План-конспект открытого урока "Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Шишкова Анастасия Рамизовна

Данный урок был проведен в 10 классе. Приложением к нему служат авторская презентация, тексты исторических документов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок история44.85 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

1. Курс: история России с древнейших времен до конца 19 века.

2. Класс: 10.

3. Тема урока: «Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».

4. Продолжительность урока: 45 минут.

5. Цели урока:

5.1 образовательная закрепить и расширить знания учащихся о причинах проведения реформ 1860-1870-х гг.; раскрыть содержание крестьянской (1861), земской (1864), судебной (1864), городской (1870), военной (1874) реформ, а также преобразований в области образования и просвещения (60-70-е гг. XIX в.); выявить их итоги и последствия для дальнейшего развития России; познакомить старшеклассников с различными оценками указанных реформ;

5.2 развивающая - продолжить работу по формированию умения анализировать исторические события, находить причинно-следственные связи, умения работать с текстом исторического документа, дополнительными источниками, извлекать необходимую для решения поставленной проблемы информацию, анализировать её,  делать промежуточные и итоговые выводы и заключения, фиксировать полученные данные в виде таблицы; развивать навыки работы с наглядным пособием (исторической картой); продолжить развитие исследовательских  и коммуникативных умений, в том числе умение работать в группе, а также навыков конспектирования учебного материала (создание индивидуального ОК);

5.3  воспитательная  – помочь старшеклассникам правильно оценить нравственный смысл отмены крепостного права,  воспитывать чувство гражданственности, уважение к личности и правам человека, продолжить воспитывать у учащихся чувство патриотизма и позитивного отношения к истории России.

6. Методы обучения и формы организации учебной деятельности на уроке.

6.1 Методы – объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

6.2 Тип урока – урок изучения нового материала, урок-практикум;

6.3 Технологии – технология проблемного обучения, технология блочно - модульного обучения, технология развития критического мышления.

7. План изучения нового материала.

1. Причины и предпосылки проведения Великих реформ (экономические, социальные, политические).

2. Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян.

3. Земства и городские думы.

4. Судебная реформа.

5. Военная реформа. Введение всеобщей воинской повинности.

6. Реформы в области образования и печати.

7. Итоги и значение Великих реформ.

8. Предметные понятия (ключевые термины).

8.1 Великие реформы 1860-1870-х гг. – буржуазные реформы, проведённые Александром II после поражения России в Крымской войне (1853-1856 гг.) начавшиеся с отмены крепостного права (1861 г.). К великим реформам относят также земскую реформу (1864 г.), городскую (1870 г.), судебную (1864 г.), военную (1874 г.). Реформы проводились также в области финансов, образования, печати и затронули все сферы жизни российского общества.

8.2 Временнообязанные крестьяне – крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и обязанные до перехода на выкуп выполнять прежние повинности в пользу помещика.

8.3 Всеобщая воинская повинность -  равные права и обязанности всех граждан государства в деле несения военной службы.

8.4 Выкупные платежи – в России 1861-1906 гг. выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов, предоставленных крестьянской реформой 1861 г. Правительство выплатило помещикам сумму выкупа за землю, и крестьяне, оказавшиеся в долгу у государства, должны были погасить этот долг за 49 лет по 6% ежегодно (выкупные платежи). Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы. Взимание платежей прекратилось в ходе революции 1905-1907 гг. К этому времени правительство успело взыскать с крестьян более 1,6 млрд руб., получив около 700 млн руб. дохода.

 8.5 Земства – выборные органы местного самоуправления (земские собрания и земские управы). Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т.д. Контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отмены постановлений земства.

8.6 Отрезки – часть крестьянских наделов, отошедшая к помещикам в результате реформы 1861 г. (сокращение наделов производилось, если их размер превышал установленную для данной местности норму).

8.7 Суд присяжных – один из институтов судебной системы и всей системы органов государственной власти, воплощающий принцип непосредственного участия народа в отправлении правосудия.

9. Метапредметные понятия (межпредметные связи, универсальные понятия гуманитарного цикла).

9.1 Реформа (фр. reforme, от лат. reformo - преобразовываю) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); в историческом аспекте понятие «реформа» используется как коренной перелом устоявшихся процессов, традиций.

9.2 Гражданские права – это те права и свободы, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества; основы конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющие возможности его участия в политической, социальной и культурной жизни общества. Это право на жизнь, свобода от пыток и любых иных форм насилия, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д.

9.3 Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

9.4 Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство – это государство, в котором государственная власть ограничивается правом.

9.5. Модернизация - это переход от аграрного (традиционного) общества к индустриальному.

10.Оновные даты.

1855–1881 – Царствование Александра II

1861, 19 февраля – Обнародование Манифеста и «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

1863 – Выходит новый университетский устав

1864, 1 января – Издание «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» – начало Земской реформы

1864, 20 ноября – Издание новых Судебных уставов – начало Судебной реформы

1865, 6 апреля – «Временные правила о печати»

1870, 16 июня – Издание Городового положения

1874, 1 января – Устав о воинской повинности

11.Основные персоналии.

Александр II, Д.А. Милютин, Н.А. Милютин, В.И. Назимов, Я.И. Ростовцев.

12. Литература к уроку.

12.1 учебная – А.А. Левандовский «История России XVIII – XIX вв. 10 класс» Издательство «Просвещение», Москва, 2012 год.

12.2 справочная - 1. Энциклопедический словарь. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М.,2001 год. 2. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. - Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И. Чистяков. М., Юридическая литература, 1989 год. 3. Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М.. 1948. Т. III. С. 156-158. 4. Хрестоматия по истории России/сост. А.С. Орлов. – М.,2001 год.

12.3 дополнительная – 1. Россия на переломе (Самодержавие и реформы 1861-1874 гг.) / Л.Г. Захарова // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – XX в. /сост. С.В. Мироненко. М.,1991 год. 2. Великие реформы в русской истории.1856-1874 гг.: Сб. статей / Под. ред. Л. Захаровой, Б. Эклофа, Д. Бушнела. М., 1992 год. 3. Яковлев А. И. Александр II и его эпоха. М., 1992 год.

13. Оборудование к уроку.

13.1 учебник А.А. Левандовский «История России XVIII – XIX вв. 10 класс» Издательство «Просвещение», Москва, 2012 год параграф 19, 21

13.2 историческая карта «Отмена крепостного права в России в 1861 г.»

13.3 мультимедийная авторская презентация

13.4 текст Манифеста 19 февраля 1861 г., текст «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»

14. Ход урока.

14.1 Организационный момент (1 мин.).

14.2 Постановка целей и задач урока.  Актуализация опорных знаний  учащихся (3 мин.).

14.3 Этап изучения нового материала (33 мин.).

14.4 Этап закрепления знаний (5 мин.).

14.5 Этап подведения итогов урока (определение домашнего задания, выставление и аргументация отметок) (3 мин.).

Проект урока по истории.

Этап урока. Методы обучения и методические приёмы.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

ММ – сопровождение.

1.Организационный момент. 1 мин.

Приветствие.

Приветствие.

2. Постановка целей и задач урока. Актуализация опорных знаний учащихся. 3 мин.

Наш прошлый урок был посвящен особенностям социально-экономического и политического развития России во второй четверти XIX века. Особое внимание мы уделили изучению Крымской войны, которая, как вам уже известно, закончилась поражением России. Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему: «Великие реформы 1860 – 1870-х гг.». В ходе урока нам предстоит решить следующие задачи:

1. выяснить причины проведения реформ;

2. проанализировать этапы и особенности реформ;

3.  дать оценку итогам и последствиям этих преобразований для России.

В процессе урока вы составляете свой индивидуальный опорный конспект. Дома вы можете доработать его, привлечь дополнительный материал. О.К. поможет вам в подготовке домашнего задания, а  на следующем уроке я поставлю отметки за составление конспекта.

В ходе урока мы должны ответить на следующий проблемный вопрос: «Являются ли Великие реформы 60 – 70-х гг. XIX века частью процесса модернизации в России?» К нему мы вернёмся ближе к концу занятия.

Сначала давайте вспомним терминологию, сформулируем, что такое модернизация и реформы.

Совершенно верно. Из предыдущих уроков мы уже знаем, что необходимость в коренных изменениях давно назрела, России нужны были реформы для перехода на новый этап исторического развития.

Слушают.

Формулируют определение. Модернизация – это переход от традиционного (доиндустриального) общества к индустриальному, осуществляемый путём реформ. В историческом аспекте понятие «реформа» используется как коренной перелом устоявшихся процессов, традиций.

Слайд с названием.

Слайд план урока

Слайд проблемный вопрос

Слайд с определениями

3.Этап изучения нового материала. 33 мин. Рассказ-объяснение.

Беседа.

Работа с исторической картой.

Работа с текстом исторического документа.

Работа с исторической картой.

Работа с учебником.

Объяснение учителя, организация групповой работы. Класс делится на 4 группы, каждая из которых изучает «свою» реформу – земская и городская, судебная, военная, реформы в сфере народного просвещения и печати.

Итак, обратимся к причинам реформ. Вы помните, что император Александр II вступил на престол после смерти своего отца в 1855 году в разгар Крымской войны. Он сразу оказался перед необходимостью решать важнейшие задачи, стоявшие перед государством. Какой же вопрос являлся ведущим?

Какое значение имело крепостное право для России во второй половине XIX века?

Действительно, этот вопрос на протяжении нескольких десятилетий обсуждался и в обществе, и в высших государственных сферах. Однако, переменам мешало сопротивление основной массы помещиков-крепостников; к тому же крепостное право давно уже превратилось в некий фундамент государства, и власть просто боялась его разрушать.

Какую роль в проведении реформы сыграла Крымская война? Попробуйте объяснить слова В.О. Ключевского «Севастополь ударил по застоявшимся умам».

Верно. Необходимость модернизации всех сторон жизни российского общества была очевидна.

Подготовка реформы прошла в 3 этапа. В 1857 году Александр II учреждает секретный комитет по крестьянскому вопросу. Государь стремился к гласному обсуждению предстоящей реформы. В итоге часть помещиков поняла, что выгоднее принять участие в подготовке реформы, попытавшись соблюсти свои выгоды. Первыми инициативу проявили помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. В ответ на их прошение последовал царский рескрипт генерал-губернатору этих губерний В.И. Назимову об учреждении губернских комитетов из помещиков для подготовки проектов крестьянской реформы. Такие комитеты были учреждены во всех губерниях России. Таким образом, подготовка реформы приобрела гласный, открытый характер, а с 1858 года секретный комитет стал называться Главным комитетом. 4 марта 1859 года были учреждены Редакционные комиссии, председателем стал Я.И. Ростовцев, его активным помощником Н.А. Милютин. Оба они были представителями либеральной бюрократии и стремились в большей мере учесть крестьянские интересы. Однако буря негодований со стороны крепостников заставила императора внести положения в духе «ограждения выгод помещиков».

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест, возвещавший отмену крепостного права, и окончательный текст «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». 

Давайте обратимся к тексту Манифеста и попробуем ответить на следующие вопросы. Какие же права и свободы были даны крестьянам?

Какие положения Манифеста защищали помещиков?

Как стали называть лично свободных крестьян, до уплаты выкупа несущих повинности в пользу помещика?

Что такое уставная грамота?  Какую роль должны были играть мировые посредники?

В законе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете у крестьянских обществ отрезались «лишние» земли. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья – прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне были вынуждены арендовать у помещиков эти земли. «Отрезки» на протяжении многих лет отравляли отношения между помещиками и их бывшими крепостными.

Теперь давайте выясним, как по закону должна была проводиться выкупная сделка. Обратимся к учебнику стр. 189.

1. Каким образом государство участвовало в выкупной операции? 2. Что такое «капитализация оброка»? 3. Что такое «выкупные платежи»? 4. Решите задачу.

Выкупные платежи, которое правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве, мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на всё общество. Крестьяне были связаны круговой порукой и прикреплены к своему наделу. Как вы думаете, что произошло с крестьянской общиной в результате реформы?

Конечно, крестьяне ожидали не такую реформу. Наслышавшись о близкой «воле» они с возмущением восприняли весть о том, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк. У них закрадывались подозрения, подлинный ли манифест им зачитали. Донесения о крестьянских бунтах приходили из всех губерний Европейской России, на их подавление высылались войска.

Крестьянская реформа сыграла чрезвычайно важную роль в истории России. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков в гораздо большей степени, чем интересы крестьян, и обладала очень коротким ресурсом времени – не более 20 лет. Затем должна была встать необходимость новых реформ в этом направлении.  И всё же крестьянская реформа открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для развития рыночных отношений. Страна вступила на путь, ведущий к индустриальному обществу. Это социально-экономическое значение. А в чем, на ваш взгляд, нравственное значение отмены крепостного права?

Совершенно верно. Теперь мы приступим к изучению других реформ. Сейчас класс поделится на 4 группы, каждая из которых будет работать с текстом учебника. Ваша задача выявить главное содержание преобразований и отобразить его в ОК.

(Учитель помогает правильно сформулировать запись в ОК, помогает обобщить сведения).

Вернёмся к проблемному заданию: Являются ли эти преобразования частью модернизационного процесса?

Отвечают на вопрос:

Освобождение крестьян от крепостной зависимости с землёй или без земли.

Отвечают на вопрос:

- При существовании крепостного права в стране не развивается должным образом торговля, так как в основном преобладает натуральное хозяйство;

- Крепостная Россия на международной арене выглядела отсталой, так как во многих европейских государствах уже давно началась научно – техническая революция.

Отвечают на вопрос:

Крымская война показала, что Россия стоит перед решительным выбором: либо серьёзные реформы, первой из которых должна быть крестьянская, либо все более безнадежное экономическое отставание и неизбежно связанные с ним дальнейшие военные поражения и территориальные потери.

Слушают. По ходу объяснения конспектируют и при необходимости отвечают на вопросы.

Читают текст, отвечают на вопросы.

Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями», им даровались гражданские права: личная свобода, право переходить в другие сословия, право заниматься торговыми операциями, право заниматься предпринимательством,  выборное крестьянское самоуправление.

Вся земля признавалась собственностью помещика. Свои наделы крестьяне должны были выкупать у помещика. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк.

«Временнообязанные».

Уставная грамота – это соглашение крестьян с помещиком, в котором фиксировались размеры крестьянских наделов  и повинностей. Составлением грамот должны были заниматься мировые посредники.

Слушают.

Читают и отвечают на вопросы.

1. Государство выплачивало помещикам единовременно 80% выкупной суммы. Крестьяне – 20%.

2. Это та сумма, которую крестьянин должен был выплатить помещику. Она привязывалась к сумме оброка. Имелось в виду, что, уходя на волю, крестьянин должен был уплатить помещику такую сумму денег, которая, будучи положена в банк, приносила бы в год доход, равный прежнему годовому оброку с этого крестьянина.

3. Предполагалось, что крестьяне будут возвращать государству деньги, потраченные на выкупную операцию в течение 49 лет под 6% годовых. Это и называлось «выкупные платежи».

Отвечают на вопрос:

Произошло укрепление крестьянской общины.

Слушают, конспектируют.

Отвечают на вопрос:

Реформа покончила с крепостным рабством, унизительным владением и эксплуатацией одних людей другими. Кроме того, отмена крепостного права неминуемо влекла за собой и другие реформы, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения, создать новую армию.

Учащиеся работают в группах с материалом учебника, время работы – 6 минут, затем каждая группа даёт ответы на вопросы, полученные данные оформляются в виде ОК.

Предполагаемый ответ:

Да, так как, несмотря на двойственность, незавершенность и непоследовательность преобразований, Россия сделала огромный шаг вперед. Отмена крепостного права, новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни.

Слайд с портретом Александра II

Слайд по причинам реформ с цитатой императора “Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно само собою начнет отменяться снизу”.

Слайд по подготовке реформ

Слайд отмена крепостного права и вопросы, которые решали  законы от 19.02.1861.

Слайд порядок обеспечения крестьян земельными наделами.

Слайд термины.

Слайд Задача, Слайд Решение.

Слайд организация жизни крестьян.

Слайд значение отмены крепостного права.

По мере выступлений появляются слайды по разным реформам.

Слайд по итогам и значению великих реформ.

4. Этап закрепления полученных знаний. 5 мин.

Экспресс-опрос для обучающихся:

1)Кратко сформулируйте причины Великих реформ.

2) Какая реформа является центральной в перечне преобразований Александра II и почему?

3)1861, 1864, 1870, 1874. По какому принципу образованы ряды?

4) Кратко сформулируйте значение Великих реформ для страны.

Отвечают на вопросы учителя.

5. Этап подведения итогов урока (определение домашнего задания, выставление и аргументация отметок). 3 мин.

Домашнее задание: параграфы 19, 21, знать материал О. К., составить синквейн по теме урока.

Записывают домашнее задание, выставляют отметки в дневник.

Возможный вариант синквейна:

1 – реформа

2 – крепостной, свободный

3 – отменить, выкупать, пользоваться

4 – освобождение крестьян от крепостной зависимости

5 – Великие реформы

Слайд с домашним заданием и слайд с интернет-ресурсами по теме урока.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №20»

г.Щекино

Проект открытого урока по истории России

в 10 классе

Тема урока: «Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия»

                                                                                                       Составил: Шишкова А.Р.,

                                                                       учитель истории

2013 – 2014 учебный год

Приложение № 1.

Манифест о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей

19 февраля 1861 г.

      ...Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.
      Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете.
      Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.
      В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
      Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
      Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
      Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников...
      ...Существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.
      Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
      1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
      2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
      3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
      4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие от него выгоды.
      5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.
      6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.
      7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.
      И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

      Вопросы к документу: 1. Как в тексте Манифеста решаются проблемы личного освобождения крестьян и наделения их землей? 2. На каких условиях, согласно Манифесту, крестьяне получали свободу? 3. Как правительство оценивало роль и задачи помещиков и крестьян в подготовке и реализации реформы? 4. Какие практические меры по освобождению крестьян перечислены в документе?

Приложение № 2.

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

19 февраля 1861 г.

(Извлечение)

      1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.
      2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.
      3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
      4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами. <...>
      6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению с соблюдением лишь следующих условий:
      1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этою целию в местных положениях;
      2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами на сроки не долее трех лет... и
      3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.
      Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.
      7. На сих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения. <...>
      15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.
      16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.
      17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных.
      18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян. <...>
      20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам присутствие; 2) уездные мировые съезды и 3) мировые посредники.
      21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.
      22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды.
      23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:
      1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;
      2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;
      3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;
      4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряд. <...>
      59. Пока крестьяне состоят в обязательных отношениях к помещику, на земле коего они водворены, сельский староста должен: крестьян, отправляющих издельную повинность, наряжать на работу, а с оброчных взыскивать оброк, сообразно с требованием помещика, основанным на правилах местных положений, и вообще немедленно исполнять законные требования помещика, под своею личною ответственностью, согласно с изданными о крестьянах Положениями. <...>

      Вопросы и задания к документу: 1. На основе текста документа охарактеризуйте правовое положение крестьян после отмены крепостного права (отдельно выделите личные права крестьян, права по состоянию и по имуществу). 2. Составьте схему системы самоуправления, созданной в русской деревне после освобождения крестьян. 3. Охарактеризуйте порядок наделения крестьян землей. 4. Почему крестьяне не имели права отказываться от надела непосредственно при выходе из крепостной зависимости? 5. Каким образом должно было осуществляться попечительство помещиков?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великие реформы 60 – 70 – х годов XIX века

Слайд 2

План урока : 1. Причины и предпосылки проведения Великих реформ . 2. Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян. 3. Земства и городские думы. 4. Судебная реформа. 5. Всеобщая воинская повинность. 6. Реформы в области образования и печати. 7. Итоги и значение Великих реформ.

Слайд 3

Проблемный вопрос: «Являются ли Великие реформы 60 – 70-х гг. XIX века частью процесса модернизации в России?»

Слайд 4

Модернизация – переход от доиндустриального (традиционного) общества к индустриальному, осуществляемый путем реформ. Реформа – коренной перелом устоявшихся процессов, традиций. .

Слайд 5

Александр II Освободитель ( 1855 – 1881 гг.) «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно само собою начнет отменяться снизу»

Слайд 6

Великие реформы 60 – 70 – х XIX в. Отмена крепостного права 1861 г. Судебная реформа 1864 г. Военная реформа 1874 гг. Земская реформа 1864 г. Реформа народного образования 1863-1864 гг. Городская реформа 1864 г.

Слайд 7

Кризис феодально - крепостнической системы хозяйства и экономическая исчерпанность ее развития Проявление кризиса Сокращение экспорта Русского хлеба за границу Крестьянские повинности – барщина и оброк – достигли наивысшего предела Кризис дворянства как сословия: 3,5% - беспоместные, 45,9% - имели менее 20 душ крепостных Социальная напряженность в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права, принявшие в период Крымской войны форму самовольного ухода от помещика в ополчение, за участие в котором якобы полагалась свобода от крепостной зависимости Поражение России в Крымской войне, вызванное ее военно – экономической отсталостью, и общественное осознание необходимости реформ в стране

Слайд 8

Отмена крепостного права

Слайд 9

Причины отмены крепостного права Кризис феодально – крепостнической системы хозяйствования Рост крестьянских восстаний Военно – техническая отсталость России

Слайд 10

Разработка проекта отмены крепостного права 1857 – 1858 Секретный комитет Главный комитет Редакционные комиссии (во главе Я.И. Ростовцев)

Слайд 11

19 февраля 1861 года – Манифест об отмене крепостного права Законы от 19 февраля 1861 г. разрешили четыре вопроса: о личном освобождении крестьян; о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян; о выкупе крестьянами своих земельных наделов; об организации крестьянского управления.

Слайд 12

Порядок обеспечения крестьян земельными наделами Устанавливался двухлетний срок составления уставных грамот; крестьяне переводились на положение «временнообязанных» до их перевода на выкуп; крестьяне осуществляли выплату выкупных платежей; по окончании выплаты земельные наделы становились собственностью крестьян.

Слайд 13

Термины Временнообязанные – крестьяне, несущие повинности в пользу помещиков до начала выкупной операции. Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 года в пользу помещиков. Выкупные платежи – деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными, удельными или государственными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861.

Слайд 14

Задача До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. Какова будет выкупная сумма?

Слайд 15

Решение задачи. После освобождения крестьянина помещик перестал получать оброк. В то время деньги можно было поместить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль, равную сумме Х (сумме оброка, которую до реформы платил бы крестьянин). Х = 6% 12 рублей х 100% : 6% = 200 рублей

Слайд 16

Организация жизни крестьян Крестьяне каждого имения составляют сельское общество; общие хозяйственные вопросы решаются на сельском сходе; решения сельского схода исполняет избираемый на 3 года сельский староста; сельские общества → волости → волостные сходы; в сельской местности назначаются мировые посредники, назначаемы Сенатом из местных помещиков (цель контроль). - Что произошло с крестьянской общиной в условиях реформы?

Слайд 17

Значение и последствия отмены крепостного права Крестьяне освобождены от крепостной зависимости. 2. Созданы условия для развития капитализма. НО… 3. Сохранились феодальные пережитки (помещичье землевладение, община, сословия). 4. Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).

Слайд 18

Губернатор (Уездное земское собрание) Уездная земская управа Министр внутренних дел (Губернское Земское собрание) Губернская земская управа Губернатор (Губернское Присутствие) Городская Дума Городская управа (Городская голова) Земская реформа Городская реформа

Слайд 19

Судебная реформа (1864 г.) Принципы нового судопроизводства: равенство всех перед законом и судом; отделение суда от администра-ции и осуществления право-судия только судом; создание всесословного суда; состязательность, несменя-емость судей и следователей гласность; право обвиняемого на защиту, прокурорский надзор; выборность (мировых судей и присяжных заседателей). Сенат Общий суд Уездный съезд Особое присутствие Верховный уголовный суд Мировой суд Судебные палаты Окружной суд

Слайд 20

Военная реформа (1874 г.) Введена всеобщая бессословная воинская повинность; сроки действительной службы: в армии - 6 лет, во флоте - 7 лет; создана широкая сеть военных училищ для формирования офицерского состава; осуществление перевооружения армии. В 1862 г. Военным министром назначен генерал Д.А.Милютин, либерально настроенный профессор Военной академии

Слайд 21

Реформа в области народного образования 1863-1864 гг.

Слайд 22

Значение реформ: Великие реформы не были реализованы до конца. Корректировалась судебная сфера. Реформы не затронули верхние этажи власти. Огромное положительное влияние на развитие России (рост производи-тельных сил, укрепление обороно-способности, развитие гражданского самосознания, улучшение качества жизни).

Слайд 23

Технология составления синквейна Тема синквейна (одно слово, которое обозначает тему урока). Два слова, которые дают описание признаков темы. Три глагола, которые описывают действия, происходящие в данной теме. Фраза из четырех слов, выражающая ваше личное отношение к данной теме. Одно слово – резюме, характеризующее суть данной темы.

Слайд 24

Домашнее задание: параграфы 19, 21, знать материал опорного конспекта в тетради, составить синквейн по теме урока.

Слайд 25

Интернет-ресурсы по теме http://www.historia.ru/ http://dinastya.narod.ru/ http://rushistory.stsland.ru/ http://www.fictionbook.ru/author/lyashenko_leonid_mihayilovich/aleksandr_ii_ili http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/rassia.htm http://www.nsu.ru/vk/info/d_205.htm%23Heading