исследовательская работа "История моего села"
проект по истории (9 класс) по теме

Работа посвящена истории села Астрахановка, которое было оснвано молоканами в конце 19 века., пришедшими из Северного Причерноморья.Частично описывается образ жизни  жителей, иследуются особенности возникновения географических названий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_moego_sela.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Астрахановская основная общеобразовательная школа»

Исследовательская работа:

«История моего села»

                                              Автор работы:

                                                            Пачин Иван Сергеевич

                                                ученик 9 класса

                                                  Руководитель:

                                                         Картыменова М.В.

                                                      учитель истории

                                                                     МБОУ «Астрахановская  ООШ»

2013

Астрахановка

Оглавление:

1.Введение_______________________________________________стр.3-4

2.Основная часть. Лингвистическое краеведение.

   2.1. Топонимика_________________________________________  стр.5

       2.1.1. Время появления села______________________________стр.5

       2.1.2. Версия о названии села____________________________  стр.6

       2.1.3. Плач-гора________________________________________ стр.6

       2.1.4. Ахун______________________________                             стр.7

       2.1.5. Особенности жизни молокан________________________ стр.7

        2.2. Ономастика_______________________________________  стр.8

       2.2.1. Национальный и численный состав села_______________стр.8

       2.2.2. Лучшие люди села_________________________________ стр.9

3. Заключение_____________________________________________  стр.11

4. Список литературы_______________________________________ стр.12

 

         

О селе моём любимом

Будет разговор,

О селе родном и милом,

Где мы все живём!

                1.Введение

        Тема моей исследовательской работы «История моего села Астрахановки».  Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.

Мы любим Родину. А любить Родину- значит жить с нею одной жизнью.

      Мне хотелось узнать, что могут рассказать названия отдельных уголков села об истории малой родины. Село появилось  в конце 19 века, и мне хотелось узнать, как именно оно появилось, почему его так назвали. Для этого я проведу своё маленькое исследование.

     Для этого мне надо – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.

      Я предположил, если объяснить происхождение отдельных уголков села, то можно узнать историю малой родины. Это моя гипотеза.

Поставил перед собой вопросы, на которые надо искать ответы.

Наметил план действия.        

Для поиска ответов я обратился за помощью к толковому словарю, поговорил со старожилами села, встретился с работниками библиотеки, посетил краеведческий музей, посетил сайты интернет, обратился за помощью к учителю русского языка.

      Цель моей исследовательской работы: узнать, что могут рассказать отдельные  названия уголков села об истории малой родины.

      Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:

  • формировать опыт исследовательской деятельности;
  • находить полезную информацию;
  • научиться работать с  дополнительной литературой;
  • учиться анализировать и делать выводы.

Основополагающие вопросы:

  •  Почему село так названо?
  • Как и почему появились названия «Плач-гора», «Ахун»?

Объект изучения: окружающий мир

Предмет изучения: история моего села

План моих действий:

1.Обсудить тему в классе.

2.Искать ответы на вопросы.

3.Подготовленный материал показать своим одноклассникам.

Для поиска ответов надо:

  • Обратиться за помощью к толковым словарям.
  • Посетить краеведческий музей.
  • Встретиться с работниками библиотеки.
  • Поговорить со старожилами села.

Методы исследования: поисковый, исследовательский.

2.Основная часть. Лингвистическое краеведение.

У меня несметные богатства есть,

Их столько, даже все не перечесть.

В лугах рассыпаны ромашки жемчугами,

Росы слезинки искрами сияют под ногами.

Калина осенью рубинами горит

От листьев разноцветных аж в глазах рябит.

Развесит серебро зима

В меха оденет лес, дома.

Весна подарит изумрудную траву,

Хрусталь ручья и неба синеву.

Как много дарит мне земля

Богаче в мире нет меня!

Фадеева Л.В., жительница села

Эти строки стихотворения посвящены моему селу Астрахановка, которое до краёв заполнено красотой. Село появилось очень давно, и многие хотели бы узнать, как именно оно появилось, почему его так назвали . В своей работе я попытаюсь рассказать о нём всё, что узнал сам.

2.1. Топонимика

Названия окружают человека – в раннем детстве, он узнает названия своей улицы, своего района, города, села. С возрастом кругозор расширяется и человек оперирует все большим количеством названий. Естественно возникает желание узнать: что они означают? А поможет нам топонимика.

Топонимика – наука, изучающая географические названия.

2.1.1.Время появления села.

       Первые поселенцы появились в 1889 году. Первое документальное упоминание относится примерно к этому же году. Село Астрахановка расположено на западе Тюльганского района. Река Чебенька протекает  по западной части села. Село окружает холмистая степь. Село  появилось  после притока населения из Европейской части России,  а именно, из Северного Причерноморья. Участок удобен  был тем, что равнины чередовались  с участками леса. Наличие пахотных земель, стройматериала и дров, в тоже время река  – способствовали появлению довольно крупного по тем временам населённого пункта.

 

                                                         2.1.2. Версия о названии села

       Однозначной версии о названии села не существует. Одни источники говорят – скорее всего потому, что после церковного раскола в 17 веке от официальной церкви отделилась секта молокан и ушла в сторону г.Астрахани, а затем их потомки перебрались в Северное Причерноморье и  назвали основанное  поселение Астрахановкой. Из-за недостатка пахотной  земли руководители общины решили переселиться в Оренбургскую губернию, где, как они были наслышаны, земли можно было брать  столько, сколько захочешь. В ПАМЯТЬ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЕ И НОВОЕ СЕЛО НА ОРЕНБУРГСКО Й ЗЕМЛЕ ТОЖЕ НАЗВАЛИ АСТРАХАНОВКОЙ.        

 

2.1.3ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОКАН

О МОЛОКАНСКОЙ СЕКТЕ МОЖНО ПИСАТЬ ОТДЕЛЬНУЮ РАБОТУ, НО Я ХОЧУ КОСНУТЬСЯ ТОЛЬКО  БЫТОВЫХ ЧЕРТ . Семьи были многодетными, дружными. В селе было много мастеровых людей.. Были печники, мельники, сапожники, гончары, плотники. Каждая семья нарезала в селе участок размером в один гектар, между участками была прорыта канава-межа. Сажали огороды, много площади занимала тыква, которой кормили скот, да и сами потребляли в пищу. Свинину молокане не ели,  считали грехом. По нынешнее время в селе нет водопровода, каждая семья имеет отдельный колодец.

 

                                                             2.1.4. Плач-гора.

        Плач-гора – это новое, более позднее упоминание географического названия. Существует две версии его возникновения.  По одной версии, при заселении на новое место молокане определили местом строительства жилищ правый берег реки Чебеньки.  Но в первый же год было очень сильное половодье. И чтобы спастись, люди поднялись сами. И подняли свой скарб, на вершину  холма, и назвали его Плач-гора. По другой версии,  в первый же год был очень сильный неурожай, а так как молокане не имеют церквей,  они поднимались на вершину холма и молили бога послать им дождя и урожая.

2.2. Ономастика

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными. К собственным относятся имена как реально существующих или существовавших людей, городов, рек, созвездий и т.п., так и наименование предметов, созданных фантазией человека – имена богов и демонов, имена персонажей художественной литературы и фольклора и т.д.

Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания – ономастике.

Ономастика (от греч. onomastike) - искусство давать имена.

В словаре русской ономастической терминологии читаем: “Ономастика – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена”.

В состав ономастики входит топонимика (о ней мы говорили ранее),  а также – как раздел топонимики – микротопонимика.

Ономастика - раздел лексикологии, изучающий собственные имена.

В нашем селе много разнообразных фамилий. Слово «фамилия» на латинском языке значит «семья». В давние времена  это слово не имело того значения, которое придаём ему мы теперь. Говоря фамилия, мы имеем в виду особое имя; оно даётся никакому-то одному человеку, а целому роду. В древности люди жили  крошечными поселениями, почти не общаясь с соседями, и все знали друг друга. Мир шел своим путем вперед. Появились большие города. Обходиться старыми указками, одними именами или прозвищами, сделалось трудно. Но откуда люди брали фамилии?

Фамилии чаще всего происходят от профессии или кличек, или от имени того, у кого эти дети воспитывались. Большинство фамилий, которые встречаются у нас, уже были привезены переселенцами и говорят сами за себя, Мамонтовы –  фамилия говорит сама за себя, Анфимовы, Кузнецовы, Васильевы. К самым распространённым фамилиям относятся: Комбаровы,  Колосковы,  Даниловы – дети Данилы,  Вешняковы – вешние. У каждого есть основание гордиться  фамилией.

2.2.1. Национальный и численный состав села

Численный состав села Астрахановка на 28 декабря  2013 года – 383  человека, которые проживают в 95 домохозяйствах.

Из них пенсионеров 158 человека: 28 из которых старше 80 лет, детей до 18 лет -52 человека, остальные относятся к экономически активному населению (работающие, безработные, инвалиды).

Имеется девять многодетных семей.

Астрахановка – многонациональное село, основные национальности, проживающие в нашем селе – это русские (около 60-65%), украинцы, белорусы, татары, казахи, башкиры незначительная часть даргинцев.

2.2.2. Лучшие люди села

        В нашем селе проживают 3 участника Великой Отечественной войны, 14 ветеранов труда.

       А ещё в нашем селе есть  талантливые люди, такие как Фадеева Любовь Владимировна, она начала проявлять свои способности ещё в школьные годы, была победителем конкурса газеты «Прогресс», на тему «Берегите родную деревню».

Вот одно из её стихотворений:

***

Дышу я осени прозрачным холодком

И словно в сказке замирает всё кругом.

Прозрачные листы как тень кружатся,

И с тихим шелестом мне под ноги ложатся.

Как хорошо бы было средь теней,

Найти свою и приглядеться к ней.

И может тень бы рассказала мне:

Взлечу я вверх, иль окажусь на дне

И тени растворились в той же мгле.

Я проводила взглядом эту стаю,

Но крик их всё звучит в морозной тишине.

И от прощальной песни журавлиной

Вдруг почему- то грустно стало мне,

И всё же осени я благодарна:

За крик прощальный журавлей,

За тот ковёр, что под ногами,

За эту грусть в душе моей!

Родилась Любовь Владимировна в большой семье, состоящей из  восьми человек. Из девяти детей она седьмая по старшинству, причём самая талантливая. Любовь Владимировна и сейчас пишет стихи.

Сейчас  она на заслуженном отдыхе, воспитала двух  детей.

Но и главное что у нас сейчас есть – это школа. В школе основное образование, количество учащихся на данный момент составляет 42 человека. В местной школе работают 8 увлечённых и талантливых педагогов.

Постройку первой школы начали в 1910 году. Первых учеников было всего четыре человека.

В 1935 году – школа работала. Было четыре класса. К началу 1941 года школа стала семилетней.

 1942 год – школа работала в трудных условиях: она была расположена в трёх зданиях.

С 1954 по 1960 год было построено здание восьмилетней школы.

 В январе 1973 года перешли в новую школу.

Заключение:

  Меня переполняет чувство восхищения и радости  при виде красоты моего села. А когда я впервые прочёл строки из русской народной песни, то сразу понял, что это точно про моё село:

Вижу чудное приволье,                                    

Вижу нивы и поля –

 Это русское раздолье,                                          

Это русская земля.                                      

Вижу горы и долины,                                      

 Вижу степи и луга.                                    

 Это русская картина,                                        

Это родина моя

Учебное исследование «История моего села» - это живой и интересный труд.  Охватывает большой круг вопросов: изучение природы, истории географических названий. Приучает не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать. Я могу с уверенностью сделать вывод, что объяснив происхождение отдельных уголков села, я смог узнать историю малой родины. Моя гипотеза подтверждена.

Используемая литература:

1.Кучин А.Н. «Солдат победы, учитель, учёный.», г.Оренбург, 2005г, с.266.

2.Лебедев Е.С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся (журнал «Русский язык в школе» №2 -2000 с.48)

3. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе (журнал «Русский язык в школе» №4 – 2000г с.43)

4. Советский  энциклопедический словарь, главный редактор А.М. Прохоров, 2 издание  М., «Советская энциклопедия»1983 г, с. 1599

5. http://rusedu.ru

6.http://marathon.1september.ru

7.Чешко Л.А. Пособие по русскому языку. М., «Школа – пресс», 1995 с.435