Феодальная раздробленность на Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Султанова Руфия Ринатовна

Владимиро-Суздальская Русь. Модульное обучение. Возникновение самостоятельных княжеств в XII-XIII вв. Возникновение самостоятельных княжеств на Руси в XII-XIII веках. Новгородская боярская респ-ка. Новгородская республика. Экскурсия. Осн. этапы разв. феод. строя на Руси. Политическая раздробленность на Руси. Возникновение самостоятельных княжеств. Деловая игра. Раздробленность на Руси. Раздробленность русских земель. Россия в период раздробленности. Обобщающий. Рус. земли и княжества в ХI- 1-й пол. XIII вв. Феод. раздробл-сть на Руси. Удельная Русь (вторая половина XIII–XV вв.). Удельный период русской истории. Феодальная раздробленность. Феодальная раздробленность на Руси. Феодальная раздробленность на Руси. Феодальная раздробленность на Руси. Обобщающий. Феодальная раздробленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл feod-rus.rar500.82 КБ

Предварительный просмотр:

Каждой эпохе, каждому этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ общества, который должна выполнить школа по подготовке молодого поколения к современным условиям жизни.

Мы живем в век информации и глобализации. Скорость появления новых знаний значительно обгоняет возможности их усвоения и осмысления. А стремительный процесс глобализации, разрушая, казалось, незыблемые ценности и границы, потребовал от человека новых навыков в осмыслении информации, ее обработки, толерантных решений и действий. Реальности современного мира требуют от школы формирования у старшеклассников способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации. Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых.

Думаю, что каждый учитель истории современной школы постоянно ищет такую педагогическую технологию, которая позволила бы ему в условиях многообразия учебников, сохранения концентрической модели найти оптимальные пути обучения старшеклассников, соответствующие требованиям концепции модернизации российского образования и условиям развивающегося мира.

В настоящее время существует множество технологий, значительно влияющих на результативность образовательного процесса. Мое внимание привлекает модульная технология, обеспечивающая высокий уровень индивидуализации обучения и формирование общеучебных умений и навыков учащихся.

Принципиальное отличие модульного обучения от других педагогических технологий заключается в том, что учащиеся на уроке работают самостоятельно и в паре, руководствуясь технологической картой, состоящей из учебных элементов (УЭ). Творческие задания и задачи учебных элементов модуля направлены на активное чтение изучаемого текста учебника, дополнительной литературы. Учащиеся из пассивных исполнителей и наблюдателей превращаются в активных участников творческого процесса самообразования.

В учебном элементе (УЭ-О) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме.

Учитель по ходу урока, наблюдая и направляя деятельность учащихся, управляет процессом обучения.

Ниже представлен один из модулей раздела “Феодальная раздробленность на Руси”, изучаемого в курсе истории России в 10 классе. Это урок-практикум по теме “Владимиро-Суздальская Русь“.

Каждому учащемуся выдается технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более 1 минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале. Технологическая карта приводится ниже.

Технологическая карта изучения темы “Владимиро-Суздальская Русь”

Учебный элемент (УЭ-О).

В результате работы ты должен узнать:

  • Как природно-географические условия повлияли на экономическое развитие Северо-Восточной Руси и ее становление как центра русской государственности.
  • Как и почему возвышалась Северо-Восточная Русь в ХII–XIII веках при князьях Мономаховичах.

В ходе работы над заданиями ты должен уметь:

  • анализировать исторические факты;
  • составлять тесты и план к тексту;
  • сравнивать политическую деятельность князей;
  • определять исторические даты на основании известной информации;
  • обобщать материал и делать выводы;
  • оценивать ответ товарища;
  • отвечать на поставленные вопросы.

Источники изучения темы: 

  1. Учебник А.Н. Сахарова, В.И. Буганова “История России с древнейших времен до конца ХVII в.” М.,1997.
  2. Т. Голубева “От Руси к России. Царские династии ” М.,Росмэн 2001 г.
  3. Атлас. Карта “Русские земли в ХII–нач. ХIII века ”
  4. Рабочая тетрадь

Учебный элемент – 1(УЭ-1)

Владимиро-Суздальское княжество: географическое положение и природные условия. Славянская колонизация .

  1. На контурной карте в рабочей тетради обведи границу княжества, определи его географическое положение. Отметь крупные города. .
  2. Используя материал учебника, составь два вопроса к тексту (с. 124–125), которые начались бы со слов “Кто” и “Как” .
  3. Работа в паре. Познакомь товарища со своими вопросами. Попытайся ответить на вопросы товарища.
  4. Составь в тетради план “Влияние природно-географического фактора на развитие Владимиро-Суздальского княжества” . Сделай вывод. Запиши его.

Учебный элемент – 2(УЭ-2)

Возвышаться Северо-Восточная Русь стала при Владимире Мономахе. Его столицей был город Ростов. Сын Владимира Юрий наследовал “отчину” и перенес столицу в Суздаль.

Используя материалы учебника (с. 126–127), ответь на вопросы тестов:

1. В каком году Северо-Восточная Русь вошла в состав “отчины” Мономаховичей?

а) 1065 г.
б) 1073 г.
в) 1113 г.

2. Почему сына Владимира Мономаха Юрия назвали Долгоруким?

а) У него были длинные руки;
б) он характеризовался жаждой власти и подчинения Киева;
в) при его правлении наметилось экономическое и политическое возвышение и обособление края.

3. Определи и запиши в тетрадь годы правления Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве.

4. Установи соответствие городов и устройства политической власти в них:

1. Владимир
2. Ростов
3. Ярославль
4. Суздаль

а) сильная княжеская власть
б) ведущая роль боярских группировок

 

 

 

 

5. Выдели основные направления внутренней и внешней политики Юрия Долгорукого.

Внутренняя политика

а) _________________________
б) _________________________

Внешняя политика

а) _________________________
б) _________________________
в)__________________________

6. Составь два теста относительно рождения Москвы. Обменяйся тестами с товарищем. Реши их.

7. Сделай вывод о правлении Юрия Долгорукого, запиши его в тетрадь.

Учебный элемент – 3 (УЭ-3).

После смерти Юрия Долгорукого князем земель Северо-Восточной Руси стал его сын Андрей Юрьевич (Боголюбский) (1157–1174 гг.). Его столицей был город Владимир. Со времен князя Андрея Боголюбского княжество называли Владимиро-Суздальским.

1. Используя материалы учебника (с.127–129)и текст пособия Т.Голубевой “Царские династии. От Руси к России ” (Глава 7), сравни политические цели и социальную опору деятельности князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского

Вопросы

Юрий Долгорукий

Андрей Боголюбский

1. Политические цели деятельности.

2. Социальная опора

 

 

2. Подумай, почему взяв в 1169 г. Киев, Андрей Боголюбский не остался в нем править? Обсуди этот вопрос с товарищем.

3. Выдели и запиши в тетради причины краха самовластной политики Андрея Боголюбского.

Учебный элемент – 4 (УЭ-4)

1. Используя материалы учебника (с.129–130), определи шаги князей Михаила Юрьевича и Всеволода Юрьевича по централизации власти во Владимиро-Суздальской Руси.

  1. __________________________________________________
  2. __________________________________________________

2. Дай определение понятию “дворяне”. Запиши его в тетрадь.

3.Сравни систему наследования великокняжеского престола, установленную Ярославом Мудрым в XI веке и Всеволодом Большое Гнездо в
XIII веке.

Ярослав Мудрый

Всеволод Большое Гнездо

 

 

 

 

Сделай вывод. Запиши его.

Опыт показывает, что такая форма изучения темы вызывает живой интерес учащихся и способствует более эффективному образовательному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России  - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...

урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....

Феодальная раздробленность на Руси

Феодальная раздробленность на Руси...

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме "Феодальная раздробленность на Руси"

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси” в результате которого учащиеся должны сделать вывод о “+” и “–” влиянии монголо-татарского нашествия на Русь....

Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII веках

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе.  Цели урока:I. Обучающие (дидактические):осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе проведенных уроков, а именно усвоить историч...