методическая разработка урока по истории в 7 классе по теме: "Дворцовые перевороты"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Трефилова Надежда Петровна

 

Тип урока:  урок  изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

1. Образовательная: 

  • изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;
  • познакомить учащихся с ходом дворцовых переворотов;
  • подвести учащихся к пониманию сущности и характера дворцовых переворотов.

2. Развивающая:

  • продолжить развитие умений выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;
  • составлять таблицы;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • высказывать и аргументировать собственное мнение.

3. Воспитательная:

  • на материале урока способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся;
  • воспитать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.

 

Основные понятия и термины:  дворцовые перевороты, «бироновщина», «Верховники», гвардия, кондиции, регентство, секуляризация, фаворит, конституционная монархия.

 

Оборудование: портреты правителей периода дворцовых переворотов, схема «Династия Романовых в 17-18вв, таблица дворцовые перевороты, карта Россия в 17-1760г. Презентация

 

Задание:  В  конце урока самостоятельно сформулировать понятие «Дворцовые перевороты».

 

План

  1. Организационный момент
  2. Сообщение нового материала по плану:

1. Понятие и причины дворцовых переворотов XVIII века.

2. Ход переворотов:

    а) Екатерина I;

    б) Петр II;

    в) Анна Иоанновна;

    г) Иван VI;

    д) Елизавета Петровна;

    е) Петр III

3. Итоги дворцовых переворотов

Ш. Закрепление

IV. Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_istorii_dvortsovye_perevoroty_7_klass.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА  ИСТОРИИ

«ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»

(7 класс)

Тип урока:  урок  изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

1. Образовательная:  

  • изучить причины дворцовых переворотов XVIII века;
  • познакомить учащихся с ходом дворцовых переворотов;
  • подвести учащихся к пониманию сущности и характера дворцовых переворотов.

2. Развивающая:

  • продолжить развитие умений выделять главное, систематизировать и обобщать информацию;
  • составлять таблицы;
  • сопоставлять различные точки зрения;
  • высказывать и аргументировать собственное мнение.

3. Воспитательная:

  • на материале урока способствовать формированию исторического мировоззрения учащихся;
  • воспитать гуманистический подход к явлениям исторической действительности.

Основные понятия и термины:  дворцовые перевороты, «бироновщина», «Верховники», гвардия, кондиции, регентство, секуляризация, фаворит, конституционная монархия.

Оборудование: портреты правителей периода дворцовых переворотов, схема «Династия Романовых в 17-18вв, таблица дворцовые перевороты, карта Россия в 17-1760г. Презентация

Задание:  В  конце урока самостоятельно сформулировать понятие «Дворцовые перевороты».

План

  1. Организационный момент
  2. Сообщение нового материала по плану:

1. Понятие и причины дворцовых переворотов XVIII века.

2. Ход переворотов:

    а) Екатерина I;

    б) Петр II;

    в) Анна Иоанновна;

    г) Иван VI;

    д) Елизавета Петровна;

    е) Петр III

3. Итоги дворцовых переворотов

Ш. Закрепление

IV. Рефлексия

Ход урока

Слайд 1

УЧИТЕЛЬ: Мы начинаем изучение событий периода,  который вошел в историю под названием «Эпоха дворцовых переворотов». (Учащиеся записывают тему урока в тетради)

Слайд 2

УЧИТЕЛЬ: Давайте вместе посмотрим на тему  и попробуем сформулировать цель нашего урока, что мы сегодня нового должны узнать?

Ученики отвечают: что такое дворцовые перевороты, когда они были, почему происходили, чем закончились, кто в них участвовал.

УЧИТЕЛЬ подводит итог. Мы узнаем, почему так называлось это время и что было причиной всех событий. Вы будете не пассивными слушателями, а исследователями: я предлагаю вам самим определять причины и последствия тех событий, о которых будет идти речь.

Слайд 3

УЧИТЕЛЬ: давайте познакомимся с нашим планом на урок

План урока:

1. Причины дворцовых переворотов XVIII века.

2. Ход переворотов (заполнение таблицы):

    а) Екатерина I;

    б) Петр II;

    в) Анна Иоанновна;

    г) Иван VI;

    д) Елизавета Петровна;

    е) Петр III

3. Итоги дворцовых переворотов.

Слайд 4

Задание для учащихся:  Ваша задача - в конце изучения темы самостоятельно дайте определение понятию «Дворцовые перевороты».

Слайд 5

Проблемное задание: За 37 лет – с 1725г по 1762г на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они всходили на престол в результате дворцовых переворотов.  Объясните, почему это стало возможным?

УЧЕНИКИ: потому что не было достойных правителей и законных наследников после смерти Петра 1

Слайд 6 -7

Причины дворцовых переворотов

Дворцовые перевороты были связаны с несколькими событиями.

1.Борьба дворянских группировок за власть. В ходе переворотов обострились противоречия между дворянскими группировками - новым дворянством, выдвинувшимся в годы Петра I, и родовой аристократией. Каждая группировка отстаивала свои интересы и привилегии.

Вопросы к учащимся:

  1. Вспомните, как и в связи с чем изменился порядок наследования престола при Петре I? (указ Петра1)
  2. Каковы положительные и отрицательные последствия данного изменения?(Петр не успел оставить наследников, поэтому престо хотели захватить многие)

2. Обострение проблемы престолонаследия в связи с указом 1722 года, сломавшего традиционный механизм передачи власти от отца к сыну. Монарх получил право назначать наследника по своему усмотрению. Это привело к усилению борьбы за власть между придворными группировками.

3. Активная роль гвардии, которую Петр создал как привилегированную опору самодержавия. Гвардия стала реальной силой, на которую могли опираться монархи и претенденты на трон.

Слайд 8

Вопрос к учащимся: Назовите возможных наследников престола после смерти Петра I.

После смерти Петра I кандидатами на престол были:

Учитель предлагает учащимся предположить, кто же должен стать по праву правителем и объяснить почему именно этот человек. В ходе обсуждения учитель даёт пояснения, что дочери Анна и Елизавета были рождены от 2 брака Петра, и считались незаконнорожденными, так как родились, когда Пётр и Екатерина ещё не обвенчались.

Основных претендентов на престол было двое - жена Петра I - Екатерина Алексеевна и его внук Петр. Сподвижники Петра во главе с Меншиковым А.Д. выступили за жену Петра, а родовая знать – Д.М.Голицын, В.В.Долгоруков - за его внука Петра Алексеевича. Сподвижники Петра указывали на Екатерину как на избранницу самого императора, им же коронованную. Гвардия любила ласковую и веселую царицу, делившую с войсками опасности походов и осыпавшую ее знаками милости в мирное время, поэтому поддержала ее кандидатуру.

Задание для учащихся. По ходу изучения темы составить таблицу «Дворцовые перевороты».

Слайд 9

Таблица «Дворцовые перевороты»

    Правитель

 Даты правления

     Особенности правления

Слайд 10

Правление Екатерины I. (Учащиеся записывают даты в таблицу)

Происхождение Екатерины Алексеевны доподлинно неизвестно. Предположительно, родилась она в Лифляндии, в крестьянской семье Скавронских, литовского или латышского происхождения, и при крещении по католическому обряду была названа Мартой. Рано лишившись родителей, в 12 лет попала к мариенбургскому протестантскому пастору и росла вместе с его детьми. Во время Северной войны Марта попала в плен. Благодаря своей красоте и бойкости поступила в услужение к Шереметеву, а от него к Меншикову. В 1703 году ее увидел Петр I и вскоре поселил в селе Преображенском в числе придворных девиц царевны. Здесь она приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной.

В официальный брак с ней Петр вступил в 1712 году. Только она одна владела искусством успокаивать своего вспыльчивого супруга, страшного в гневе. Говорят, что когда Петр терял самообладание и уголки его губ начинали судорожно подергиваться, предвещая гнев и бурю, немедленно извещали об этом Екатерину. Сам звук ее голоса действовал на него успокаивающе.

Слайд 11

При императрице был создан Верховный тайный совет для решения важнейших государственных дел, ведущую роль в котором играл Меншиков. Роль Сената и Синода значительно ослаблялась.

Вопросы к учащимся: 

  1. Подумайте, с какой целью был создан Верховный тайный совет?
  2. О чем свидетельствует изменение порядка управления государством при Екатерине I?

До вступления на престол Екатерина I не умела ни читать, ни писать. Но через 3 месяца она научилась подписывать государственные бумаги.

Императрица окружила себя любимцами и проводила время в пышных пирах и празднествах. Главной заботой ее была гвардия. Екатерина была сострадательна к несчастным и часто помогала им. В ее передних постоянно толпились солдаты, матросы и ремесленники, которые искали помощи.

Вся деятельность Екатерининского правительства ограничивалась мелочами. Был уменьшен подушный сбор с населения. В целом же была продолжена политика Петра I: по замыслам царя-преобразователя открыта Академия наук, отправлена экспедиция В.Беринга, чтобы установить, соединяются ли Азия  и Северная Америка перешейком.

     7 мая 1727 года, всего через 2 года и 3 месяца после вступления на престол, Екатерина Алексеевна скончалась. Перед самой ее смертью было составлено завещание о передаче императорской власти в руки Петра Алексеевича, внука Петра Великого.

Вопрос к учащимся: Назовите особенности правления Екатерины  I. (Учащиеся заполняют третью графу таблицы)

Слайд 12

Правление Петр II.  (Учащиеся записывают даты в таблицу)

После смерти Екатерины новым императором по ее завещанию стал внук Петра I - 12-летний Петр II. До его совершеннолетия Россией должен был управлять Верховный Тайный Совет. Передачей императорской власти в руки внука Петра I все надеялись примирить враждебные группировки.

Петр II родился в 1715 году. С детских лет был круглым сиротой: мать умерла через 10 дней после его рождения, отец умер в тюрьме в 1718 году. Петр Великий совершенно не интересовался занятиями внука и не рассматривал его в качестве возможного наследника престола. Петр II серьезных занятий не терпел и проводил время в основном в играх, гуляниях и охоте.

Слайд 13-14

Борьба за влияние на молодого царя. В первое время малолетний император полностью подчинился влиянию Меншикова. Он был помолвлен с 16-летней дочерью Марией Меншиковой, а своему покровителю присвоил звание генералиссимуса. Но продолжалось это недолго. Петр II был обручен с княжной Екатериной Долгоруковой. При содействии князей Долгоруковых вскоре произошло стремительное низвержение любимца Петра I с недосягаемой, казалось, высоты. Он был лишен всех чинов, должностей и наград, имущество его конфисковано, а сам он сослан в глухой сибирский город Березов, в котором умер в 1729 году.

           Политика Петра II. В составе Верховного тайного совета стали преобладать аристократические фамилии. Усилилась роль вице-канцлера Андрея Ивановича Остермана.

Император переехал вместе с двором в Москву и совсем перестал заниматься государственными делами, проводя время на конюшне и псарне, развлекаясь охотой.

Вскоре Петр умирает от черной оспы, с его смертью пресеклась мужская линия Романовых, а назначить себе преемника он не успел.

Задание для учащихся. Запишите в  таблицу основные направления политики Петра II.  

Слайд 15

Правление Анны Иоанновны. (Учащиеся записывают даты в таблицу)

Члены Верховного тайного совета пригласили на престол дочь Ивана V, племянницу Петра I, герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну. Она рано овдовела, жила в стесненных материальных условиях, во многом за счет средств русского правительства. Она не имела сторонников и связей в России, что давало возможность ограничить ее власть.

Верховники заставили Анну подписать кондиции (условия), ограничивавшие самодержавие. Высшим органом управления должен был стать Верховный тайный совет

СОДЕРЖАНИЕ «КОНДИЦИЙ»:

Императрица не имеет право:

  • вступать в супружество
  • назначать наследника
  • объявлять войну и заключать мир
  • назначать военное руководство
  • утверждать бюджет государства
  • вводить новые налоги
  • наказывать и награждать представителей всех сословий.

Вопросы к учащимся: 

  1. Являлись ли кондиции свидетельством ограничения абсолютной монархии, сложившейся при Петре I?
  2. Как можно охарактеризовать форму правления при соблюдении подобных кондиций?

Мнения историков. Среди ученых нет единого мнения относительно данных событий. Одни видят в кондициях стремление установить вместо самодержавия «олигархическую» форму правления, отвечавшую интересам узкого слоя родовитой знати и ведущую Россию назад к эпохе «боярского своеволия». Другие считают, что это был первый конституционный проект, ведущий к утверждению конституционной монархии и ограничивавший произвол деспотического государства, созданного Петром, от которого страдали все слои населения, включая аристократию.  

Планы Верховников стали известны гвардии, при поддержке которой Анна разорвала кондиции и восстановила самодержавие в полном объеме.  

Вопрос к учащимся:  Как вы думаете, почему «Верховникам» не удалось достичь желаемой цели»?

Слайд 16

Анна Иоанновна почти не занималась государственными делами, а поручила их своим  фаворитам, главным из которых считают Э.Бирона, человека честолюбивого, грубого и корыстного, про которого говорили: «Бирон говорит о лошадях и с лошадьми как человек, а с людьми и о людях как лошадь».

Бирон Эрнст Иоганн (1690-1772) - фаворит императрицы Анны Иоанновны. С 1718 года находился при ее дворе в Курляндии, приехал с ней в Россию в 1730 г. в качестве обер-камергера. В 1737 г. при содействии императрицы избран герцогом Курляндским. По завещанию Анны Иоанновны после ее смерти в 1740 г. стал регентом при малолетнем царе Иване VI Антоновиче. После дворцового переворота 9 ноября 1740 г. его приговорили к смертной казни, затем заменили ссылкой. Был возвращен в Санкт-Петербург Петром III, восстановлен Екатериной II на Курляндском герцогском престоле.

Остерман Андрей Иванович (Генрих Иоганн Фридрих) (1686-1747) - государственный деятель, дипломат, граф (1730). Сын лютеранского пастора из Вестфалии. На русской службе с 1703 г. С 1723 г. - вице-президент Коллегии иностранных дел. С 1725-1741 гг. - вице-канцлер. С 1726 г. - член Верховного тайного совета. В 1727-1730 гг. - воспитатель и наставник Петра III. В 1730 г. встал на сторону Анны Ивановны в ее борьбе в «верховниками». С 1731 г. - фактический руководитель внутренней и внешней политики России. После смерти Анны Ивановны добился отставки Бирона и Миниха. При Анне Леопольдовне вновь занял ключевые позиции. После дворцового переворота 1741 г. был арестован, предан суду, приговорен к казни. По решению Елизаветы Петровны казнь была заменена ссылкой в Березов, где Остерман и умер.

Мнения историков. Некоторые ученые называют период правления Анны «бироновщиной», полагая, что его главной чертой было засилье немцев, пренебрегавших интересами России, демонстрировавших презрение ко всему русскому и проводивших политику произвола по отношению к русскому дворянству. Другие (Е.И.Анисимов, А.Б.Каменский) опровергают их. Иностранцы приезжали служить русским монархам еще задолго до царствования Анны. Исследователи считают, что правительственный курс определял враг Бирона канцлер А.Остерман, а произвол чинили представители отечественного дворянства во главе с руководителем Тайной канцелярии А.И.Ушаковым. Да и урон казне русские дворяне наносили не меньший, чем иноземцы. Все приближенные императрицы боролись за власть, пожалования, привилегии.

Слайд 17

Политика Анны Иоанновны. Верховный тайный совет был ликвидирован и восстановлена власть Сената. Для оперативного управления страной был образован Кабинет министров.

В период ее правления были расширены привилегии дворянства. Срок службы дворянства был ограничен 25 годами. Создан кадетский дворянский корпус, по окончании которого присваивалось офицерское звание. Было разрешено записывать дворянских детей на службу с младенчества, что давало возможность по достижении совершеннолетия получить офицерский чин заочно. Был отменен указ о единонаследии, ограничивавший право дворян распоряжаться своей земельной собственностью, передавая ее только старшему сыну, обрекая остальных на существование за счет военной или гражданской службы.

Возросла роль Тайной канцелярии (политической полиции), сыска и доносов. Достаточно было кому-то прокричать «Слово и дело», как его вместе с жертвой тащили в «тайную», где подвергали жестоким допросам и пыткам. Смертная казнь угрожала всякому, кто не донесет на оскорбителя царствующей особы.

Положительными моментами царствования было продолжение поступательного развития страны. Были учреждены полицейские управления в городах для сохранения порядка и безопасности обывателей. На основных дорогах устраивались почтовые станции. Было открыто несколько месторождений железных руд. Организован ряд научных экспедиций (к Камчатским берегам под руководством Беринга и экспедиция Муравьева и Овцина исследовала Северный морской путь по Ледовитому океану). Появилась первая книга по российской истории на русском языке, написанная Василием Никитичем Татищевым.

Анна Иоанновна любила развлечения, особенно наблюдать за шутами, среди которых были представители знатнейших фамилий, любила дурацкие драки, охоту, стрельбу по живым мишеням, верховую езду. Огромные средства были затрачены на строительство Ледяного дома, в котором сыграли свадьбу придворного шута. При дворе царили роскошь, взяточничество, лесть, азартные игры. Умерла Анна Ивановна в 1740 году, объявив своим преемником двухмесячного сына своей племянницы Ивана Антоновича.

Вопрос к учащимся: Назовите особенности правления Анны Иоанновны I. (Учащиеся заполняют третью графу таблицы)

Слайд 18

Правление Ивана VI. (Учащиеся заполняют таблицу)

Иван Антонович был правнуком царя Ивана V. Отцом его был принц брауншвейгский Антон-Ульрих. Регентом был объявлен Бирон.

Бирон, зная о недоброжелательном к себе отношении в обществе, начал правление милостями. Он отменил несколько смертных приговоров, снизил подушный налог. Но его регентство продолжалось всего 3 месяца. В условиях всеобщего недовольства дворянства гвардия совершает государственный переворот, арестовав Бирона. Реальная власть перешла в руки фельдмаршала Б.К.Миниха, организовавшего переворот, а затем барона А.И.Остермана.

Правительницей России была объявлена Анна Леопольдовна, которая щедро наградила участников заговора, а своему супругу Антону-Ульриху присвоила звание генералиссимуса. Но в государственных делах она опыта не имела, к ним не тянулась. Ключевые посты в управлении оставались в руках немцев.

Слайд 19

Все недовольные немецким засильем группировались вокруг дочери Петра I Елизаветы. В ноябре 1741 года Елизавета при помощи гвардейцев Преображенского полка совершает очередной переворот.

В.О.Ключевский: «Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, Елизавета в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья… явилась… в казармы Преображенского полка, напомнила гренадерам, чья она дочь, стала на колени, и, показывая крест тоже коленопреклоненным гренадерам, сказала: «Клянусь умереть за вас; клянетесь ли вы умереть за меня?» Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец, без сопротивления проникла в спальню правительницы и разбудила ее словами: «Пора вставать, сестрица!» - «Как, это вы, сударыня?!» - спросила Анна спросонья - и была арестована самой цесаревной, которая, расцеловав низвергаемого ребенка-императора, отвезла мать в свой дворец. Елизавета в тот же день перебралась в очищенный Зимний дворец».

Ее поддерживали простые горожане и гвардейцы, идеализировавшие период правления Петра I и видевшие в Елизавете спасительницу России. А экс-император Иван Антонович в 1756 году был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где и был убит охраной при попытке освобождения в 1764 году.

Правление Елизаветы I. Елизавета Петровна родилась в 1709 году и к середине XVIII века была единственной прямой наследницей Петра Великого. Была женщиной красивой, неуравновешенной, но доброй и неглупой. Она превосходно говорила по-французски, знала итальянский и немного немецкий. Изящно танцевала, отличалась веселым нравом, была подвижна, эмоциональна и очень проста в обращении с другими. Двери ее дворца были открыты. Она щедро одаривала бедных, охотно участвовала в свадьбах и крестинах. Народу она нравилась, гвардейцы готовы были пойти за ней в огонь и воду.

Слайд 20

На смену немецким фаворитам пришли русские. Именно они и занимались внутренней и внешней политикой. Сама Елизавета мало занималась государственными делами, т.к. не получила должного образования. Любила балы, маскарады и другие развлечения.

Шувалов Петр Иванович (1710-1762) - государственный и политический деятель. Граф, генерал-фельдмаршал. Участник дворцового переворота 1741 г. Фактический глава правительства при императрице Елизавете Петровне. Один из руководителей русской армии в Семилетней войне. В 50-е гг. XVIII в. определял внутреннюю политику России, в основе которой лежали идеи «просвещенного абсолютизма». Автор и инициатор проведения ряда реформ в области экономики и финансов. Активно участвовал в работе Уложенной комиссии, реорганизации армии.

Разумовский Алексей Григорьевич (1709-1771) - государственный деятель, граф. Родом из семьи реестрового украинского казака. С 1731 г. - певчий в украинской капелле при  императорском дворе. Фаворит цесаревны Елизаветы Петровны. После дворцового переворота 1741 г. стал камергером, генерал-поручиком, а в 1756 г. - генерал-фельдмаршалом. В 1742 г. тайно вступил в брак с императрицей Елизаветой Петровной. После переворота 1762 г. в отставке.

Елизавета провела ряд преобразований. Она провозгласила возвращение к политике своего отца. Вернула Сенату значение высшего государственного органа, восстановила ряд коллегий. Был ликвидирован Кабинет министров и учреждена личная императорская канцелярия, через которую проходили все документы. Это вновь привело к усилению централизации власти в руках монарха. Была отменена смертная казнь.

Были уничтожены внутренние таможенные пошлины, что способствовало развитию торговли. На товары, ввозимые из-за границы, увеличивалась пошлина. Созданы Дворянский и Купеческий банки, реорганизовано денежное обращение. Дворяне получили монополию на винокурение.

Вопрос к учащимся: Какие последствия для развития экономики России должны были иметь эти реформы?

Дворянство постепенно превращалось из служилого в привилегированное сословие. Усилился крепостной гнет: помещики получили право продавать крестьян в рекруты и ссылать без суда в Сибирь. Вводился запрет для помещичьих крестьян по своей воле поступать на военную службу.

Вопрос к учащимся: С какой целью правительство наделило помещиков правом ссылать крестьян в Сибирь?

Время правления Елизаветы Петровны стало расцветом русской науки и искусства. При активном содействии фаворита Елизаветы И.И.Шувалова по инициативе и проекту М.В.Ломоносова был открыт в 1755 году Московский университет. Указ был подписан 25 января в Татьянин день, который отныне стал отмечаться как праздник студентов. Ломоносов первым из русских ученых стал профессором Академии наук. Немцы потеряли прежнюю власть в Академии. Было положено начало первому русскому театру Федора Волкова и Александра Сумарокова. Создана Академия художеств.

Отношение к периоду правления Елизаветы неоднозначно. Нескончаемо шли праздники, спектакли, прогулки, маскарады, поражающие блеском и роскошью. И все это соседствовало с не менее поражающей нищетой обстановки и скудостью. Елизавета царствовала в золоченой нищете. После себя она оставила 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, кучу неоплаченных счетов и громадный недостроенный Зимний дворец. Умирает Елизавета в 1761 году, провозгласив наследником своего племянника Петра III.

Слайд 21

Вопросы к учащимся:

  1. Какие изменения в обстановке в России произошли в период правления Елизаветы I по сравнению с периодом правления Анны Иоанновны?
  2. Как изменилась система государственного управления? Позитивны ли данные изменения?
  3. Как изменилось положение дворянского сословия?
  4. Можно ли говорить об усилении крепостной зависимости в данный период?
  5. Можно ли говорить о том, что Елизавета продолжила политику своего отца?
  6. Назовите особенности правления Елизаветы I. (Учащиеся заполняют третью графу таблицы)

Слайд 22

Правление Петра III. (Учащиеся заполняют таблицу)

Петр Ш родился в 1728 году и был внуком Петра I, сыном его старшей дочери Анны. Он также являлся внучатым племянником шведского короля Карла XII и имел права на шведский престол. Его царствование было самым коротким - всего 6 месяцев. Петр III родился в Голштинии, рано остался круглым сиротой. Мальчику не позволяли резвиться, плохо кормили и часто наказывали. Это сказалось на характере Петра - он был нервным, впечатлительным, нетерпеливым, упрямым и трусливым. С детства он воспитывался в неприязни ко всему русскому и почтении к немецкому. Он боготворил Фридриха II, любил военное дело.

           Мнения историков. В русской историографии личность и деятельность Петра III единодушно оценивались крайне негативно. Он предстает как недоумок, который гримасничал, паясничал, играл в куклы и подражал всему прусскому. Современные российские и зарубежные историки более позитивно оценивают личность монарха, отмечая его увлечение игрой на скрипке и итальянской музыкой, любовь к живописи, простоту обращения с подданными. За 6 месяцев правления он успел осуществить несколько важных преобразований в стране и изменить ее внешнеполитический курс. Основные его реформы были тщательно продуманы и заранее планировались русской бюрократией.

В 1762 году подписал манифест «О вольности дворянства» («О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»), освободивший дворян от обязательной службы, отменявший для них телесные наказания и превращавший в подлинно привилегированное сословие – опору самодержавия.

Была упразднена Тайная канцелярия. По его указанию были возвращены из ссылки многие сосланные и изгнанные. За наиболее важные дела император брался энергично. Уже с утра был в своем рабочем кабинете, где заслушивал доклады подданных; затем на Дворцовой площади принимал развод какого-либо полка; потом спешил в Сенат или в коллегии. Бывал он и на фабриках и лично распоряжался постройкой Зимнего дворца.

Петр III прекратил преследование старообрядцев и принял решение о секуляризации, то есть отчуждении в пользу государства церковно-монастырского землевладения, готовил указ об уравнении всех религий.

Эти меры отвечали объективным потребностям развития России и отражали интересы дворянства. Но неуравновешенное поведение Петра III, безразличие и нелюбовь к России, оскорбительное отношение к жене, сумевшей добиться уважения со стороны дворянства и гвардии, привели к перевороту. В немалой степени этому способствовали его пронемецкие симпатии, подписание мира с Пруссией и реорганизация армии на прусский манер: введение прусских мундиров, ужесточение дисциплины и усиление муштры.

В 1762 году в результате дворцового переворота к власти пришла Екатерина П. Петр Ш через неделю был убит в Ропше.

Вопрос к учащимся: Перечислите причины, приведшие к государственному перевороту.

Слайд 23

Итоги дворцовых переворотов.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему в России в XVIII веке были так часты дворцовые перевороты?
  2. Менялся ли характер власти?
  3. Каковы последствия дворцовых переворотов?
  4. Некоторые историки высказывают мнение, что в 1730 году был упущен уникальный шанс перехода России к конституционной форме правления. Согласны ли вы с этим мнением?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Слайд 24

Повторение основных понятий урока:

  1. Регентство. (По щелчку мыши появляется правильный ответ)
  2. Гвардия.
  3. Фаворит.
  4. Кондиции.
  5. «Бироновщина».
  6. Секуляризация.
  7. «Верховники».

Слайд 25-26

Кто изображен на картине? 

Слайд 27

Соотнесите имя правителя и годы его правления.

1. Анна Иоанновна                             А. 1725 - 1727

2. Елизавета Петровна                        Б. 1741 - 1761

3. Екатерина I                                      В. 1727 - 1730

4. Петр II                                              Г. 1761 - 1762

5. Петр III                                             Д. 1730 - 1740

Подведение итогов урока.

Мнения историков. В произведениях русских и советских историков (С.М.Соловьева, С.Ф.Платонова, Н.Я.Эйдельмана) эпоха дворцовых переворотов характеризуется как значительный шаг назад в развитии русской государственности по сравнению с петровским периодом. Правители этой эпохи в исторических трудах казались ничтожествами по сравнению с мощной фигурой царя-реформатора. В характеристику эпохи входили представления об ослаблении абсолютизма, засильи иностранцев во времена обеих Анн, огромной роли гвардии в решении политических вопросов, патриотических мотивах переворота Елизаветы Петровны. Бироновщина трактовалась как особо свирепый режим, сходный с опричниной. В работах современных историков (Д.Н.Шанского, Е.В.Анисимова, А.Б.Каменского) намечается отказ от таких однозначных оценок, признание, хотя и противоречивого, развития русской государственности.

Выводы. Дворцовые перевороты не влекли за собой изменений политической, а тем более социальной системы общества и сводились к борьбе за власть различных дворянских группировок, преследовавших свои, чаще всего корыстные интересы. Были расширены привилегии дворянства, крепостное право достигает своего апогея (т.к. резко усилилась власть дворян над крестьянами). Укрепился абсолютизм и бюрократический аппарат. В целом социально-экономическая стабилизация и внешнеполитические успехи Елизаветы  создавали условия для преобразований в эпоху Екатерины II.

Cлайд 28

РЕФЛЕКСИЯ

  • Чем наш урок отличался от предыдущих? (весь урок изучали новую тему)
  • Что вам понравилось на уроке, а что нет?
  • Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, ставит оценки ученикам за сообщения. 

СЛАЙД 29

  • § 20-21.
  • Доделать таблицу.
  • Выучить понятия.
  • Помнить даты и порядок смены правителей на троне

Источники, использованные для подготовки к уроку

  1. Барабанов В.В. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учеб. пособие /В.В.Барабанов, И.М.Николаев, Б.Г.Рожков. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России конец 16-18века, 7 класс-М.; Просвещение, 2010.
  3. Колесниченко Н.Ю., История России конец 16-18века, 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Волгоград: Учитель, 2005г
  4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. IX - середина XVIII в. - М.: «Мысль», 1992.
  5. Кириллов В.В. История России: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
  6. Кулюгин А.И. Правители России. - М.: ЗАО «Фирма СТД», ЗАО «Славянский дом книги», 2006.
  7. Энциклопедия для детей. Т.5 История России и ее ближайших соседей. Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. /Гл редактор М.Д.Аксенова. - М.: Аванта+, 1997.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК ПО ИСТОРИИ в 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»

(подготовка сообщений, заполнение таблицы)

№ п/п

ФИ ученика

Оценка

1

Анфалов Николай

4

2

Гавшина Анжелика

4

3

Владыкина Анастасия

5

4

Гавшин Владислав

4

5

Гавшин Савелий

5

6

Дудин Егор

4

7

Ичетовкин Максим

3

8

Лузянина Евгения

5

9

Максимов Дмитрий

4

10

Максимов Станислав

3

11

Сабурова Александра Григорьевна

4

12

Сабурова Александра Сергеевна

5

13

Сабуров Константин

4

14

Снигирев Никита

3

15

Сабуров Юрий

3

16

Селезнева Ольга

5

17

Селукова Елена

5

18

Тонкова Елена

3

ОЦЕНКИ ЗА ПРОВЕРОЧНУЮ РАБОТУ  ПО ИСТОРИИ в 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»

№ п/п

ФИ ученика

Оценка

1

Анфалов Николай

3

2

Гавшина Анжелика

4

3

Владыкина Анастасия

5

4

Гавшин Владислав

3

5

Гавшин Савелий

5

6

Дудин Егор

4

7

Ичетовкин Максим

3

8

Лузянина Евгения

5

9

Максимов Дмитрий

3

10

Максимов Станислав

3

11

Сабурова Александра Григорьевна

4

12

Сабурова Александра Сергеевна

5

13

Сабуров Константин

4

14

Снигирев Никита

3

15

Сабуров Юрий

4

16

Селезнева Ольга

5

17

Селукова Елена

4

18

Тонкова Елена

3

ОЦЕНКИ ЗА КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ  ПО ИСТОРИИ в 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1725-1762гг»

№ п/п

ФИ ученика

оценка

1

Анфалов Николай

3

2

Гавшина Анжелика

3

3

Владыкина Анастасия

5

4

Гавшин Владислав

4

5

Гавшин Савелий

5

6

Дудин Егор

4

7

Ичетовкин Максим

4

8

Лузянина Евгения

5

9

Максимов Дмитрий

4

10

Максимов Станислав

3

11

Сабурова Александра Григорьевна

4

12

Сабурова Александра Сергеевна

5

13

Сабуров Константин

4

14

Снигирев Никита

3

15

Сабуров Юрий

4

16

Селезнева Ольга

5

17

Селукова Елена

5

18

Тонкова Елена

3

Картографический тест по теме: «внешняя политика в 1725-1762гг.»

 

1) покажите на карте и словами опишите места сражения русско-турецкой войны 1735-1739гг...

2) информацию картосхемы «Участие России в семилетней войне» расчлените на три самостоятельных картографических сюжета:

1) Начало битвы; 2. Кульминация боя; 3. Конец сражения».

Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников:

3) по карте «Внешняя политика России в 18 веке» проследите, как изменялась площадь России после  событий во внешней политике 1725-1762гг.Сделайте вывод о характере основных изменений.

Тесты с выбором ответа

4. Какая крепость была взята русскими войсками в 1737г, отметьте этот город на карте                       а) Азов  б) Очаков  в) Хотин

5. С какой страной сражалась Россия в семилетней войне, отметьте на карте

А) Пруссия   Б) Турция    В) Швеция

6. Отметьте страны, которые входили в коалицию против России:

Франция, Пруссия, Англия, Австрия, Россия, Саксония, Щвеция

7. Дайте словесное описание расположения Швеции на карте

Швеция  была расположена на берегу …….. Столицей ее был город.... распологавшийся.... Южная граница доходила до... . На севере страна  граничила с..., на востоке ее соседом ....

Тест История России 7 класс

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг

1.После смерти Петра I кто унаследовал российский престол?

а) Петр II Алексеевич, внук;         б) Анна, его дочь;            в) Екатерина, жена.

2. В годы царствования Екатерины I реальная власть принадлежала:

а) представителям старой знати (Е. А. Долгорукому, Д. М. Голицыну);

б) Сенату;             в) П. И. Ягужинскому;          г) А. Д. Меншикову.

3.Двор покинул Петербург и переехал в Москву в годы правили:

а) Павла I;      б) Петра I;      в) Екатерины I;             г) Анны Иоанновны; д) Петра II.

4. Соотнесите имена российских правителей и их родственные связи:

а) Екатерина I;        

б) Анна Иоанновна;

в) Петр II;

г) Елизавета Петровна;

д) Петр III.

1) дочь Петра I;

2) внук Петра I;

3) внук Петра 1 и внучатый племянник шведского КОВ Карла XII;

4) жена Петра I;

5) племянница Петра I.

5. Расположите в хронологической последовательности царствование перечисленных ниже монархов:

а) Петр II;

б) Елизавета Петровна;

в) Екатерина II;

г) Петр III;

д) Иван Антонович;

е) Анна Иоанновна;

ж) Екатерина I.

6. Человек, который при дворе Анны Иоанновны играл основную роль:

а) Ушаков;               б) Бирон;                в) Остерман.

7. Указ Петра I о престолонаследии (1722г.) утверждал право государя:

а) передовать престол по наследству;

б) самому выбирать и назначать наследника;

в) вместе с Сенатом выбирать и назначать наследника.

8. На кого опирались правители во время  дворцовых   переворотов ?

9. Кто меньше всего находился на престоле? Почему? Как вы думаете?

10.Кто дольше всего был на престоле?

11.Давайте вспомним все, что узнали и поиграем в игру «крестики-нолики»

Все вы ребята умеете играть в крестики-нолики. Вот мы и поиграем по теме « Дворцовые   перевороты ». Если да — то ставите Х Если нет — то ставите 0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.  Дворцовые   перевороты  начались после смерти Петра I. ( Да или нет)

2. Петр II – сын Петра I. ( Да или нет)

3. Елизавета Петровна дочь Петра I. ( Да или нет)

4. Анна Иоанновна жена Петра I. ( Да или нет)

5. Меньшиков был фаворитом Екатерины I ( Да или нет)

6. Екатерина II – племянница Петра I. ( Да или нет)

 7 . Петр III имеет отчество Федорович. ( Да или нет)

8. Петр II имеет отчество Иванович. ( Да или нет)

9.  Дворцовые   перевороты  закончились с именем Екатерины II. ( Да или нет)

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х

Педагогическая практика

Селуковой Надежды Петровны

       Селукова Надежда Петровна, студентка группы № ЗС-020700-31(К) исторического факультета ФГБОУ    ВПО «Удмуртский государственный университет» прошла практику в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кулигинская средняя общеобразовательная школа» Кезского района Удмуртской Республики  сроком  - 5 недель с 25 марта по 29 апреля 2013г.

      За истекший период Надеждой Петровной всего было проведено 10 уроков по истории России в 7 классе -8 уроков, по истории древнего мира в 5 классе – 2 урока согласно рабочей программе:

1-2. Дворцовые перевороты. 2часа

3.  Расширение прав и привилегий дворянства. Внутренняя политика в 1725-1762 годах

4. Внешняя политика России в 1725-1762

5. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

6. Социальная политика. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

7. Экономическое положение России во второй половине 18 века

8.  Внешняя политика Екатерины 2

9.  Олимпийские игры в Древней Греции, 5 класс

10. В городе богини Афины

     3 урока из них были зачетными – ученики получили оценки за урок:

1. Дворцовые перевороты (оценки и разработка урока прилагается).

2. Дворцовые перевороты (оценки и разработка поверочной работы прилагается).

3. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 (оценки и разработка картографического теста прилагается).

      В соответствии с планом практики студентка провела внеклассное мероприятие в 10 классе по теме: «Дружба» в игровой форме, а также классный час на тему: «Скажем нет вредным привычкам». Кроме того вместе с классом участвовала в акции «Неделя добрых дел» - уборка территории села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории 9 класс "Культура Серебряного века"

Разработка урока с использование информационно-коммуникационных технологий....

Методическая разработка урока по истории 9 класс

Методическая разработка урока по истории 9 класс по теме "Холодная война"...

Методическая разработка урока по истории 5 класс

Методическая разработка урока по истории 5 класс по теме: "Древнейшие цивилизации Индии и Китая"...

Методическая разработка урока по истории.8 класс. Война за независимость. Образование США

Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентированное обучение, развитие необходимых умений и навыков и...