Конспект урока-дискуссии:«Кому принадлежит победа при Бородино?»
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Ширяева Татьяна Александровна

Форма урока-урок-дискуссия

Цели урока

  • Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года;

  • Научить сравнивать взгляды историков, делать выводы

  • Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.

 

 

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Вторжение Наполеона в Россию.

  3. Бородинское сражение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя общеобразовательная школа г.Перевоза»

Урок-дискуссия

в 8 классе  

на тему:

«Кому принадлежит победа при Бородино?»

учитель: Шагина Т.А.

Перевоз,2012

Война двенадцатого года

                                                                            Настала – кто тут нам помог?

                                                                           Остервенение народа.

                                                                           Барклай, зима иль русский Бог?

                                                                                           А.С.Пушкин.                                         

Цели урока

  • Показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года;  
  • Научить сравнивать взгляды историков, делать выводы
  • Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к историческим и материальным источникам, свидетельствующим о храбрости русского воина, готовности стоять насмерть, защищая Родину.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Вторжение Наполеона в Россию.
  3. Бородинское сражение.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812- Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование; Карта, схема, таблицы, показывающие ход сражения

Предварительная подготовка: Отдельные учащиеся готовят сообщения.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный(1-2мин.)

В истории России много блестящих страниц, которыми мы гордимся. Одна из них - это

победа нашего народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Сегодня  мы рассмотрим Отечественную войну 1812 год и Бородинское сражение ,в частности, в проблемно-историческом аспекте и попытаемся ответить на один из важнейших вопросов: кому принадледит победа при Бородине?

Слушают учителя.

Смотрят на доску.

Этап актуализации прежних знаний(5-7мин.)

-Прежде чем мы начнем изучать новую тему,нам необходимо вспомнить некоторые моменты прошлых уроков, которые нам помогут при изучении нового материала.

1.Назовите основные направления внешней политики Александра 1?

  1. Какова была расстановка сил в Европе в начале ХХ века?

  1. Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто были союзниками России в войне против Наполеона в 1805 г.?

4. В чем причина неудач России в кампании 1805-1807 гг.?

 

5. Каковы основные условия Тильзитского мира? Насколько они были выгодны для России?

Примерные ответы учеников:

-Ближневосточное и европейское направления.

-С конца 18 в. в Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция европейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной захватнической политикой Франции.

-Установление в Европе порядка, при котором Франции не позволялось вести захватническую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники- Англия, Австрия.

Несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из участников имел собственные интересы.

-Присоединение к континентальной блокаде против Англии. Чрезвычайно невыгодно – ухудшение экономического положения, подрыв экономических интересов русского дворянства и купечества.

Этап усвоения новых знаний

(20-25мин.)

  1. Вы хотите узнать, что сделало Бородинскую битву навечно одной из самых героических страниц в памяти народа?

  1. Кто они, герои Бородина?

3. Бородино. Победа или поражение?

4. Обсуждение вопроса «Кто победил в сражении?»

Выступление первой группы о ходе и о полководцах Бородинского сражения

Выступление 2 группы о героях Бородина Франции и России.

Из воспоминаний Наполеона:

"Московская битва— моё самое великое сражение: это схватка гигантов. Русские имели под ружьём 170тысяч человек; они имели за собой все преимущества: численное превосходство в пехоте, кавалерии, артиллерии, прекрасную позицию. Они были побеждены! Неустрашимые герои,Ней,Мюрат,Понятовский,— вот кому принадлежала слава этой битвы. Сколько великих, сколько прекрасных исторических деяний будет в ней отмечено! Она поведает, как эти отважные кирасиры захватили редуты, изрубив канониров на их орудиях; она расскажет о героическом самопожертвовании Монбрена и Коленкура, которые нашли смерть в расцвете своей славы; она поведает о том, как наши канониры, открытые на ровном поле, вели огонь против более многочисленных и хорошо укреплённых батарей, и об этих бесстрашных пехотинцах, которые в наиболее критический момент, когда командовавший ими генерал хотел их ободрить, крикнули ему: «Спокойно, все твои солдаты решили сегодня победить, и они победят!»

3группа выступает с сообщением об итогах битвы.

4 группа дает историографический обзор на проблему Бородинской битвы.

Наполеон следующим образом описывал Бородинское сражение:

"С 80000 армией я устремился на русских, состоявших в 250000, вооружённых до зубов и разбил их…"

Кутузов в своей реляции императоруАлександру Iписал:

"Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать."

Дискуссируют. Доказывают свою точку зрения.

Этап закрепления нового материала(5-7мин.)

Как результат нашей работы составим синквейны

Игра «ВЕРИТЕ  ЛИ      ВЫ?"

Ответьте на вопрос: «Верите ли вы,что в русской армии....?

…правом ношения усов с 1812 г. обладали только гусары и уланы? (Да )

…гусарский мундир, расшитый шнурами назы         вали «епанча»? (Нет, доломан)

…для обозначения чина военная форма укра-                             шалась галуном — специальной тесьмой из золо-             той или серебряной нити? (Да .)

…бушлат — это плащ, служивший зимней одеж- дой? (Нет, зимний плащ назывался «епанча»)

 …чин генералиссимуса был высшим по «Табелю о рангах»? (Нет, высший офицерский чин «генерал-

                                                          фельдмаршал»)

…к полковникам и подполковникам следовало

 обращаться «Ваше высокоблагородие»? (Да )

 …офицеры и генералы на своих головных убо                                  рах носили «султан»? (Да, это украшение из перьев )                                                        

…гусарские брюки, расшитые на бёдрах узором  из шнура назывались «шаровары»? (Нет, это чик-

роге, и поход этот продолжался до начала моро-              чиры)

Составляют синквейны

Отвечают.

Этап подведения итогов урока(2мин.)

Чья работа на уроке показалась Вам наиболее интересной и содержательной?

Выставление оценок за урок.

Ответы учащихся

Этап задавания Д/З(1мин.)

Используя материал, изученный на уроке, схему Бородинского сражения, любой дополнительный материал представь себя участником сражения – младшим офицером (должность и род войск по выбору).

Напиши небольшое сочинение на одну из предложенных тем:

А) «Утро на Бородинском поле. Начало сражения».

Б) «Полдень на Бородинском поле. Разгар сражения».

В) «Вечер на Бородинском поле. Конец сражения»

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "День Победы"

Тип данного урока -домашнее чтение.Основной целью урока является развитие навыков аудирования....

План - конспект внеурочного занятия "Песни великой Победы" (6 класс)

В конспекте содержится информация о истории создания и возникновенмя песен военного периода....

План - конспект внеурочного занятия "Песни великой Победы" (6 класс)

В конспекте содержится информация о истории создания и возникновенмя песен военного периода....

План-конспект урока к 70-летию Победы

О людях горячего сердца, о людях мужества, отвоевавших счастье жить на этой земле пойдет речь на сегодняшней нашей встрече, на которой присутствуют родственник ветерана ВОВ...

План-конспект классного часа "Солдаты Великой Победы!"

Классный час "Солдаты Великой Победы!", посвящён 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне над фашистами.  Цели: расширять знания обучающихся о Великой Отечественной войне, воспит...

КОНСПЕКТ физкультурного праздника ко Дню Победы

Цель: развивать чувство любви к Родине, гордпсть за неё. Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений, воспитывать целеустремленность, настойчивость и чувство товарищества при про...

Конспект классного часа, посвященный Великой победе.

Рассказ о роли жителей Шатковского района в военное время, о Тани Савичевой....