открытый урок по истории: "Гуситское движение в Чехии"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Данный материал предназначен для открытого урока по истории в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1.doc75.5 КБ
Office presentation icon yan_gus.ppt287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Гуситское движение в Чехии».

Урок истории (6 класс).

                Проблемно – диалогический урок

                    (технология проблемного обучения).

Образовательные цели урока: осветить борьбу чешского народа с «крестоносцами», вскрыть причины этих побед и показать историческое значение гуситского движения.

Развивающие:

 - формировать навыки работы с источниками;

 - развивать навыки групповой работы (КСО коллективный способ обучения);

  Воспитательные:

 - способствовать воспитанию нравственной позиции;

 - воспитывать уважение к социальным нормам и ценностям.

Класс разбит на 3 группы.

Учитель: Сегодня, мы поговорим с вами о событиях, произошедших в истории стран средневековой Европы. И тема нашего урока сегодня: «Ян Гус. Гуситские войны».

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.

Учитель: Перед тем, как мы перейдем к изучению данной темы, я думаю, что сначала нам следует познакомиться с такой исторической личностью как Ян Гус. Сообщение ученика «Биография Яна Гуса».

Учитель: На странице 197 (Е.В. Агибалова  Г.М. Донской «История средних веков» М. «Просвещение» 2005г.) помещено письмо участника собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса. Проанализируйте слова пана из Хлума и архиепископа Лондонского  и поясните аргументы сторон.

Анализ исторического источника (работа с источником):

 - на ваш взгляд высказывания  и предложения  участников собора совпадают/нет.

 - почему столь различны их высказывания (один видит в Яне Гусе защитника – патриота Чехии, другой противника католической церкви.)

 - как вы думаете, позиция союзников Гуса или его противников победит на соборе (противников больше).

 - К каким последствиям приведёт в Чехии решение собора о казни Яна Гуса. (К борьбе, к войне, к сопротивлению).

Учитель: Что мы должны узнать на уроке?

В ходе диалога определяется и фиксируется на доске опорными сигналами.

Ответы на поставленные вами вопросы вы будете находить сами.

Первая группа: Ваша задача определить участников гуситского движения, их цели.

Вторая группа: определяет причины побед таборитов.

Третья группа: Итоги и последствия гуситского движения.

Инструктаж: У вас на столах находятся конверты. В них  информация вашей проблемы. Печатный материал рассчитан на каждого. Прочитайте материал. Составьте схему ответа. Выберите руководителя группы. Вам 7 минут на работу.

Текст для работы первой группы:

Восставшие чехи стекались к горе Табор на юге Чехии. Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.

   Более решительную часть гуситов составляли табориты. Среди них преобладали крестьяне, ремесленники и городские бедняки.

   Табориты выступали против феодального гнета, католической церкви и засилий немцев.

   К таборитам присоединились некоторые разорившиеся рыцари. С помощью восставших они хотели отнять у церкви и панов земли, захватить военную добычу. Им удалось взять в свои руки руководство таборитами. Народных проповедников сожгли на кострах.

   Другую группу гуситов составляли умеренные. К ним принадлежали зажиточные мастера торговцы, а также большинство чешских феодалов. Умеренные стремились ослабить могущество католической церкви, отобрать у неё земельные владения и выступали против засилия немцев. Но они боялись своего народа, поднявшегося против угнетателей, и действовали менее решительно, чем табориты.

Учитель: Слово 1 группе, которая работала над вопросом – Участники гуситского движения и их цели

Представитель от группы называет участников гуситского движения и их цели. По ходу учитель ведет диалог.

Учитель: Почему одних участников гуситского движения называли таборитами, других умеренными? Почему к таборитам среди которых преобладали крестьяне, ремесленники и городская беднота примкнули рыцари?

По ходу диалога на доске заполняется схема (учитель заранее приготовил текст опорных сигналов и прикрепляет их к доске).

        

                                                         против

                                                  общие цели

                                                        против

        

Текст для работы второй группы:  

Какую трёпку мы задали крестоносцам! Пусть только сунутся! Мы не пожалеем своей жизни за Родину. Мы хотим, чтобы в стране хозяевами были чехи. Мы патриоты своей Родины и любим её .

-Ой, какой у нас талантливый полководец! Молодец Ян Жижка! Наш он, хоть и из бывших рыцарей. Смело сражается, жаль, в одном из боёв был ранен и ослеп. Теперь ему помогают его помощники. Они  сообщают ему о расположении и движении войска, а он принимает решения. Не даром о нем сложены стихи и его боятся крестоносцы, называя «страшным слепцом»:

На возу бесстрашно стоя.

Голосом, подобным грому.

Направляет ярость боя.

С ним один дружинник слева

И один дружинник справа.

Вместо глаз они герою.

Служат верно и лукаво.

-Молодец Ян Жижка и его помощники. Мудро они придумали применять в бою пушки. Какой ужас они наводят на крестоносцев. Ведь они не ждали встретить их в поле, они привыкли к пушкам, когда штурмовали города .

-Да, ты прав. Ян Жижка проявляет изобретательность, неожиданные приемы ведения боя. Это все наводит ужас на крестоносцев. Ведь недаром, заслышав боевые песни гуситов и грохот их повозок, рыцари в панике бегут.   Еще ни разу  им не удалось взять укрепление таборитов из повозок. Хорошо придумано! Ставить возы на возвышенности плотным кольцом и, скрепляя один воз к другому цепями и досками. От врага удобно укрыться в таком лагере  и хорошо вести обстрел крестоносцев .

-Да, а как мудро придумано было спустить с горы на крестоносцев, когда они шли на наш лагерь, повозки, груженые камнями . Они смяли крестоносцев, разделили их . Ох, и досталось им тогда! Надолго запомнят!

Да, и какая молодец Лада! Хорошую западню она придумала для крестоносцев, а Ян Жижка поддержал её идею.

-Я предложила собрать головные покрывала и бросить на дно высохшего пруда, чтобы рыцари в них запутались и завязли в трясине. Ведь так и вышло, по-моему. Легко тогда табориты добили рыцарей .

-А я считаю, что одной из причин побед является строгая дисциплина. Представьте себе, что было бы с войском, если бы не запретили и жестоко не наказывали за азартные игры, пьянство, грабежи среди воинов. Я полагаю, тогда бы не было боевого духа, стойкости, благодаря чему мы побеждаем крестоносцев.

Учитель: Слово второй группе, задача которой была определить причины побед таборитов.

От группы выступает представитель. На доске заполняется схема .  

                   Причины побед таборитов:

  • Патриотизм
  • Талантливый полководец Ян Жижка ( на доске помещается только имя)
  • Применение в бою пушек
  • Приемы боя
  • Строгая дисциплина

Учитель: Ребята, мы выяснили причины побед таборитов. Рассмотрите на стр. 199 оружие таборитов .

Докажите, что особенности военной тактики и организации войска гуситов были связаны с народным характером движения в целом .

Ученики: Войско таборитов состояло из крестьян, ремесленников, городской бедноты; они использовали приемы боя из своей повседневной жизни, свое оружие они делали из орудий труда.

Учитель: Направляет детей на анализ документа.

В 1431 году  на Базельском соборе было решено сделать Чехии уступку. Чехи получили право: вести богослужение на своём языке, не допускать в страну иноземных монахов, держать при дворе папы гуситского священника. Папа обещал чешским феодалам оставить в их руках захваченные церковью земли.

Учитель: С какой целью и почему папский престол согласился с подобными привилегиями чехов? Как эти уступки повлияют на расстановку сил в гуситском движении?

Ученики: Папский престол пошел на привилегии чехов, чтобы расколоть движение гуситов и тем самым ослабить его. Умеренные отойдут от движения гуситов, так как добились своих целей (возвращаемся к опорной схеме на доске).

Учитель: 1434 год – у города Липаны умеренные разбили таборитов.

Кто победил в гуситских воинах? Умеренные (фиксируем на доске).

Текст для третьей группы:  

Чешский народ в течение пятнадцати лет ( с 1419 по1434 гг.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В гуситских войнах победили умеренные. На два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне прекратили платить десятину .

В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм – собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем . Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия. Крестьяне и городские бедняки потерпели поражение , но все же они сумели на время приостановить попытки феодалов усилить феодальный гнет. В результате гуситских войн население большинства городов стало чешским .

Передовые идеи гуситов способствовали подъему борьбы народных масс против феодального гнета в Европе.

Учитель: Слово третьей группе. Итоги гуситского движения. Выступает представитель группы. Заполняется схема на доске.

                        Последствия гуситского движения:

  • Гуситская церковь
  • Сейм
  • «Церковная десятина» - убрана
  • Сословная монархия
  • Повышение антифеодальной борьбы в Европе.

Учитель: Мы выполнили план урока (повторяет какой он был, выводы по каждому пункту плана). Заполняют «барометр настроения» и выставляют себе оценку за урок.

 


Опорный конспект (схема) по теме урока

«Гуситские войны».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация открытого урока "Величины, характеризующие колебательное движение" 9 класс

Познакомить учащихся с величинами, характеризующими колебательное движение....

Обществознание 9 класс.Открытый урок "Политические партии и движения"

Конспект урока "Политические партии и движения" 9 класс Кравченко...

Материал для открытого урока по физике : "Реактивное движение .Ракеты"

Структура урока соответствует заявленным целям по изучению темы «Реактивное движение. Ракеты». Целесообразны логическая последовательность и распределение времени по этапам урока.Содержание данн...

Открытый урок биологии по теме "Движение" 6 класс (УМК Н.И.Сонин) , автор учитель биологии Сизова С.В.

Открытый урок биологии по теме "Движение"  6 класс составлен в соответствии с Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И...

Открытый урок: "Текстовые задачи на движение по реке"

Текстовые задачи на движение по реке....

План открытого урока по теме "Дорожное движение"

Большое внимание в программе изучения английского языка уделяется теме "Городская жизнь". Это план урока по теме "Дорожное движение" - "Спросите путь" / "Asking the way"...

открытый урок по истории "Гуситское движение в Чехии"

В данном материале содержится конспект урока по истории для 6 класса...