграфом или притч. Обсудив «Притчу о добром самаритянине», прошу детей  дать комментарий, написать небольшое сочинение на тему «Добрый человек в моей жизни»  или «Что такое доброта?», «Кого можно назвать добрым человеком», «Что такое щедрость души?» и т.д. Наверняка,  у каждого в жизни был свой «добрый самаритянин», пусть дети вспомнят тех, кто делал им добро и сами захотят сделать тоже какое-нибудь доброе дело. Нужно, чтобы здесь  была очень сильной мотивация их поступков. Пусть хотя бы немного, капельку доброты в их сердцах прибавится, вот тогда и будет самый лучший результат. А еще на одном из уроков о доброте мы посадили в классе дерево доброты и написали на нем самые заветные желания, а потом провели акцию «Подари добро свое людям». Было очень здорово!

    Большинство из нас больше запоминают не то, чему нас учат, а то, как нас учат. Важно, не какой объём знаний ребёнок получил на уроке, а то, как он его получил. Одно дело, если эти знания вбиты ценой стресса, если ребёнок сидел на уроке и боялся посмотреть на учителя, боялся высказать свою точку зрения, боялся что-либо сделать какие-то движения,  потому что у них конфликт или потому что его не признают в классе. И совсем другое, если он учился с удовольствием, если, кроме знаний, он получил положительный эмоциональный заряд.  Благоприятный психологический климат урока - это необходимый элемент личностно-ориентированной технологии, поэтому атмосфера на уроках должна быть всегда доброжелательная.

    История по своей сути предмет жизни, ее наставница, предмет личностно-ориентированный. Для того чтобы ученик испытывал отвращение к уроку истории,  достаточно просто игнорировать его личность, «проходить» программу так, как удобно, интересно нам, взрослым, не вникая в проблемы того, ради кого всё это происходит. Как сделать урок истории личностно-ориентированным, как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для учеников величайшими ценностями, как научить их понимать себя, другого человека - важнейшие вопросы, которые помогут нам, педагогам, понять своих учеников.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.

Данная работа посвящена обобщению опыта работы по использованию личностно - оринтированного развивающнго обучения на уроках истории и обествознания.Разработки уроков прилагаются....

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

« Личностно - ориентированное развивающие обучение на уроках географии »

Ведущим в организации учебно-воспитательного процесса является личностный подход, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики -личности со своим миром чувств и переживаний. Это и...

Личностно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания

Целью данного метода, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности,  состоит в  создании системы психолого-педагогических условий, позволяющи...

Исследовательская работа учителя "Модели личностно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания"

Материал помогает учителю овладеть навыками личностно-ориентированного обучения...