Мои рекомендации ученикам о развитии дара устной речи
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

КОРОНИО ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА

Устная речь человека - это его визитная карточка. К сожалению, редко встретишь человека, грамотно и красиво говорящего на родном русском языке. Язык надо обязательно развивать. Культура речи - едва ли одна из главных задач и целей уроков истории и обществознания. Итак, кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_sovety_uchenikam_o_dare_rechi.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мои советы ученикам

Чтобы не отнимался дар речи и люди тебя слушали

Принято считать, что обычный человек начинает овладевать речью примерно в возрасте от одного до трех лет. Это неверно. На самом деле, у многих вообще никогда не получается научиться говорить. Ведь произносить слова – это не то же самое, что владеть речью. Как  можно стать человеком не только разумным, но и говорящим?

В древности каждый приличный человек был обязан хорошо разговаривать. И чем лучше он разговаривал, тем считался приличнее. Впрочем, вы и так это знаете. Я часто говорю об этом на уроках истории и обществознания.

Так вот, существует специальная наука, изучающая искусство убедительной и красивой речи. Называется она риторика. Помимо обучения мастерству оратора (другими словами, мастерству монолога), риторика включает в себя теорию аргументации, ведения споров, стилистики языка, да и общения в целом.

Европейская риторика зародилась еще в V веке до н.э. в Древней Греции, а затем большой вклад в эту науку внесли римские ораторы. Вообще же, крупнейшими теоретиками риторики считаются Аристотель, Цицерон и Квинтилиан. Их идеи актуальны до сих пор, хотя уже прошли столетия и столетия.

                         Зачем тебе это?

С греками-римлянами понятно: у них была демократия, телевидения не существовало, все важные вопросы решали общим сходом, поэтому постоянно приходилось выступать вживую перед публикой. Но зачем ораторское искусство тебе? Если ты хочешь работать в дельфинарии, то, пожалуй, сможешь обойтись без этого мастерства. Однако каждому, кто рассчитывает в жизни активно взаимодействовать с людьми, совершенно необходимо умение правильно говорить.

Делать отличные доклады по предметам, хорошо отвечать на экзаменах, даже если вопрос подготовлен плохо; успешно пройти собеседование при трудоустройстве; не проглатывать язык при общении с начальством; внятно объяснять все подчиненным; произвести хорошее впечатление на нужных тебе людей, наконец, обратить на себя внимание понравившегося тебе человека… В общем, можно до самого конца статьи перечислять, где и почему необходима грамотная и красивая речь. Сразу запомни: чем лучше умеешь говорить, тем лучше будет твоя жизнь!

«Да нормальная у меня речь! – возможно говоришь ты в эту секунду. – Никто еще не жаловался! Конечно, бывает иногда немного…эээ…запинаюсь бывает…эээ…как бы, кому надо, те, типа, поймут».

Поймут, конечно! Вот только не все. Согласно целому ряду исследований, при устной передаче информации практически две трети содержания уходит в пустоту. Вспомни некоторые свои нелюбимые уроки, там не то что две трети, там 99 % информации в пустоту идет. А все потому, что в современном мире владеет речью не так уж много людей.

Помни:  

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы

(Ралф Эмерсон)

Что надо улучшить?

Преподавание риторики можно условно разделить на три подхода: артистический, филологический и психологический.

В первом подходе оратора рассматривают как актера, поэтому в обучении особый акцент делают на сценическую речь, уделяя особенное внимание постановке голоса. Поставить голос – значит научиться управлять своей диафрагмой; мышцей, которая отвечает за вдохи-выдохи. Получается как в спорте. Только там благодаря тренировкам хилого доходягу можно превратить в нормального человека, а тут из тихоголосого мышонка можно сделать громогласный пароход. Кстати, от неумения владеть голосом страдает и большая часть учителей. Мы повышаем голос и напрягаем связки, речь становится пронзительная, но слышать ее мучительно. Поэтому к пенсии многие учителя портят связки и теряют голос.

Но для нас с вами намного важнее не это. Я расцениваю мастерство оратора как искусное владение словом – композиция речи, способы ее построения, количество в ней эпитетов, богатый словарный запас, уместные сравнения, и, конечно, хорошее чувство юмора рассказчика. Создание выразительной речи во многом зависит от разнообразных приемов, и некоторые из них знакомы тебе уже сейчас. Риторические вопросы позволяют привлечь внимание публики или собеседника, метафоры придают описываемым явлениям и понятиям тот оттенок, который хочет передать оратор, ну, а про эпитеты вообще каждый знает с первого класса. Способов украсить речь и сделать ее запоминающейся и яркой – великое множество.

Хороший оратор – тот, кто умеет говорить просто о сложном

(Скилеф)

В ораторском искусстве также очень важна психологическая составляющая. Важно чувствовать аудиторию и собеседника, уметь управлять их настроением. Мастера публичных выступлений и личного общения должны владеть не только своим голосом, стилистикой языка, но и психологическими приемами. Надо уметь не только произнести речь красиво, но и произнести ее так, чтобы она вызывала доверие и убеждала. Для этого в ход идут не только слова, но еще и жесты, мимика и прочие способы воздействия.

Но все-таки главным в овладении ораторским искусством является чтение книг и практика. Поэтому старайся как можно больше выступать публично, например, участвуй во всяких школьных мероприятиях. Кстати, этим ты еще и заработаешь себе хорошую репутацию среди учителей и одноклассников. Не стесняйся высказываться на уроках, в больших компаниях. Чем лучше ты владеешь речью, тем проще тебе говорить. А самое главное, как можно больше анализируй свои фразы и реакцию на них окружающих; через некоторое время это станет привычкой, и ты поймешь, что «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Car Culture". Развитие навыков устной речи.

Урок по УМК "Opportunities Intermediate". Используется прием анализа цитаты, законы Мерфи....

Конспект урока "Бьет- значит любит?". Развитие навыков устной речи.

Конспект урока "Бьет- значит любит?".Сфера общения- семья. Цель урока- развитие навыков устной речи. Урок включает работу с газетной публикацией- работу с общим обзором газеты, поисковое чтение, работ...

Развитие навыков устной речи.

Развитие навыков диологической и монологической речи у у чащихся во всех параллелях!...

Урок английского языка во 2 классе : Развитие навыков устной речи по теме "Семья".

Урок : Развитие навыков устной речи по теме "Семья"   по учебнику автора М.В. Вербицкой.Целью урока является: развитие навыков диалогической речи, умение описывать фотографии своей семь...