Интерактивная игра по истории Древнего мира в 5-х классах "Восток - дело тонкое"
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Афанасова Галина Викторовна

(во время игры на экране идет презентация  «Восток – дело тонкое»

Цель : обобщение и повторение знаний, полученных на уроках истории; углубление интереса к предмету, развитие   воображения.

Презентацию к этому уроку можно скачать по ссылке>>>

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vostok_-_delo_tonkoe.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Восток – дело тонкое»

интерактивная игра по истории Древнего мира в 5 – х классах

(во время игры на экране идет презентация  «Восток – дело тонкое»

Цель : обобщение и повторение знаний, полученных на уроках истории; углубление интереса к предмету, развитие   воображения.

Здравствуй юные любители истории, сегодня мы отправляемся в путешествие на древний Восток. Это увлекательная страница в истории человечества. Люди,  жившие  на заре цивилизации совершили,  неоценимые открытия, без которых мы с вами сейчас не представляем нашей повседневной жизни. «История — учительница жизни» - сказал великий римский мыслитель Цицерон. Не знать, истории, значит не уважать себя.

Командам предстоит в открытой интеллектуальной борьбе  показать  свои знания и проявить  бойцовские качества.

Победа будет за сильнейшей командой!

Но это не значит, что те,  кому сегодня фортуна не улыбнется, окажутся проигравшими. Нет, каждый, находящийся здесь в зале, приобретет опыт участия в интеллектуальных играх, получать новые знание по истории древнего Востока. Поверьте, мне это не менее важно!

"Знание - сила", - сказал когда-то философ Френсис Бэкон. Эти слова и станут девизом нашей викторины.

Зрители могут оказать огромную помощь, своей команде в борьбе за победу!

Итак, мы начинаем.

На сцену приглашается команда 5- а класса. Поприветствуем.

На сцену приглашается команда  5 – б класса.

На сцену приглашается команда – 5 – в класса.

Представляю жюри:

Председатель жюри – ________________________

Члены жюри:__________________________________________________________________

Приветствие председателя жюри.

На сцену приглашаются капитаны команд. Жеребьевка.

Первой выступает команда 5 -    класса

Второй выступает команда  - 5 -   класса

Третьей выступает команда – 5 -   класса

  1. Конкурс название команд.

Команда представляет: название, девиз, эмблему.

Максимальное количество баллов – 6.

Выступление команд

  1. Разминка.  За каждый правильный ответ – 1 б.
  1. Междуречьем называется страна,  расположенная между реками – Евфрат и Тигр.
  2. В северо-восточной части Африки расположена страна – Египет. 
  3. На восточном побережье Средиземного моря расположена страна – Финикия. 
  4. В Египте материалом для письма служил – папирус.
  5. Основным строительным материалом в междуречье был – глина.
  6. На полуострове Индостан протекают реки – Инд и Ганг.
  7. Первыми стали использовать в военном деле железо – ассирийцы.
  8. Пурпурную краску изобрели – финикийцы.
  9. Компас изобрели – в Китае.

  1. Конкурс «Знаешь ли ты историческую географию?». (Задание командам на карточках)

Вспомните и напишите, в каких странах находились эти города. За каждый правильный ответ – 1 б. Максимальное количество баллов – 7.

Карточка 1

Города

Страны

Мемфис

Египет

Тир

Финикия

Вавилон

Междуречье.

Иерусалим

Палестина

Ниневия

 Ассирия

Фивы

Египет

Библ

Финикия

  1. Пока команды выполняют задание, идет игра с болельщиками.

За каждый правильный ответ 1 б.

Богами каких стран были…

БОГИ

СТРАНЫ

Амон-Ра

Египет

Брахма

Индия

Осирис

Египет

Иштар

Междуречье

Шамаш

Междуречье

Ашшур

Ассирия

Гор

Египет

Мардук

Междуречье

Тот

Египет

Энлиль

Междуречье

Команды сдают выполненные задания конкурса «Знаешь ли ты историческую географию?» членам жюри.

  1. Конкурс «Эрудитов». Знаешь ли ты почему? Команды совещаются в течение 1 минуты. Максимальное количество – 7 б.

Задача

Ответ

В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из-под воды…»

  • Объясните эти слова старшего брата. Что он имел в виду?
  • В каком месяце по нашему календарю могли быть произнесены эти слова.

Разливы Нила происходят с конца июня по ноябрь.(1 б.)

Ноябрь.(1 б)

Говорят на вкус и цвет товарища нет… А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошим, третий – заведомо плохим.

  • Какие это цвета? Почему к ним было разное отношение?

Желтый цвет был нелюбимым, черный и зеленый любимым. (2б)

Египет был зажат с двух сторон непригодными для жизни людей песчаными пустынями: плодородные почвы в долине Нила были черноземными, благодаря чему всю страну заполняли зеленеющие сады, огороды, заросли тростника, пшеничные и ячменные поля.

В XIV  в. до н.э. правивший в Вавилоне царь Бурна-Буриаш II написал в Египет фараону Эхнатону письмо, в котором просил прислать ему чучела египетских «животных, которые живут и на земле и в реке». Видимо царь слышал о существовании странных животных , хотел посмотреть на них и выставить в своем дворце.

  • О чем идет речь в письме?
  • Какие животные водились в долине Нила.

Крокодилы и бегемоты  «живут и на земле и в реке». (2б)

  1. Конкурс ораторов.   Максимальное количество – 8 б.

Команда 5 –Б класса.

Хвалебная песня египтян Нилу.

Слава тебе Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий пустыню далеко от воды, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота, приносящий хлеб и пищу всякую.

Если  он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатство обретают по его воле.

Команда 5 - В класса

Хвалебная песня египтян солнцу.

Когда ты заходишь на западе – земля погружается во тьму, подобную смерти.

Во мраке выходят из своих логовищ хищные звери и выползают ядовитые гады.

Когда ты восходишь на востоке – гонишь мрак и вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод и на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Команда 5 – А класса

Отрывок из великой индийской  поэмы «Махабхарата».

Земледелие и торговля, разведение скота – вайшьи дело.

Все, что связано с услужением, то природе шудр подобает.

Достигает успеха быстро человек, своей кармой довольный;

Как удача к нему приходит в его действиях слушай об этом.

Человек успех обретает, своим делом того почитая,

Кем всё это пронизано,  даже полный успех в пути чуждом

Бесполезен – на свой устремляйся!

Естества исполняя законы, человек себя не пятнает.

  1. Конкурс «Мудрость Конфуция». (Пока команды выполняют задание, идет игра со зрителями)

Подберите завершение афоризмов Конфуция.

  1. Народ можно принудить к послушанию,

А) Того не делай и другим

  1. Напрасно обучение без мысли,

Б) Что не исправляется.

  1. Вести сражаться необученных людей –

В) Опасна мысль без обучения.

  1. Чего себе не пожелаешь,

Г) Но его нельзя принудить к знанию

  1. Лишь та – ошибка,

Д) Значит их бросать

  1. В кругу семьи почитай родителей,

Е) Вне семьи – почитай старших

1

2

3

4

5

6

Г

В

Д

А

Б

Е

  1. Игра с болельщиками. «Узнай по описанию». За каждый правильный ответ 2 б.
  • Как звали бога в Египте на голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск – Амон (Амон-Ра; Ра) – бог Солнца в Египте.
  • Бог тьмы в Египте, в облике  свирепого  змея  - Апоп.
  • Бог земли в Египте, которого изображали в виде человека с головой змеи – Геб.
  • Как звали бога мудрости в Египте, которого изображали с головой ибиса с длинным клювом – Тот.
  • Как звали в Египте богиню покровительницу женщин и их красоты, изображавшуюся в виде гибкой черной кошки – Бастет.
  • Как звали в Египте богиню неба, ее представляли огромной коровой, а ее тело было усеяно звездами – Нут.

Команды сдают выполненные задания 7.

  1. Конкурс «Знаешь ли ты почему?» Максимальное количество – 6 б.

  • Наряду с круглыми кожаными судами вавилоняне строили из тростника продолговатые суда, имеющие нос и корму. Двигались они на веслах и под парусами. На таких судах плавали не только вниз по Евфрату, но и вверх, преодолевая быстрое течение реки. Случалось, плывущие навстречу друг другу корабли сталкивались. Согласно закону царя Хаммурапи виноватыми при этом всегда считались корабельщики того судна, которое шло против течения. Суд обязывал их возместить убытки потерпевшим: например, в том случае, если плывущее вниз по течению судно затонуло и весь груз пошел на дно.

Подумайте, почему по вавилонскому закону ответственность за столкновение судов на Евфрате несли корабельщики одного из двух столкнувшихся судов, а именно того, которое плыло против течения. Справедлив ли этот закон?

Ответ: На реке Евфрат  было интенсивное судоходство при царе Хаммурапи, которое потребовало специального закона, регулирующего движение судов.

Идущий вверх по течению корабль должен уступить дорогу, поскольку противоположный корабль не может сбавить скорость, потому что течение очень быстрое; Корабельщики, плывущие против течения, всегда могут перестать грести, и их станет сносить вниз, и столкновения не произойдет… тот же корабль, который плывет вниз, не может отступить назад, плыть назад труднее.

  • Возможно ли это?

Древние писатель рассказывают, что персы прокладывали великолепные дороги, пересекавшие страну в нескольких направлениях. Самая знаменитая дорога называлась царской, она тянулась от берегов Эгейского моря в глубь Персидского царства до города Сузы. На этой дороге через каждые 25 – 30 км были расположены станции со служебными помещениями. Дорога использовалась для передвижения войск и торговых караванов, для доставки срочных донесений царю и его царских приказов в отдаленные уголки Персидской державы. Говорили также, что царь Дарий лакомился в своем дворце в городе Сузы свежевыловленной в Эгейском море рыбой. А привозили эту рыбу за две тысячи километров по царской дороге.

Как это могло быть? Ведь скоростных автомашин в древности не существовало. Подумайте, каков способ,  с помощью которого доставляли в кратчайшие сроки царскую почту и скоропортящиеся продукты к царскому столу.

Ответ: В Персидском царстве существовал эстафетный способ доставки грузов и донесений. «На всех дорогах были расположены станции со служебными помещениями».

  • Почему ?

На берегах Нила и поныне можно любоваться развалинами древних храмов. До наших дней  сохранились огромные сужающиеся кверху башни по обе стороны от входа в храмовые дворы, сохранились сами эти дворы, окруженные колоннами; сохранились ряды высоких колонн, некогда поддерживающих  перекрытие в обширных храмовых залах. Иное дело Двуречье, здесь на берегах Тигра и Евфрата почти не осталось древних сооружений.

Чем это можно объяснить? Ведь известно, что жители Двуречья создали столь же древнюю, как и в Египте, высокоразвитую культуру. Разве они не поклонялись богам и не строили для них храмы?

Ответ: В Египте существовало каменное строительство.  В Южном Двуречье  полное отсутствие полезных ископаемых. Строительство велось из глины, которой было много.

Соревнование команд закончено. Пока жюри подводит итоги, предлагаю конкурс для болельщиков. 

  1. Какой город известен в Библии как «основание, жилище мира»?

Ответ: «Основанием», «жилищем мира» в Библии назван Иерусалим. Один из самых древних и знаменитых городов обетованной земли. Символический центр трех религий – иудаизма, христианства, ислама, а потому и всех народов, исповедующих эти религии.

  1. Как называется гора, к вершине которой пристал ковчег легендарного Ноя? На территории какого государства находится эта святыня сегодня?

Ответ: Ковчег Ноя пристал к горе Арарат. У этой горы две вершины – Большой и

Малый Арарат. Первый  и называют горой Ноя, его высота – 5165 метров над уровнем

моря. Обе вершины покрыты сияющими на солнце снегами. Когда-то гора Арарат

находилась в самом центре Армении, теперь на территории Турции.

  1. Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира?

Ответ: Дерево, стоящее в центре мира, называется Мировым деревом. Через него

происходит познание жизни и смерти, добра и зла.

  1. По свидетельству летописца, мужское достоинство у персов оценивалось по храбрости в сражении и по тому, у кого больше всего сыновей, царь ежегодно посылал подарки.

Своих детей от пяти лет до двадцати они обучали трем предметам: верховой езде на лошадях, стрельбе из лука и …

Вопрос: Назовите третье дело, которому персы обучали своих детей.

Ответ: Третьим делом, по свидетельству летописца, которому обучали детей, было – говорить правду.

  1. Каким цветом?

По обе стороны судейского стола в древнем Китае  располагалась стража – несколько рослых служителей в высоких остроконечных шапочках. В руках они держали бамбуковые палки – самое распространенное и чаще других  употреблявшееся средство воздействия на обвиняемого. Бамбуковая палка напоминала небольшое весло для гребли на каноэ. Верхняя часть палки имела круглую форму, чтобы удобнее было держать, и была окрашена в черный цвет, а нижняя часть походила на лопасть весла.

Вопрос: Предположите, каким цветом была окрашена нижняя часть палки и почему?

Ответ: Нижняя часть палки была выкрашена в красный цвет, это в какой-то мере помогало скрыть следы крови, если обвиняемого долго избивали. Такими палками забивали людей до смерти или, во всяком случае, наносили им тяжелое увечье.

  1. Алфавит был изобретен в  Финикии
  2. Вавилон был расположен на берегу реки Евфрата
  3. Главные ворота Вавилона назывались «Золотые»
  4.  В Вавилоне находилось одно из чудес света «Висячие сады»
  5. В период правления Цинь Шихуанди в Китае построили  Великую стену
  6. Высшая власть в Египте принадлежала фараону 
  7. Египтяне писали на пергаменте
  8. Знаки египетской письменности называются иероглифами
  9. Финикийцы изобрели прозрачное стекло 

Слово жюри. До новых встреч.

Спасибо всем за игру.

Помните: «Не знать истории — значит всегда быть ребенком» (Цицерон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

Презентация к уроку "Своя игра по истории Древнего мира"

Презентация к уроку "Своя игра по истории Древнего мира", которая позволить сделать урок ярким и незабываем для учеников, поможет лучше закрепить знания учащихся по теме: "Первобытный мир"...

интеллектуальная игра по истории Древнего мира "КРЕСТИКИ-НОЛИКИ"

Игра рассчитана на обучающихся пятого класса. Целью игры является повторение, обобщение, систематизация, закрепоение знаний по курсу "Истории Древнего мира"....

Интерактивная игра по истории древнего мира

Данная презентация может использоваться для проведения обобщающих уроков в 5 классе....

Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую ...

Интерактивная игра по истории Древнего мира в 5-х классах "Восток - дело тонкое"

(во время игры на экране идет презентация  «Восток – дело тонкое»Цель : обобщение и повторение знаний, полученных на уроках истории; углубление интереса к предмету, развитие   воображения.Пр...

Интеллектуальная игра по Истории Древнего мира с презентацией, 5 класс. Своя игра в ребусах на тему: "Культура Древней Греции"

Своя игра по истории Древнего мира проходит в форме игры и посвящена Культуре Древней Греции, которая изучается в 5 классе. Игра составлена на основе учебника по истории Древнего мира 5 класс (авторы ...